Проекты
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, родного поселка, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект "Друзья природы" | 104.45 КБ |
"Семья и семейные традиции" | 161.23 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ |
ПРОЕКТ
Крылова Инна Юрьевна,
воспитатель
с.п. Каркатеевы, 2018 г.
Раздел 1
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Проект «Друзья природы» |
Разработчик проекта | Крылова Инна Юрьевна, воспитатель |
Руководитель проекта | Земляк Екатерина Анатольевна |
Тип проекта | Познавательно – коммуникативный |
Цель проекта | Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством расширения представлений об окружающем мире. |
Задачи проекта | Для детей:
Для родителей: 1. Привлекать родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического воспитания, сопереживания к природе. 2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми. |
Прогнозируемые результаты проекта | Для детей: 1. Повышение у детей интереса к основам экологической культуры и культуры природолюбия. 2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; 4. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей. Для родителей: 1. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников. |
Участники | Воспитатели группы, дети старшего возраста, родители воспитанников. |
Продукт деятельности |
9. Оформление зимнего участка. |
Сроки реализации | 1этап с 01.10.18 г. по 12.10.18 г. Подготовительный: 1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. Изучение литературы по теме. 3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4. Составление перспективного, тематического плана. 5. Подготовка оборудования и материалов. 6. Оснащение предметно-развивающей среды. 7. Составление информационных листов для родителей.
II этап - 15.11.18 г. по 12.04.2019 г. Организационный: Организация наблюдений, занятий, экспериментов, игр по теме. III этап – 15.04.19 г. по 19.04.19 г. Завершающий: Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность). IV этап -22.04.19 г. по 24.04.19 г. Презентационный: - презентация проекта на педсовете. |
Раздел 2
2.1 Актуальность
«Любовь к родной стране
начинается с любви к природе».
К. Паустовский
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Проведя педагогическое наблюдение в начале учебного года, было выявлено, что у детей слабо сформировано целостное представление картины мира, представления об окружающей природе, не сформированы навыки ухода за растениями и животными, не все дети проявляют интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Все это, а также участие в сетевом методическом объединении по направлению - «Технологии исследовательской деятельности», подтолкнуло меня к внедрению в образовательную деятельность проекта «Друзья природы» по экологическому воспитанию дошкольников.
2.2 Цели и задачи проекта
Цель: Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством расширения представлений об окружающем мире.
Задачи:
Для детей:
1.Расширять и обогащать знания детей о мире природы как целостной системе.
2.Формировать осознанное бережное отношение детей к природе.
3.Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
4.Учить вдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы в процессе опытнической деятельности.
Для родителей:
1. Привлекать родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического воспитания, сопереживания к природе.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми.
Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательно – исследовательская деятельность обеспечить формирование начал экологической культуры дошкольников, посредством использования метода наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментирования, создания проблемно-игровых ситуаций и т.д.
2.3. Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Повышение у детей интереса к основам экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
4. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей.
Для родителей:
1. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Продукт деятельности:
- Выставки «Щедрая осень», «Зимушка - хрустальная», «Полюбуйся – весна наступает».
- Слайдовая презентация «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!»
- Изготовление макета «Моя малая Родина - Югра».
- Акции: «Российский день без бумаги», «Синичкин день», «Дерево в обиду не дадим – от северных морозов защитим». «Не рубите елочку» «Всемирный день снега», «Всемирный день Земли», «Международный день птиц», «Соберем крышечки – вырастим дерево».
- Создание экокалендаря.
- Создание картотек «Экологические игры», «Экология в стихах».
- Конкурсы чтецов «Цвета года».
- Слайдовая презентация «Друзья природы».
- Оформление зимнего участка.
Раздел 3
3.1. Механизм реализации.
