Кружок "Умные шашки"
Кружок "Умные шашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matveeva_a.a._shashki_novaya_prgramma.docx | 76.13 КБ |
kruzhok_umnye_shashki.docx | 68.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ Видновской СОШ №7 Протокол № от | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Видновской СОШ №7 ____________________О.И. Казаковская Приказ №____ от ________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умные шашки»
Уровень - стартовый.
Возраст обучающихся: 5- 7 лет
Срок реализации: 18 месяцев
Автор-составитель:
Матвеева Анастасия Александровна, воспитатель.
Видное, 2022г.
Стр.
- Пояснительная записка ………………………………………………………………......3
- Направленность программы ……………………………………………………. ……. 3
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы …………. ………...3
- Новизна и отличительные особенности программы………………………………….3
- Цель и задачи программы…………………………………………...……………….....4
- Срок реализации и категория обучающихся …………………………………………4
- Форма обучения и режим занятий ………………………………………………….....4
- Планируемые результаты ……………………………………………………………...5
- Содержание программы ……………………………………………………………….....6
- Тематический план ………………………………………………..................................6
- Содержание программы …………………………........................................................13
- Формы контроля и оценочные материалы …………………………………………..14
- Организационно-педагогические условия реализации программы………………15
- Материально-технические условия реализации программы ………………………15
- Методические особенности программы ……………………………………………..15
- Список литературы …………………………………..……………………….……….18
Приложения……………………………………………………………………………………19
I. Пояснительная записка
- Направленность программы: физкультурно – спортивная.
- Актуальность и психолого-педагогическая целесообразность программы.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся. Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что
одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение, но и психологическое сопровождение.
- Новизна и отличительные особенности программы.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научатся искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
- Цель и задачи программы.
Цель программы:
создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;
- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
- Срок реализации и категория обучающихся.
Срок реализации программы - 2 года (18 месяцев).
Категория обучающихся - дети от 5 до 7 лет группы общеразвивающей направленности.
- Форма обучения и режим занятий.
Основные формы и средства обучения:
1. практическая игра;
2. решение задач, комбинаций и этюдов;
3. дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
- Планируемые результаты программы.
- К концу первого года обучения воспитанники будут знать:
- правила хода,
- белое и чёрное поле,
- горизонталь,
- вертикаль,
- диагональ,
- центр,
- партнёры,
- начальное положение,
- ход,
- взятие,
- пат,
- ничья.
- К концу второго года обучения дети будут уметь:
- правильно располагать доску между партнёрами,
- правильно располагать фигуры перед игрой,
- ориентироваться на шашечной доске,
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил,
- решать простые шашечные задачи,
- будут знать шашечные термины.
II. Содержание программы
- Тематический план
Тематическое планирование
(1 год обучения – возраст дошкольников 5-6лет)
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Сказка начинается: «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями «шашка», «жителями шашечной страны». Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 | |
2 | «Путешествуем по сказочному королевству» - шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: «шашечная доска» и «шашки». Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек». | 1 | |
3 | «Волшебные ниточки сказочного королевства». «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «вертикаль». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. | 1 | |
4 | «Задания умной совы». «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 | |
5 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: «Ходы шашек». «Тихий ход». «Ударный ход». «Виды боя (взятия)». Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек», выставка детских работ. | 1 | |
6 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4). Игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 | |
7 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
8 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | Познакомить с понятием «диагональ - косая линия», состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-ми клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол. | 1 | |
9 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры - Сила флангов. | Познакомить с шашечным понятием «фланг». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Центр. | Познакомить с шашечным понятием «центр». Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4. Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля. | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются «бортовыми шашками». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
12 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля. | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 | |
13 | «В гости к друзьям». «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
14 | «Правила хорошие, знать каждому положено». Основные правила шашечной игры. | Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то вы обязаны срубить шашку соперника, если ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 2 | |
15 | «Лесная школа умного зайца» - основы шашечной игры: ловушка и короткие партии. | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
16 | «Лесная школа умного зайца» - основные приёмы борьбы на шашечной доске. | Познакомить с правилом: если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 2 | |
17 | «Лесная школа умного зайца» - основы шашечной игры: как пройти в дамки. | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом: «Простая» шашка, достигнув «дамочного» поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. | 3 | |
18 | «Этикет игрока - правила поведения во время игры». | Познакомить с правилами поведения во время игры. Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи, чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями. | 2 | |
19 | «Как справится с задачей?» | Чтение худ. литературы «Сеня, Храбрик и шашки», авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
20 | «Веселый бой» | Стихотворение Юровской Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». | 1 | |
21 | Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки». Закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 | |
22 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДО». | Практическое закрепление материала. | 2 | |
23 | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. | 2 | |
24 | «Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры. | 2 | |
Итого: | 36 | |||
Соревнование по шашкам в ДО между игроками. | Финал – февраль 2023г. |
Тематическое планирование
2-й год обучения.
