Проекты детей
Выявление и развитие способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Будаевой Алтаны | 39.11 КБ |
Проекты "Улицы моего города", "Пять драгоценностей бурят", ..... | 452.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Улан-Удэ
Проектная работа
«Традиционная одежда баргузинских бурят»
Выполнила: Будаева Алтана,
ученица 7 «Б» класс.
Руководитель: Дашидондокова
Елена Александровна,
учитель бурятского языка
Улан-Удэ,
2019 г.
Оглавление
Традиционная одежда баргузинских бурят. 6
Смета на изготовление стилизованного детского дэгэла: 12
Смета на изготовление эксклюзивного женского дэгэла: 13
Введение
Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.
На формирование самобытных национальных костюмов любого народа накладывают отпечаток исторические события, климат и т.д. В частности, буряты, проживающие в разных районах, говорят на различных диалектах: хори, хонгоодор, сэлэнгэ, баргажан и эрхүү. Соответственно, различается и их одежда.
В 2014 году к Международному празднику «Алтаргана» делегации из разных уголков нашей республики сшили новые национальные костюмы различных племен бурят-монголов. И там выяснилось, что буряты, проживающие в Баргузинском районе, не соблюдают традиций в костюме, на праздники и конкурсы они надевают национальную одежду других районов.
А ведь у них, по утверждениям людей старшего поколения, существовали свои, присущие только им, костюмы. В музеях ни одного из них не сохранилось, его нет даже в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге.
И на открытках с бурятами в национальных костюмах представлены почти все районы, кроме Баргузинского.
«У нас не сохранилось ни одного костюма баргузинских бурят», - рассказал заместитель директора Национального музея по научной работе и выставочной деятельности, кандидат исторических наук Баир Гомбоев. В фондах музея имеется одежда эхирит-булагатских и верхнеленских бурят. И именно по костюмам верхнеленских бурят можем представить баргузинцев. Конечно, хотелось бы увидеть именно баргузинский покрой бурятских халатов.
Но все же старинные фотографии баргузинских бурят были обнаружены в фотоархиве Национального музея. На одной из них запечатлен тайша Баргузинской Степной думы Ринчин Сотиев. Его костюм отличает отсутствие энгэра с украшениями из трех цветов. Он немного отличается от костюма иркутских бурят, халат не распашной, а как монгольский.
Получается, в старину баргузинские тайши (князи, начальники своего клана) носили халаты подобного покроя, близкие к монгольскому. Они могли дополнять края халата соболиным, выдриным или другим мехом. Также позже были обнаружены другие старинные фотографии баргузинских бурят.
Я выбрала эту тему, потому что мой отец родился в с. Баянгол Баргузинского района, он из рода һэнгэлдэр, ветвь Зүн Борбиншо. Мои родители сшили мне и моим сестрам баргузинские дэгэлы в 2018 году. Летом 2018 года мы с детской вокальной студией «Мунгэн хонхонууд» ездили во Внутреннюю Монголию, местность Шэнэхээн. Наши родители ездили тоже. Там мы посетили большой праздник – «Баян хушуунай обоо», это было 60-летие района Баян хушуун. Было очень много народа, наверное, примерно 10 тысяч: китайцы, монголы, буряты и другие национальности. Там мы одели наши баргузинские дэгэлы и все люди спрашивали, что это за дэгэлы и фотографировалось с нами. Поэтому я заинтересовалась этой темой и решила изучить поглубже.
Цель проекта: исследовать, какая была традиционная одежда баргузинских бурят
Задачи проекта:
-изучить литературу по данному вопросу
- найти изображения и фотографии традиционной одежды баргузинских бурят
- исследовать материалы и сделать выводы, какие были отличительные черты традиционной одежды баргузинских бурят.
- провести опрос в соцсетях, знают ли люди одежду баргузинских бурят.
- посчитать смету расходов на шитье баргузинского дэгэла.
-обобщить полученную информацию в проекте и защитить его.
