Программы
Рабочие программы творческих мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая мастерская "Дорогою добра" 1-ый год обучения | 305.95 КБ |
Творческая мастерская "Дорогою добра" 2-ой год обучения | 313.17 КБ |
Творческая мастерская "Волшебные лоскутки и пипетки" | 114.71 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Принято | Утверждаю: |
Решением педагогического совета | Заведующий |
Протокол № __1__ От «_31_» _августа_2018 г. | НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» |
_________ Г.Н. Скляренко | |
Приказ № 260-о от «_03_» сентября_2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Творческой мастерской
«Дорогою добра»
1-ый год обучения
для детей старшего дошкольного возраста
(Социально - педагогический)
2018 - 2019 учебный год
Воспитатель: Крылова И.Ю.
с. п. Каркатеевы 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Паспорт программы | 3 | |
Введение | 5 | |
Раздел I | Комплекс основных характеристик программы | 6 |
1.1. | Пояснительная записка | 6 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 8 |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
Раздел II | Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
2.1. | Условия реализации программы | 10 |
2.2. | Учебно -тематическое планирование. | 11 |
2.3. | Методическое обеспечение | 16 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для воспитанников дошкольного возраста 5 лет «Дорогою добра» |
Основание для разработки программы | - Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155); - СанПиН 2.4.1.3049 – 13; - Программа «Развитие образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»; -Устав НРМДБУ «Д/С «БУРАТИНО» и другие локальные акты (положения, приказы) ДОУ; - Основная образовательная Программа дошкольного образования НРМ ДОБУ «Д/С «БУРАТИНО». |
Разработчик программы | Крылова Инна Юрьевна воспитатель |
Название организации | НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» |
Адрес, телефон | 628323 ХМАО-Югра, Тюменская область, Нефтеюганский район, п. Каркатеевы, ул. Центральная дом 41. Телефон/ факс: 8(3463)29-28-16. |
Адрес электронной почты, сайта ДОУ | buratino.tcherkashina@yandex.ru. http:// buratino-sad.ru |
Цель образовательной программы | Развитие социально-коммуникативной мотивации через духовно-нравственное воспитание. |
Задачи | Образовательные: - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. - обучение духовно-нравственных и социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развивающие: - развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников; - способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений. - развитие духовно-нравственных, патриотических и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи и общества. Воспитательные: - воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности. |
Сроки реализации программы | 2018-2019 учебные годы. |
Управление программой | - Корректировка программы осуществляется педагогическим советом ДОУ. - Управление реализацией программы осуществляется заведующим ДОУ, старшим воспитателем. |
Ожидаемый результат | - Достижение промежуточных и итоговых результатов освоения детьми содержания Программы «Дорогою добра». - Положительная динамика показателей социально-коммуникативного развития воспитанников. - Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью. |
Введение
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли изменения, требующие пересмотра и обновления многих аспектов. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации.
В связи с изменениями нормативной базы возникает необходимость пересмотра и обновления в организации и содержании работы дошкольных образовательных организаций. В соответствии со ст.12 п.6. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования и дает возможность на местах разрабатывать и внедрять авторские рабочие Программы.
На основании вышеизложенного разработана программа по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра», которая направлена на развитие духовно-нравственных качеств, творчества, совершенствовать самостоятельность и инициативность старших дошкольников.
Программа составлена на основе образовательной программы дошкольного образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «социально-коммуникативное».
Структура образовательной программы состоит из двух разделов: комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий.
Программа «Дорогою добра» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для развития самостоятельности и инициативности, умение находить ответы на интересующие вопросы, анализировать полученную информацию, систематизировать накопленный материал. А познание окружающего мира, истории родного края и исторических событий позволит правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребёнок может в конце концов развить самостоятельность в социально-коммуникативной деятельности накапливая свой жизненный опыт - это поможет в дальнейшем:
- Воспитать доброжелательное отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорогою добра» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Дополнительная образовательная программа «Дорогою добра», носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы: данная дополнительная образовательная программа «Дорогою добра» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в социально-коммуникативном развитии. Особое внимание при проведении мастерской уделяю волонтерской деятельности и экологическому воспитанию, что способствует формированию духовно-нравственных качеств, патриотических и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи и общества.
Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе наглядного и дидактического материала, в зависимости от способностей детей. Для стимулирования активной работы и привлечения интереса детей, я решила использовать на занятиях в творческой мастерской, информационный, игровой и дидактический материал, собранный детьми и родителями.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей творческой деятельности и направлена на развитие самостоятельности и социальной уверенности старшего дошкольника. В процессе общения со взрослыми у детей накапливается опыт, знания, развиваются социально-коммуникативные способности, формируются такие качества, как переживание, радость, сострадание, милосердие. Главным помощником ребенка в этом является взрослый, который конкретными примерами, закладывает в нём основы ценностного отношения к окружающему миру.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы – базовый
Возраст воспитанников - 5 лет.
Наполняемость группы - 11 человек.
Срок реализации – 1 год.
Количество занятий 1 в 2 недели
Продолжительность занятия – 25 минут
- Цель и задачи реализации Программы
Цель: Развитие социально-коммуникативной мотивации через духовно-нравственное воспитание.
