Конспект НОД "Веселье и труд рядом живут"

Фетисова Марина Анатольевна

Цель: Воспитание  творчески  развитой  личности  через  активацию  познавательной  деятельности  дошкольников  при  приобщении  детей  к  русской  национальной  культуре.

 

Задачи:   знакомить  детей  с  народными  традициями  и  включать  их  в  детскую  жизнь,  так  как    в  них   отражена  глубокая  мудрость  и  творческий  потенциал  русского  народа,  познакомить  детей  с  посиделками  как  явлением  старорусского  быта,  приобщать  к  духовной  культуре  на  основе  активного  использования  фольклора (песенок,  загадок,  пословиц,  считалок,  игр  и  т.п.). Закрепить  представления  о  традиционных  видах  труда.  Формировать  интерес  к  отечественной  культуре,  желание  вносить  её  отдельные  элементы  в  современную  жизнь.  Развивать  смекалку,  творчество  в  разных видах  деятельности  (музыкальной,  речевой,  игровой,  изобразительной), способствовать  развитию  у  детей  лучших  черт  русского  характера, эмоциональную  отзывчивость.  Формировать  умение  весело  и  интересно  проводить  время  с  друзьями.  Воспитывать  чувство  уважения  к  традициям  и  обычаям  русского  народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2018.docx473.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

городского округа Балашиха

Детский  сад  комбинированного  вида  №13  «Улыбка»

Конспект непосредственно - образовательной  деятельности

Тема  «Веселье  и  труд  рядом  живут»

                                                      Воспитатель:  

                              Фетисова

                                             Марина Анатольевна

Балашиха  2018

Цель: Воспитание  творчески  развитой  личности  через  активацию  познавательной  деятельности  дошкольников  при  приобщении  детей  к  русской  национальной  культуре.

Задачи:   знакомить  детей  с  народными  традициями  и  включать  их  в  детскую  жизнь,  так  как    в  них   отражена  глубокая  мудрость  и  творческий  потенциал  русского  народа,  познакомить  детей  с  посиделками  как  явлением  старорусского  быта,  приобщать  к  духовной  культуре  на  основе  активного  использования  фольклора (песенок,  загадок,  пословиц,  считалок,  игр  и  т.п.). Закрепить  представления  о  традиционных  видах  труда.  Формировать  интерес  к  отечественной  культуре,  желание  вносить  её  отдельные  элементы  в  современную  жизнь.  Развивать  смекалку,  творчество  в  разных видах  деятельности  (музыкальной,  речевой,  игровой,  изобразительной), способствовать  развитию  у  детей  лучших  черт  русского  характера, эмоциональную  отзывчивость.  Формировать  умение  весело  и  интересно  проводить  время  с  друзьями.  Воспитывать  чувство  уважения  к  традициям  и  обычаям  русского  народа.

Место  проведения:

музыкальный зал,  оборудованный  под  русскую  избу:  прялка,  скамейки,  столы.

Оборудование:

мультимедийные     средства    для  показа  пейзажей  России  и  прослушивания  песни  «Родина», стилизованные ворота,  записи  русских народных  мелодий,  народные  костюмы,  материал  для  продуктивной  деятельности,   дидактическая игра,  шапочки  для  подвижной  игры,  угощение.

Предварительная  работа:

Посещение комнаты русского  быта  в  музее детского  сада,  разучивание  русских  народных  игр,  использование  считалок  во  время  игр, загадывание  загадок,  знакомство   с   пословицами  и  поговорками  о  труде,  знакомство  детей  с  народными  промыслами,  чтение  художественной  литературы  на  темы:  «осень»,  «Родина»;  чтение  р.н.  сказок:  «Сивка  Бурка»,  «Мужик  и  медведь»,      беседы  о  сельскохозяйственном  труде  в  разное  время  года,  выставка  детских  работ  по  рукоделию  с  участием    родителей.

Ход  непосредственной  образовательной  деятельности:

Дети  свободно  входят  в  зал  и  садятся  перед  экраном,  смотрят  пейзажи  России.  Во  время  показа  звучит  песня  «Родина»:

Вижу  чудное  приволье,

Вижу  нивы  и  поля  -

Это  русское  раздолье,

Это  русская  земля!

Вижу  горы-исполины,

Вижу  реки  и  моря  -

Это  русские  картины,

Это  Родина  моя.

Слышу  песни  жаворонка,

Слышу  трели  соловья  -

Это  русская  сторонка,

Это  Родина  моя.

