Внеурочная деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Особенности и виды внеурочной деятельности. Анализируем изменения и планируем реализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

План:

  1. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
  2. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
  3. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности по ФГОС.
  4. Рекомендации по организации внеурочной деятельности по иностранным языкам.

Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к содержанию образования и его составных частей – обучения и воспитания. Основная образовательная программа на любой ступени основного образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) впервые в истории отечественной системы образования определили воспитательный компонент равноправным участником образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала образовательной организации, призванной обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Одной из целей обучения по ФГОС выступает создание такой среды, которая инструментально обеспечит включение каждого обучающегося в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Формирование у обучающихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует их становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада жизни образовательной организации, включающего воспитательную, учебную и внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности. Важным условием развития всего перечисленного является создание среды, стимулирующей активные формы познания, а достичь этого помогает эффективно организованная система внеурочной деятельности.

  1. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Основные задачи внеурочной деятельности:

1) создание условий для развития личности;

2) развитие мотивации к познанию и творчеству;

3) обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;

4) приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, достижениям мировой культуры, национальным ценностям и традициям (включая региональные социальнокультурные особенности);

5) профилактика асоциального поведения;

6) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации обучающихся, их интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

7) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности;

8) укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

9) развитие взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся.

ФГОС на всех ступенях образования уделяет достаточное внимание планированию и организации внеурочной деятельности.

Основные тезисы внеурочной деятельности в условиях ФГОС гласят:

1. Программы курсов внеурочной деятельности включаются в содержательный раздел основной образовательной программы и ориентируются на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы общего образования наряду с учебным планом.

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

4. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

5. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

6. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей) полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности.

7. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

8. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

  1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Урочной деятельностью называют занятия, которые проводятся педагогами в рамках специально отведенного времени и включены в расписание образовательной организации. В качестве структурной единицы выступает урок, который всегда считался основной формой учебно-воспитательной работы, проводимой в школе.

Урок – это элемент учебного процесса с группой обучающихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. За счет правильно проведенных урочных занятий существует возможность обеспечить четкое планирование и последующую организацию учебно-воспитательной работы.

К особенностям классно-урочной системы можно отнести:  

  • постоянный состав обучающихся примерно одного возраста и уровня подготовленности;
  • планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);
  • учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом, уроков;  
  • монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;
  • вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности обучающихся);
  • руководящая роль педагога.

Урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из обучающихся. Достоинства классно-урочной системы: строгая организационная структура, экономичность, коллективный характер деятельности, возможности взаимообучения, воспитательные воздействия.

В урочной деятельности существуют свои минусы. Главным недостатком является ограничения для ведения творческой деятельности, а также невозможность создания условий, необходимых для самостоятельной деятельности педагогов, не говоря уже об обучающихся. Урочная деятельность не учитывает личностные особенности и не способствует адаптации участников образовательного процесса и развитию дружеских и/или партнерских взаимоотношений, т.к. рассчитана на среднего ученика.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В отличие от урочной деятельности внеурочная, имея те же цели, направлена на построение пространства для саморазвития, способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независимой и сможет декларировать собственное мнение. Важно, что внеурочная деятельность не является аналогом программ дополнительного образования.

Организация внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

1) соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

2) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности образовательной организации;

3) опора на ценности воспитательной системы образовательной организации;

4) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся;

5) учет потребностей обучающихся и их родителей;

6) преемственность выбранного обучающимся направления на всех этапах образования;

7) разнообразие направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;

8) учет региональных разработок для организации внеурочной деятельности;

9) взаимодействие с региональными (муниципальными) учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

10) оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

11) учет возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

К специфике внеурочной деятельности следует отнести:  

  • внеурочная деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности обучающихся;  
  • психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, что способствует формированию равноправных отношений обучающихся с педагогами на основе общих интересов и ценностей;  
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
  • в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся – одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;  
  • быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;  
  • практическая значимость полученных знаний и умений;
  • широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);  
  • нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств обучающихся, формирование положительного психологического климата в коллективе, приобщение к нравственным и культурным ценностям;  
  • отсутствие домашнего задания. 

3. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности по ФГОС.

ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливают, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:  

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Формами внеурочной деятельности выступают художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные научные общества, юношеские организации, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Особенности, цели и задачи направлений внеурочной деятельности рассматриваются в таблице 1.

Таблица 1

Особенности, цели и задачи направлений внеурочной деятельности

Особенность

Цель

Задача

Спортивно-оздоровительное

Спортивнооздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Ценностные основы: здоровье – физическое, нравственное и социальнопсихическое; стремление к здоровому образу жизни.

Воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.

Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье; Формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах и др.; Научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

Духовно-нравственное

Направлено на воспитание в каждом обучающемся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социальноориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции - «становиться лучше»; Формирование патриотизма и гражданской солидарности; Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.

Социальное

Направлено на адаптацию к существующим социальным условиям и обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям и навыкам труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; Выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах; Стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.

Общеинтеллектуальное

Служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления.

Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами; Способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Общекультурное

Развитие эмоциональнообразного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности.

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Развитие эмоциональной сферы, чувства прекрасного, творческих способностей; Формирование коммуникативной общекультурной компетенций; Овладение обучающимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; Овладение навыками межличностного общения; Формирование интереса к творческим профессиям.

Перечисленные направления реализуются в различных видах неурочной деятельности.

Что касается форм реализуемых видов внеурочной деятельности, то единые методические рекомендации по их выбору отсутствуют, поэтому педагогическое сообщество самостоятельно определяет приоритетные формы взаимодействия с обучающимися в соответствии с региональными особенностями, материальными, кадровыми и техническими ресурсами, запросами обучающихся и их родителей.

Таким образом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная, в первую очередь, на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

4. Рекомендации по организации внеурочной деятельности по иностранным языкам.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции от 24 ноября 2015 г.).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом она создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы, их желания и интересы становятся определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.

Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:

– тематические игровые вечера;

– кружки страноведения (страны изучаемых языков);

– кружки регионоведческой/краеведческой направленности;

– недели иностранных языков:

– видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры):

– театральные постановки на иностранном языке;

– марафон по иностранным языкам.

Любая форма внеурочной деятельности должна быть наполнена полезным содержанием. Учителям иностранного языка при выборе форм внеурочной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности/способности учащихся, педагога, освоенный на уроке языковой/речевой материал, сформированные компетенции должны совершенствоваться в новой ситуации.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего/основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

ФГОС начального общего образования устанавливает объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения. ФГОС основного общего образования предусматривает объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность должна реализовываться с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом следует обратить внимание на то, что СанПиН 2.4.2.2821-10 определяют гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся (п. 10.5). Так, максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности для учащихся 1–4 и 5–9 классов, независимо от продолжительности учебной недели, составляет не более 10 часов. Также отмечается, что часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни и использованы для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

СанПиН 2.4.2.2821-10 в ред. от 24 ноября 2015 г. допускает перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в 19 пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.