Задачи:
Образовательные:
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- обучение духовно-нравственных и социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развивающие:
- развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников;
- способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
- развитие духовно-нравственных, патриотических и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи и общества.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
- Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дошкольники будут уметь:
Стремиться:
- придерживаться общепринятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- проявлять самостоятельность и инициативу в труде, выполнять ряд обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников;
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- материально-техническое оснащение:
Детские центры развития, их функциональная роль | Элементы РПС |
Центр искусства |
- клеевой карандаш - ножницы |
Центр грамотности (познавательная, воспитание интереса к литературе) Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие фантазии, речи, актерских данных | Литературный центр: - тематическая подборка детской художественной литературы - дидактические пособия - настольно-печатные игры - наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки - игры по познавательно - речевому развитию - словесное творчество детей (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми) - увлечения детей (открытки, календарики и т.д.) 2. Театрализованная деятельность: - шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок - кукольный театр - плоскостной театр - теневой театр и другие виды - ширмы - «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д. - атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов) |
Релаксационная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живой природой | Уголок природы - место для труда (инвентарь для трудовой деятельности и др.) - календарь наблюдений - ящики с посадками (лука, овса, рассады) - календарь природы - макеты - модель «Времена года» (старший дошкольный возраст) - оборудование для труда - одежда (фартуки, халатики, нарукавники) |
Творческая мастерская (эстетическая, развитие фантазии) | - различный бросовый материал - ткань и т.д. - опорные схемы - простейшие чертежи |
Центр занимательной математики (игротека) (обучающая, игровая, развитие логико-математического опыта) | Игротека для детей 5 -7 лет: - игры из серии «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и др. - серия «Сложи узор», «Куб – хамелеон», «Геоконд», «Волшебный куб», «Сложи картинку» и др. - игры на развитие умения понимать символику, схематичность и условность («На что похоже?», «Дострой» и др.) - модели: числовая - дерево - природный материал лесенка, сериационный ряд величин, и др. - игры на освоение величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор») - альбомы с образцами логических упражнений |
Центр Безопасности | - дидактические игры - модель светофора - макеты дорожных знаков - папка бесед с детьми о правилах безопасности |
I. Тематическое планирование
Учебно-тематический план занятий для воспитанников
старшего возраста
№ п/п | Сроки | Тема | Количество занятий/часов |
1 | Сентябрь | - Тема: «Улыбнитесь вместе с нами!» | 1 занятие |
2 | Октябрь | - Тема: «Осенние фантазии» - Тема: «Письма заболевшим детям» | 2 занятия |
3 | Ноябрь | - Тема: «Домашние посиделки» - Тема: «Особенные люди» | 2 занятия |
4 | Декабрь | - Тема: «Юный гражданин России» - Тема: «Чудеса случаются» | 2 занятия |
5 | Январь | - Тема: «Чему нас учат сказки» | 1 занятие |
6 | Февраль | - Тема: «Сталинградская битва» - Тема: «Русские богатыри» | 2 занятия |
7 | Март | - Тема: «Поговорим о маме» - Тема: «Экологическая акция «Всемирный день земли» | 2 занятия |
8 | Апрель | - Тема: «Акция «Международный день птиц» - Тема: «Весенняя фантазия» - Тема: «Помним и гордимся» | 3 занятия |
Итого: |
|
№ п/п | Дата проведения | Тема / Цель | Содержание | Кол-во ОС | Методическое оснащение |
№1 | 28.09.18. | Тема «Улыбнитесь вместе с нами!» Цель: взаимодействие с социальными партнерами; взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию Задачи: раскрыть смысл понятия «добродетель»; показать значимость формирования добродетельных поступков через участие в совместном творчестве детей и родителей. | - Тематическая экскурсия с воспитанниками и родителями с акцией приуроченной к дню пожилого человека «Улыбнитесь вместе с нами!» в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Забота». Предварительная работа: - Беседа и показ презентации к дню пожилого человека. - Изготовление поздравительных открыток. - Репетиции сценки «Бабушки на лавочке»; - Знакомство и заучивание песни муз. А.Комаров, сл. Н. Ипатова «Мой любимый дед» - Разучивание стихов. | 1 | Ноутбук, колонка, костюмы, атрибуты |
№2 | 15.10.18. | Тема: «Осенние фантазии» Цель: развивать творческие способности. Учить детей самостоятельно выбирать материалы для предложенной темы. Задачи: воспитывать бережливое отношение к природе родного края. | - Беседа и просмотр презентации «Лес в жизни человека». - Изготовление аппликаций из осенних листьев (бросового материала). - Оформление выставки «Щедрая осень». | 1 | Интерактивная доска «Колибри», осенние листья, клей, клеенки, салфетки |
№3 | 29.10.18. | Тема: «Письма заболевшим детям» Цель: воспитание у детей внимательного отношения к своему здоровью, к близким людям - взрослым и детям. Задачи: подвести к пониманию, что такие письма помогают выздороветь; объяснить смысл слов: забота, поддержка, сострадание. | - Письмо от Айболита. -Чтение письма и просмотр мультфильма по мотивам К. Чуковского «Айболит». - Беседа «как жалко тех, кто болеет». - Практическая деятельность с детьми: изготовление письма. - Итог - оформление выставки и вручение писем больным детям на дому. | 1 | Интерактивная доска «Колибри», конверт с письмом, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенка. |
№4 | 12.11.18. | Тема: «Дружная семья» Цель: формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях. Задачи: учить детей делать заготовки при помощи сухого гипса (разводить его, заливать в форму). | -Беседа и рассматривание альбома с семейными фотографиями «Зачем нужны семейные традиции?». -Обыгрывание ситуации «Семейный выходной вечер». -Изготовление поделки к дню матери из гипса «Цветок» магнит. | 1 | Интерактивная доска «Колибри», сухой гипс, вода, палочка, форма для заливки «Цветок».
|
№5 | 26.11.18. | Тема: «Особенные люди» Цель: Развивать волонтёрские возможности старших дошкольников. Задачи: Формировать уважительное и заботливое отношение к людям с ограниченными возможностями. Закреплять правила юнармейского отряда «Орлята». | - Беседа и просмотр слайдовой презентации «Люди-сильные духом»; - Подготовка к акции «Милосердие»: - заучивание стихотворения «На планете-все мы люди»; - разучивание сценки «Бабушки-старушки». | 1 | Интерактивная доска «Колибри»; аудиозапись музыкального сопровождения; костюмы, атрибуты. |
№6 | 10.12.18. | Тема: «Юный гражданин России» Цель: формировать представления о том, что в нашем государстве существуют закон – Конституция РФ, который необходимо соблюдать. | - Беседа о празднике «День конституции России»; - демонстрация презентации «Государственные символы»; - продуктивная деятельность: изготовление флажков для младшей группы; - акция «Знакомим малышей с одним из символов нашего государства –флагом». | 1 | Интерактивная доска «Колибри; деревянные палочки, набор цветной бумаги (белая, красная, синяя), клей, салфетки, клеенки. |
№7 | 24.12.18. | Тема: «Чудеса случаются» Цель: совершенствовать представления детей о православном празднике Рождества. Задачи: воспитывать положительное отношение к традициям своего народа. | - Слайдовая презентация -знакомство «История возникновения и традиции праздника «Рождество Христово» и «Рождественскими святками». - Разучивание колядок. - Продуктивная деятельность: изготовление рождественских ангелочков (ватные диски, бусинки). | 1 | Интерактивная доска «Колибри; ватные диски, бусинки, клей, клеенки, салфетки. |
№8 | 21.01.19. | Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: учить детей на примере героев сказок, былин нравственным качествам, мужеству, хорошим поступкам.