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный 01.10.18 г. по 12.11.18 г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
для родителей. | Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность. Педагогический анализ форсированности умений и навыков у дошкольников. | Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование). Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды: -оформление группы. |
II этап – организационный - 14.11.18 г. по 12.04.2019 г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Проведение наблюдений, занятий, опытов, игр, досугов, акций по теме. Просмотр слайдовых презентаций. Организованная образовательная деятельность. | Участие детей в конкурсах, совместной игровой, практической деятельности. | Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. Оказание помощи в оснащении предметно – пространственной среды: - оформление зимнего участка. |
III этап – завершающий 15.04.2019 г. по 19.04.19 г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). | Участие детей в совместной игровой и практической деятельности. | Отзывы родителей. Участие в выставке совместных рисунков, фото стенда. |
VI этап - презентационный 22.04.19 г. по 24.04.19 г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
| Участие (обыгрывание). Презентация выставки. | Участие в презентации. Оказание помощи в оформлении макета, экокалендаря, выставки. |
3.2. План реализации проекта
Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Деятельность | Название | Программные задачи |
Познавательно –коммуникативная деятельность
| Беседа ««Природа и человек» Презентация «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!» НОД «Сказки кота Мурлыки» Беседа «Правила поведения в лесу» Беседа «Берегите лес» Целевые прогулки к деревьям: березе, осине, ёлочке» НОД «Птицы зимой» Беседа: «Что мы знаем о птицах?» Беседа: «Куда улетают птицы?» Отгадывание загадок о зиме, снеге, льде, воде Беседы: времена года «Осень», «Зима», «Весна» Беседа «Уход за комнатными растениями» НОД «Дикие животные» Беседа «Дикие животные. Как дикие животные готовятся к зиме». Беседа «Край суровый и ласковый» (климатические особенности) Беседа «Чем богат наш край» Беседа «Коренные жители нашего края их уклад и традиции» Беседа «Снег – хранитель растений» НОД «Домашние животные» Беседа «Мы в ответе за тех – кого приручили» Беседы «Минутка безопасности» | Формировать представления детей о живой и не живой природе. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о птицах, диких и домашних животных. Воспитывать желание беречь родную природу. |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов: «Дети в роще» К. Ушинский «Всяк по - своему» Г. Скребитский «Ребята и утята» М. Пришвин Разучивание стихотворений: «Это называется природа» М. Пляцковский «Осень» К. Бальмонд «Мороз-Воевода» Н. Некрасов «Подснежник» Е. Серова Пальчиковых игр: «Приглашаем в огород», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Птички», «Насекомые» Рассматривание иллюстраций: «Птицы», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Растения», «Времена года». | Помочь понять содержание произведений, вызвать эмоциональный отклик от прочитанного. |
Акции и волонтерская деятельность | «Российский день без бумаги» «Синичкин день» «Птичья столовая» «Дерево в обиду не дадим – от северных морозов защитим» «Не рубите елочку» «Всемирный день снега» «Всемирный день Земли» «Международный день птиц» «Соберем крышечки – вырастим дерево» | Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. |
Игровая деятельность Дидактическая игра | «Береги природу» «Дикие животные» «Домашние животные» «Кто где живет» «Природа и человек» «Хорошо – плохо» «Живое — неживое» «Круглый год» «Времена года» «Отгадай, что за растение» «Да — нет » «С какого дерева листочек?» | Учить детей выполнять правила игры. |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Осеннее дерево»; Аппликация: «Попрыгунья-стрекоза», «Бабочка-кленовочка», «Веселый еж»; Поделки: «Золотая рыбка», «Парусник», «Кабач-мобиль», «Осенняя ваза»; Конструирование: «Домик для птички», «Заповедник»; НОД «Сказки кота Мурлыки» | Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободной, творческой деятельности. |
Экспериментальная деятельность | Опыты: «Свойства воды» «Как увидеть воздух» «Сосульки» «Свойство воздуха и его роль в жизни человека. «Здравствуй ветер» «Солнечные зайчики» «Термометр и температура» «Посадка семян гороха, лука» «Почва: «Необходимость удобрений для роста растений» Наблюдение «У природы нет плохой погоды» (времена года): «Ветер», «Листопад», «Снегопад», «Снежный покров», «Весенняя капель», «Там на неведомых дорожках – следы невиданных зверей», «Огород на окне». | Развивать способность наблюдать, проводить элементарные опыты с разными материалами. |
