Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная деятельность
В настоящее время всё больше дошкольных учреждений внедряет в практику новейшие разработки и инновационные технологии и наш сад не является исключением. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет не роль наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, а также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской активности.
И я в своей работе стараюсь использовать технологии, которые обладают средствами мотивации, активации, которые формируют деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. И к таким технологиям можно отнести:
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Используя, проектную деятельность в воспитании и обучении дошкольников, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах.
«Конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Технология «Посткроссинг»
Посткроссинг – это проект, осуществляющий общественно-значимую деятельность, направленную на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живём, о других странах и городах посредством разнообразных форм почтовой переписки, обмена открытками, посылками, видеопосланиями.
С помощью данной технологии можно решить задачи практически всех образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Так, например, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Технология посткроссинг способствует «формированию первичных представлений …о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»). В решении задач по художественно-эстетическому развитию посткроссинг помогает «созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
«Волонтёрство»
Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных возраста и их участие в добровольческих мероприятиях Волонтёрство - это очень полезная и нужная деятельность у детей, У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Можно выделить задачи:
• Расширять представления о волонтёрском движении у детей 5-6 лет, педагогов детского сада, родителей.
• Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
• Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении
• Составить план мероприятий и реализовать его в течении учебного года
Технология «Клубный час»
Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.
Основные задачи «Клубного часа»:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
- учить детей ориентироваться в пространстве
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).
Результатом введения данной технологии стало: умение детей договариваться с друг другом, выслушивать собеседника, вести себя общественном месте в соответствии с правилами, умение планировать и выбирать свой «образовательный маршрут»,проявлять самостоятельность и инициативность.
«Утренний круг»
Утренний сбор для наших детей - это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе.
Задачи:
- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- развить у дошкольников навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п., планирования собственной деятельности, умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;
– развить у дошкольников умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично, а также развивать у детей умение внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.
«Игры по Воскобовичу»
Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.
Целями и задачами его методики является:
• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
• развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
• развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
• формировать начальные представления об окружающей действительности;
• содействовать психическому развитию;
• развивать мелкую моторику.
Использование робота «Bee-bot»
В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии.
Образовательная деятельность осуществляются в форме игры, позволяющие овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.
Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление
Тико -конструктор
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
При использовании «Тико» выполняются такие задачи:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Палочки Кюизенера
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.
С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.
Задачи, решаемые при применении палочек Кюизенера:
- Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- Осваивать прямой и обратный счет;
- Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
- Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
- Практически выполнять действия сложения и вычитания;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
- Научить делить целое на части и измерить объекты;
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
- Развивать логическое мышление, память, внимание;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
«Математическая обезьянка»
Цель: для развития элементарных математических представлений.
Задачи:
Формирование представлений о равенстве и неравенстве, о составе числа, «ознакомлению с принципом весов, знакомству с понятием величина, масса предмета, равновесие
Формированию умений сравнивать предметы по величине, массе.
Развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Развитию познавательного интереса, любознательности и исследовательской деятельности.
Подготовка ребёнка к школе.
Блоки Дьенеша
Дидактическое пособие для освоения математики.
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
«Дары Фрёбеля»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти, воображение и наблюдательности через шнурование.
Задачи: использование игрового набора развивает способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительной моторной координации. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать.
Мнемотаблицы
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Задачи:
Способствовать развитию связной речи.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Триз
Цель: ТРИЗ - всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формирование целостной картины мира;
- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- развитие речи, памяти, творческого воображения.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика- это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Волонтерство
«Клубный час»
«Утренний Круг»
«Посткроссинг»
Робот "Bee-Bot"
Блоки "Дьенеша"
«Дары Фребеля»
«Палочки Кюизенера»
Конструктор «Тико»
«Игры по Воскобовичу»
Технология «Мнемотаблица»
Конспект занятия по конструированию.Тема":Конструирование с помощью палочек Кюизенера" https://nsportal.ru/node/5914617
Конспект занятия по конструированию из Тико -конструктора "Самолёт для гномика Тико" https://nsportal.ru/node/5914525
Дидактические игры с палочками Киюзенера.https://nsportal.ru/node/5914480
Конспект занятия по ФЭМП по с использованием логических блоков Дьенеша .Тема:"Прогулка по зимнему лесу "https://nsportal.ru/node/5914708
Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии В.В.Воскобовича.Тема :"Белоснежка и семь гномов" https://nsportal.ru/node/5914681