| - Беседа «Чему нас учат сказки»; - Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол; - «Интерактивная игра «Сказки кота ученого». | 1 | Интерактивная доска «Колибри; листочки, карандаши. |
№ 9 | 04.02.19. | Тема: «Сталинградская битва» Цель: формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. | - Беседа «Детям о Великой отечественной войне». - Слайдовая презентация «Битва за Сталинград». - Продуктивная деятельность: изготовление поделок к 23 февраля | 1 | Интерактивная доска «Колибри; картон, цветная бумага, трафареты, клей, салфетки, клеенки, тножницы. |
№10 | 18.02.19. | Тема: «Русские богатыри» Цель: дать понятие «Былина», познакомить с героями былин – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяниновичем; Задачи: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. | - Чтение былины «Илья Муромец»; - рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», беседа по картине (одежда и снаряжение богатырей: кольчуга, шлем, булава, колчан, стрела, лук, щит); - продуктивная деятельность: рисование «Богатырь». | 1 | Интерактивная доска «Колибри»; краски, стаканчики с водой, кисточки, бумага, салфетки |
№11 | 04.03.19. | Тема: «Поговорим о маме» Цель: воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | - Просмотр слайдовой презентации «Весна и женщина похожи»; - продуктивная деятельность: изготовление коллажа «Солнце с добрыми пожеланиями». | 1 | Интерактивная доска «Колибри»; ватман, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки. |
№12 | 18.03.19. | Тема: «Экологическая акция «Всемирный день земли». Цель: углубить экологические знания у детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувство ответственности за все живое.
| - Беседа «Три клада у природы есть» (вода, земля и воздух); - танец «Разноцветная игра»; - игры «Ответь на вопрос», «Соберем мусор»; - отгадывание загадок; - конкурс чтецов «Дорогая Земля». | 1 | Интерактивная доска «Колибри»; три корзинки (вода, земля и воздух); 2 корзины с мусором |
№13 | 01.04.19. | Тема: «Акция «Международный день птиц» Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувство ответственности за все живое.
| - Просмотр презентации «Птицы зимующие и перелетные»; - презентация поделок «Птичка-невеличка» и скворечников. | 1 | Интерактивная доска «Колибри»; поделки птиц и скворечников. |
№14 | 15.04.19. | Тема: «Весенняя фантазия» Цель: развивать интерес к творчеству, фантазию и творческие возможности детей. | - Беседа о весне. Прослушивание музыки «Пришла весна»; - конкурс чтецов «Мы проснулись от зимней спячки»; - Народная игра «Идет матушка весна»; - Просмотр мультфильма «Весенняя сказка»; - лепка «Весенняя полянка из пластилина». | 1 | Интерактивная доска «Колибри», Пластилин, салфетки, картон. |
№15 | 29.04.19. | Тема: «Помним и гордимся» Цель: развивать чувство патриотизма, гордость за ветеранов - односельчан. | Акция БУ ХМАО-Югры НРКЦСОН с.п. Каркатеевы | 1 | Костюмы юнармейцев, Ноутбук, колонки |
Итого: 15 образовательных ситуаций в учебном году длительностью 30 мин |
2.3. Методическое обеспечение
- Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников подготовительной (смешанной) группы (5-7 лет)
- Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004
- Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников для занятий с детьми 3-7 лет Москва «Мозаика- Синтез», 2016
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Санкт-Петербург «Детство-Пресс, 2015г
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет Москва «Мозаика- Синтез», 2017
- Шалаева Г.П. «Новейшие правила поведения для воспитанных детей» М.: Филол. о-во СЛОВО, изт-во Эксмо, 2005
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Принято | Утверждаю: |
Решением педагогического совета | Заведующий |
Протокол № __1__ От «_02_» _сентября 2019 г. | НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» |
_________ Г.Н. Скляренко | |
Приказ № 217-о от «_02_» сентября_2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Творческой мастерской
«Дорогою добра»
2-ой год обучения
для детей старшего дошкольного возраста
(Социально-педагогический)
2019 - 2020 учебный год
Воспитатель: Крылова И.Ю.
с. п. Каркатеевы, 2019 г.
Паспорт программы | 3 | |
Введение | 5 | |
Раздел I | Комплекс основных характеристик программы | 6 |
1.1. | Пояснительная записка | 6 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 8 |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
Раздел II | Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
2.1. | Условия реализации программы | 9 |
2.2. | Учебно -тематическое планирование. | 11 |
2.3. | Методическое обеспечение | 17 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа «Дорогою добра» (по духовно-нравственному развитию для воспитанников дошкольного возраста 5 лет) |
Основание для разработки программы | - Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155); - СанПиН 2.4.1.3049 – 13; - Программа «Развитие образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»; -Устав НРМДБУ «Д/С «БУРАТИНО» и другие локальные акты (положения, приказы) ДОУ; - Образовательная Программа дошкольного образования НРМ ДОБУ «Д/С «БУРАТИНО». |
Разработчик программы | Крылова Инна Юрьевна воспитатель |
Название организации | НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» |
Адрес, телефон | 628323 ХМАО-Югра, Тюменская область, Нефтеюганский район, п. Каркатеевы, ул. Центральная дом 41. Телефон/ факс: 8(3463)29-28-16. |
Адрес электронной почты, сайта ДОУ | buratino.tcherkashina@yandex.ru. http:// buratino-sad.ru |
Цель образовательной программы | Развитие духовно-нравственных качеств посредством театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи | Образовательные: - Повышать культуру речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей. - Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Развивающие: - Развивать творческо-игровой потенциал каждого ребёнка. - Развивать память, внимание, восприятие, воображение, артистические способности. - Развивать личные качества детей (самостоятельность, ответственность, активность и т.д.). Воспитательные: - Совершенствовать творческую активность, инициативу, самостоятельность. - Воспитывать интерес к постановкам мини –спектаклей, инсценировок. - Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности. |
Сроки реализации программы | 2019-2020 учебные годы. |
Управление программой | - Корректировка программы осуществляется педагогическим советом ДОУ. - Управление реализацией программы осуществляется заведующим ДОУ, старшим воспитателем. |
Ожидаемый результат | - Достижение промежуточных и итоговых результатов освоения детьми содержания Программы «Дорогою добра». - Положительная динамика показателей социально-коммуникативного, речевого развития воспитанников. - Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью. |
Введение
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли изменения, требующие пересмотра и обновления многих аспектов. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации.
