Конспект НОД "Веселье и труд рядом живут"
Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи: знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа, познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта, приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора (песенок, загадок, пословиц, считалок, игр и т.п.). Закрепить представления о традиционных видах труда. Формировать интерес к отечественной культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь. Развивать смекалку, творчество в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, игровой, изобразительной), способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, эмоциональную отзывчивость. Формировать умение весело и интересно проводить время с друзьями. Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_2018.docx | 473.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
Детский сад комбинированного вида №13 «Улыбка»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
Тема «Веселье и труд рядом живут»
Воспитатель:
Фетисова
Марина Анатольевна
Балашиха 2018
Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи: знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа, познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта, приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора (песенок, загадок, пословиц, считалок, игр и т.п.). Закрепить представления о традиционных видах труда. Формировать интерес к отечественной культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь. Развивать смекалку, творчество в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, игровой, изобразительной), способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, эмоциональную отзывчивость. Формировать умение весело и интересно проводить время с друзьями. Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям русского народа.
Место проведения:
музыкальный зал, оборудованный под русскую избу: прялка, скамейки, столы.
Оборудование:
мультимедийные средства для показа пейзажей России и прослушивания песни «Родина», стилизованные ворота, записи русских народных мелодий, народные костюмы, материал для продуктивной деятельности, дидактическая игра, шапочки для подвижной игры, угощение.
Предварительная работа:
Посещение комнаты русского быта в музее детского сада, разучивание русских народных игр, использование считалок во время игр, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о труде, знакомство детей с народными промыслами, чтение художественной литературы на темы: «осень», «Родина»; чтение р.н. сказок: «Сивка Бурка», «Мужик и медведь», беседы о сельскохозяйственном труде в разное время года, выставка детских работ по рукоделию с участием родителей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети свободно входят в зал и садятся перед экраном, смотрят пейзажи России. Во время показа звучит песня «Родина»:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Воспитатель: Россия - огромная, богатая и прекрасная страна. Россию мы зовём Родиной. Почему? (Ответы детей: это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё, что нас окружает). Назовите родственные (похожие) слова, к слову Родина.
Вспомните стихотворение:
Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
О Родине песни поют.
Воспитатель: Русский народ любит свою страну Россию, славит её добрыми делами, хранит в памяти песни, сказки, пословицы и поговорки, традиции и обычаи своей Родины. А давайте мы с вами отправимся в старые добрые времена и узнаем некоторые традиции и обычаи русского народа.
Издавна русский народ славится трудолюбием. Был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы… А какие полевые работы вы знаете? (Ответы детей: пахота, посев, косьба, собран урожай, перекопаны огороды). А когда собран весь урожай? Ответ детей: осенью. Вот - теперь можно и повеселиться. Так коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится: «Сделал дело - гуляй смело». Сегодня я хотела пригласить вас на осенние посиделки. Беседа «Что такое посиделки?» - Это время проведения досуга. На посиделки собиралась молодёжь: себя показать, на других посмотреть. На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости. Ткали пряжу, вышивали, вязали кружева, расписывали посуду, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится. Привычка трудиться, не сидеть праздно, даже и на отдыхе, умело чередовать труд и отдых, осталась как одна из лучших традиций народа. Не зря говорили: «Веселье и труд рядом живут». Попробуем и мы использовать этот полезный и интересный обычай. Руководила посиделками хозяйка избы - сегодня ею буду я.
Воспитатель предлагает детям пройти через «Ворота», оказаться в прошлом, перед избой. Звучит р.н. мелодия.
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные!
Вы явились в добрый час-
Встречу тёплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством и радушием
Знаменит родной наш край:
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
Будут игры, хороводы,
Будут песни хороши,
Ведь когда-то посиделки
Были праздником души.
Проходите в мою светлицу
Поработать да повеселиться!
Сядем рядком, поговорим ладком.
У меня есть корзинка - копилка «Народных мудростей». По русскому обычаю я встретила вас хлебом - солью.
Ребятки, а вы знаете «откуда хлеб приходит?».
Дидактическая игра «От зернышка - до хлеба».
Цель: (построить правильно логическую цепочку: колосок - зерно - мука - хлеб)
Воспитатель: Но не так быстро на самом деле зерно превращается в хлеб.
Хоровод «Каравай».
Что за славный вечерок,
Собирайся, народ, в хоровод!
Давайте с помощью считалки выберем «Каравай»
Воспитатель:
-каравай приехал к детям
Как его, ребята, встретим?
Дети:
-пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим
В круг вставай, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!
Каравай:
-Пекаря!
Он не грел на печке бок
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй
Кого хочешь - выбирай!
Пекарь:
-Мельника!
Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку
Мельник! С нами поиграй
Кого хочешь - выбирай!
Мельник:
-Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь - выбирай!
Хлебопашец:
Рабочего!
Он без дела не скучал
Хлебопашца выручал.
Рабочий:
Мы работы не стыдились
Мы работою гордились
А награда - урожай
Всех на праздник приглашай!
Все вместе:
-Слава урожаю в закромах
Слава караваю на столах
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
Воспитатель: Вот, ребята, сколько труда, сил вложено в хлеб.
Дети всегда были хорошими помощниками, взрослые с любовью говорили про них _ «маленький да удаленький», а вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении? Для моей корзинки – копилки?
Дети:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
- Долог день до вечера, коли делать нечего!
- Судят не по словам, а по делам!
- Терпение и труд - всё перетрут!
- Была бы охота - будет ладиться работа!
- Землю красит солнце, а человека - труд!
- Есть терпенье - будет и уменье!
Воспитатель: Много вы пословиц и поговорок знаете.
А теперь, покажите своё умение на деле.
Но, сначала: собирайся, детвора,
Ждёт вас русская игра!
Русская народная игра «Заплетайся плетень».
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Молодцы! Поиграли, ловкость свою показали. А теперь и за работу, нам скучать некогда, не зря говорили: «От скуки бери дело в руки!»
Продуктивная деятельность детей: Принимайтесь, девицы, за рукоделие, да и вы, ребята, за ремесло - кому что по душе! 1.Девочки плетут среднюю часть подсолнуха (простое плетение: основа - круг) .
- Мальчики - плетень.
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Умел народ трудиться - умел и веселиться!
Будем мы сейчас играть - себе друга выбирать!
Игра « Перстенёк»
Дети встают в круг и вытягивают вперед руки, сложив, ладони друг к другу. Ведущий прячет в своих руках перстенёк и под песню задевает ладошки детей, незаметно опускает кому-то.
Покатился перстенек
Через поле и мосток.
К кому перстень попадет,
Тот сейчас плясать пойдет.
Дети спрашивают «где ты, перстень, перстенек? Ты подай свой голосок!» Ребенок, у которого перстень говорит: «Я здесь!», выходит и танцует. Дети хлопают.
Воспитатель: Много народных обычаев и традиций мы вспомнили сегодня: гостеприимство, радушие, трудолюбие: приучали детей к посильному труду, разумно чередовали работу и отдых, весело и с пользой проводили свободное время, развивать в себе лучшие качества характера, необходимые для жизни.
За делами, за разговорами мы и не заметили, как прошло время. Нам пора с вами прощаться.
Вы трудились и играли
Очень я довольна вами.
Вы, ребята, молодцы,
Получайте леденцы.
Дети под русскую народную мелодию проходят через «ворота».
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины своей!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)