Методическая копилка

Дашидондокова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Буряад хэлэнэй хэшээл

5-дахи анги

Хэшээлэй сэдэб:  «Сагаалганай hайндэр»

Хэшээлэй зорилгонууд:урда үзэhэн лексическэ материал дабтаха,  аман хэлэлгэдээ үргэнѳѳр хэрэглэхэ дадалтай болгохо; аман  ба бэшэмэл хэлэлгэ хүгжѳѳлгын ажал ябуулха; уран гоёор уншажа, анхаралтайгаар шагнажа, табиhан асуудалнуудта дүүрэн харюу үгэжэ, ѳѳрынгѳѳ hанамжа хэлэжэ шадаха;  гоё  hайханиие сэгнэхэ, оюун   ухааень, сэдьхэлыень хүдэлгэхэ.

Хэшээлэй ябаса

  1. Эмхидхэлэй үе.

Сайн байна! Буряад хэлэнэй хэшээл.

  1. Фонетическэ hорилго.

Минии хойноhоо дабтан уншагты

ай - манай, айлшан,

а – аа- сагаан, Сагаалган

ѳѳ - ѳѳрѳѳ, ѳѳдѳѳ,  тѳѳлэй

е – еэ-эдеэн, бүхэлеэр

  1. Хэлэнэй бэлэдхэл.

Эдэ үдэрнүүдтэ  манай буряад зон ямар hайндэр тэмдэглэжэ байнаб?

  1. Хэшээлэй темэ ба зорилгонуудые  элирүүлгэ.

Энэ слайд байhан  зурагуудые  хараад,  хэшээлэймнай сэдэб  ямар байхаб гэжэ хэлэжэ үгэгты.

Хэшээлэй  сэдэб:  Сагаалганай hайндэр

Энэ хэшээлдэ  ямар зорилго урдаа табинабта?

-  Урда хэшээлнүүдтэ үзэhэнѳѳ дабтахаб

-  Сагаалганай hайндэр тухай хѳѳрэхэб

-  Сагаалган  тухай шэнэ юумэ мэдэжэ абахаб.

  1. Гэрэй даабари шалгалта.

Гэрэй даабари ямар байгааб?

Гэртээ бидэ үгэнүүдые сээжэлдэхэ байгаабди.

Даабари: энэ таблица соо нэгэ минутын талада  «Сагаалган» гэhэн сэдэбээр  үгэнүүдые ологты.

  1. Һорилгын даабари №1.

Мүр бүхэндэ үлүү үгэ ологты.

а) бэлдэхэ, галдаха,шэдэхэ, сугларха, дэбтэр

б) сэдьхэл, сэбэр, хурал, литэ,  жэл

г)  хуушан,  шагай, үндэр,  шэнэ, хүндэтэй

  1. Амаралтын үе.

Ёохороо хатарая.

  1. Һорилгын даабари №2.

Эдэ зурагуудые  хараад, үгэнүүдые оршуулагты. Yшѳѳ  ямар сагаан  эдеэ мэдэнэбта?  Нэрлэгты.

  1. Текст дээрэ ажал.

Энэ текст уншагты, тиигээд, асуудалнуудта харюу бэлдэгты.

Буряад айлда hайндэртэшье, юрыншье үдэр сагаан эдеэн хододоо табяатай байдаг. Ород зон хүндэтэй айлшадай ерэхэдэ, хилээмэн дээрэ дабhа табяад угтадаг, харин буряад зон  сагаан эдеэн табагаар угтадаг. Сагаан эдеэе эдеэнэй дээжэ гэдэг юм. Һүѳѳр элдэб янзын эдеэ: тараг, үрмэ, зѳѳхэй, тоhо, хурууд гэхэ мэтэ  бэлдэдэг.

Асуудалнууд:

а) Буряад айл hайндэртэшье, юрыншье үдэр  ямар эдеэтэй байдаг бэ?

б) Ород ба буряад  зон хүндэтэй айлшадые юугээр угтадаг бэ?

в) Һүѳѳр ямар  эдеэ бэлдэдэг бэ?

  1. Дэбтэр соо ажал.

Эдэ үгэнүүдээр мэдүүлэлнүүдые зохёогты. Оршуулагты.

а) жэл, Сагаалган, гээшэ, Шэнэ, буряадуудай.

б) Эжы, ууха, минии, дуратай, амтатай, тараг.

в) Нагасамни, эдинэ, халуун, щанаhан зѳѳхэй.

  1. Хэлэлгэ хүгжѳѳлгэ.

Багша: Сагаалганай боложо байха сагта  айлшад ерэхэдээ юу хэлэдэг бэ?

Һурагшад: үреэл.

Багша: Манай hургуулиин «Мүшэхэн» гэжэ Клуб Сагаалганда зорюулжа үреэлнүүдэй флеш моб үнгэргѳѳ. Мүнѳѳ танай анхаралда - видеоролик.

- Сагаалганай үреэлнүүдые таанар мэдэнэ гүт?

Yхибүүд мэдэhэн үреэлнүүдээ сээжээр уншана.

Yреэл бүхэн болтогой гэжэ  үгѳѳр дүүрэнэ. Энэ үгын оршуулга хэн мэдэнэб?

Дэбтэр соогоо бэшэгты:  Болтогой – да будет так!

  1. Гэрэй даабари.

 Дэбтэр соогоо үреэл бэшээд ерэхэ.

  1. Рефлекси.

Мүнѳѳдэрэй хэшээлдэ таанар яагаад ажаллабта? Бэеэ сэгнэгты.

Лайкнуудые табигты.

Би hайн ажаллааб!

Намда hонин байгаа!

Би  дунда зэргэ ажаллааб! hонин бэшэ байгаа.

Би юушье ойлгоогүйб!

Намда hайшаагдаагүй.

Хэшээл дүүрээ!  Дахин уулзатараа баяртай!



Предварительный просмотр:

Дашидондокова Е.А.,

 Улаан-Yдэ хотын

49-дэхи дунда hургуулиин

 буряад хэлэнэй багша

Самоанализ урока по теме: «Сагаалганай hайндэр»

5 класс

Цель урока: совершенствование лексических навыков, развитие умений  говорения по теме «Сагаалганай hайндэр»

Задачи урока:

  1. Обучающая:

Совершенствование лексических навыков, развитие умений   говорения по теме – «Сагаалганай hайндэр».