В связи с изменениями нормативной базы возникает необходимость пересмотра и обновления в организации и содержании работы дошкольных образовательных организаций. В соответствии со ст.12 п.6. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования и дает возможность на местах разрабатывать и внедрять авторские рабочие Программы.
На основании вышеизложенного разработана программа по патриотическому воспитанию «Дорогою добра», которая направлена на воспитание духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Программа составлена на основе образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «социально-коммуникативное».
Структура образовательной программы состоит из двух разделов: комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий.
Программа «Дорогою добра» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в социально-коммуникативном развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Это поможет в дальнейшем:
- повысить культуру речевого общения, развитие связной речи, её выразительности;
- обогатить словарный запас детей;
- развить чувство самоуважения, собственного достоинства и стремление быть отзывчивыми;
- развить умение правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также свои и чужие поступки;
- воспитывать чувство коллективизма;
- повысить культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорогою добра» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорогою добра» имеет духовно-нравственную направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы:
Дополнительная образовательная программа «Дорогою добра» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству, удовлетворению индивидуальных потребностей. Особое внимание уделяется театрализованному творчеству в создании мини-спектаклей, инсценировок, которые способствуют планомерному исследованию и систематизации накопленного материала.
Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе наглядного и дидактического материала, в зависимости от способностей детей систематизировании занятий для прочного усвоения учебного материала.
При организации образовательного процесса используются педагогические технологии, которые развивают творческую инициативу детей, воображение. Для стимулирования активной работы и привлечения интереса детей, использую на занятиях в творческой мастерской, информационный, игровой и наглядный материал, собранный детьми и родителями.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей творческой деятельности и направлена на развитие самостоятельности в речевой активности и социальной уверенности старшего дошкольника. В процессе общения со взрослыми у детей накапливается опыт, знания, развиваются познавательные способности, формируются такие качества, как переживание, радость, удивление, любознательность. Главным помощником ребенка в этом является взрослый, который конкретными примерами, закладывает в нём основы ценностного отношения к окружающему миру.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы – базовый
Возраст воспитанников - 5 лет.
Состав группы - постоянный.
Наполняемость группы - 11 человек.
Форма обучения – очная.
Форма занятий - подгрупповая
Срок реализации – 1 год.
Количество занятий 1 в 2 недели
Продолжительность занятия – 30 минут
Продолжительность занятия – 30 минут
- Цель и задачи реализации Программы
Цель: Развитие духовно-нравственных качеств посредством театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Повышать культуру речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
- Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Развивающие:
- Развивать творческо-игровой потенциал каждого ребёнка.
- Развивать память, внимание, восприятие, воображение, артистические способности.
- Развивать личные качества детей (самостоятельность, ответственность, активность и т.д.).
Воспитательные:
- Совершенствовать творческую активность, инициативу, самостоятельность.
- Воспитывать интерес к постановкам мини –спектаклей, инсценировок.
- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
- Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дошкольники будут уметь:
- Владеть связной речью.
- Проявлять инициативу в театрализованной деятельности;
- Развивать индивидуальные творческие способности;
- Следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- материально-техническое оснащение:
Детские центры развития, их функциональная роль | Элементы РПС |
Центр искусства | - трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты - силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства - детские и взрослые работы по рисованию, аппликации - произведения искусства для детей 4-5 лет - произведения искусства для детей старшего дошкольного возраста
- клеевой карандаш - ножницы |
Центр грамотности (познавательная, воспитание интереса к литературе) Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие фантазии, речи, актерских данных | Литературный центр: - тематическая подборка детской художественной литературы - портреты писателей и поэтов - иллюстрированные альбомы - аудиоматериалы - дидактические пособия - настольно-печатные игры - наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки - игры по познавательному и речевому развитию - словесное творчество детей (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми) - увлечения детей (открытки, календарики и т.д.) 2. Театрализованная деятельность: - шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок - кукольный театр - театр из игрушек-самоделок - театр резиновых игрушек - пальчиковый театры - театр би-ба-бо - плоскостной театр - теневой театр и другие виды - ширмы - «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д. - атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов) |
Релаксационная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живой природой | Уголок природы - комнатные и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое-неживое») - сезонный растительный материал (букеты из декоративных растений, природный материал и т.д.) - место для труда (инвентарь для трудовой деятельности и др.) - календарь наблюдений - ящики с посадками (лука, овса, рассады) - календарь природы - макеты - модель «Времена года» (старший дошкольный возраст) - оборудование для труда - одежда (фартуки, халатики, нарукавники) |
Творческая мастерская (эстетическая, развитие фантазии) | - различный бросовый материал - ткань - дерево - природный материал и т.д. - опорные схемы - простейшие чертежи |
2.2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки | Тема | Количество ОД |
1 2 | 07.10.19 21.10.19 | Тема: «Все о театре» Тема: «Репетиция необходима!» | 2 |
3 4 | 06.11.19 18.11.19 | Тема: «В гости со сказкой» Тема: «Наши добрые дела» | 2 |
5 6 | 02.12.19 16.12.19 | Тема: «Репетиция и подготовка к акции «Милосердия» Тема: «Игры-диалоги» | 2 |
