Методическая копилка

Галуцких Марина Лукьяновна

1) 4 Международный  молодежный   форуме «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре»  Белгород 2016 год

Выступление на тему  «Духовно-нравственное  воспитание в социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2) Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе декоративно-прикладного творчества (из опыта работы воспитателя ОСГБУСОССЗН « Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Галуцких  М. Л.)

3)Использование    артпедагогических   методов  для формирования речи  дошкольников с недоразвитием речи проживающих   в социально-реабилитационном центре.

4) Творческая работа: Инновационные технологии развития детского изобразительного творчества на тему: Ознакомление детей дошкольного возраста с народным  промыслом – вышиванием «Волшебная вышивка»

5) Статья из опыта работы воспитателя Социально -реабилитационного центра "Полихудожественный подход в системе художественно-эстетического образования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 Международный  молодежный   форуме «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре»  Белгород 2016 год

Выступление на тему  «Духовно-нравственное  воспитание в социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Галуцких Марина Лукьяновна  воспитатель ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. На сегодня  проблема духовно-нравственного воспитания остается актуальной для всех детей, особенно для детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, отличающихся от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Такие  дети имеют  высокий уровень социальной  дезадаптации, и низкий потенциал жизненной самореализации.

То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнок.    Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства  и алгоритм социального поведения. Духовно-нравственное  воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого в первую очередь учителей, воспитателей  и сверстников способствует проникновению в их  внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

Базовыми  понятиями для определения духовно-нравственного воспитания являются - "культура", "религия", "духовность", "нравственность".

Понятием "культура" - обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

"Религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

В нашем учреждении пребывают дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Наша задача - создать воспитанникам такие условия, которые позволили бы им раскрыть свои невидимые на первый взгляд таланты, дать возможность приобщаться культуре, научить ориентироваться в современных социальных условиях. Каждый воспитатель дает ребенку систему социально - бытовых, экономических, трудовых, коммуникативных навыков, развивает творческие способности детей.          

Перед нами, педагогами учреждений, где воспитываются дети – сироты, стоит немаловажная задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности каждого воспитанника.

Анализ контингента воспитанников социально-реабилитационных учреждений свидетельствует, что основная категория несовершеннолетних, помещенных в данные учреждения, - дети, проживающие в неблагополучных семьях и находящиеся в социально опасном положении – 43,3%, оказавшиеся в различных трудных жизненных ситуациях – 54,5%, не имеющие постоянного места жительства или средств к существованию – 2,2% .К тому же, как показывает статистика, численность неблагополучных семей и детей увеличивается.

В нашем учреждении находятся в большинстве своем дети – сироты, ставшие таковыми при живых родителях, которые лишены родительских прав, либо не в состоянии заниматься воспитанием своих детей.

В развитии гармоничной, свободной, высоконравственной, духовно обогащенной личности, гражданственности и патриотизма ведущая роль принадлежит церкви.

И если в системе социальной защиты детства отрегулирован механизм взаимодействия субъектов профилактики (органы и управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, по делам молодежи, внутренних дел, по труду и занятости населения), то механизм взаимодействия с православными религиозными организациями требует разработки.

Необходимо  определить роль церкви в воспитании подрастающего поколения на основе развития социального партнерства и инициатив русского православия в современном российском обществе, переосмысления социального значения православных приходов.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова. Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Особенно необходимо и важно формировать у детей убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Духовно-нравственное воспитание в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является неотъемлемой частью комплексной реабилитации детей, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. В ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ознакомлению их с традициями русской православной культуры.