Этапы работы над проектом:
- подготовительный этап
- практический этап
- исследование
- защита проекта
Методы работы:
- работа с источниками информации (поиск, исследование, анализ, обобщение)
- опрос, обработка результатов опроса.
- беседа с экспертами – беседа с Баиром Гомбоевым - Заместителем директора по научной работе и выставочной деятельности Национального музея Республики Бурятия)
- анализ полученных данных.
Традиционная одежда баргузинских бурят.
Изучение данного вопроса показало, что мнения о том, каким был традиционный костюм баргузинских бурят, разделились:
а) баргузинский эхиритский вариант (верхоленские буряты);
б) восточный баргузинский вариант (конец XIX – начало XX в.).
Если общеэхиритский вариант костюма достаточно хорошо изучен, то с бытованием традиционного костюма в более поздние периоды выявилось расхождения. На республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения самобытности и практического моделирования традиционного костюма баргузинских бурят», который прошел в 2016 году, собрались ученые, этнографы, представители общественности. Там были представлены традиционные костюмы Предбайкалья и Забайкалья, специфика древних и средневековых вариантов, символика орнаментов, украшений, были продемонстрированы фотографии мужских и женских традиционных костюмов (верхоленских, баяндаевских, кабанских бурят) из фондовых коллекций музея.
Баргузинский округ в XIX в. – это территория, находящаяся к северо-востоку от оз. Байкал, представляющая с позиций этнической истории особую историко-этнографическую область. Исследуемый регион уникален благодаря его географическому положению. Именно в этой зоне происходит смыкание трех этнических территорий – бурятской, тунгусской и якутской. Впоследствии этническая карта региона усложнилась: он стал зоной столкновения разных культур.
В этнической истории регион, начиная с эпохи Баргуджин-токума буряты и их предки постоянно присутствовали в долине Баргузина.
Традиционная одежда бурят Баргузинской долины выделяется характерными чертами, связанными с историческими событиями и этническим составом населения. В летописях баргузинских бурят говорится, что древнейшим населением Баргузина были хорчид-монголы или баргуты. Они принадлежали к числу монгольских племен. В XVI-XVII вв. в этот край переселились эхириты из Предбайкалья (верхоленские). Современное население баргузинских бурят в основном представлены эхиритскими племенами (шоно, hэнгэлдэр, баяндай, абзай).
Мужская одежда:
- Зимним головным убором служила шапка татар малгай. Позже она была заменена шапкой типа кубанки. По найденным материалам шапка-кубанка была сшита из овчины чёрного цвета, также использовались меха выдры, соболя, форма убора – полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, восьмиклинный (это означает по нашим исследованиям 8 родов баргузинских бурят),
- Зимний мужской дэгэл имел отложной воротник, энгэр был закругленный (без углов), цельнокроеные рукава с загнутыми манжетами, с 4 пуговицами что, предположительно означает 4 сезона кочевания (по материалам Барагханского народного историко-краеведческого музея им. Дамбаева Г.-Д.Э.). Основной тканью дэгэла были сукно, далемба (Далемба – ткань саржевого переплетения, применялась в основном для пошива демисезонной одежды, цвет обычно синий.). Материал подклада хлопчато-бумажная ткань с утеплителем из овечьей шерсти, войлока.
Отличительные черты летнего мужского дэгэла: воротник-стойка не до конца, энгэр закругленный, без углов, цельнокроеные рукава с загнутыми манжетами, с 4 пуговицами. Материал – сатин.
Кушаком опоясывались мужчины. Отличительной чертой кушака является его трёхцветие (из материалов музея). Длина кушака составляла хоер анда (две длины размаха рук мужчины), ширина 4 Һөөм (1h = 16 см).
Женская одежда:
Женский летний костюм замужней женщины (по материалам музея, информаторов) состоит из платья с отрезным лифом, энгэр – округленный, имел 4 пуговицы, рукава – длинные цельнокроеные, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой. Ширина тесьмы могла быть узкой (в 1 палец). Для отделки применяли блестящие плотные ткани – шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы – тууза, которая дополняла цветовую гамму и подчеркивала основные элементы.