Физическое развитие | П. игры: «Бездомный заяц» «Снежинки» «Птички летают» «Угадай, кого поймали» «Снежки» | Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Оформление выставки | Выставка рисунков и поделок: «Щедрая осень», «Зимушка - хрустальная», «Полюбуйся – весна наступает» |
Перспективное планирование.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Беседа ««Природа и человек» Презентация «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!» Д.И. ««Береги природу» Заучивание стихотворения «Это называется природа» М. Пляцковский, «Осень» К. Бальмонд Акция «Российский день без бумаги» Беседа «Осень» Конкурс чтецов «Осень золотая» Региональный конкурс «Моя Югра» Всероссийский конкурс «Талантливые дети России» Всероссийский творческий конкурс «Закружилась в небе осень» Всероссийский экологический конкурс «В родной природе столько красоты» Беседа «Правила поведения в лесу» Целевая прогулка к деревьям: березе, осине, ёлочке |
октябрь |
2. | НОД «Дикие животные» Беседа «Дикие животные. Как дикие животные готовятся к зиме». Рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их детеныши» Д.И. «Дикие животные»; «Кто где живет» П.И. «Угадай, кого поймали» Открытый показ НОД «Сказки кота Мурлыки» НОД «Птицы зимой» Беседа: «Что мы знаем о птицах?» Беседа: «Куда улетают птицы?» Акция «Синичкин день» Открытие «Птичьей столовой» П.И. «Птички летают» Выпуск 1 часть экокалендаря «Осень» | ноябрь |
3. | Беседа «Зима» Наблюдение «Снежный покров» Беседа «Снег – хранитель растений» Акция «Дерево в обиду не дадим - от северных морозов защитим» Акция «Соберем крышечки – вырастим дерево» Беседа «Берегите лес» Акция «Не рубите ёлочку» Прогулка – досуг «Зимний пикник? Это интересно!» Наблюдение «Там на неведомых дорожках – следы невиданных зверей» | Декабрь
|
4. | «Почемучки» Отгадывание загадок о зиме, снеге, льде, воде Беседы «Минутка безопасности» Опыт «Свойство воды» Опыт «Здравствуй ветер» Опыт «Свойство воздуха и его роль в жизни человека» Опыт «Солнечные зайчики» Опыт «Термометр и температура» Отгадывание загадок о зиме, снеге, льде, воде Д.И. «Хорошо-плохо»; «Природа и человек» Акция «Всемирный день снега» П.И. «Снежки» | Январь |
5 | НОД «Домашние животные» Рассматривание иллюстраций «Домашние животные и их детеныши» Д.И. «Домашние животные» Беседа «Мы в ответе за тех – кого приручили» Рассматривание иллюстраций «Времена года» Заучивание «Мороз-Воевода» Н. Некрасов Конкурс чтецов «Зимушка -зима» Выпуск 2 часть экокалендаря «Зима» | Февраль |
6. | Беседа «Весна» Д.И. «Отгадай, что за растение», «Времена года» Опыт: «Посадка семян гороха, лука» Беседа «Уход за комнатными растениями» Наблюдение «Огород на окне» Опыт: «Почва: «Необходимость удобрений для роста растений». Акция «Всемирный день земли» Семейный клуб: квест - игра «Знатоки природы» | март |
7. | Беседа «Край суровый и ласковый» (климатические особенности) Беседа «Чем богат наш край» Беседа «Коренные жители нашего края их уклад и традиции» Д.И. «Круглый год» Заучивание «Подснежник» Е. Серова Конкурс чтецов «Мы проснулись от зимней спячки» Выпуск 3 часть экокалендаря «Весна» Акция «Международный день птиц» | апрель |
Работа с родителями
Направления | Цели | Форма взаимодействия |
Информационно- аналитическое | Выявить интересы, потребности, запросы родителей | Анкетирование |
Познавательное | Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей экологического воспитания | Консультации: «Природа – семья - ребенок», «Экспериментирование в домашних условиях», «Воспитание любви к природе»; Памятка: «Берегите природу», |
Наглядно- информационное | Повышать уровень знаний у родителей по вопросам экологии. | Картотека «Экологические игры»; картотека «Экологическое воспитание в стихах»; показ презентации: «Полюби свой край, как люблю ее я и вся моя семья!» |
Акции и волонтерская деятельность | Вовлечь в волонтерскую деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников. | «Российский день без бумаги» «Синичкин день» «Птичья столовая» «Дерево в обиду не дадим – от северных морозов защитим» «Не рубите елочку» «Всемирный день снега» «Всемирный день Земли» «Международный день птиц» «Соберем крышечки – вырастим дерево» |
Досуговое | Закрепить и обобщить полученные навыки экологического воспитания | Детско-родительская прогулка – досуг на природу: «Зимний пикник? Это интересно!»; Семейный клуб «Навстречу друг другу» квест – игра «Знатоки природы» |
Литература:
- Основная образовательная программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н., Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада, М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Юдаева М.В., Хрестоматия для подготовительной группы: ООО «Самовар-кгиги», 2014.
- Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Интернет ресурсы.
Раздел 4
4.1. Описание опыта
«Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяя большое внимание экологическому воспитанию, мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.
На мой взгляд, экологическое воспитание дошкольника проходит через все виды деятельности. Активное сотрудничество со школьниками Сингапайской и Каркатеевской СОШ, с родителями, а также за счёт проведения акций и волонтерской деятельности работа получается и полезной, и интересной как для меня, так и для дошколят.
На первом этапе определила состояние предметно-развивающей среды. Провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательно - исследовательской деятельности в природе.
Изучила особенности экологического развития дошкольников старшего дошкольного возраста. Подобрала природоведческую литературу, дидактические пособия, игры экологического содержания, детский инвентарь для наблюдений и труда в природе и природном уголке. Подготовлен необходимый материал (сбор бросового материала, закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом, песок, колбочки для экспериментирования). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, иллюстрации, слайдовые презентации). Разработан сценарий встречи в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу», на тему «Знатоки природы».
Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми. Для родителей, составлены информационные листы по реализации проекта.
На втором этапе процесс образовательной деятельности по проекту построен на взаимодействии с наставниками из юнармейского отряда «Легион» Сингапайской СОШ, в ходе которого ребята обмениваются опытом по охране природы. Дошкольники знакомятся с особенностями природы нашего края, активно учувствуют в экологических акциях, ухаживают за растениями, животными и птицами, рассматривают, обсуждают анализируют и т. д., Свои впечатления дошколята отразят в изобразительной, экспериментальной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. В рамках взаимодействия с Каркатеевской СОШ (преемственность) дошкольники участвуют в акции «Собери крышечки – вырасти дерево» под девизом «Закрутим доброе дело».
На третьем этапе оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлены выставка совместных работ: «Щедрая осень», «Зимушка - хрустальная», «Полюбуйся – весна наступает»; слайдовые презентации «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!», «Друзья природы»; изготовление макета «Моя малая Родина - Югра»; создание эко календаря.
В ход проектной деятельности привлекали родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получили благодарности.
На завершающем этапе проект представлен на педагогическом совете.
Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяя большое внимание экологическому воспитанию, мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
На мой взгляд, работа по данному проекту, проходящая через все виды деятельности, получилась полезной и интересной как для меня, так и для дошколят. Апробированный в нашем детском саду проект «Друзья природы» показал положительную динамику развития экологических представлений у дошкольников. Данный проект будет полезен педагогам детских садов и родителям.
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ |
ПРОЕКТ
Крылова Инна Юрьевна,
воспитатель
с.п. Каркатеевы, 2021 г.