  • Активизация произносительных навыков –  /г/,/ѳѳ/, /еэ/
  • Совершенствование навыков письма.
  1. Развивающая:
  • Развитие памяти, внимания, мышления;
  • Развитие коммуникативных способностей – умения произносить и принимать поздравления -үреэлы;
  • Формирование положительной мотивации к изучению бурятского языка;
  • Углубление социокультурных знаний о национальном бурятском празднике «Сагаалган».

3.  Воспитательная:

  • Воспитывать умение общаться;
  • Воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать;
  • Знакомство с этикетом произнесения благопожеланий – үреэлов.

Планируемые результаты

1. Предметные результаты

- закрепить  и совершенствовать лексические навыки по теме «Сагаалган»: ключевые понятия и действия, названия бурятских блюд.

- уметь соблюдать произносительные нормы активных лексических единиц и текстов благопожеланий.

2. Метапредметные результаты

1. Познавательные УУД:

- развивать умение контролировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

- использовать лексические единицы на уровне предложения, а также в текстах благопожеланий.

2. Регулятивные УУД:

- формулировать умение определять и формировать цель, планировать свою деятельность, в том числе составлять и представлять благопожелания;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- уметь точно выражать свои мысли;

- уметь соблюдать речевой этикет при произнесении благопожеланий.

3.  Личностные результаты

- формировать познавательный интерес к  материалу, к национальным обычаям и традициям;

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к предмету, уроку, к бурятской культуре.


Тип урока: урок систематизации знаний

Оборудование: презентация, видеоролик.

Форма занятия: чат -  занятие

Средства дистанционной связи:  Интернет

Место проведения урока: ZOOM

На уроке  было выбрано  сочетание таких методов обучения как: наглядный, словесный, элементы метода критического мышления (при  работе с текстом).

Для закрепления материала использовалась  фронтальная и индивидуальная (выразительное чтение благопожеланий) формы работы. Фронтальную форму организации занятия я выбрала не случайно, т.к. детям пришлось что-то преодолевать, искать пути выхода из трудной ситуации. Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности.

Структура урока:

1 этап – введение в тему урок начала с организационного  момента. Для  подготовки  учащихся к восприятию материала, который   закреплялся на  уроке  была проведена фонетическая зарядка, в ходе которой были актуализированы наиболее трудные звуки. Чтобы дети органично вошли   в речевую среду,  был задан вопрос о праздновании Сагаалгана.

2 этап –определение темы и  постановка целей урока, для того, чтобы дети определили тему урока был использован прием визуализации – созданы слайды, наталкивающие учащихся на определение темы. В ходе беседы дети сами смогли определить  тему урока и поставили перед собой цель.  

3 этап – решение учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (от простого к  сложному)

1 задание – поиск знакомых слов;

2 задание – наблюдение и классификация по признаку;

3 задание – поиск информации;

4 задание – структура предложения;

5 задание – творческое.

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей. Кроме того работа в условиях дистанционного режима обучения предполагала активное участие учащихся в выполнении практически всех заданий. В ходе совершенствования лексических навыков  отрабатывались произношение и значение слов. При развитии умений говорения была проведена работа по всем видам речевой деятельности (аудирование (речи учителя, благопожеланий учащихся старших классов, аудирование благопожеланий друг друга), чтение (слов, предложений и текстов упражнений), письмо (одно из заданий было выполнено письменно, а также письменное домашнее задание), говорение (во время фонетической, речевой зарядки, ответы на задания, произнесение благопожеланий).

4 этап – рефлексия. Дети сами смогли оценить свою работу на уроке лайком.

Деятельность ученика, т.е. совершенствование способов деятельности была на уроке ведущей, поэтому считаю, что удалось создать  деятельную среду.

Созданию мотивационной среды  побуждало детей к действию, у них  на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности. Дети были активны на всех этапах урока. В целях  здоровьесбережения детей  провела физминутку, где  применила движения ёхора.  Хочу  отметить, что детям  независимо от формата обучения нравится танцевать ёохор.

На всех этапах урока старалась создавать  для детей положительную психологическую среду, ситуацию успеха  посредствами интересных, творческих элементов урока, обращения к личности ребёнка. На уроке использовала видеоролик снятый детьми Клуба «Мүшэхэн», который очень заинтересовал детей. Посмотрев ролик, дети сами смогли вспомнить и рассказать благопожелания, посвященные празднику Белого месяца. На уроке использовалась традиционная технология, но, я думаю, что смогла в полной мере включать развивающие элементы.

Поставленных целей достигла: дети развивали память, внимание; совершенствовали мыслительные операции, получали эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и сотрудничали.

Недостаток урока: не включился звук ёхора.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

по бурятскому языку как второму

(урок формирования и совершенствования грамматических навыков)

Предмет: бурятский язык

Класс: 2-ой ( на основе УМК  «Амар мэндэ-э!» 1-й год обучения)

Тема урока: «Гэсэр ехэ бүлэтэй»

Тип урока: урок  изучения нового учебного материала

Цель урока: Учащиеся  смогут  выяснить, кто есть в семье у Гэсэра (формирование и совершенствование  грамматических навыков –употребление совместного падежа)

Задачи урока:

  1. Обучающая:
  • Формирование и совершенствование грамматических навыков - употребление совместного падежа
  • Совершенствование произносительных навыков –  /ү-үү/ , /г-х/.
  • Совершенствование лексических навыков говорения по теме – «Бүлэ»;
  • Совершенствование навыков письма;
  • Развитие умений устной речи.
  1. Развивающая:
  • Развитие памяти, внимания, мышления;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Формирование положительной мотивации к изучению бурятского языка.

3.  Воспитательная:

  • Воспитывать умение общаться;
  • Воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать.

Предметный результат: сформированные коммуникативные умения выяснять, кто есть в семье у Гэсэра  с помощью вопроса  хэнтэй?;

Личностный и метапредметный результаты: создать условия для познавательной активности ученика, формирование осознанного  внимательного и уважительного отношения к другому человеку.

Технологии: игровая деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: Презентация, изображение Зуун Хэлэтэ багша, фотовыставка «Я и моя семья», интерактивная доска

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

знание лексики по теме «Бүлэ», знание закона гармонии гласных

Структура урока:

1 блок –целевой –7 минут.

  • Орг. момент
  • Мотивация
  • Целеполагание
  • Фонетическая зарядка, речевая зарядка.

2 блок – процессуальный – 28 минут.

  • Формирование грамматических навыков говорения по теме занятия
  • Совершенствование грамматических навыков говорения
  • Развитие  навыков  письма.

3 блок – аналитический- 5 минут.