В то же время большинство программ предусматривает духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях образовательных учреждений (школы, детского сада). Воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра имеет свою специфику: дети находятся в центре непродолжительное время, группы воспитанников находятся в постоянной динамике и состоят из разновозрастного контингента. Несовершеннолетние, поступающие в центр, находятся на разном уровне психического и интеллектуального развития. Для формирования гармоничной духовно-развитой личности в Областном социально-реабилитационном центре реализуется программа по духовно- нравственному воспитанию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Мир прекрасного». В учреждении традиционно проводятся мероприятия в рамках ежегодной областной благотворительной акции «От Рождества до Пасхи». Начало акции совпадает с одним из самых любимых для детей православных праздников – Рождеством. Специалисты Центра знакомят несовершеннолетних с историей, традициями православного Рождества. Каждый год силами сотрудников и детей Центра в музыкальном зале создается вертеп, символизирующий пещеру, в которой родился Иисус Христос. Кульминацией праздника становится праздничный концерт, на котором дети представляют гостям инсценировки библейских сюжетов и исполняют рождественские гимны. Не менее значимым для христиан является праздник Пасхи - Светлое святое Воскресенье. Накануне праздника Cветлого Воскресенья воспитатели знакомят детей с историей и традициями православной Пасхи. С увлечением воспитанники изготовляют поделки с пасхальной тематикой: рисуют и клеят в технике аппликации куличи, учатся традиционной росписи писанок. В день Светлого Воскресенья Христова, воспитанники участвуют в общей молитве и встрече благодатного огня, который привозится в учреждение священнослужителями православного храма.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В детском возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. С юных лет начинается обращение к духовной жизни, приобщение детей к основам православия и народной культуры. Воспитанники социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних - это дети из неблагополучных, социально-опасных семей, дети-сироты. Как правило, эти дети с раннего возраста находились не только в крайне бедных материально-бытовых условиях, но и в социальной среде, для которой характерна духовная беднота, игнорирование моральных норм, асоциальное поведение. Именно поэтому задачи духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних особенно актуальны для социально- реабилитационных учреждений.К сожалению, дети, проживающие в социально-реабилитационном центре, не имеют положительного опыта семейного воспитания в отличие от своих сверстников, проживающих в благополучных семьях. Несмотря на свой маленький жизненный опыт и возраст, они столкнулись с далеко недетскими проблемами (пьющие родители, недостаток внимания и как следствие, глубокая педагогическая запущенность). Так как формирование основных черт характера и моральных качеств личности происходит на ранних этапах сознательной жизни ребенка – в дошкольном возрасте. Основы будущих привычек, принципов жизни, норм поведения и моральных догм закладываются в семье. Но в нашем случае семья не является положительным примером по вопросам полноценного нравственного воспитания на ранних порах развития ребенка. Поэтому задача специалистов реабилитационного центра - помочь ребёнку не только адаптироваться в новых условиях, но и разнообразить жизненные впечатления, показать, что окружающий мир прекрасен и удивительно многообразен.

 Привитие ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать несовершеннолетнего к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками и взрослыми. В наше время, когда на телевидении, в литературе преобладает жестокость и агрессия. А воспитанники, проживающие в Центре, к сожалению, непосредственно сталкиваются с обратной стороной жестокого взрослого мира: они замыкаются в себе, не желают общаться, испытывают отрицательные эмоции. И чем раньше мы начнём обогащать потенциал, тем активнее будет стремление ребёнка, войдя во взрослую жизнь к освоению духовно- нравственных ценностей.

Доброй традицией стало взаимодействие ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с Белгородской Православной Духовной семинарией. Не менее тесная дружба связывает Областной социально- реабилитационный центр с социально-теологическим факультетом Белгородского государственного университета. Студенты социально - теологического факультета проводят для воспитанников Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения представления о роли веры в жизни людей.

 На базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних проходят встречи воспитанников со священнослужителями белгородских храмов. Во время бесед дети узнают, что такое таинство Крещения, таинство Исповеди и Причащения, что такое грех и как и ним бороться. Священнослужители рассказывают детям в доступной форме как надо подготовить себя к этим Таинствам, как общаться посредством помощи священнослужителя с Богом.

Воспитанники Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних посещают Преображенский кафедральный собор, хрампреподобного Серафима Саровского, часовню во имя святой блаженной Ксении Петербургской, пещерку Святителя Иосафа, Свято-Троицкий подземный монастырь, Холковские пещеры и Храм Донской Божьей Матери. На базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних действует кружок по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, «Возрождение». На занятиях дети знакомятся с православными традициями, совершают виртуальные экскурсии по святыням нашей родины. В Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних традиционно отмечаются народные праздники, такие как «Масленица», «Прощение воскресенье», «Троица» и др. Педагоги знакомят детей с историей, обычаями и традициями русского народа. Соприкосновение с духовными ценностями ближе подрастающему поколению, через формы, опирающиеся на различные анализаторные системы и предполагающие личную активность несовершеннолетних...

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка на каждой ступени жизни, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Процесс духовно-нравственного воспитания длительный, и не предполагает немедленного результата. Специалисты Центра постоянно находятся в поиске новых форм и методов работы, которые несмотря на временный период пребывания несовершеннолетних в Центре, посеют в их душах зерна душевного тепла и доброты.

 Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственные ценности. На сегодня, я считаю, что это проблема остается актуальной для всех детей, особенно для детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, отличающихся от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. У таких детей высокий уровень социальной дезадаптации, и низкий потенциал жизненной самореализации. В детском возрасте начинает формироваться сфера нравственности, а на их неокрепшие души обрушиваются многообразные источники как позитивного так и негативного характера. Только образование в отдельности не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей с детства о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед нами, педагогами учреждений, где воспитываются дети – сироты, стоит немаловажная задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности каждого воспитанника В нашем образовательном учреждении пребывают дети сироты и дети, оставшиВ нашем образовательном учреждении пребывают дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Наша задача - создать воспитанникам такие условия, которые позволили бы им раскрыть свои невидимые на первый взгляд таланты, дать возможность приобщаться культуре, научить ориентироваться в современных социальных условиях. Каждый воспитатель дает ребенку систему социально - бытовых, экономических, трудовых, коммуникативных навыков, развивает творческие способности детей.. Чтобы достичь своей цели, всю работу строю, прежде всего, с надеждой на решение проблем коррекции и недостатков личности подростка. Всю совокупность воспитательных средств направляю на выработку каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества. Воспитанник должен сам формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Основа моей воспитательной деятельности: «Если душа человека более хрупкая, чем коралл, более нежная, чем цветок, более тонкая, чем хрустальная ваза, и столь же ранимая, как цыпленок, вылупившийся из яйца, то с душой человека следует обращаться бережно, нежно, тонко, осторожно».Включение моих воспитанников в деятельность интерната, причем включение, адекватное возрастным возможностям и творческому потенциалу детей, даёт возможность сделать их жизньболее разнообразной, социально-значимой. В итоге повышается воспитательный потенциал детей как коллектива, где комфортно каждому. Планируя с воспитанниками свою работу, я продумываю связь и с социальной средой, согласуя с воспитательными планами. Эта связь способствует социальной интеграции моих детей в эту же социальную среду, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни. Социальная среда имеет огромное значение в нравственном воспитании человека. Главной становится идея нравственного воспитания через большое понятие «Дом – школа – город – Родина – страна». Воспитание ребенка доброго, здорового физически и нравственно, любнравственного воспитания через большое понятие «Дом – школа – город – Родина – страна». Воспитание ребенка доброго, здорового физически и нравственно, любящего свой дом, свою школу, друзей, свой город, свою Родину. Необходимо заложить в ребенке зерна любви, важно показать пребывание каждого человека в этом мире, значимость его для близких людей, для друзей. Изучение города, края, в котором живет ребенок, - большой развивающий потенциал для уроков краеведения, что имеет особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Внеклассная деятельность имеет общекультурный уровень освоения и несет художественно-эстетическую направленность. В результате её реализации наблюдается эстетическое, культурное и творческое развитие личности ребенка, его эмоциональное благополучие. Актуальность: В любые времена задача педагогов заключалась в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, любви и уважения к своей Родине, гордости за свое Отечество, бережного отношения к культурным ценностям. В программе «Мой край» широко и многосторонне раскрываю связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно через вовлечение в интерактивную деятельность осуществляю социальную адаптацию учащихся. Знакомство детей с миром прекрасного дает возможность более глубокого изучения родного края, его истории и культуры. Дети охотно посещают московские театры. А после просмотра спектаклей обсуждается увиденное и услышанное. Изучая достопримечательности Москвы и России, мои дети принимают участие в проектной деятельности. Предваряет её большая исследовательская работа. В результате кропотливого труда среди детей есть призеры городских конкурсов чтецов, юных художников, певцов и танцоров. Принимали участие в Седьмом Московском Фестивале прикладного искусства для молодёжи с ограниченными возможностями « МЫ ВМЕСТЕ», в Пятом Московском конкурсе детских творческих работ «Территория мира и согласия», в городском конкурсе рисунков среди воспитанников государственных образовательных учреждений школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…Недаром помнит вся Россия про день Бородина!...» , приняли активное участие в окружном литературном фестивале натему: «Я в гости к Пушкину спешу» , а так же приняли активное участие в фестивале «Молодёжь. Интеллект. Культура». И т. д. Дети имеют определенные особенности: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками,



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе декоративно-прикладного творчества (из опыта работы воспитателя ОСГБУСОССЗН « Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Галуцких  М. Л.)

В настоящее время происходит ухудшение здоровья детей и подростков, что приводит к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которого лежат разные причины и факторы. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитиив будущем профессиональными навыками.

Областной социально-реабилитационный центр не является специализированным учреждением, направленным на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в то же время наличие инвалидности у ребенка не может служить основанием для отказа в оформлении несовершеннолетнего в учреждение.

        За годы работы в стенах учреждения прошли курс реабилитации более 4000 воспитанников, в том числе и несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья.

        Трудная жизненная ситуация, попустительское отношение родителей к жизни и здоровью детей, а порой и нахождение  ребенка в социально-опасной ситуации приводит к  нарушениям соматического и психического здоровья.

По результатам комплексного обследования специалистов у  30% из общего числа воспитанников выявлены различные психические  отклонения: задержка психического развития, неврозы различного генеза, эпилепсия, легкая умственная отсталость.        У 35% воспитанников диагностировано общее недоразвитие речи различной степени: нарушение звукопроизношения,нарушение ритма и темпа речи, заикание. 33% - дети с социально-педагогической  запущенностью. 2% воспитанников, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.