7 8 | 30.12.19 13.01.20 | Тема: «Новогодние чудеса» или «Сказки перепу тались» Тема: «Чему нас учат сказки» | 2 |
9 10 | 27.01.20 10.02.20 | Тема: «Знакомство с будущей постановкой спектакля по ПДД «Колобок-нарушитель» Тема: «Премьера спектакля «Колобок-нарушитель» | 2 |
11 12 | 26.02.20 11.03.20 | Тема: «Подготовка юмористической сценки-миниатюры «В преддверии праздника 8 марта» к акции, приуроченной к 8 марта. Тема: «Герои сказок К.И. Чуковского» Подготовка к спектаклю «Муха-Цокотуха» | 2 |
13 14 | 23.03.20 06.04.20 | Тема: Показ спектакля «Муха-Цокотуха» Тема: «Подготовка к спектаклю «Поклонимся великим тем годам». | 2 |
15 | 20.04.20 | Тема: Премьера спектакля «Поклонимся великим тем годам». | 1 |
Итого: | 15 |
№ п/п | Дата проведения | Тема / Цель | Содержание | Кол-во ОС | Методическое оснащение |
№1 | 07.10.19. | Тема: «Все о театре» Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Познакомить с понятием –театр, видами театров. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру и людям, которые там работают; с правилами поведения в театре; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. | - Вводная беседа «Что такое театр? С чего начинается театр?» - Просмотр презентации «Виды театров. Кто работает в театре? Закулисье» - Просмотр русской народной сказки «Маша и медведь» и инсценировка сказки. | 1 | Интерактивный ПАК «Колибри», фотоаппарат, режиссерская игра «Маша и медведь» |
№2 | 21.10.19. | Тема «Репетиция необходима!». Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Познакомить детей с понятием «репетиция» и для чего она нужна; закрепить знания о профессиях в театре; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; учить согласованно распределять роли. | - Вводная беседа «Что такое репетиция и для чего она нужна? - Д.И. «Виды театра и профессии» - Динамическая игра «Чудо чудеса»». - Просмотр мультфильма «Два веселых гуся». - Распределение ролей. - Инсценировка сказки «Два веселых гуся». | 1 | Наглядное пособие с иллюстрациями «Виды театра и профессии». |
№3 | 06.11.19. | Тема: «В гости со сказкой» Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Познакомить детей с понятием «премьера спектакля» и вспомнить какую предварительную работу мы проделали прежде; побуждать детей к активному участию в театрализованных постановках и демонстрировать свое творчество перед детьми средней группы. | - Коммуникативная игра «Чудо –чудеса!». - Показ сказки «Маша и медведь» детям средней группы. - Игра «веселый бубен». | 1 | Костюмы, атрибуты и декорации к сказке. |
№4 | 18.11.19 | Тема: «Наши добрые дела» Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Развивать выразительность речи, мимику и жесты. Привлекать к инсценировке застенчивых детей. | - Беседа «Бабушки и внуки» - Игра «Похоже –не похоже» - Инсценировка «Бабушки у подъезда». | 1 | Атрибуты: лавочка, платочки, очки. |
№5 | 02.12.19 | Тема: Репетиция-подготовка к акции «Милосердия» в рамках «Дня инвалида». Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Развивать волонтёрские возможности старших дошкольников. Воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Развивать творческие способности детей. | - Беседа о людях с ограниченными возможностями. - Повторение сценки «Добрая лесная история». - Изготовление сувениров «Сердечки». | 1 | Материал для изготовления сувениров: сердечки из картона, салфетки 3 цветов, ножницы, клей, клеенки, влажные салфетки. |
№6 | 16.12.19 | Тема: «Теневой театр». Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. Задачи: Учить детей диалогической речи. Учить при помощи рук и пальцев изображать мордочки говорящих животных и совмещать движения согласно игре-диалогу. | - Знакомство с теневым театром. - Чтение сказки «Серый волк и рыжая лиса» С. Я. Маршака. - Обыгрывание ролевых диалогов при помощи теневого театра. | 1 | Интерактивная доска, настольная лампа. |
№7 | 30.12.19. | Тема: «Новогодние чудеса» или «Сказки перепутались» Сочинение сценария и разыгрывание сказки Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку. Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами. | - Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть театрализованная студия и очень захотели побывать на спектакле. - Предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). - Предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. - Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). - Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? - предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу. - Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. | 1 | Атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. |
№8 | 13.01.20 | Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: Учить детей нравственным качествам, мужеству, хорошим поступкам.
| - «Интерактивная игра «Сказки кота ученого». - продуктивная деятельность: изготовление поделок и создание мини-музея «Мой любимый сказочный герой». | 1 | Интерактивный ПАК «Колибри» |
№9 | 27.01.20 | Тема: «Знакомство с будущей постановкой спектакля по ПДД «Колобок-нарушитель». Цель: Закрепление с детьми основных ПДД через театрализованную деятельность. | - Чтение сценария «Колобок – нарушитель». - Беседа о прочитанном. - Распределение ролей и подбор атрибутов и масок. - Пробная репетиция. -Оформление афиши. | 1 | Сценарий, атрибуты, маски. |
№10 | 10.02.20 | Тема: «Премьера спектакля по ПДД «Колобок-нарушитель». Цель: Закрепление с детьми основных ПДД через театрализованную деятельность. | - Вводная часть (небольшое вступление к спектаклю). - Показ спектакля. - Игра - викторина по ПДД. | 1 | Экран, атрибуты, маски. |
№11 | 26.02.20 | Тема: «Подготовка сценки-миниатюры к акции, приуроченной к 8 марта «Мальчики поздравляют девочек». | - Чтение сценки. - Распределение ролей и подбор костюмов и атрибутов. - Обыгрывание. | 1 | Атрибуты, костюмы. |
№12 | 11.03.20 | Тема: «Герои сказок К.И.Чуковского» | - Чтение сказки «Муха-Цокотуха». - Распределение ролей и подбор костюмов и атрибутов. - Пробная репетиция. | Атрибуты, Костюмы. | |
№13 | 23.03.20 | Тема: Премьера спектакля «Муха-Цокотуха». | - Показ спектакля | Атрибуты, костюмы, декорации. | |
№14 | 06.04.20 | Тема: «Подготовка спектакля «Поклонимся великим тем годам» Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным качествам, развитие личности через театрализованную деятельность. | - Чтение сценария. - Распределение слов и ролей к мини-спектаклю. - Подборка атрибутов, костюмов. - Предварительная репетиция. | 1 | Атрибуты, костюмы, интерактивный ПАК «Колибри». |
№15 | 20.04.20 | Тема: Премьера спектакля «Поклонимся великим тем годам». | - Показ спектакля | Интерактивный ПАК «Колибри», Атрибуты, костюмы, декорации. | |
Итого: 15 образовательных ситуаций в учебном году длительностью 30 мин |
2.3. Мониторинг
Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май). Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.