  • Рефлексия
  • Объяснение домашнего задания.
  •  Оценка

Хэшээлэй  ябаса

Блоки,

этапы урока

Деятельность учителя

Информационное пространство

Деятельность учащихся,

режим работы

1. Целевой

1.1.Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку; приветствует учащихся.

Сайн байна, үхибүүд!

hуугты.  Буряад хэлэнэй хэшээл.

Отвечают на приветствие.

1.2.Мотивация

(создание учебно- речевой ситуации)

Мүнѳѳдэр хээшээлдэмнай айлшан ерэнхэй.  Энэ хэн бэ?

фронтальный

Зуун

Хэлэтэ

багша

1.3. а) Фонетическая зарядка

Б) речевая зарядка

Минии хойноhоо дабтан уншагты

Хододоо наран байг лэ,

Хододоо замбии байг лэ,

Хододоо эжы байг лэ

Хододоо би байhууб!

А-аа-Хаан

Ү-үү-хүбүүн

Э-эй- тэрэнэй, нэрэтэй

- Повторяют хором

- Тренируются в произношении звуков и слов

- Поют хором

1.4.

Целеполагание

Помогает, настраивает детей, чтобы они самостоятельно сформулировали цель урока

 Посмотрите на слайд и скажите, какую бы цель ты выбрал (а) на этот урок?

-научусь правильно составлять  предложения

- повторю слова по теме «Семья»

- познакомлюсь с новым правилом

1.5. Активизация лексического материала по теме «Энэ минии бүлэ»

Повторение лексики по теме «Энэ минии бүлэ»

Мы вчера с вами организовали фотовыставку « Я и моя семья» и рассказали о своей семье Будамшуу, давайте сегодня расскажем учителю Зуун Хэлэтэ.

Энэ  минии эжы. Тэрэ Оюна гэжэ нэрэтэй.

Энэ мини аба. Тэрэ Баатар гэжэ нэрэтэй.

 ………..

(подходят к фотовыставке и рассказывают)

2.Процессуальный

Формирование грамматических навыков говорения

  1. Презентация нового грам. материала

 Учитель дает информацию о Гэсэре

- Ребята, посмотрите на этот слайд и скажите учителю Зуун Хэлэтэ  кому поставлен этот памятник?

- Кто такой Гэсэр?

- Послушайте рассказ Зуун Хэлэтэ и скажите, кто есть в семье у Гэсэра?

С. 56 №1

Гэсэру

Дети слушают

Ориентировка (Коммуникативная установка)

Послушайте  и скажите, с помощью какого окончания мы узнали, что у Гэсэра есть старший брат и младший братишка?

(Учитель ставит запись аудиодиск)

-тай, -тэй

2.2. Проверка понимания.

-как вы думаете, когда мы будем писать –тай,

 -тэй,-той какой закон можем применить?

- закон гармонии гармонии гласных.

2.3. Правило-инструкция

Правильно. А как вы думаете, что показывают эти окончания?

 

Хэнтэй? юунтэй? юутэй? (с кем? с чем?)

 Показывает что ЕСТЬ кто- то или что- то

Или еще можно сказать  с кем то

На слайде

 …. а,у -тай

…. о-той

 ….э,ү,ѳѳ –тэй

Ребята, это окончания совместного падежа (Хамтын падеж)

Ребята по образцу образуют предложения.

Тренировка в УРУ:

2.4. Игра

2.5.Подстановка:

Предлагает поиграть. Подставить необходимое окончание  в слове (на интерактивной доске)

Гэсэр абатай

Гэсэр эжытэй

 

Ребята вслух по одному подходят к доске и подставляют необходимое окончание  

2.6.

Развитие навыков письма

Письмо в  рабочей тетради

с. 22 №2

Дети выполняют.

2.7.Трансформация

Игра

Скажите, кто есть в семье у Сэсэн Хүүхэн?

Выполняют упражнение 3, стр. 57

2.8. Совершенствование грамматических навыков говорения

Предлагает выступить в роли Зуун Хэлэтэ  багша и его учеников.

Показывает фотовыставку

Вы все Зуун-Хэлэтэ багша,а мы ученики 2 «а» класса«Эди шэди». Выясните,кто есть у Алтаны?

Учащиеся задают вопросы

Алтана хэнтэйб?

3.Аналитический

3.1.Рефлексия

Показ слайда с целями урока

Что нового ты узнал  сегодня на уроке?

Что у вас получилось хорошо?

Что было трудно?

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют итоги.

3.2.Объяснение домашнего задания

На доске:

Гэрэй даабари:

Ном: упр.4 с. 58

Ажалай   дэбтэр:

Записывают домашнее задание в дневник.

3.3.Оценка (Оценивание)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ажалаа хэр сэгнэхэ

байнабта?

  • Я достиг своей цели.Я много нового узнал.
  • Я почти достиг своей цели. Я работал не в полную силу.
  • Мне было не интересно. Я ничего не понял.

Учитель Зуун Хэлэтэ очень рад.

Булта бэрхэнүүд!

Хэшээл

дүүрээ.

Баяртай!

Оценивают свою работу.



Предварительный просмотр:

«Хоёр эшэгэн»

Горхоной нэгэ эрьеhээ сагаахан эшэгэн, нүгөө эрьеhээнь харахан эшэгэн ерэбэд. Алинииньшье горхо гараха hанаатай. Теэд горхон дээрэ ганса нариихан дугы байба. Тэрээн дээгүүр арай гэжэ нэгэниинь дугысан* гараха аргатай. Сагаахан эшэгэн харахан эшэгэйнэйнгээ гарахые хүлеэбэгүй, теэд баhа харахан эшэгэн сагаахан эшэгэнэйнгээ гарахые хyлеэбэгүй. Тэдэ хоёр урда урдаhаа дугысажа, горхоной дунда уулзаад, мүргэлдэбэ. Тиигэжэ байтараа хоюулаа уhа руу унашоо hэн.

М. Коцюбинский

Даабари №1: Зурагуудые  хараад, юун тухай текст уншахабди гэжэ hанамжануудаа хэлэгты.  (эшэгэд тухай)

Даабари №2: Эшэгэн гэжэ үгэдэ хабаатай ассоциацинуудые hанагты. (Приведите ассоциации связанные со словом  КОЗА )

                                                                ямаан                          

табан хушуун мал        жаахан

                                     

                                                                  үсэд

Даабари №3.  Текст уншаад, энэ асуудалда харюу үгэгты.

Ямархан хоёр эшэгэн нариихан дугы дээрэ уулзааб?