Содержание проекта
«Семья и семейные традиции»
Раздел 1
| 3 |
Раздел 2 2.1. Актуальность проекта | 6 |
2.2. Цели и задачи проекта | 7 |
2.3. Ожидаемые результаты | 8 |
Раздел 3 3.1. Механизм реализации проекта | 9 |
3.2. План реализации проекта | 11 |
3.3. Литература | 16 |
Раздел 4 4.1. Описание опыта | 17 |
4.2. Перспектива работы | 19 |
Раздел 1
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Проект «Семья и семейные традиции» |
Разработчик проекта | Крылова Инна Юрьевна, воспитатель |
Реализаторы проекта | Крылова Инна Юрьевна, воспитатель Саитова Гульназ Фликсовна, воспитатель |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Цель проекта | Мотивация родителей воспитанников к совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в период дистанционного обучения (карантина). |
Задачи проекта | Для детей: 1. Дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «близкие», «традиции». 2. Формировать представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. 3. Продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. 4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас терминами, обозначающими родственные отношения, развивать связную речь. 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях, показать ценность семьи для каждого человека. Для родителей: 1. Повышать родительские компетенции по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников. 2. Повышать качество отношений «семья - детский сад». |
Прогнозируемые результаты проекта | Дети будут знать: - профессии своих родителей; - значение своей фамилии; - пополнят свои знания о праздниках; - новые слова о семье и традициях (словарный запас). уметь: - полностью называть свое имя и отчество; - составлять рассказ о членах своей семьи; Для родителей: - Повышение родительской компетенции по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников: приобретут знания о семейных и народных традициях; укрепят меж семейные и внутрисемейные связи; возникнет чувство гордости за свою семью; научатся организовывать семейный досуг. - Повышение качества отношений «семья - детский сад». |
Участники | Воспитатели группы, дети среднего возраста, родители воспитанников. |
Продукт деятельности | - Совместный семейный досуг: прогулки; бытовой труд; чтение художественной литературы; художественное творчество: рисование, лепка; экспериментальная деятельность. - Изготовление картотеки сюжетно-ролевых игр; - Выставка рисунков «Птичка-Невеличка» и поделок «Кормушка для синички», выставка семейных работ «Семейный альбом»; фотовыставка «Моя семья». - Участие в акциях-конкурсах «Синичкин день», «Добрые сказки». - Презентация поделки «Копилка добрых дел». - Презентация видеоролика к проекту «Семья и семейные традиции». |
Сроки реализации | I этап - с 25.10.21г. по 27.10.21г. Подготовительный: 1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. Изучение литературы по теме. 3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4. Составление перспективного, тематического плана. 5. Подбор информационного материала для родителей. II этап - с 28.10.21г. по 12.11.2021г. Организационный: Организация наблюдений, бесед, экспериментов, игр по теме. III этап – с 13.11.21г. по 15.11.21г. Завершающий: Систематизация наработанного материала (видео, игры, фото, детская продуктивная деятельность). IV этап – с 16.11.21г. по 17.11.21г. Презентационный: - выставка детских рисунков «Птичка-Невеличка» и поделок «Кормушка для синички». - презентация поделки «Копилка добрых дел»; - выставка семейных работ «Семейный альбом»; - размещение видеоролика к проекту «Семья и семейные традиции» в групповом чате для родителей, на официальных страницах детского сада инстаграм и ВК. |
Раздел 2
2.1 Актуальность
«Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России»
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям, а в дальнейшем зарождается любовь к Родине.
Исследования педагогов, ученых М.Ю. Новицкой, Т.А. Будариной, Л.С. Куприной, С.А. Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Э.К. Сусловой показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, детский сад, Интернет, кино, мультфильмы (в жанре экшн) — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективных форм, методов и приемов нравственно-патриотического воспитания малыша.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Анкетирование родителей показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.
Наблюдая за детьми нашей группы, заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
В беседах с детьми выявила, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Семья и семейные традиции», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Таким образом, проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
На основе выше изложенного возникла проблема расширить представления детей о семье и семейных традициях, посредствам информационно – продуктивной, игровой и познавательной деятельности.
Идея проекта «Семья и семейные традиции» целенаправленно регулирует педагогическую работу в процессе познания и накопления опыта детей для формирования информационно – игровой деятельности в условиях дистанционного обучения (карантина).
2.2. Цели и задачи проекта:
Цель: Мотивация родителей воспитанников к совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в период дистанционного обучения (карантина).
Задачи:
Для детей:
1. Дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «близкие», «традиции».
2. Формировать представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
3. Продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас терминами, обозначающими родственные отношения, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях, показать ценность семьи для каждого человека.
Для родителей:
1. Повышать родительские компетенции по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников.
2. Повышать качество отношений «семья - детский сад»
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу проекта: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно- нравственных качеств детей среднего возраста.
В период дистанционного обучения (карантина) и на кануне праздника «Дня народного единства», эта тема стала актуальной и значимой. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
2.3. Ожидаемые результаты:
Предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенный опыт и знания.
Дети будут знать:
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- значение своей фамилии;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи;
- пополнят свои знания о праздниках
- пополнят словарный запас;
Родители:
- Повышение родительской компетенции по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников:
приобретут знания о семейных и народных традициях;
укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
возникнет чувство гордости за свою семью;
научатся организовывать семейный досуг.
- Повышение качества отношений «семья - детский сад».