Воспитатель:  Россия  -  огромная,  богатая  и  прекрасная  страна.  Россию  мы  зовём  Родиной.  Почему?  (Ответы  детей:  это  край,  где  мы  родились,  где  живём,  это  наш  дом,  это  всё,  что  нас  окружает).  Назовите  родственные   (похожие)  слова,  к  слову  Родина.

Вспомните  стихотворение:

Россия,  Россия  -  края  дорогие,

Здесь  издавна  русские  люди  живут.

Они  прославляют  просторы  родные,  

О  Родине  песни  поют.

Воспитатель:  Русский  народ  любит  свою  страну  Россию,  славит  её  добрыми  делами,  хранит  в  памяти  песни,  сказки,  пословицы  и  поговорки,  традиции  и  обычаи  своей  Родины.  А  давайте  мы  с  вами  отправимся  в  старые  добрые  времена  и  узнаем  некоторые  традиции  и  обычаи  русского  народа.

Издавна  русский  народ  славится  трудолюбием.      Был  такой  обычай  у  русских  людей:  как  заканчивали   полевые  работы…  А  какие  полевые  работы  вы  знаете?  (Ответы  детей: пахота,  посев,  косьба,  собран  урожай,  перекопаны  огороды).  А  когда  собран  весь  урожай?  Ответ  детей:  осенью.  Вот  - теперь  можно  и  повеселиться.  Так  коротали осенние  да  зимние  вечера  вместе,  устраивали  посиделки.   Как  говорится:  «Сделал  дело  -  гуляй  смело». Сегодня  я  хотела  пригласить  вас  на  осенние  посиделки.  Беседа  «Что  такое  посиделки?»  - Это  время  проведения  досуга.  На  посиделки  собиралась  молодёжь: себя  показать,  на  других  посмотреть.  На  посиделках  рассказывали  сказки,  обменивались  пословицами,  поговорками,  загадывали  загадки,  соревновались  в  уме,  находчивости.  Ткали  пряжу,  вышивали,  вязали  кружева,  расписывали  посуду,  плели  лапти,  корзины,  и  многое  другое  делали,  что  в  хозяйстве  пригодится.  Привычка  трудиться,  не  сидеть  праздно,  даже  и  на  отдыхе,  умело  чередовать  труд  и  отдых,  осталась  как  одна  из  лучших  традиций  народа.  Не  зря  говорили:  «Веселье  и  труд  рядом  живут».  Попробуем  и  мы  использовать  этот  полезный  и  интересный  обычай.  Руководила  посиделками  хозяйка  избы  -  сегодня  ею  буду  я.

Воспитатель предлагает  детям  пройти  через  «Ворота»,  оказаться  в  прошлом,  перед  избой.  Звучит  р.н.  мелодия.

Воспитатель:

Здравствуйте,  гости  дорогие,  желанные,  долгожданные!

Вы  явились  в  добрый  час-

Встречу тёплую  такую

Я  готовила   для  вас.

Хлебосольством  и  радушием

Знаменит  родной  наш  край:

Здесь  для  вас  и  сказки  русские,

И  медовый  каравай.

Будут   игры,  хороводы,

Будут  песни  хороши,

Ведь  когда-то  посиделки

Были  праздником  души.

Проходите  в  мою  светлицу

Поработать  да  повеселиться!

Сядем  рядком,  поговорим  ладком.

У  меня  есть  корзинка  -  копилка  «Народных  мудростей». По  русскому  обычаю  я  встретила  вас  хлебом  -  солью.

Ребятки,  а  вы  знаете  «откуда  хлеб  приходит?».

Дидактическая игра  «От  зернышка  -  до  хлеба».

Цель:  (построить правильно логическую цепочку:  колосок  -  зерно  -  мука  -  хлеб)

DSCF3542

Воспитатель:  Но  не  так  быстро  на  самом  деле зерно  превращается  в  хлеб.

Хоровод  «Каравай».

Что  за  славный  вечерок,

Собирайся,  народ,  в  хоровод!

Давайте  с  помощью  считалки  выберем  «Каравай»  

Воспитатель:

-каравай  приехал  к  детям

Как  его,  ребята,  встретим?

Дети:

-пышной  коркой  похрустим

Всех на  свете  угостим

В  круг  вставай,  Каравай,

Кого  хочешь  -  выбирай!

Каравай:

-Пекаря!