Даабари № 4. Баталалгануудай зүб бурууень тодорхойлогты. Ɵѳрынгѳѳ харюу  хэлэгты.

  1. Хоёр эшэгэн горхо гараха hанаатай. (Зүб)
  2. Хоёр эшэгэн горхоной нэгэ эрье дээрэ  уулзаба. (Буруу)
  3. Сагаахан эшэгэн харахан эшэгэйнэйнгээ гарахые хүлеэбэ. (Буруу)
  4. Тэдэ хоёр мүргэлдэбэ. (Зүб)
  5. Хоюулаа уhа руу унашоо. (Зүб)

Даабари №5.   Текст соо харюу олоогүй  асуудалнуудые тэмдэглэгты.

  1. Хоёр эшэгэн хаана уулзааб?
  2. Эдэ хоёр үсэд эшэгэд гэжэ хэлэхэдэ болохо гү?
  3. Харахан эшэгэн сагаахан эшэгэнээ хүлеэбэ  гү?
  4. Ямархан эшэгэн  уhа руу унашооб?

Даабари № 6. Энэ рассказда  ямар оньhон үгэнүүд   таарахаб гэжэ хэлэжэ үгэгты.

 а)  Биб гэhэн гансаараа,

      Бидэ гэhэн олоороо.

б)   Хүн ахатай, дэгэл захатай.  

 в)  Нэрэ олохо-наhанай,

      Нэрэеэ хухарха – үдэрэй.

Даабари № 7. Энэ хѳѳрѳѳ ондоо болгожо туршагты. Ямаанууд уhа руу унаха ёhогүй.  

Даабари №8:  Бүлэгѳѳрѳѳ  «Хоёр эшэгэн» гэжэ  рассказ,  зүжэг болгожо наадагты.



Предварительный просмотр:

Сэдэб: Хубсаhанай дэлгүүртэ

Зорилгонууд: хоёр хүнэй хѳѳрэлдэхэ дадал хүгжѳѳлгэ; зүбѳѳр асуудал табиха шадабарииень үргэдхэхэ,  зүб харюу абаха дадалтай болгохо;  hурагшадай мэдэсые ажабайдалтай холбожо,  тэрэнээ хэрэглэжэ hургаха.

Хэрэгсэлнүүд: компьютер, проектор, слайднууд,  100 түхэригүүд, 50 түхэригүүд, банкомат, ролик, хубсаhанай зурагууд, касса, чек.

Хэшээлэй ябаса:

  1. Эмхидхэлэй үе

Сайн байна үхибүүд! Буряад хэлэнэй хэшээл.

Танай урда банкомат, тэрээн соо мүнгэн бии. Шата бухэндэ банкомат  сооhоо мүнгэ абахат. Һайнаар хүдэлѳѳб гэжэ hанаа  hаа 100 түхэриг абахат, дунда зэргэ ажалааб гэжэ hанаа  hаа 50 түхэриг абахат.  

  1. Фонетическэ hорилго

Минии хойноhоо дабтан уншагты

Ү-үү-үмдэн-  -хүүртиг-дэлгүүр

h-арhан-нооhон-оймhон- хубсаhан

эй- түриитэй, үнгэтэй, бээлэй

ай-малгай, хамсытай, захатай, наймаан

  1. Хэлэнэй бэлэдхэл

Минии хойноhоо уншагты, тиигээд оршуулжа үгэхэт

Харуулыт даа

Худалдыт даа

Хэдытэб?

Абагты

Наймаанда бии  

  1. Хэшээлэй темэ ба зорилгонуудые  элирүүлгэ

Энэ ролик хараад, хэшээлэймнай сэдэб ямар байхаб гэжэ хэлэжэ  үгэгты.

Ролик «Хубсаhанай дэлгүүртэ»

Хэшээлэймнай сэдэб: Хубсаhанай дэлгүүртэ

Хэшээлэймнай  зорилго ямар байха гэжэ hананабта?

-Хубсаhан ба хубсаhанай дэлгүүр  тухай хѳѳрэжэ hурахабди  

- Диалог зохёожо hурахабди

- Урда хэшээлнуудтэ үзэhэнѳѳ дабтахабди

  1. Дабталга

-  Ямар үнгэтэй плати үмдэхэ дуратайбши?

- Шамда нооhон оймhон бии гү?

- Шамда ямар үнгэтэй үмдэн бииб?

 

  1. Толи (дэбтэрнүүд соогоо бэшэгты)

Хэмжүүр-размер

Сэн- цена

Худалдан абагша-покупатель

  1. Номоор ажал 56-дахи нюурта, 24-дэхи даабари

  1.  Бэе бэетэйгээ харилсая (диалог)

-Сайн байна!

- Сайн байна! Танда юун хэрэгтэйб?

 - Намда …..  хэрэгтэй.

- Хэдыдэхи хэмжүүр таарахаб?

- …. хэмжүүр таараха.

- Энэ байна, харагты.

- Энэ …… хэдытэб?

-  … түхэригтэ.

- Би абахам

- Абагты.

  1. Амаралтын үе

Наадан «Карусель»

Шамда юун хэрэгтэйб?

Намда  (малгай, бээлэй, гутал, дэгэл) хэрэгтэй.

  1.  Бүлэг соо ажал

 «Торгон зам» гэhэн этномаркет  соо наймаашан болохо хүниие уринаб.

 Эндэ элдэб үнгэтэй, элдэб хэмжүүрэй хубсаhан худалдана. Таанар бүхы хэшээл соо олоhон мүнгѳѳрѳѳ ѳѳртѳѳ таараха, hайшаагдаhан хубсаhа худалдажа абахадатнай болохо.

  1. Рефлекси

Мүнѳѳдэрэй хэшээлдэ шэнэ юумэ ойлгоо гүт? Лайк табигты.

Ойлгооб

Дунда зэргэ ойлгооб

Ойлгоогүйб

 

Хэшээл дүүрээ!  Дахин уулзатараа баяртай!



Предварительный просмотр:

28.12.21 г.

Педсовет

« Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»

Мастер-класс

 «Работа с текстом»

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию хочу представить мастер класс по работе  с текстом.

Работа с текстом - это много разных дел: поиск текстов, чтение текстов, умение создавать «понятные, яркие и живые тексты». Как построить работу с текстом? Есть определенные методические рекомендации: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Задача учителя - наполнить этот  методический «скелет» интересным содержанием и увлекательными заданиями.