Продукт деятельности:
- Совместный семейный досуг: прогулки; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; пальчиковые игры, бытовой и ручной труд; чтение художественной литературы; художественно-эстетическое творчество: рисование, лепка, конструирование; экспериментальная деятельность.
- Выставка рисунков «Птичка-Невеличка», поделки «Кормушка для синички»,
- Выставка семейных работ «Семейный альбом»; фотовыставка «Моя семья».
- Участие в акциях-конкурсах «Синичкин день», «Добрые сказки».
- Презентация поделки «Копилка добрых дел».
- Презентация видеоролика к проекту «Семья и семейные традиции».
Раздел 3
3.1. Механизм реализации.
Перспективный план реализации проекта.
I этап-подготовительный с 25.10.21г. по 27.10.21г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
| Беседы с детьми по теме. Наблюдение в познавательно – игровой деятельности. | Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме «Семейные традиции, праздники, увлечения». (анкетирование). |
II этап – организационный с 28.10.21г. по 12.11.2021г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
| Участие детей в совместно образовательно- игровой, трудовой, досуговой и практической деятельности. |
|
III этап – завершающий с 13.11.21г. по 15.11.21г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
| Посильная помощь воспитателю в систематизации наработанного материала. |
|
VI этап - презентационный с 16.11.21г. по 18.11.21г.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
|
|
|
3.2. План реализации проекта
Тематическое планирование
Деятельность | Название | Программные задачи |
Коммуникативная деятельность | Беседы: «Для чего человеку имя?», «Как зовут твоих близких?», «Кем и где работаю мама и папа?»; Беседы-проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама (папа) заболеет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»; «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Выходной день в моей семье». | Закреплять умение активно принимать участие в диалоге, учить выражать свое мнение. Воспитывать любовь к своей семье. Познакомить с традициями. Закрепить знания о профессиях своих родителей. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Экспериментирование «Угадай запах» Экспериментирование «Разноцветный вулкан» | Совершенствовать умение наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание и выполнять инструкции взрослого. |
Конструирование и изобразительная деятельность детей | Аппликация: «Птички-Невелички» Рисование: «Украсим тарелочку» «Поможем маме постирать платочки», «Моя семья» Конструирование: «Мой дом моя крепость» «Гараж» Лепка: «Вкусные пирожки» «Домик» «Украсим тарелочку» | Развивать творческие способности. Воспитывать чувство удовлетворенности от проделанной работы. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Е. Благинина «Посидим в тишине» Л. Толстой «Бабушка и внучка» В. Катаев «Цветик - семицветик» С. Маршак «Дедушка и внучка» р. н. с. «Гуси-лебеди» р. н. с. «Репка» Б. Емельянов «Мамины руки» Ненецкая народная сказка «Кукушка» В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» Пословицы и поговорки о семье. | Учить слушать произведения художественной и познавательной литературы, направленной на развитие духовно-нравственного воспитания. Развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. |
Оформление выставки | Выставка рисунков «Птичка-Невеличка» и поделок «Кормушка для синички», «Копилка добрых дел» | Развивать познавательную деятельность, мелкую моторику, художественно-творческие способности. |
Предложено родителям для образовательно-игровой, досуговой деятельности с детьми в домашних условиях.