Дети с разными возможностями здоровья, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в социуме. Это важно,  так как позволит каждому ребенку раздвинуть границы мира, в котором он сможет реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

        Мы все понимаем, что первые основные навыки социального поведения дети получают в семье. Но в нашем случае семья не является положительным примером, источником тепла и заботы со стороны взрослых, так как в ней отсутствуют культурные традиции и семейные ценности что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.

Очень часто ребенок,  поступая в Центр,  не имеет опыта взаимодействия с миром искусства, не знает элементарных детских сказок, не имеет опыта изобразительной деятельности. Большинство наших воспитанников испытывают трудности в распознавании и передачи эмоционального состояния, тем более для них  очень трудно выразить высшие эмоции, связанные с эстетическими переживаниями.        

Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических чувств и  способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе,  не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.

Таким образом, главной  проблемой  детей с ОВЗ является   нарушение  связи с миром,  ограниченная  мобильность, бедность  контактов со сверстниками и взрослыми.   Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать занятия  яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческийопыт и воплощение собственных замыслов.Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях.

         Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в художественно-творческом направлении эстетического воспитания становится механизмом творческой реабилитации детей. Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь-то музыка, поэзия, театр.

Приобщение ребенка с ОВЗ к элементам декоративно-прикладного искусства всегда радует и воодушевляет. Очень важно для ребёнка с ОВЗ непосредственное участие в процессе самого творчества, в которое он может вложить свои старания, мысли, чувства, настроение. Всё это позволяет обогатить мировоззрение, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Этот вид деятельности связан с эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, его явлений и законов. Занятия по ДПИ для воспитанников с ОВЗ играют не малую роль в эмоционально-эстетическом развитии детей. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает внимание и разжигает желание попробовать, и что-нибудь сделать самостоятельно. Огромным плюсом является то, что воспитаннику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Воспитанники могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества. Обучающиеся с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей у детей с ОВЗ нужны специальные условия, помощь и поддержка.

Приобщая детей к народному творчеству, мы педагоги не только даём знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем его. Искусство народных мастеров помогает воспитывать любовь к прекрасному, развивать у них художественный вкус. Мы знакомим своих воспитанников с историей декоративно-прикладного творчества, путём показа презентаций, фильмов. Подбираем познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла. Используем в своей работе наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Беседы о народных промыслах включаем в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своем родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов. Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета ДПИ заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью.

Но все ли виды ДПИ подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья? Рассмотрим несколько вариантов: лепка помогает развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание. Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая, хохломская, дымковская и т. д.

Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков - издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников,  детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность - она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии - создании забавных ёлочных игрушек и украшений.

 Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью. Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного  изделия. Агрессивные дети находят выход своему раздражению, а неуверенные и боязливые – получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с глиной крайне трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает детей.  Я стараюсь использовать глину  в своих занятиях, сначала использую как терапевтическое средство. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств  у детей.  При работе с глиной дети не только получают удовлетворение от  самостоятельной деятельности, но и становятся социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, ощущениями. 

В работе можно использовать возможности бумаги -бумагопластика: (разрывная аппликация, декупаж, папье- маше). Прогрунтованные листы самими детьми, различная цветная бумага, картон, можно комбинировать различные материалы, например: бумага плюс ткань, ткань плюс солёное тесто. Данный вид работы очень нравится нашим воспитанникам, так как дает огромный полёт фантазии, воображению.

Для более слабых детей я подберу приём  разрывание бумаги, это улучшает мелкую моторику кисти рук. С начала мы красим отдельные листы акварелью повторяя и закрепляя цвета, на следующем занятии мы начинаем рвать на разные детали по кучкам цветовой гаммы (разминка кисти руки   смять листы бумаги 2-мя руками, по очереди, одним из паль каждой руки другие сжать и т.п, а потом также разгладить лист пальцами чередуя их) лист становиться  фактурным, мягким приятным на ощупь , его легче рвать , чем обыкновенный ровный.

Своим воспитанникам предлагаем работу с текстильными материалами, что вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ОВЗ. Наши воспитанники с удовольствием изготавливают народные куклы из разных материалов, используя только ткань и ножницы.

Роспись по стеклу, тоже не менее интересное занятие. Этот виддекоративно-прикладного творчества привлекает воспитанников, прежде всего своейдоступностью. Использование детьми трафаретов дает возможность собственноручно создавать предметыдекора. Проводя работу систематически, воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки, у воспитанников развивается устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.

Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, учитываются их психофизические особенности.