  1. Приведите ассоциации связанные со словосочетаниями

Бурятская кухня

  Русская кухня

Буузы

Кровяная колбаса

Саламат

Суп-лапша из бараньей грудинки

……

  • Борщ
  • Щи
  • Грибной суп
  • Рыбная селянка
  • Окрошка на кефире
  • Пельмени

…..

Дотекстовый этап (этап антиципации)        

Упражнения и задания

УУД

Цели данного этапа

Ассоциативный куст

Приведите ассоциации связанные со словами .... и ….

Регулятивные

Познавательные

-Определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения.

 

-Мотивировать учащихся.

-Сократить по возможности уровень речевых трудностей

Пополнение словарика

Назовите необходимые слова

Регулятивные

Личностные

Работа с заголовком.

Определите

-  значение заголовка

- тематику текста;

-   перечень поднимаемых в нем проблем;

- ключевые слова и выражения, ассоциации.

Регулятивные

Личностные

Спор ассоциаций

Сопоставьте с другими текстами

Наделите героя возрастом, профессией, национальностью

Регулятивные

Личностные Познавательные

Ролевая игра «Я иллюстратор»

Сформулируйте предположения о теме текста на основе иллюстраций

Регулятивные

Личностные Познавательные

Аукцион «Раз- словечко, два- словечко»

Предположите новую лексику Определите проблематику текста на основе языковой догадки

Регулятивные

Личностные

коммуникативные Познавательные

      Текстовый этап (техника проблемных вопросов)

Уважаемые коллеги! Перед Вами текст, прочитайте и  сформулируйте, совпадают ли ваши ассоциации по теме «Бурятская кухня»  с  содержанием текста?

  1. Подтвердите правильность/ложность утверждений

- буряты ценят мясные блюда

-любовь к мясным блюдам буряты  заимствовали у русских

- традиции и привычки народа складывались сотнями лет

               - знатоки отмечают высокие достоинства бурятской национальной     кухни.

- летом предпочтение отдается конине

  1. Докажите, какое высказывание наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ.

Бурятская кухня основывалась на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства, в каждый сезон года употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида животного.

Текстовый этап (техника проблемных вопросов)

Упражнения и задания

УУД

Цели данного этапа

Задача «Верно- Неверно»

подтвердите правильность/ложность утверждений;

Личностные Регулятивные Познавательные

-Определить степень сформированности речевых умений.

-Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Ролевая игра «Я писатель»

подберите подходящее предложение, пропущенное в тексте; опишите внешность/ место/ отношение кого-либо к чему-либо

Регулятивные

Познавательные

Эвристические задачи

Догадайтесь:

о значении слова по контексту;

о соответствии перевода

о развитии событий во второй главе/следующей части текста.

Регулятивные

Личностные

коммуникативные

Познавательные

Послетекстовый этап (групповая работа)

 1 группа: На основании данного текста разыграйте ситуацию, к вам  приехали гости из Москвы и вы их повели в  кафе  бурятской кухни.

 2 группа: На основании данного текста составьте рассказ на одну из       предложенных   тем:

а) О русской кухне,

б) О том, что вы предпочитаете на завтрак, обед, ужин.

3 группа:  На основании данного текста составьте диалог  (3-5 реплик) на одну из предложенных тем:

а)  Мама с дочерью готовят обед

б)  Бабушка и внук (внук пришел со школы) за обедом

в)  Два друга обедают в столовой

Послетекстовый этап (групповая работа)

Упражнения и задания

УУД

Цели данного этапа

Дискуссия

Докажите, какое высказывание наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ.

Личностные Регулятивные

коммуникативные

Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Проблемно- поисковая задача

Определите, с каким из выражений был бы не согласен автор.

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Ролевая игра «Я редактор»

Составьте план текста, выделив его основные мысли.

Регулятивные

Личностные

Проектная работа

-Напишите собственный текст в другом жанре

На основании данного текста придумайте рассказ о своей малой родине

Нарисуйте картину по теме «Мой родной край» и придумайте рассказ.

Регулятивные

Личностные

Текст «Бурятская кухня»

Бурятская кухня основывалась на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства, в каждый сезон года употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида животного. В сельской местности этот порядок сохранился и поныне. Летом предпочтение отдается молодому барашку, ближе к зиме- конине, зимой - говядине. Мясо же диких зверей добывалось только осенью.

Знатоки, хорошо разбирающиеся в кулинарии, неизменно отмечают высокие достоинства бурятской национальной кухни. Особенно ценят они мясные блюда. Бухэлеэр, буузы, үбсүүн, орёомог, хиимэ, кровяная колбаса могут удовлетворить людей с самым изысканным вкусом.

Традиции и привычки народа складывались сотнями лет. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климату. Кулинарные рецепты, созданные народом, не случайны, не произвольны. Они сложились в результате долголетней эволюции, и дают нам прекрасные образцы правильного и полного использования пищевых ресурсов, которые представляет природа. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали от человека выносливости, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню.

Эпоха, естественно, меняла и обогащала пищевой рацион. Дружеское общение с русскими, а также с другими народами привело к широкому заимствованию мучных и овощных блюд. В свою очередь ими перенималась рецептура из бурятской кулинарии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом Мастер - класс

Слайд 2

Три этапа работы с текстом Дотекстовый Текстовый Послетекстовый

Слайд 3

Дотекстовый этап ( этап антиципации) Упражнения и задания УУД Цели данного этапа Ассоциативный куст Приведите ассоциации связанные со словами …. и ….. Регулятивные Познавательные -определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения. -мотивировать учащихся. -сократить по возможности уровень речевых трудностей Пополнение словарика Назовите необходимые слова Регулятивные Личностные Работа с заголовком. Определите значение заголовка Регулятивные Личностные Спор ассоциаций Сопоставьте с другими текстами Наделите героя возрастом, профессией, национальностью Регулятивные Личностные Познавательные Ролевая игра «Я иллюстратор» Сформулируйте предположения о теме текста на основе иллюстраций Регулятивные Личностные Познавательные Аукцион «Раз- словечко, два- словечко» Предположите новую лексику Определите проблематику текста на основе языковой догадки Регулятивные Личностные коммуникативные Познавательные

Слайд 4

Подтвердите правильность/ложность утверждений - буряты ценят мясные блюда - любовь к мясным блюдам буряты заимствовали у русских - традиции и привычки народа складывались сотнями лет - знатоки отмечают высокие достоинства бурятской национальной кухни - летом предпочтение отдается конине

Слайд 5

Докажите, какое высказывание наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ

Слайд 6

Текстовый этап (техника проблемных вопросов) Упражнения и задания УУД Цели данного этапа Задача «Верно- Неверно» подтвердите правильность/ложность утверждений; Личностные Регулятивные Познавательные - Определить степень сформированности речевых умений. - Продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Ролевая игра «Я писатель» подберите подходящее предложение, пропущенное в тексте; опишите внешность/ место/ отношение кого-либо к чему-либо Регулятивные Познавательные Эвристические задачи Догадайтесь: о значении слова по контексту; о соответствии перевода о развитии событий во второй главе/следующей части текста. Регулятивные Личностные коммуникативные Познавательные

Слайд 7

Задания для групп 1 группа: На основании данного текста разыграйте следующую ситуацию. К вам приехали гости из Москвы и вы их повели в кафе бурятской кухни. 2 группа: На основании данного текста составьте рассказ на одну из предложенных тем: а) О русской кухне ; б) О том, что вы предпочитаете на завтрак, обед и ужин. 3 группа: На основании данного текста составьте диалог (3-4 реплики) на одну из предложенных тем: а) Мама с дочерью готовят обед ; б) Бабушка и внук ( внук пришел со школы) за обедом ; в) Два друга обедают в столовой .

Слайд 8

Послетекстовый этап (групповая работа) Упражнения и задания УУД Цели данного этапа Дискуссия Докажите, какое высказывание наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ. Личностные Регулятивные коммуникативные Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Проблемно- поисковая задача Определите, с каким из выражений был бы не согласен автор. Регулятивные Личностные Познавательные Ролевая игра «Я редактор» Составьте план текста, выделив его основные мысли. Регулятивные Личностные Проектная работа -напишите собственный текст в другом жанре; -придумайте рассказ о своей малой родине -нарисуйте картину по теме «Мой родной край» и придумайте рассказ. Регулятивные Личностные

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Хүн бүхэн соо наран  байдаг»

(обучение чтению на уроках бурятского языка как второго)

Амар сайн, хүндэтэ багшанар!  Танай анхаралда  алим - яблока. Энэ алим харахадаа таанарта ямар ассоциацинууд  бии болоноб?

2. Просмотр мультфильма о яблоке

Энэ  һүүлшын  персонаждал адли  үхибүүдые оло  дахин һургахадамнай, юумэнэй гүнзэгые   ойлгонгүй,    шадаха  юумэеэ  хэрэглэнгүй, гансал  һанаан хүсэл болоод   үлэшэхэ.

3. Слайд № 2. «Яблоко познания»

Энэ   дэлхэйе - мэдэрэлгын алимһаа эхитэй  гэдэг.  (древо познания на слайде)

Шэнэ нээлтэнүүд, шэнжэлэлгын дүн –жэмэсээр  харуулагдана.

Модотой ажаллаха арга харуулжа байһан  хүн - багша

Дүй дүршэл оложо  байһан - һурагша.

Минии   һанахада, энээхэн  метафорическэ  зураг  шэнжэлэлгын  методой  удха харуулна.

Шэнэ  ФГОС-оор   манай   һургуулиин  түсэб  соо  буряад  хэлэ болон уран зохёол үзэлгэдэ 1 час хараалагданхай. Буряадай  гүрэнэй «О языках народов Республики Бурятия»  гэһэн  хуули  соо, һуралсалай  номуудай  материалаар  буряад хэлэн – гүрэнэй  хэлэ  гээд  ород  хэлэтэй  һургуулинуудта  үзэхэдѳѳ, долоон  хоногто 2 час үзэхэ  гэжэ абтанхай.

Үхибүүдтэ ёһо заншалдаа, соёлбол болбосоролойнгоо  баялигуудта, буряад  арадайнгаа уран зохёолдо,бүтээлдэ  хүндэлэл  ехэтэйгээр  хүгжѳѳхэ, хүмүүжүүлхын  тулада,  5-дахи ангиин  һурагшадта «Литература, искусство и культура Бурятии»  гэжэ программа табяад ажалладагби.

Бүхы  һуралсалай программа соогуурни  улаан  утаһаар мэдэрэлгын  бодол (идея познания)  гарадаг.

Эдэ алим жэмэсүүд ФГОС-ой символ болоно.

Шара алим – шэнжэлэлгын методүүд

Ногоон  алим- метапредметнэ подход

Улаан  алим- системнэ-деятельностнэ подход

4. Шара алим – шэнжэлэлгын методүүд

Слайд № 3.

Намда зургаан  туһалагшад бии,

Шуран гээшэнь гайхалтай

Тойроод байһан юумэеэ,

Тэдээнһээл  мэдэнэб.

Дуудаһан сагтамнил

Түргэн ерээд байдаг юм,

Хэн?  Юун? Хэзээ? Хаана?

Яагаад?Юундэ? гэжэ нэрэтэй юм.

Слайд № 4

Хүндэтэ  багшанар!  Бүлэгүүд боложо иимэ задачануудые  бодое.

а) Урдандаа буряадууд тоололожо шададаггүй байгаа. Хонишод бүхы хонидойнгоо ерэһые алдангүй мэдэдэг байгаа.

Даабари: Яагаад шалгадаг байгаа  гээшэб?.

Жэшээнүүдые hанаад хэлэгты.

Харюунууд: Ямаршье  таараһан схемэ зүб байха,

- Хониной   тоогоор   шулуу  хармаандаа  хээд  ябаха.

-Түхэреэ   газарта  зураад, хонидоо  хэмжэхэ.

- Модон  дээрэ  хонидоо   тэмдэглэхэ

- Модо  баряад, модонойнгоо  тоогоор  мэдэхэ.

-Хонин   бүхэнэй   урда  табаг  табиха, нэгэ  табагай   хооһоорнь   мэдэхэ

Иихэдээ   шэнжэлэлгын  метод олон  янзын  бодохо, бодомжолхо  аргануудтай.  Бодохо  вариантын  олоншье  һаа, ганса   энэ тон зүб  гэһэн  харюу  үгы: юрэнхы дүнгэй харюуда   таараха   таарахагүй  гэжэ  байха.

5. Ногоон   алим- метапредметнэ подход

Слайд № 5.

Дэлхэй түбимнай олон нюусатай,
Янза  бүриин хэшээлнүүднай,
Хоорондоо   холбоотой.

Үхибүүднай гансал эрдэм олохо бэшэ,

Тэрэнээ бодото байдалдаа хэрэглэхэнь  шухала.

Слайд № 6.  