Женский зимний костюм замужней женщины (по фотографиям) состоит из стёганого дэгэла с отрезным лифом, воротник – стойка, энгэр – округленный, имел 4 пуговицы, рукава – цельнокроеные, без манжета. Была утеплена овчиной и окантовывалась бархатом и другими тканями. Отделка швов как у летнего варианта.
Женская шапка ничем не отличалась от мужского, она представляет шапку – папаху. По найденным материалам шапка примерно сшита из овчины чёрного цвета, фасон шапки – восьмимиклинный (согласно нашим исследованиям – это означает 8 родов баргузинских бурят).
Обязательным дополнением замужней женщины является уужа (безрукавка).
Она была короткой (для домашней работы), для праздников – длиннополой. Основой для такой безрукавки служила короткая уужа, к которой пришивали собранную на талии длинную юбку с разрезом сзади.
Женский костюм незамужней женщины неотрезной, без манжета, с четырьмя пуговицами, воротник – стойка.
Традиционный женский костюм баргузинских бурят. В комплексе верхней женской одежды можно выделить два вида: традиционная одежда (тэрлиг, дэгэл) и платье, появившееся под влиянием русских, причем оба вида носятся с безрукавкой. Комплекс состоял из рубахи глухого типа (армаахи, урбаахи), штанов с широким шагом (yмдэн).
Верхняя женская одежда зимняя (hамган дэгэл). Верхняя одежда девушек и пожилых женщин разительно отличалась от верхней традиционной одежды замужних женщин, она повторяла покрой мужской одежды и была неотрезной по линии талии, с цельнокроеными рукавами.
Верхняя одежда молодых девушек.
Детская одежда и для девочек, и для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т. е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные, регланом. До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма.
Девочки носили длинные тэрлиг или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные — из шелка в полоску. По словам Е. Г. Сонголовой, «басаган дэгэл 10-тай болотороо хyбyyнэй шэнги байгаа».
При достижении зрелости в 14–15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка (уужа). Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. В 13–14 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). На затылке из оставшихся волос заплетали 1–3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 15–16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
Традиционный головной убор невесты. У баргузинских бурят невеста также приезжала на свадьбу в девичьей одежде, и уже на свадьбе после поклонения онгонам и огню рода жениха ей надевали длиннополую безрукавку (дэглээ). Причем она приезжала как просватанная (бэри) с девичьей прической: на макушке заплеталась коса саажа и четыре косички на висках. На темени укреплялось украшение юбун, а коса саажа, спускавшаяся с макушки на спину, наряжалась одноименным украшением. На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы — обряд назывался yhэ заhаха (переплетение волос). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха. По словам Е. Г. Сонголовой, «басаган хадамда ошоходоо 6 гэзэгэеэ 2 болгожо гyрээд, тулам оёдог байгаа». Эти косички и юбун носили до рождения первого ребенка.
Традиционные женские головные уборы. Ношение головных уборов девушками и пожилыми женщинами строго не регламентировалось: девушки носили шапку бортого, тоорсог малгай или же русские платки, также ходили с непокрытой головой; а пожилые женщины — халюун малгай, биизга малгай и тоорсог, под головные уборы надевали платки, повязанные концами назад. По мнению исследователей, существовала вязаная шапочка в виде колпачка — шар, шаровка, которая почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена головным убором типа кубанки.
Зимнюю шапку типа кубанки можно было сшить из выдры, соболя, мерлушки (булган, халюун, хониной, ангай арhан), была распространена у баргузинских бурят, ее носили зимой с выходным костюмом. Невысокая (10–12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом была богато украшена мехами соболя, выдры (прил.).
Наиболее заметным этноразличительным признаком являлись монеты хадалга (или перламутровые пуговицы эржэн), нашиваемые на борта безрукавок, тогда как восточные буряты подобное не практиковали. Если на неотрезные по талии безрукавки хубайси (у булагатов и хонгодоров) монеты (пуговицы) нашивались на срезы борта от линии горловины примерно до линии талии (плюс иногда 1-3 шт. у подола), то на отрезных дэглээ (у эхиритов) они нашивались также на спину (группами по 2-3 шт.); по линии же талии пришивали прямоугольные металлические пластины с насечкой. Дэглээ застегивались на одну пуговицу у ворота (см.прил.).