2.4. Особенности методики обучения
Принципы:
Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:
принцип сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей духовно – нравственных качеств, заинтересованности в овладении основ поисковой деятельности;
принцип наглядности, который способствует повышению интереса к созданию информационных, дидактических и игровых пособий;
принцип доступности - требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого - к трудному, от простого к сложному.
принцип систематичности - предусматривает непрерывность процесса формирования познавательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности дошкольников, определенную последовательность в решении игровых заданий.
принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции дошкольного учреждения в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.
Методы обучения:
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:
информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.
репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.
исследовательский – исследовательский и эвристический методы -направлены на поиск детьми самостоятельного решения познавательной или духовно-нравственной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
метод проблемного изложения. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
игровые методы: мотивация (игровая, личная).
Особенности обучения:
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение подгрупповых занятий по освоению основ волонтёрской, поисковой, духовно-нравственной направленности.
Программой предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: теоретические занятия, занятия практикумы, занятия-игра.
Теоретические занятия включают в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций, презентаций).
Практические занятия – приобретение и отработка навыков работы с шаблонами, искомым материалом, проведение акций волонтёрской направленности, создание детьми собственных творческих продуктов. Теоретический материал может излагаться как на отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.
Структура проведения занятий:
- Игра на сближение.
- Вводная беседа или просмотр наглядного материала (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
- Гимнастика для пальцев и кистей рук или игра.
- Практическая работа (реализация ранее изученных или искомых материалов).
- Анализ работы (продукта труда и деятельности).
- Планирование работы на следующее занятие (поиск решения, гипотезы).
- Уборка рабочего места.
2.5. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
01 октября | 24 апреля | 30 | 15 | 1 раз в две недели |
2.6. Методическое обеспечение
- Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников подготовительной (смешанной) группы (5-7 лет)
2. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театраль
ные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
3. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
М.:2011г.
4. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
5. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
6. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
7. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомен
дации.М.:2009г.
8. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
9. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
10. Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском са
ду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..
11. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Изда
тельско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
12. О. И. Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упраж
нений.М.:2012г.
Приложение
Сценарий творческой мастерской на тему «Колобок-нарушитель»
Ведущий,
Дед (Жасур)
Баба (Дарина)
Колобок (Саша Бажуков)
Мышка (Маша)
Заяц (Слава)
Медведь (Саша Кок.)
Лиса (Милана)
Ведущий:
Жил в одной деревне дед
Вместе с бабой много лет…
Дед:
Я живу в своём дому,
Не мешаю никому.
Только бабушка да я –
Вот и вся наша семья!
Дед:
Испеки-ка Колобок,
Будет нам с тобой сынок.
Пусть он песенки поёт,
В дом веселье принесёт.
Ведущий:
Слепила баба колобок
И даёт ему урок.
Появляется Колобок.
Баба:
Наш румяный колобок,
Не ходи ты за порог.
Там широкая дорога,
А на ней машин так много!
Чтобы не случилось
С машиной столкновения,
Нужно выучить
Правила дорожного движения.
Ведущий:
Не послушал колобок,
Прыг с окна и за порог.
По тропинке покатился,
На дороге очутился.
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
По дороге покачусь,
Ведь машин я не боюсь.
Зачем мне правила все знать,
Я и так могу гулять.
Выходит мышка.
Мышка:
Постой, милый колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
На этот знак ты посмотри,
Никогда здесь не ходи.
И запомни навсегда,
Здесь ходить совсем нельзя.
Показывает знак на слайде
Правила движенья.
Запомни, очень строги:
Для пешеходов тротуар,
Иди там вдоль дороги.
На шоссе за городом
Тротуаров нет:
По краям обочина,
А за ней кювет.
Люди на обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.
Колобок (поёт песенку):
Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
По дороге покачусь,
Ведь машин я не боюсь.
Зачем мне правила все знать,
Я и так могу гулять.
(Колобок катится до знака «Пешеходный переход»).
Выходит заяц.
Заяц:
Постой, милый колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
Только там идёт народ,
Где пешеходный переход.
(Показывает на знак «Пешеходный переход»).
Всем знакомые полоски,
Знают дети,
Знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный переход.
Ты иди через дорогу, колобок, по переходу.
Колобок (поёт песенку):
Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
По дороге покачусь,
Ведь машин я не боюсь.
Зачем мне правила все знать,
Я и так могу гулять.
(Колобок катится до знака «Подземный переход»).
Выходит медведь.
Медведь:
Постой, милый колобок,
Ты куда спешишь,дружок?
Я проспект пересекаю, не спешу,
Не тороплюсь…
Я автобусов, трамваев
Совершенно не боюсь!
Переход широкий, длинный —
Можно смело здесь шагать.
Пусть стремглав летят машины —
Им меня не запугать!
Я примерный пешеход:
Здесь подземный,
Безопасный,
Самый лучший переход!
Колобок (поёт песенку):
Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
По дороге покачусь,
Ведь машин я не боюсь.
Зачем мне правила все знать,
Я и так могу гулять.
(Колобок катится до светофора).
Лисичка Светофоровна:
Постой, милый колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
Я лисичка-светофор,
На дороге с давних пор.
Для тебя горят они,
Светофорные огни:
Красный — стой,
Жёлтый — жди,
А зелёный — проходи.