 Эхирид-Булагадай, Баяндайн, Түнхэнэй  аймагуудай  буряадууд хартаабхаа ондоогоор  нэрлэдэг. Юун гэдэг бэ?

-Тэрэ нэрэ хартаабха хоёрой юуниинь урид  гарааб?

-Хартаабха юундэ тиигэжэ   нэрлээб?

Дүн:  Метапредметность хадаа үхибүүдэй хэшээлдээ олоһон эрдэмээ бодото байдал дээрэ хэрэглэхэ дадал болоно.

Мүнөө   үхибүүдые  уншажа   һургахадаа, хайшан гээд метапредметнэ дүнгүүдтэ гаргахаар бэ гэжэ    анхарая. Би мүнѳѳ таанадта үхибүүдээрээ текст дээрэ яагаад ажалладагби    гэжэ  харуулжа үгэхэм. Энэ текст 4-дэхи ангиин hурагшадта  таараха.  

Дотекстовый этап

  1. Энэ видеофильм хараад, юун тухай хөөрэлдэхэбди гэжэ  хэлэжэ үгэгты. Энэ  ямар  хото  гэжэ  һананабта?
  2. Помогите   Будамшуу рассказать о своих домашних питомцах.

Мүнѳѳ нохой тухайгаа  хѳѳрэхэм.

                    Миисгэй, мэлхэй, хулгана, тоти  шубуун

Текстовый этап

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Улаан-Үдэдэ юунүүд эгээ олон бэ?»
  2. Запишите в таблицу, какие театры, музеи и кинотеатры есть в Улан-Удэ.

Театрнууд

Музейнүүд

Кинотеатрнууд

  1. Озаглавьте текст
  2. Верны или неверны следующие утверждения:

а) Би Улаан-Yдэдэ   түрѳѳб.

б) Арбан нэгэтэйб.

в) Улаан -Yдэдэ  нэгэ театр бии.

г) Түүхын, уран зурагай, байгаалиин ба этнографическа музейнүүд бии.

 7. Найдите и прочитайте в тексте предложения с именами существительными во мн. числе.

Послетекстовый этап

  1. Групповая работа:

1 группа - напишите письмо другу в Москву   о своём  любимом городе.

2 группа – проведите экскурсию по Улан-Удэ туристам из Америки.

3 группа – дополните  пословицы о любимой малой родине.

4 группа - разгадайте кроссворд про свой любимый город.

Текст.

Амар сайн, хүндэтэ нүхэд! Би Нарана гэжэ нэрэтэйб. Минии түрэл хото Улаан-Yдэ. Улаан-Yдэдэ би түрѳѳб. Арбатайб, hургуулида hуранаб.

Мүнѳѳ түрэл хото тухайгаа  хѳѳрэхэм. Минии түрэл хотодо олон гоё музейнүүд, театрнууд, hургуулинууд, дэлгүүрнүүд, худалдаанай  түбүүд  бии.

Түүхын, уран зурагай, байгаалиин ба этнографическа музейнүүд бии. Улаан-Yдэдэ «Эрдэм», «СагаанМорин», «Октябрь», «Прогресс», «Фабрика нино», «PeoplʹsSinema», «Еврозона» гэhэн кинотеатрнууд бии. Би амаралтын үдэр  эжытэеэ, абатаяа кинодо  ошодогби.

Улаан-Yдэдэ Буряадай оперо болон баледэй, буряад драмын академическэ  театрнууд, ород драмын театр, дуу  хатарай «Байгал» ансамбль, филармонии бии  юм.

Манай хото айлшалаарайгты! Зундаа  ехэ гоё  байдаг.

Шэнэ  үеын   стандарт  урдахиhаа   юугээрээ   ондооб  гэхэдэ,  базисна  учебнэ  план  соогоо гансал һуралсалай  түсэб  бэшэ, хэшээлһээ гадуур хүдэлмэри   эмхидхэлсэнэ.  Буряад  хэлэн  дээрээ  харилсажа  байха  аргатай болгохоёо, хэшээлһээ гадуур хүдэлмэри   эмхидхэжэ "Мүшэхэн" гэжэ клуб нээгээб.Эндэ үхибүүднай шэнжэлэлгын хүдэлмэри дээрэ үндэһэлжэ буряад арадайнгаа ёһо заншалтай танилсана, шагай наадана, ёохор хатаржа һурана.

6. Улаан  алим- системнэ-деятельностнэ подход

слайд №7

“Шагнаад – мартанаб,  

Хараад – хадуунаб,

Хэхэдээл – ойлгоноб”.

Хүндэтэ   багшанар!

- Түнхэнэй буряадууд ёохор хатархадаа юундэ гараа  дээшэнь  үргэдэг бэ?

Харюу:  Саяан уула харуулна

- Яруунын буряадууд ёохор хатархадаа   гараараа юундэ   иигэдэг бэ?

Харюу: Захагүй үргэн талаяа харуулна

Ёохор  наадахадаа танилшье,  бэшэшье  хүнүүд мүр мүрѳѳ ниилүүлэн, гар гараа барилсаад, дүхэригтэ  орожо, эгээн  һайхан  баярай, нэгэдэлэй  мэдэрэлдэ  абтагдадаг гээшэ.

Ерыт    наашаа   ёохортоо,

Ёохор   манай   хуушаараа,

Хуушарhыень   шэнэлжэ

Шэнэ   ёохор   хатарая!

(Булта ёохороо хатарна)

 Дүн:  Хүндэтэ  багшанар!  Сократ   иигэжэ   хэлэһэн: «Хүн   бүхэн  соо  наран  байдаг. Гансал  тэрэнииень   шаруулха   хэрэгтэй»

Минии мастер- класста хабадалсаhандатнай     баяраа   хүргэнэб! Дахин   уулзатараа    баяртай!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ Требования к научному докладу школьника

Слайд 2

Критерии оценки доклада Соответствие заявленной темы и содержания Научность Актуальность Новизна Грамотное изложение и оформление Устное выступление

Слайд 3

Требования к формулировке темы Соотносимость с состоянием современной науки Актуальность Лаконичность (краткость) Проблемность (отражение рамок исследования)

Слайд 4

Специфика Ошибки безличность структура рассуждения термины (общенаучные и частнонаучные) однозначность терминов четкость местоимение «Я» описательность перегруженность терминами терминологическая путаница потеря мысли Научный стиль

Слайд 5

Что? Где? Монографии, статьи по проблеме Современная научная методология Библиотека, интернет Авторефераты диссертаций, статьи изданий ВАК (интернет) Работа с научной литературой