Вид игры, досуга | Название | Цели и задачи |
Сюжетно - ролевые | «Магазин» «Больница» «Водитель» «Дочки - матери» «Семья» «День рождения» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Учить объединяться в игре, распределять роли. Учить детей подбирать атрибуты и костюмы для игры. |
Дидактические | «Хорошо – плохо» «Скажи ласково» «Чья мама?» «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений) «Угадай праздник» «Профессии» «Повтори и запомни» (на закрепление знаний о названии страны, в которой они живут о месте проживания) Пазлы «Трое из Простоквашино» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Развивать логическое мышление, речь, зрительную память, воображение. |
Пальчиковые | «Моя семья» «Кто живет у нас в квартире» «Мамины помощники» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Развивать речь и мелкую моторику. Учить выполнять движения согласно тексту игры. |
Народные | «У Маланьи» «У медведя во бору» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Доставить детям удовольствие и радость от игры. |
Игры-эксперименты | «Угадай запах» «Разноцветный вулкан» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Совершенствовать умение наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание и выполнять инструкции взрослого. |
Просмотр мультфильмов | «Мама для мамонтенка» «Крошка Енот» «Цветик-семицветик» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Развивать культуры просмотра мультфильма. Развивать способность к сопереживанию и сочувствию, эмпатии. Формировать установку на эмоциональную поддержку другого в различных ситуациях. |
Бытовой труд | «Чистим снег» «Кулинарим» «Уборка квартиры» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Воспитывать интерес к труду взрослых, вызывать желание им помогать. |
Прогулки | «Катание на санках» «Зимний пикник» «Всей семьей на дачу» «Кормление птиц» «Рисование палочкой на снегу» | Создание благоприятной эмоциональной среды в семье. Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях. Способствовать познавательному, речевому, художественно–эстетическому, социально – коммуникативному развитию детей. |
Подвижные игры | «Догонялки» «Найди, где спрятано» «Угадай чей след» «Пузырь» | Оптимизировать двигательную активность детей. |
Перспективное планирование.
Мероприятия | Сроки | |
1. | 1. Беседы «Для чего человеку имя?», «Как зовут твоих близких?», «Кем и где работают мама и папа?», «Выходной день в моей семье»
3. Чтение р.н.с. «Репка» 4.Чтение р.н.с. «Гуси-лебеди» 5. Игры: Д.И. ««Хорошо – плохо» Д.И. «Угадай праздник» Д.И. «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений) Д.И. «Пазлы – «Трое из Простоквашино» С.Р. игра «Семья» Н.И. «У медведя во бору» П.И. «Пузырь» Пальчиковая игра «Семья» 6.Художественное творчество: Рисование на тему «Моя семья» Конструирование «Мой дом моя крепость» 7. Прогулки, бытовой труд. Продукт деятельности: Участие в конкурсе-акции «Добрые сказки» Фотовыставка «Моя семья» в групповом чате «Гномики» | с 28.10.21г. по 04.11.21г. |
2. | 1. Онлайн беседы в режиме ZООM: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму ( папу)». 2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» 3. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» 4. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
Д.И. «Скажи ласково» П.И. «Найди, где спрятано» Н.И. «У Маланьи» Пальчиковая игра «Мамины помощники»
Рисование «Поможем маме постирать платочки» Плоскостная лепка «Домик» 8.Прогулки, бытовой труд Продукт деятельности: Оформление альбома «Семейный альбом» | с 05.11.21г. по 08.11.21г. |
3. | 1. Беседы-проблемные ситуации в режиме ZООM «Что ты будешь делать, если мама (папа) заболеет/уедет в командировку?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка». 2.Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» 3. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» 4.Чтение пословиц и поговорок о семье. 5.Просмотр мультфильма «Крошка енот» 6. Художественное творчество: Рисование «Птичка-Невеличка» Изготовление поделки «Кормушка для синички» 7.Игры: С.Р. игра «Больница» С.Р. игра «Водитель» Д.И. «Чьи следы». Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире» 8.Экспериментирование «Разноцветный вулкан» 9. Прогулки, бытовой труд. Продукт деятельности: Оформление выставки «Птичка-Невеличка» Оформление выставки поделок «Кормушка для синички» Участие в конкурсе-акции «Синичкин день» Оформление альбома «Семейный альбом» | с 09.11.21г. по 15.11.21г. |
4. | Продукт деятельности: Выставка рисунков «Птичка-Невеличка» и поделок «Кормушка для синички», «Копилка добрых дел» Презентация и размещение видеоролика к проекту «Семья и семейные традиции» в групповом чате для родителей, на официальных страницах детского сада инстаграм и ВК | 16.11.21г. по 18.11.21г. |
3.3. Литература:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. ЦГЛ, 2005
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2012.
Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего
дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983
- Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
- Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М., 2004
- Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Раздел 4
- Описание опыта.
В процессе разработки содержания проекта опиралась на методические и практические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми Деркунской В.А. «Проектная деятельность дошкольников», Киселёвой Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Для того чтобы внедрить проект «Семья и семейные традиции» и продолжить его в условиях дистанционного обучения (карантина), изучила методическую литературу по вопросам организации проектной деятельности, познавательного и нравственно-патриотического развития дошкольников, подобрала художественную литературу, игры, информационный материал, с учетом темы проекта, провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательно – игровой и нравственно - патриотической деятельности детей.