Итоги анкетирования
В рамках данного проекта было проведено анкетирование. Большинство людей отвечали через интернет, через удобную программу Google Forms. Часть людей ответили на бумажном варианте, их данные мы внесли в Google Forms и получили такие результаты:
На вопросы ответили 93 человека.
- «Ваш пол» 75,9 - женский и 24,1 - мужской
- «Какая у вас национальность?» 76,8 - буряты, 20,7 – русские, 1,2%-эвенки, 1,2% - метисы
- «Ваш возраст»
до 10 лет – 0 чел.
с 11 до 14 лет – 9 чел.
с 15 до 18 лет – 24 чел.
с 19 до 25 лет – 1 чел.
с 26 до 35 лет – 27 чел.
с 36 до 45 лет – 19 чел.
старше 46 лет – 12 чел.
- «Знаете ли вы, как выглядит традиционная одежда бурятских народов?» Да – 94,3%, Нет – 0%, Затрудняюсь ответить – 5,7%
- «Есть ли у вас традиционная одежда вашего народа?»
Да – 49,2% (31 чел.)
Нет – 42,9% (27 чел.)
Была раньше – 7,9% (5 чел.)
Очень интересно, что именно этот вопрос люди пропускали, их было 30 чел. Мы предположили, что у тех, кто пропустил этот вопрос, нет традиционной одежды и если приплюсовать этих людей к тем, которые ответили, что у них нет, получаются такие результаты:
Да – 33% (31 чел.)
Нет – 61% (57 чел.)
Была раньше – 6% (5 чел.)
- Знаете ли вы о Баргузинском районе в Бурятии ?
Да – 90%, Нет – 10%
- Были ли вы в Баргузинском районе Бурятии ?
Да – 59,8% Нет – 34,8%, Затрудняюсь ответить – 5,4%
- Знаете, как выглядит традиционная одежда баргузинских бурят?
Да – 26,4 %, Нет – 57,1%, Затрудняюсь ответить – 16,5%
- Хотите ли Вы, чтобы у Вас была традиционная одежда вашего народа?
Да – 92%, Нет – 4%, Затрудняюсь ответить – 4%
Этот вопрос был поставлен в анкету позже, после беседы с экспертом Баиром Цыремпиловичем Гомбоевым, в связи с этим на этот вопрос ответили 25 человек из 93 опрошенных и результаты представлены по этим ответившим людям.
Практическая часть:
В этой части мы представили смету на изготовление стилизованного детского дэгэла, который родители сшили мне и моей сестре год назад, перед Сагаалганом. Данные брала у швеи, которая изготовила костюм.
А также смету на изготовление очень дорогого эксклюзивного женского дэгэла.
Смета на изготовление стилизованного детского дэгэла:
1.Ткань:
1) шелк шириной 0,75м. 5м. х 200руб.=1000 руб.
2) подклад шириной 1,5м. 2,5м. х60 руб.=150 руб.
3) дублерин 1м. х 250 руб.=250 руб.
4) отделочная тесьма 3м. х 50 руб.=150 руб.
5) искуственный мех шириной 1,5м. 0,2 м. х 900 руб.=180 руб.
6) пуговицы (тобшо) 3шт. х 60 руб.=180 руб.
7) отделочная парча 0,3м. х 450 руб.=135 руб.
Итого на материалы: 2045 руб.
8) работа 2500 руб.
Всего расходов 4545 руб.
Смета на изготовление эксклюзивного женского дэгэла:
1) ткани ~12000 руб.
2) шапка ~2000 руб.
3) пластины ~10000 руб.
4) пояс ~2000 руб.
Итого на материалы: ~26000 руб.
5) работа ~18000 руб.
Итого 44000 руб.