В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».  Формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Очень радует, что работа  доставляет  много радости и удовлетворения, у воспитанников появилось желание творить, создавать свои собственные изделия. Это идет от души, а душа народная добра и красива. Мы стараемся воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя, конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно-прикладное искусство. В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. 

Белгород 2015 год.



Предварительный просмотр:

Использование    артпедагогических   методов  для формирования речи  дошкольников с недоразвитием речи проживающих   в социально-реабилитационном центре.

В современном обществе  все чаще актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у детей  происходит с момента рождения в семье, продолжается во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социальной  адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

          Чаще всего дети,  поступающие   к  нам в  Центр    имеют социально-педагогическую   запущенность,  а у  большинства  воспитанников проявляются    различные  степени  выраженности  эмоциональные расстройства.  Отмечаются  наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям,  и как следствие неумение общаться со сверстниками и взрослыми. 

         При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится средством общения. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, что мы наблюдаем у воспитанников социально-реабилитационного центра  ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.        

        Младший дошкольник в очень ограниченных пределах может усвоить информацию с помощью слова. Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в самой разнообразной деятельности. Первая самостоятельная деятельность дошкольника - предметная - вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять их основное назначение.

        Все виды деятельности дошкольника - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая - позволит мобилизировать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

        Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувствительный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью.

        По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта коммуникативного развития, эмоционального, слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребенка.

         Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей перерастает в коммуникативные трудности, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия при процессе обучения и воспитания, т. е приводят к нарушению формирования речи (ОНР).

Многие дети, проживающие в социально-реабилитационном центре испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые из воспитанников не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся   контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.  Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.         

        ОСРЦ чуть более года  назад получил лицензию на ведение образовательной деятельности. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

         Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, проживающих  в реабилитационном  центре. Поэтому важнейшая задача воспитателя   и  педагога – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности.

          Развитие  коммуникабельности происходит не только на занятиях по развитию речи, но и  непрерывно осуществляется в течение всего дня: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, в общении со сверстниками и взрослыми и др.                                                                  

        Основная задача педагогического  воздействия на детей  в развитии речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это подготавливает необходимую основу для обучения в школе, предупреждает возможность возникновения ошибок при письме и чтении, а также имеет важное значение для общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

        Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.  Однако, система занятий с этими детьми должна быть направлена не только на устранение имеющихся у них речевых недостатков, но и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.                                                                                         Многие виды знаний, которые ребенок с нарушениями речи  не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством может   - артпедагогические методы работы.

         Артпедагогика - самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития,  она имеет единые цели с педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир.

        К современным  артпедагогическим  технологиям относят игротерапию, куклотерапию, изотворчество, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драмотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцеваль-двигательное творчество и др.

        Артпедагогический метод позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму,  дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Важный принцип  арттерапии – одобрение  и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества – особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности общения с другими детьми.

                У методов артпедагогики есть преимущества:

                Во-первых: среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.

                Во-вторых: продукт творчества ребенка – дает возможность дать оценку развития и проследить динамику развития.

                В-третьих: арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности, является средством вербального и невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

                Практически каждый ребенок может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

                        

        Показания для проведения детской арт-терапии:

  • упрямство;
  • агрессия;
  • страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
  • частая смена настроения;
  • задержки речевого и психического развития;
  • кризисные ситуации;
  • трудности в коммуникации со сверстниками и/или взрослыми;
  • возбудимости или апатичности;
  • застенчивости и неуверенности в себе;
  • агрессивность;
  • гиперактивность и т. д.

        

В работе с детьми дошкольного возраста активно используют элементы арттерапии:

1. Сказкотерапия.

          Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

        Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказки бывают:

  • Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
  • Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
  • Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
  • Психокоррекционные сказки  помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
  • Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…».

Сказки читают, рассказывают, обыгрывают эпизоды, сочиняют, рисуют и т.д.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

        Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

        В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

        

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

        Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.

2. Песочная терапия.

Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • выработать большую способность к самопринятию;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя (18).

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
        Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

3. Цветотерапия.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети  постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- обогащает сeнсорный и эмоциональный опыт детей;

- знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

4. Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

5. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Основываясь на гуманистическом подходе, артпедагогика преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации.

              Методы  артпедагогики   позволяют достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. С их помощью создается   благоприятный  комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

        У детей с недоразвитием речи крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, учитывая особенности развития детей, необходимо использовать сказкотерапию, песочную терапию и имаготерапию,  которые одновременно обеспечивают познавательное развитие детей и формируют их коммуникативные навыки.