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
По дороге покачусь,
Ведь машин я не боюсь.
Зачем мне правила все знать,
Я и так могу гулять.
В это время на дорогу выезжает машина.
Ведущий:
Не послушал колобок,
Побежал наискосок.
Тормоза визжат с разгона,
На дыбы встают вагоны.
А у вздыбленных машин
Дым клубится из-под шин!
Ох, какие страсти на проезжей части!
Еле спасся Колобок,
Повредил румяный бок,
Покатился он домой весь помятый и больной.
Колобок:
По дорогам
Я больше не буду ходить.
И все правила стану прилежно учить.
Ведущий:
Какие правила дорожного движения нарушил Колобок?
Колобок:
Где должны ходить пешеходы в городе, в сельской местности?
Мышка:
Где можно переходить улицу?
Заяц:
Почему нельзя внезапно выбегать на проезжую часть дороги?
Медведь:
Какие виды транспортных средств вы знаете?
Лисичка Светофоровна:
Какие дорожные знаки обязан знать пешеход?
Ведущий:
Правила движения все без исключения
Знать должны зверята и малые ребята.
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Утверждаю:
Принято Заведующий
НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»
Решением педагогического совета ________ Г.Н.Скляренко
Протокол №1
От «31» августа 2021г. Приказ № 299-о от 15.09.2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебные лоскутки и пипетки»
Направленность: художественная
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Крылова Инна Юрьевна
воспитатель первой квалификационной категории
с. п. Каркатеевы
2021 г.
Пояснительная записка
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой волшебной птицы. Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира…»
В.А. Сухомлинский
Каплеграфия – одна из техник нетрадиционного рисования, кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения это искусство учит детей не только понимать и создавать прекрасное, оно развивает фантазию, память и трудолюбие, прививает любовь к искусству и способствует развитию творческой личности ребенка.
Занятия в творческой мастерской - это не только интересное занятие, но и крайне полезное для развития мелкой моторики рук и общего развития ребенка.
Нормативно-правовая основа
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебные пипетки» разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников среднего возраста, а также в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 30 сентября 2020 года), утвержденных приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки и пипетки» имеет художественную направленность, и предполагает знакомство дошкольников с нетрадиционным способом рисования, в процессе изготовления работ в технике «каплеграфия», воплощение новых идей на основе обогащения содержания художественно-эстетической деятельности детей развивающего и творческого характера.
Актуальность программы:
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки и пипетки», соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для художественно – эстетического развития, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка: развитие и активизация словарного запаса, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память, мышление и т.д.
Новизна программы заключается в реализации новых подходов в художественно-эстетическом развитии (рисовании и аппликации), в зависимости от способностей детей, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. При организации образовательного процесса используются педагогические технологии, на основе интересов, потребностей и склонностей детей, которые развивают творческую инициативу, познавательные навыки и самостоятельность детей. Для стимулирования активной работы и привлечения интереса детей, использую на занятиях информационный, наглядный, интерактивный и дидактический материал.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на художественно – эстетическое развитие дошкольника, направлена на формирование художественного восприятия, образного мышления по средствам нетрадиционного рисования-каплеграфии. Главным помощником ребенка в этом является взрослый.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы – базовый
Возраст воспитанников - 4-5 лет
Наполняемость группы – 8 человек.
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая
Срок реализации – 1 год.
Общее количество занятий в год – 15
Количество занятий 1 в 2 недели
Продолжительность занятия – 20 минут
Цель и задачи реализации программы «Волшебные лоскутки и пипетки»
Цель: Раскрытие художественно - творческих способностей детей по средством нетрадиционного рисования - техника каплеграфия.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – каплеграфия;
- Учить соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, гуашью, пипетками, ватными дисками, предметами декора.
- Учить стремиться к поиску новых решений каплеграфии, самостоятельности.
Развивающие:
- Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых образов и композиций;
- Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- Формировать способность к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- Воспитывать аккуратность как при работе, так и при уборке рабочего места.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дошкольники
Будут знать:
- технологию работы в технике – каплеграфия;
- основы рационального использования материала и способы создания образа предмета из ватных дисков и тканевых лоскутков;
- правила безопасной работы с ножницами, клеем, красками, пипетками, ватными дисками, предметами декора.
Будут уметь:
- работать с инструментами и материалом (ножницами, красками, картоном, клеем, пипетками, ватными дисками, предметами декора) и оборудованием при создании художественных образов и картин.
Будут развиты (сформированы):
- эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие творческих способностей;
- навыки работы в группе, культура общения.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- групповая комната
- необходимое количество часов.
Материально-техническое оснащение:
- Столы, стулья, интерактивная доска.
Инструменты, приспособления и оборудование:
- доски, ножницы
Материалы:
- клей, белый и цветной картон, гуашь, стаканчики для воды, пипетки, ватные диски, тканевые лоскутки, предметы декора, влажные салфетки.
Методическое обеспечение:
- учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
- наглядно-иллюстративные материалы: схемы, иллюстрации, видеоматериалы;
- учебная литература.
Кадровое обеспечение:
- Воспитатель дошкольного учреждения
2.2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие «Знакомство с техникой нетрадиционного рисования» – «каплеграфия» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Тематические занятия | 13 | 4 | 9 |
4 | Итоговое | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное содержание
Тема 1 Знакомство с нетрадиционной техникой рисования– «каплеграфия»
Теория: 1. Беседа «Осень в саду» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Чудо-дерево» для самостоятельного творчества.
Практика: 1. Пальчиковая игра «Осенние листья» 2. Творчество детей «Чудо-дерево»
Тема 2 «Осенний натюрморт»
Теория: 1. Беседа-игра «Признаки осени» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Осенний натюрморт».
Практика: 1 Пальчиковая игра «Овощи». 2 Творчество детей «Осенний натюрморт»
Тема 3 «Машинка»
Теория: Загадка про машину. 2 Изучение схемы поэтапной работы на тему «Машинка» для самостоятельного творчества.
