ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФГОС ДО предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при поведении режимных моментов. Прогулка является одним из важнейших режимных моменов. В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulki_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
1. Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
2. Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
3. Оптимизировать двигательную активность детей;
4. Способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Значение прогулки для развития детей:
1. Развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;
2. Дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.;
3. Удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит;
4. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми;
5. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;
6. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
2. Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» - приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе хороводных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – художественно-эстетическое развитие. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Примеры опытов и поисковых действий, которые можно использовать в работе с детьми в ходе прогулки:
1. «Тонет – не тонет» – испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;
2. «Цветные льдинки» – замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;
3. «Делаем дорожки и узоры на песке» – дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;
4. «Делаем фигурки» – дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;
5. «Цветной снег» – дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры;
6. «Разные ножки бегут по дорожке» – дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;
7. «Волшебная вода» – смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;
8. «Ледяные узоры» – замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;
9. «Освобождение из плена» – размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»;
10. «Снежные фигуры» – лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;
11. «Мир меняет цвет» – рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.
12. «Кто прошел?» – учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т.д.;
13. «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;
14. «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так…»;
15. «Приведи пример того. Что опасно, а что без опасно»;
16. «Предложи пример того, что опасно, а что безопасно» и т.д.
Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель может использовать несколько педагогических позиций:
1. Партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);
2. Обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»)
Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха и погодным условиям
3. Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста.
Структурными компонентами прогулки являются:
1. Разнообразные наблюдения;
2. Основные движения и подвижные игры;
3. Дидактические игры;
4. Трудовая деятельность;
5. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка.
Наблюдения – основной метод обучения. Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
1. Живая природа: растения и животные;
2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
3. Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. Устанавливаются факты;
2. Формируются связи между частями объекта;
3. Идет накопление представлений у детей;
4. Проводятся сопоставления;
5. Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Основные движения и подвижные игры:
1. Расширяется двигательный опыт детей;
2. Совершенствуются навыки в основных движениях;
3. Развиваются физические качества;
4. Формируются самостоятельность и активность;
5. Положительные взаимоотношения со сверстниками.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю), упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.
Подвижная игра: старший возраст – 10-15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, а в старшем 5-6 минут. Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
2. Задача должна быть достаточно трудна, но и в то же время доступна детям;
3. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
4. Конкретно и четко объяснять правила.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками или природным материалом);
2. Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
Трудовые поручения. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
1. Индивидуальные трудовые поручения;
2. Работа в группах;
3. Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной - двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Самостоятельная игровая деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д. Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
4. Виды прогулок.
1. ПРОГУЛКА - НАБЛЮДЕНИЕ за: сезонными изменениями в природе; особенностями растительного мира; жизнью домашних и диких животных; трудом и отдыхом людей.
2. ПРОГУЛКА - ЗАДАНИЕ, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на групповое или садовское мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.
3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.
4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки воспитанники получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т.д.
5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.
6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ.
7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета.
8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений воспитанников: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения.
9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: играми; спортивными занятиями; трудом; экскурсионной работой. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.
Литература.
1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
2. Торочкова Т.Ю.. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
4. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания/ Т.И. Бабаева и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
5. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.
6. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.