        Любая деятельность с использованием сказок, песка для ребенка интересна и увлекательна, это именно те методы, которые позволяют обучать детей, играя с ними. Стирается грань официальности между педагогами и ребенком, так как они играют, творят и созидают вместе. Поэтому с учетом современных требований к дошкольному образованию и воспитанию это те  методы не только можно, но и нужно использовать педагогам в  работе с детьми.

                Таким образом, комплексный подход в работе всех специалистов учреждения к проблеме  недоразвития  речи у детей , проживающих в нашем Центре  дает положительные результаты в конце срока пребывания:     развивают у детей способность к пониманию, словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию своих поступков и результатов их воздействия на окружающих.   Применение этих методов дает эффективные результаты  в развивающей работе с детьми с нарушением речи, что позволяет им продолжать образование в общеобразовательных школах.



Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Творческая работа: Инновационные технологии развития детского изобразительного творчества на тему:

Ознакомление детей дошкольного возраста с народным  промыслом – вышиванием

«Волшебная вышивка»

                                                                                   Работу выполнила

Слушатель 1.1.4 курса

Марина Лукьяновна Галуцких

Научный руководитель

ст. преподаватель курсов,

психолог – консультант

Бруякина И. Н.

г. Новосибирск 2016

        Цель: знакомство с русским народным  промыслом посредствам росписи бумажного полотенца по мотивам русской народной вышивки

Задачи:

 -познакомить детей с историей народной вышивки;

 -расширять представление детей о композиционном построении узора; показать особенности эскизов; учить выполнять узоры на различных формах; учить понимать и использовать выразительные средства в творческих работах.

- развивать способность наблюдать и сравнивать образцы, уметь читать символы; развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: гуашевые краски, шаблоны полотенец, образцы росписи – вышивки, различные готовые вышитые изделия крестикоми гладью (рушники, скатерти, салфетки), бубен, нитки мулине, иголки, пяльцы, наперсток.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Дети входят в группу. Звучит русская народная музыка. Группа украшена изделиями, вышитыми разной техникой.)

Воспитатель:

«Позвонили в бубенец – 
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?  
Эта - лучше всех палат!
Здесь лежит несметный клад-
Не для злючек - белоручек,
А для бабушкиных внучек!
Ей подарим в день рожденья
Мы свои произведенья:
Кружевной воротничок,
И с цветами рушничок!

II.Основная часть.

Воспитатель: Заходите ребята. Ой, посмотрите, а куда мы с вами попали? Кажется, мы с вами попали в старинную избу, которая украшена  различными старинными предметами. Посмотрите, какая красота вокруг нас. И все это сделано руками человека.  Я  сегодня предлагаю вам поговорить о вышивке. Вышивка – один из видов народного художественного творчества. Обратите внимание  на изделия. Какие предметы вы видите? Чем украшены изделия? (ответы детей)

Воспитатель: Что же такое вышивка? Вышивание – это украшение ткани цветным орнаментом, узором. Орнамент вышивки складывается из стежков.

Воспитатель: Из чего складывается орнамент вышивки? (ответы детей)

Воспитатель: Стежки – основные элементы всякой вышивки. Только опытная вышивальщица  может освоить все существующие в данном ремесле разновидности швов.

- Кто из вас запомнил, как называют людей, которые занимаются вышиванием? (ответы детей)

Воспитатель: Кого называют вышивальщицей?(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что нужно вышивальщице для работы? (ответы детей)

Воспитатель: Верно! Вышивальщицы имеют небольшой набор инструментов: иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы  и, конечно же, им нужны материал и нитки для вышивания. Очень сложная и кропотливая работа – вышивать. Для того чтобы на ткани появился красивый узор, нужно научиться некоторым премудростям. Прежде всего, необходимо выбрать правильно иглу. А подбирается она в зависимости от ткани, на которой будет проводиться вышивка, от толщины ниток.

- Кто из вас запомнил, как называется этот предмет? (показ наперстка)

Воспитатель: Для чего вышивальщице нужен напёрсток? (ответы детей)

Воспитатель: Напёрсток бережёт пальцы вышивальщицы. Он необходим, если она вышивает на плотном материале. Место напёрстка – средний палец правой руки.

- Что у меня в руках? (ответы детей)

Воспитатель: Круглые пяльцы в вышивании необходимы для натяжки ткани. Вышивать становится намного легче, и вышивка получается более аккуратная. Для вышивания лучше всего нитки мулине. Если ткань плотная, толстая, то вполне подойдёт шерстяная нить.

- Какие нужны нитки для вышивания?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».(игра «Ручеек»)

Воспитатель: Рассаживайтесь на стульчики, я вам расскажу интересную  историю.