(возраст дошкольников 6-7 лет)
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Как начинать партию?» | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 1 |
2 | «Цели игры и определение результата партии». Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | 1 |
3 | «Разные виды ничьей партии». | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. литературы Юровской Е.М | 1 |
4 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
5 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «Уголки». Игра «Поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске. | 2 |
6 | Турнир «Белочки- медвежата». | Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля». ЧХЛ Юровской Е.М. «Цейтнот». | 2 |
7 | Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Простые комбинации». | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
8 | «Умники и умницы». | Практическое закрепление материала. Чтение худ. литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». | 1 |
9 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 1 |
10 | «Лесные забавы» | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. | 1 |
11 | Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Комбинационные приемы». «Ловушки в начале партии». | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой». | 1 |
12 | «Зайкин сон». | Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровской Е.М «Зайкин сон». | 2 |
13 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание». | Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 1 |
14 | «Использование дополнительного темпа». | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку?» | 1 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. | 1 |
16 | «Решение элементарных комбинаций». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. | 1 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение». | 1 |
18 | «Конкурс на призы от Зайки». | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. | 2 |
19 | «Шлагбаум». | Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактические игры. | 1 |
20 | «Победитель - это я». | Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей на ограничение подвижности фигур. | 1 |
21 | «Достижение выгодной оппозиции». | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты. Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 1 |
22 | «Турнир сильнейших». | Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
23 | «Зайкина задачка». | Работа с диаграммами. Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 1 |
24 | «Шашечный бал». | Практическое закрепление материала. | 2 |
25 | Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
26 | «Эффективность и красота комбинаций». | Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
27 | Дружеские встречи. | Соревнования между игроками ДО. Подведение итогов года. | 2 |
Итого: | 36 |
Соревнование по шашкам в ДО между игроками. | Финал – февраль 2024г. |
- Содержание программы.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках.
Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
III. Формы контроля и оценочные материалы.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки).
Методика проведения диагностики:
диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы.
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы.
- Материально-технические условия реализации программы.
Оборудование и материалы.
Наименование: Количество:
1. доски деревянные 5 штук
2. доска магнитная 1 штука
3. доска картонная 1 штука
4. шашки 5 наборов
- Методические особенности программы.
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При составлении Программы учитывалось:
- время занятий по дополнительному образованию детей в ДО «Ромашка»
- соответствие СанПиН СП 2.4.3648-20 от 01 января 2021г.
- соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
- доступности материала, его повторности,
- построения программного материала от простого к сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов по 1 занятию в неделю, длительностью 30 минут. Из этого количества – 10 часов отводится на теоретический курс, 26 часов – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов.
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Краткий список терминов игры шашки.
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций
Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть
Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны знать:
- шашечные термины,
- белое и чёрное поле,
- горизонталь,
- вертикаль,
- диагональ,
- центр,
- партнёры,
- начальное положение,
- ход,
- взятие,
- пат,
- ничья,
- правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил,
- правильно располагать доску между партнёрами,
- правильно располагать фигуры перед игрой,
- решать простые шашечные задачи.
- Список литературы
1. В.Б. Городецкий, Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин, История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин, Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм, Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра; Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич, 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
13.Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
14. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
15. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
16. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 2002. – 250 с.
Приложение 1
Объявление для родителей
Уважаемые родители!
В нашем детском саду начинает работу кружок «Умные шашки».
Цель работы кружка:
1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.
2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.
4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.
Задачи программы:
образовательные:
- обучить технике игры в шашки;
- ознакомить детей с теорией шашечной игры.
развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
- развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.
воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Приложение 2
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ Видновской СОШ №7 Протокол № от | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Видновской СОШ №7 _____________О.И. Казаковская |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Умные шашки»
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Матвеева Анастасия Александровна,
воспитатель
Видное, 2023 г.