Практика: 1. Динамическая пауза «Мы шоферы» 2. Творчество детей «Машинка»
Тема 4 «Игрушка - Милашка Неваляшка»
Теория: 1. Беседа, речевая игра «Какая мама?» Чтение стихотворения А.Барто «Разговор с мамой». 2. Изучение схемы поэтапной работы «Игрушка - Милашка Неваляшка».
Практика: 1. Динамическая игра «Эти глазки» 2. Творчество детей «Игрушка - Милашка Неваляшка».
Тема 5 «Праздничный торт «Добрые сердечки»
Теория: 1. Беседа, просмотр ролика к Дню инвалида» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Добрые сердечки» для самостоятельного творчества.
Практика: 1. Пальчиковая игра «Дружные ребята» 2. Творчество детей «Добрые сердечки»
Тема 6 «Снеговики на прогулке» - коллективная работа
Теория: 1. Беседа-игра «Приметы зимы» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Снеговики на прогулке» для самостоятельного творчества.
Практика: 1. Пальчиковая игра «Снежинки» 2. Творчество детей «Снеговики на прогулке»
Тема 7 «Новогодняя Елочка» - коллективная работа
Теория: 1. Беседа «Любимый праздник» 2 Изучение схемы поэтапной работы на тему «Новогодняя Елочка» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Пальчиковая игра «На елке» 2. Творчество детей «Новогодняя елочка»»
Тема 8 «Рукавичка»
Теория: 1. Загадка про рукавичку 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Рукавичка» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Пальчиковая игра «Дружные пальчики» 2. Творчество детей «Рукавичка»
Тема 9 «Веселый паровозик»
Теория: 1. Речевая игра «Закончи предложение» к стихотворению «Паровоз» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Веселый паровозик» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Динамическая пауза «Паровоз привез нас в лес» 2.Творчество детей «веселый паровозик»
Тема 10 «Галстук папе»
Теория: Беседа «Папин праздник» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Галстук папе» для самостоятельного творчества
Практика 1. Динамическая пауза «Моряки» 2. Творчество детей «Галстук папе»
Тема 11 Тема: «Мамин портрет»
Теория: 1. Беседа «Мамин праздник» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Мамин праздник» для самостоятельного творчества.
Практика: 1. Пальчиковая игра «Дружная семья» 2. Творчество детей «Мамин портрет»
Тема 12 «Весна проснулась от зимней спячки» -коллективная работа
Теория: 1.Беседа-игра «Приметы весны» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Весна проснулась от зимней спячки» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Пальчиковая игра «Ах ты радуга-дуга!» 2. Творчество детей «Бабочка»
Тема 13 «Бабочка»
Теория: 1.Беседа-игра «Насекомые» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Бабочка» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Пальчиковая игра «Насекомые» 2. Творчество детей «Бабочка»
Тема 14 «Чайная пара»
Теория: 1. Загадки «Посуда» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Чайная пара»» для самостоятельного творчества
Практика:1. Пальчиковая игра «Помощники» 2. Творчество детей «Чайная пара»
Тема 15 Итоговое занятие «Наш любимый детский сад!» - коллективная работа
Теория: 1. Просмотр слайдовой презентации «Мы - творческие личности!» 2. Изучение схемы поэтапной работы на тему «Наш любимый детский сад!» для самостоятельного творчества
Практика: 1. Коммуникативная игра «Я твой друг и ты мой друг» 2. Творчество детей «Наш любимый детский сад!» 3. Оформление выставки
Мониторинг
Целью аттестации является установление соответствия образовательного уровня обучающихся требованиям данной дополнительной общеразвивающей программы, установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся, их учебных компетенций.
Для достижения цели и задач аттестации обучающихся, в рамках реализации данной программы, осуществляются следующие виды аттестации:
- текущая аттестация;
- годовая аттестация.
Аттестации подлежат все обучающиеся творческого коллектива.
Форма текущей аттестации: практическая работа, оформление выставки, участие в конкурсах.
Форма фиксации образовательных результатов по данной программе: карта успешности.
Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, самоконтроля, контрольных заданий практического характера.
Годовая аттестация проводится в рамках административного контрольного среза (3-я и 4-ая неделя апреля), согласно Положению о дополнительных образовательных услугах.
Формы проведения аттестации: защита творческих работ и проектов.
Особенности методики обучения
Процесс обучения построен на реализации следующих дидактических принципов:
принцип сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении основ рисования и аппликации при помощи нетрадиционного способа - каплеграфия;
принцип наглядности, который способствует повышению интереса к материальной культуре, лучшему усвоению теоретического материала;
принцип доступности - требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого - к трудному, от простого к сложному.
принцип систематичности - предусматривает непрерывность процесса формирования художественно-творческих навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности детей, определенную последовательность решения заданий.
принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.
культурно-деятельный принцип (способствует росту самосознающего «Я», делает ребенка сенситивным к восприятию идеалов и ценностей культуры).
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:
информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.
репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.
исследовательский – исследовательский и эвристический методы -направлены на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
метод проблемного изложения. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
игровые методы: мотивация (игровая, личная).
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по освоению основ рисования и аппликации.
Программой предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: теоретические занятия, занятия практикумы, урок-игра.
Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций).
Практическая часть занятия – приобретение и отработка навыков работы с материалами и инструментами, освоение различных технологических приемов и техник работы с краской, создание детьми собственных творческих продуктов. Теоретический материал может излагаться как на отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.
Структура проведения занятий:
Дружественное приветствие.
Гимнастика для пальцев и кистей рук.
Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
Практическая работа (реализация решений).
Анализ работы (продукта труда и деятельности).
Уборка рабочего места.
2.4. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
01 октября | 29 апреля | 25 | 15 | 1 раз в 2 недели |
2.5. Литература. Методическое обеспечение
1. Бабаева. Т.И, Михайлова З. А., Гогоберидзе А.Г. Общеобразовательная програм- ма дошкольного образования «Детство» СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014-352с.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010
- Никитина А. В., «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО,2010г.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки – Ярославль, 2014.
- Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет. – М.:ВЛАДОС – 2012
- Белошистая А.В. Жукова О.Г. Волшебные лоскутки: Пособие для занятий с детьми.. - М.: АРКТИ, 2006.