        Вышивание - старинное искусство.  Вышивкой занимались женщины с давних времен, когда ещё не было ни вас, ни меня, ни бабушек,  одним словом, очень давно. Наши прабабушки долгими зимними вечерами занимались рукоделием. В те времена все приходилось делать вручную: отбеливать ткань на морозе, красили нитки.  А потом шили сорочки, фартуки – передники, сарафаны, юбки, скатерти.  Чтобы одежда и белье были более нарядными, мастерицы расшивали изделия узорами. Женщины обычно занимались вышивкой вечерами, после работы в поле, пели песни. В узорах вышивки они передавали свое настроение. Люди бережно относились к тому, что создавали своим трудом, кропотливой работой.  Все умения и секреты мастерства часто передавались из поколения в поколение, и всё это ценное воплотилось в жизненных ремёслах: в ткачестве, в шитье, в плетении, в вышивке. Вышивать девочки  учились с 8- летнего возраста. Вышивали полотенца, которыми потом одаривали родню и дорогих гостей, или украшали избу, зеркала.  

- А скажите, пожалуйста, у кого из вас есть бабушки или прабабушки, которые шьют, вяжут, вышивают? (ответы детей).

Воспитатель: Основные цвета вышивок: красный, желтый, черный. Вышивали гладью и крестиком. Отыщите в нашей необычной комнате  изделия, вышитые крестиком и гладью.

- Почему эти способы вышивания так названы?(ответы детей)

        Воспитатель: Я хочу обратить ваше внимание на вышитые рушники. Так в

стародавние времена называли полотенце.

 А сейчас я приглашаю всех в нашу мастерскую и предлагаю вам, ребята, научиться  вышивать рушники. Только не нитью, а кисточкой и красками. Садитесь на места и послушайте, что мы для этого с вами должны сделать.

Пальчиковая игра

Все умеют мастерицы -хлопки у головы справа - слева

Шить, вязать и песни петь- руки вперед, в стороны

Строчка за строчкой - рука волной,

Все лоскутки в цепочку - ругая волной,

Руки ловко собирают - «лепим оладушек»

Рушник красиво вышивают - руки в стороны, вперед

Воспитатель: А теперь давайте создадим свои неповторимые узоры и украсим ими костюмы. Не забывайте, что узор должен располагаться на полосе и по краю:

- орнамент располагается в нижней части полотенца;

- составить сюжет, что вы хотите рассказать в своём рисунке. Какие цвета  вы будете использовать;

- выполняем рисунок в красках. Все помнят правила работы с красками и кистью?

Приступаем к работе.

        Практическая деятельность детей.

Во время самостоятельной работы  воспитатель  наблюдает за правильной осанкой, нажимом на кисть, на линии в рисунке, оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие чудесные рисунки у вас получились. Настоящие старинные рушники! Доброй славой пользовались в народе мастерицы. Про рукодельниц, которые никакой работы не боялись, говорили: «Мастерица - золотые руки»

- О каком виде народного творчества вы сегодня узнали?        (ответы детей)

- Ребята, что мы сегодня узнали нового об орнаменте в народной вышивке?

- А что вам больше всего понравилось?(ответы детей)

Воспитатель: Ну, а сейчас попрощаемся, мне очень приятно было работать с вами сегодня. До свидания!



Предварительный просмотр:

Областное Специализированное Государственное Бюджетное учреждение Социального Обслуживания Системы Социальной Защиты Населения «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

г. Белгород

Статья из опыта работы воспитателя

Социально -реабилитационного центра

Полихудожественный подход

в системе художественно-эстетического образования

                                           Подготовила воспитатель

        социально- реабилитационного центра

                                                    Галуцких Марина Лукьяновна

г.Белгород

2016

Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних был основан в 1999 году и является специализированным государственным учреждением для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей.

        Так как Центр был открыт одним из первых в Белгородской области, то опыта работы в таком учреждении еще не было. Не было разработанных методик, позволяющих правильно выстроить коррекционную и развивающую работу.

В данном учреждении я работаю в должности воспитателя группы  детей дошкольного и младшего школьного возраста со дня открытия. Работа в социально-реабилитационном учреждении имеет свою специфику: разновозрастной состав воспитанников, временные рамки реабилитационной работы, дети находятся в учреждении непродолжительный срок, от 3 до 6 месяцев,  разный уровень развития несовершеннолетних. У детей, выросших в неблагополучных семьях или лишенных родительского попечения, как правило, наблюдается задержка психического развития или социально -  педагогическая запущенность. Характерными признаками этого считается следующее: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и умений. Очень часто ребенок,  поступая в Центр,  не только не имеет опыта изобразительной деятельности, но и не владеет элементарными знаниями сенсорных эталонов. Как правило, дети, неусидчивы, гиперактивны, с низким уровнем познавательной активности. Большинство наших воспитанников испытывают трудности в распознавании и передачи эмоционального состояния, тем более для них  очень трудно выразить высшие эмоции, связанные с эстетическими переживаниями.

    Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических чувств и   способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.

        Кроме общих целей и задач, которые поставлены перед каждым работником нашего учреждения, воспитатели ставят свои цели, соответствующие возрасту воспитанников. Коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего возраста ведется сразу по нескольких направлениям, одно из которых развитие творческих способностей детей.

        На мой взгляд, для решения задач творческого развития детей в условиях социально-реабилитационного центра наиболее приемлем полихудожественный подход, так как он основан на включении ребенка в различные виды  художественной деятельности. Впервые идея полихудожественного подхода была предложена советским исследователем Б.П. Юсовым, который разработал уникальную методику в области художественного развития творческих способностей детей, основанную на синтазе искусств. Ученый утверждал, что ребенок изначально восприимчив и способен к различным видам художественной деятельности. Б. П. Юсов ввел термин «полихудожественное образование», под которым понимается такая направленность в образовании, где ребенку дается возможность творить и развиваться в различных видах искусства. …………..

Полихудожественный подход эффективно влияет на развитие творческой активности детей, которая, заложена в их природе,  является стимулом для преобразования ребенком окружающей действительности и самого себя с помощью различных средств художественного выражения.

          Одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность проведения с детьми занятий по изодеятельности. Чем более разнообразными будут условия работы с детьми, чем разнообразнее будут содержание, формы, методы и приемы, проведения этой работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество. При использовании полихудожественного подхода предполагается, что творческое развитие детей достигается при помощи использования всех существующих способов эстетического воспитания и разнообразных видов творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой. Единая природа всех видов искусств говорит о неизбежности их взаимодействия и необходимости охвата всех проявлений художественно- творческой деятельности для выявления творческого потенциала и раскрытия полихудожественных возможностей каждого ребенка. ………

Несмотря на то что, наши воспитанники делают первые шаги в художественном творчестве, я считаю важно знакомить детей с традиционными и нетрадиционными  приемами изображения, сочетая с другими видами искусства: музыкой, художественным словом, живописью.

        Нетрадиционные приемы позволяют решить несколько задач: сформировать устойчивый интерес к изодеятельности, развивать воображение и творческие возможности детей, формировать позицию созидателя удовлетворенного результатами своего труда, способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению детских впечатлений.           Интегрируя изодеятельность с музыкой и литературой, применяя интерактивные формы и методы обучения, используя различные художественные приемы и техники, на занятиях по изодеятельности  дети создают художественный образ, близкий их восприятию.  При восприятии  образа через различные виды искусства, воспитанники  познают и отражают окружающий их мир, ближнего, самих себя.

            Отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому, я использую систему творческих игр, игр-фантазий («Живописец», «Волшебные трафареты», «Загадочные палочки», «Составь натюрморт», «Осминожки» и др.), которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

       Занятия проводятся за столами, на полу, в музыкальном зале. Форму организации занятий приближаю к свободной. Я предлагаю воспитанникам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

В своей работе я использую игровые приемы, сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Эмоциональный отклик у детей вызывает создание коллажей, лепка из опилок, соленого  и бумажного теста, рисование пальчиками, бумажным комком, свечей, мыльными пузырями, кляксография, точечная живопись, аппликация из зерна и круп. К каждому занятию подбираются художественные и музыкальные произведения, позволяющие ребенку постичь передаваемый объект   на эмоциональном уровне.  Любая тема занятия предполагает несколько видов как когнитивной, так и креативной деятельности, что особенно важно для детей, длительное время находившихся в ситуации сенсорной, а порой и эмоциональной депривации.

Полихудожественный подход, на мой взгляд, тесно взаимосвязан  с комплексным подходом реабилитации  несовершеннолетних. Развитие художественных способностей, эстетическое и  духовно-нравственное становление личности более эффективно на комплексных занятиях воспитателя, музыкального руководителя, логопеда-дефектолога.

Погружение в различные виды искусств, позволяет решить поставленные задачи в сравнительно короткий временной период, дают ребенку более полную картину окружающего мира и себя в нем. За короткий срок, нахождения в Центре дети не только осваивают приемы изобразительной деятельности, но и что более важно, включаются в  процесс творчества. А ведь, как известно, истинная ценность детских работ не в том, какого качества они создают рисунки, аппликации, поделки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают положительное в собственной жизни.

 

                                  Литература:        

 

  1. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожествнном развитии школьников. -  Луганск, 1990. – 175с.
  2. Печко Л.П. Потенциал концептуальных позиций Буровской научной школы в педагогике искусств, эстетического воспитания и художественного образования.  Сборник научных трудов/ под редакцией  Печко Л.П., Кабковой Е. П.,  М.- 2009.-с. 91-110.