Он  не  грел  на  печке  бок

Каравай  ребятам  пек.

Пекарь,  с  нами  поиграй

Кого  хочешь  -  выбирай!

Пекарь:

-Мельника!

Не  молол  он  чепуху,

А  молол  зерно  в  муку

Мельник!  С  нами  поиграй

Кого  хочешь  -  выбирай!

Мельник:

-Хлебопашца!

Он  в  тенечке  не  лежал,  

А  хлеба  растил  и  жал.

Хлебопашец,  в  круг  вставай,

Кого  хочешь  -  выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!

Он  без  дела  не  скучал

Хлебопашца  выручал.

Рабочий:

Мы  работы  не  стыдились

Мы  работою  гордились

А  награда  -  урожай

Всех  на  праздник  приглашай!

Все  вместе:

-Слава  урожаю  в  закромах

Слава  караваю  на  столах

Слава,  слава  дружным  рукам!

Слава,  слава  труженикам!

Воспитатель:  Вот, ребята,   сколько  труда,  сил  вложено  в  хлеб.

Дети  всегда  были  хорошими  помощниками,   взрослые  с  любовью  говорили  про  них  _  «маленький  да  удаленький»,  а  вы  знаете  пословицы  и  поговорки  о  труде,  умении  и  терпении?   Для  моей  корзинки – копилки?

Дети:

- Без  труда  не  вынешь  и  рыбку  из  пруда!

- Долог  день  до  вечера,  коли  делать  нечего!

- Судят  не  по  словам,  а  по  делам!

-  Терпение  и  труд  -  всё  перетрут!

- Была  бы  охота  -  будет  ладиться  работа!

- Землю  красит  солнце,  а  человека  -  труд!

- Есть  терпенье  -  будет  и  уменье!

Воспитатель:   Много  вы  пословиц  и  поговорок  знаете.

А  теперь,  покажите  своё  умение  на  деле.

Но,  сначала: собирайся,  детвора,

Ждёт  вас  русская  игра!

Русская  народная  игра  «Заплетайся  плетень». 

DSCF3544

Звучит  русская народная мелодия.

Воспитатель: Молодцы!  Поиграли,  ловкость  свою  показали. А  теперь  и  за  работу,  нам  скучать  некогда,  не  зря говорили:  «От  скуки  бери  дело  в  руки!»

Продуктивная  деятельность  детей:   Принимайтесь,  девицы,  за  рукоделие,  да  и вы,  ребята,  за  ремесло  -   кому    что  по  душе!  1.Девочки  плетут  среднюю  часть  подсолнуха  (простое  плетение:  основа  -  круг) .  

  1. Мальчики  -  плетень.

DSCF3547

 Звучит  русская  народная  мелодия.

Воспитатель:  Умел  народ трудиться  -  умел  и  веселиться!

Будем  мы  сейчас  играть  -  себе  друга  выбирать!

Игра  « Перстенёк»

Дети  встают  в  круг  и  вытягивают  вперед  руки,  сложив,  ладони  друг  к  другу.  Ведущий  прячет  в  своих  руках  перстенёк  и  под  песню  задевает  ладошки  детей,  незаметно  опускает  кому-то.

               Покатился  перстенек

               Через поле  и  мосток.

                К  кому  перстень  попадет,

                Тот  сейчас  плясать  пойдет.

Дети  спрашивают «где  ты,  перстень,  перстенек?  Ты  подай  свой  голосок!»  Ребенок,  у  которого  перстень  говорит:  «Я  здесь!»,  выходит  и  танцует.  Дети  хлопают.

Воспитатель:   Много  народных  обычаев  и  традиций  мы  вспомнили  сегодня:  гостеприимство,  радушие,  трудолюбие:   приучали  детей  к  посильному  труду,  разумно  чередовали  работу  и  отдых,  весело  и  с  пользой  проводили  свободное  время,  развивать  в  себе  лучшие    качества  характера,  необходимые  для  жизни.

За  делами,  за  разговорами  мы  и  не  заметили,  как  прошло  время.  Нам  пора  с  вами  прощаться.  

Вы  трудились  и  играли

Очень  я  довольна  вами.

Вы,  ребята,  молодцы,

Получайте  леденцы.

Дети  под  русскую народную  мелодию  проходят  через  «ворота».

Ничего  нет  лучше,  краше

Милой  Родины  своей!

Слава  нашей  стороне!

Слава  русской  старине!  

                                          (Н.  Кончаловская)