Содержание Программы
1. | Информационная карта Программы …………………………………………. | 3 |
2. | Пояснительная записка… ……………………………………………………….. | 6 |
3. | Методическое обеспечение…… ………………………………………………… | 7-8 |
4. | Тематическое планирование (1 год обучения – возраст дошкольников 5-6 лет)…………………………………………………………………………………………... | 9-13 |
5. | Тематическое планирование (2 год обучения – возраст дошкольников 6-7 лет)…………………………………………………………………………………………... | 13-15 |
6. | Мониторинг ……………………………………………………............................ | 16 |
7. | Ожидаемые результаты………………………………………………………….. | 17 |
8. | Оборудование и материалы……………………………………………………… | 17 |
9. | Литература………………………………………………………………………... | 18 |
10. | Приложение………………………………………………………………………. | 19 |
Цель программы: создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки. Целевая группа: обучающиеся от 5 до 7 лет .
Задачи программы. Обучающие: - познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом; - научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка; - познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом; - научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более; - научить простейшим дебютным схемам; - научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной; - познакомить с основами композиционной игры. Развивающие: - развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре; - развивать внимание, память, логическое мышление Воспитательные: - формировать культуру общения и поведения в коллективе; - прививать навыки здорового образа жизни; - помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”; - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения. Направленность физкультурно-спортивное Срок реализации 2 года Уровень реализации - дошкольное образование Краткое содержание программы. Программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Актуальность программы. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся. Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение, но и психологическое сопровождение. Новизна программы Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научатся искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Ожидаемые результаты программы К концу первого года обучения воспитанники будут знать: Шашечные термины:
К концу второго года обучения дети будут уметь:
. |
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Методическое обеспечение
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При составлении Программы учитывалось:
- соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к
сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов по 1 занятию в неделю, длительностью 30 минут. Из этого количества –10 часов отводится на теоретический курс, 26 часов – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
#1055;ринцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
#1055;ринцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
#1055;ринцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
#1055;ринцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
#1055;ринцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
#1055;рактическая игра.
#1056;ешение задач, комбинаций и этюдов.
#1044;идактические игры и задания, игровые упражнения;
#1056;азвлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Срок реализации программы: 2 года.
Тематическое планирование
(1 год обучения – возраст дошкольников 5-6лет)
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 | |
2 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | 1 | |
3 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. | 1 | |
4 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 | |
5 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 1 | |
6 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 | |
7 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
8 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол | 1 | |
9 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
12 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 | |
13 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
14 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 2 | |
15 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
16 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 2 | |
17 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. | 3 | |
18 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями | 2 | |
19 | «Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | |
20 | «Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 | |
21 | Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 | |
22 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Практическое закрепление материала. | 2 | |
23 | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. | 2 | |
24 | «Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 2 | |
Итого: | 36 | |||
Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | Финал – февраль 2023г. |
Тематическое планирование
2-й год обучения.
(возраст дошкольников 6-7 лет)
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Как начинать партию? | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 1 |
2 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | 1 |
3 | «Разные виды ничьей партии». | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй Е.М | 1 |
4 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
5 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске | 2 |
6 | Турнир «Белочки- медвежата». | Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М.»Цейтнот» | 2 |
7 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
8 | «Умники и умницы». | Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся» | 1 |
9 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 1 |
10 | «Лесные забавы» | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
11 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» | 1 |
12 | «Зайкин сон». | Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» | 2 |
13 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связы-вание» | Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 1 |
14 | «Использование дополнительного темпа». | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» | 1 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
16 | «Решение элементарных комбинаций». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | 1 |
18 | «Конкурс на призы от Зайки». | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. | 2 |
19 | «Шлагбаум». | Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая игры. | 1 |
20 | . «Победитель - это я» | Развлечение. Практическое закрепление материала.. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 1 |
21 | «Достижение выгодной оппозиции». | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 1 |
22 | «Турнир сильнейших» | Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
23 | «Зайкина задачка». | Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 1 |
24 | «Шашечный бал». | Практическое закрепление материала. | 2 |
25 | Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 |
26 | «Эффективность и красота комбинаций.» | Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
27 | Дружеские встречи. | Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. | 2 |
Итого: | 36 |
Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | Финал – февраль 2024г. |
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамили, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры шашки
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций
Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть
Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны знать:
- Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
- Правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шашечной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
- Правильно располагать доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Решать простые шашечные задачи
Оборудование и материалы
Наименование Количество
1 Доски деревянные 5 шт
2 Доска магнитная 1 шт
3 Доска картонная 1 шт
4. Шашки 5 наборов
Используемая литература
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
#1040;баулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
14. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
15. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
16. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
Приложение 1
Объявление для родителей
Уважаемые родители!
В нашем детском саду начинает работу кружок «Умные шашки».
Цель работы кружка:
1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.
2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.
4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить технике игры в шашки;
- ознакомить детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
- развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Приложение 2
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!