Заключение
Данная работа была очень интересной. Я узнала, насколько символичной была одежда наших предков. Например, по одежде можно было сразу узнать, замужняя женщина или нет, т.к. девочки и девушки никогда не носили дэглээ (длинная безрукавка). Теперь я вижу, что в современных стилизованных костюмах допускаются ошибки: девочкам шьют уужа или дэглээ, рукава делаются с фонарями. Это, конечно, смотрится красиво, но неправильно с исторической точки зрения и бросается в глаза специалистам, кто в этом разбирается. Еще раньше девушки и женщины никогда не ходили с неубранными волосами. Сейчас же на некоторых фотографиях мы видим, как девушки фотографируются в бурятских национальных шапочках с распущенными волосами. Это шокирует наши соотечественников, например, когда мы ездили этим летом в местность Шэнэхээн Внутренней Монголии Китая, они бывают шокированы этими фотографиями. Также там я узнала, что считалось неприемлемым, если у человека открытые запястья, что в одежде с короткими рукавами ходили только барлагууд (рабы) или очень бедные люди.
Особенно интересной была встреча с экспертом – заместителем директора музея Истории Республики Бурятия по научной работе Баиром Цыремпиловичем Гомбоевым, который рассказал, как они в Курумкане организовывали конференцию, посвященную теме одежды людей Баргузинской долины. Он посоветовал нам ввести в анкету вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы у Вас была традиционная одежда вашего народа?», который показал, что подавляющее большинство людей (92% опрошенных) хотят иметь традиционный костюм своего народа. Это еще раз подчеркнуло актуальность нашей темы. В процессе беседы мы ему показали наши дэгэлы и выяснилось, что в дэгэлах, сшитых в 2018 году для моих сестер – двойняшек, в пошиве верхней части допущена ошибка - верхняя оторочка энгэра сшита как у мужчин. У девочек оторочка должна была быть более тонкой, без широкой окантовки бархатом.
В результате анкетирования мы выяснили, что 74% не знают, как выглядит одежда баргузинских бурят, это неудивительно, потому что только недавно, в 2016 году начала подниматься эта тема и начали шиться костюмы и дэгэлы по баргузинскому варианту.
В целом работа над данным проектом была очень интересной и познавательной для меня. В будущем хотела бы исследовать тему детских и девичьих дэгэлов, а также исследовать, какую прическу носили девочки, девушки и женщины в старину.
Список литературы:
- Традиционный костюм баргузинских бурят (по итогам республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения самобытности и практического моделирования традиционного костюма баргузинских бурят») : методическое пособие / Т. А. Бороноева, отв. ред. Б. Ц. Гомбоев. — Улан-Удэ : ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», 2016. —78 с.
- Ринчинов Г. Б. Некоторые особенности бытования традиционного костюма баргузинских бурят в Баянгольском поселении
- Баргузинские буряты: этническое происхождение, состав, расселение Нанзатов Б. З. Этническое происхождение баргузинских бурят, состав и их расселение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Октябрьский район самый уютный район нашего города. Он считается спальным районом потому, что в нем почти нет промышленных предприятий и заводов. 2
В 1822 году на средства купца Курбатова был построен первый деревянный мост через реку Уду. 3 ПЕрвый мост через уду
Новый мост А уже потом в 1957 году взамен старого деревянного построен железобетонный мост через Уду. 4 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Maecenas porttitor congue massa. Fusce posuere, magna sed pulvinar ultricies, purus lectus malesuada libero, sit amet commodo magna eros quis urna. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Maecenas porttitor congue massa. Fusce posuere, magna sed pulvinar ultricies, purus lectus malesuada libero, sit amet commodo magna eros quis urna. Раздел 02
мясокомбинат В 1935 году в районе завершено строительство мелькомбината и мясокомбината, одного из крупнейших в Сибири. 5
В 1958 году по Октябрьскому району прошёл первый трамвай. Линия проходила от Заудинского кольца до ПВЗ. О ТРАМВАЕ
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ВЫШКА В 1960 году в Октябрьском районе построена 162-метровая телевизионная вышка. 7
Спасибо за внимание