Слайд 6

Структура научной работы Титульный лист Оглавление Введение Основная часть Заключение Приложения

Слайд 7

Титульный лист полное наименование учебного заведения заглавие работы приводится без слова "тема" и в кавычки не заключается жанр работы в скобках фамилию, имя, отчество, должность, место работы научного руководителя писать полностью фамилию, имя, отчество автора писать полностью, школа, класс место выполнения работы и год ее написания (без слова "год")

Слайд 8

Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Секция: бурятский язык «Оньhон ба хошоо үгэнүүдэй үүргэ мүнѳѳнэй байдалда» Автор: Дашидондокова Арина Цыреновна, 9«в» класс Научный руководитель: Дашидондокова Елена Александровна, учитель бурятского языка Улан-Удэ 2020 2015

Слайд 9

ГАРШАГ ОРШОЛ………………………………………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. АРАДАЙ АМАН ЗОХЁОЛ - ОНЬҺОН БОЛОН ХОШОО ҮГЭНҮҮД ….3 1.1. Оньhон ба хошоо үгэнүүдэй үүргэ мүнѳѳнэй байдалда…………………….4 1.2. Оньhон ба хошоо үгэнүүд тухай………………………………………………….........5 ГЛАВА 2. БУРЯАД ОНЬҺОН БА ХОШОО ҮГЭНҮҮДЭЙ ИЛГААНУУД…………...5 ГЛАВА 3. ШЭНЖЭЛЭЛГЫН ДҮН…………………………………………………………………7 Анкетын дүн …………………………………………………………………………......................7 ТОБШОЛОЛ………………………………………………………………………………………………..8 ХЭРЭГЛЭГДЭҺЭН ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….9

Слайд 10

Актуальность оценка работы с точки зрения современности и социальной значимости объем - в пределах одного-двух абзацев не корректно - мотивировка недостаточной степенью изученности научной проблемы

Слайд 11

Новизна изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале; переход от качественного описания известных фактов к их количественной характеристике; сравнительный анализ процессов и явлений.

Слайд 12

Цель и задачи Цель одна 3-4 задачи конкретизируют цель Формулировка задачи начинается глаголом «изучить», «рассмотреть», «описать», «установить», «выявить», «сравнить»

Слайд 13

Предмет и объект Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования определяет тему работы.

Слайд 14

Гипотеза гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методов гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены

Слайд 15

Заключение объем – 0,5-1 страница изложение полученных итогов и их соотношение с конкретными задачами обобщенная итоговая оценки проделанной работы перспективы дальнейшего изучения научной проблемы практическая значимость работы

Слайд 16

требования пояснения в ссылке указывается номер в библиографии и страница на одной странице не должно быть более 3-х цитат чужой текст приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике [12 , с.35 ] . если требуется больше, то их лучше давать в пересказе изменение формы может привести к искажению смысла Цитирование

Слайд 17

требования пояснения если текст цитируется не по первоисточнику, то в ссылке необходима оговорка если из цитаты не ясно, о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора [ Цит. по: 8, с.11 ] . Б. Зайцев писал: «Он (Бунин. – О.К. ) имел почти звериный глаз» Цитирование

Слайд 18

Элементы библиографического описания Книга: Анненский И.Ф. Книги отражений [ Текст ] / И.Ф. Анненский. – М.: Наука, 1979. – 680 с. Статья: Александрова С.В. Повести Н.В. Гоголя и народная зрелищная культура [ Текст ] / С.В. Александрова // Русская лит. – 2001. – №1. – С.50-65. Интернет-ресурс: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http:// nikolay.gogol.ru/articles/shinel/kak_sdelana_shinel. – Дата доступа: 25.01.2012.

Слайд 19

Ошибки оформления нерасшифрованные или недопустимые сокращения ("так называемый" (т.н.), "так как" (т.к.), "например " (напр.), "около" (ок.), "формула" (ф-ла) разностильное цитирование более 5 абзацев на одной странице длинные тире из интернета разные кегли и стили перегруженность подчеркиваниями , курсивом или жирным шрифтом отсутствие выводов после параграфов и частей

Слайд 20

Жанр научного доклада Доклад - это сообщение на определенную тему, подготовленное для публичного выступления (на занятии, конференции, перед населением и т.д.). Необходима «репетиция» защиты: выступление на уроке, на классном часе

Слайд 21

Процедура защиты выступление докладчика (регламент – 7-10 мин.) вопросы жюри и других присутствующих

Слайд 22

Что говорить? Как говорить? отдельная, отличная от текста исследования речь с выделенными основными мыслями 1. изложить суть работы, а не введение к ней 2. рассказать о собственном исследовании, а не о современном состоянии проблемы 3. показать осознанность терминов, цитат 4. следовать нормам стилистики, грамматики и орфоэпии Выступление докладчика

Слайд 23

Структура выступления Вступление: «Здравствуйте. Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему «…» Основная часть: научная проблема, актуальность работы, цель и задачи, детальное изложение процесса решения каждой задачи с указанием методов и с опорой на научную методологию (труды ученых) Выводы и результаты

Слайд 24

Презентация содержит не текст доклада, а пояснения к нему слайды – схемы, таблицы, графики строгость и четкость информативность стилистическая и орфографическая выверенность количество слайдов – 5-7!

Слайд 25

О вопросах: что нужно знать? область науки, в границах которой проводится исследование факты, полученные другими исследователями в данном направлении специальную литературу по теме потенциальное направление дальнейшего исследования

Слайд 26

Подготовка к защите психологический настрой (репетиция речи перед зеркалом) артикуляционный тренинг (подготовка речевого аппарата: скороговорки и др.) составление словаря терминов, гиперссылок к работе и др.

Слайд 27

Культура поведения на защите обращаться не только к жюри, а ко всем присутствующим даже если текст защиты выучен, не излагать его скороговоркой благодарить за заданные вопросы не раздражаться, если в процессе защиты ответ на заданный вопрос уже был дан – ответить еще раз если ответ на вопрос неизвестен, можно использовать формулировку «К сожалению, пока я не могу ответить на ваш вопрос, но я обязательно над ним подумаю» демонстрировать профессионализм и желание заниматься научной работой

Слайд 28

После защиты вспомнить и записать все заданные вопросы оценить свою защиту и ответы на вопросы обсудить процесс защиты и вопросы с научным руководителем скорректировать исследование с учетом высказанных замечаний, заданных вопросов

Слайд 29

Нельзя, чтобы рецензию на работу писали сами же научные руководители.