Работа по проекту «Семья и семейные традиции» проходила через все формы работы с детьми и разнообразные виды деятельности. В данном проекте в образовательно–игровой и досуговой деятельности активно приняли участие родители воспитанников.
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе подобрана методическая и художественная литература по данной теме, игры: дидактические, сюжетно-ролевые, народны, пальчиковые, подвижные. Подобраны беседы-проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед. Для родителей разработана анкета «Семейные традиции, праздники, увлечения»; консультации: «Авторитет – основа воспитания», «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка»; рекомендации «Традиции: создай и передай!», «Как можно провести выходные»; памятки «Чаще разговаривайте с детьми», «Безопасная экспериментальная деятельность в домашних условиях».
На втором основном этапе в начале реализации проекта провела цикл бесед: «Для чего человеку имя?», «Как зовут твоих близких?», «Кем и где работают твои мама и папа?». Затем в онлайн беседах: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Выходной день в моей семье», выяснила, что дети знают о своей семье и семейных традициях. Как дети понимают, такие понятия, как: семья, родственники, близкие люди. Затем ставила перед детьми проблемную ситуацию «Если мама (папа) заболели?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка». Дети рассуждали, предлагали решения этих ситуаций.
Решив проблемные ситуации, детям совместно с родителями предложила посмотреть мультфильмы: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик». При просмотре мультфильмов ребята сопереживали и сочувствовали героям, выражали свою эмпатию к тому или иному персонажу, эмоционально поддерживали их в различных ситуациях.
Чтение художественной литературы очень добрая и хорошая семейная традиция. В процессе чтения произведений «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Бабушка и внучка» Л. Толстого, «Цветик - семицветик В. Катаева, «Дедушка и внучка» С. Маршака, р. н. с. «Гуси-лебеди», р. н. с. «Репка», Б. Емельянова «Мамины руки», ненецкой народной сказки «Кукушка», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», ребята знакомились с особенностями семейных отношений, с хорошими и плохими поступками персонажей, размышляли и выражали свое мнение о них.
В предложенных сюжетно-ролевых играх семьи обыгрывали разные ситуации, дети совершенствовали умение распределять роли, дружно играть вместе с братиками или сестренками (бабушками, дедушками), подбирать атрибуты для игры.
В дидактических играх «Хорошо – плохо», «Скажи ласково» «Чья мама?», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений), «Угадай праздник», «Повтори и запомни» (на закрепление знаний о названии страны, в которой они живут о месте проживания) дети закрепляли полученные знания о семье, праздниках, родном крае. Учились анализировать, развивали память, воображение, мелкую моторику.
Таким образом, игра учит ребенка уверенности в собственных силах, в способности получать реальный результат от общения. Ребёнок приобретает не только необходимые ему навыки, но и самостоятельность, уверенность в себе.
Самой интересной для детей явилась организация художественно – продуктивной деятельности и экспериментальной деятельности. Дети конструировали, лепили, рисовали. Изготавливали поделки вместе с родителями для выставки и конкурса-акции «Синичкин день». Выполняя свои поделки, ребята закрепляли названия зимующих птиц нашего края. Таким образом, организация художественно – продуктивной, игровой и познавательной деятельности способствовала формированию навыков практической жизни, умению осознавать и развить свои чувства, расширению словарного запаса, умению владеть монологической и диалогической речью.
В рамках реализации проекта была предусмотрена такая форма работы как семейный досуг - это время когда воспитанники и их родители могли заняться любимыми делами. Кому то удалось сходить в лес, кому то интересно провести праздники. Многие смогли навестить своих родных и близких. Кто то предпочел побыть на дачном участке. Совместный семейный досуг принес радость и умиротворение детям.
На третьем этапе был систематизирован материал (видео, фото, детская продуктивная деятельность): приняли участие в конкурсах-акциях «Синичкин день», «Добрые сказки». Оформляли выставки рисунков и поделок. Приступила к монтированию видеофильма к проекту «Семья и семейные традиции».
На четвертом заключительном этапе оформлены выставки детских рисунков «Птичка-Невеличка» и поделок «Кормушка для синички», «Копилка добрых дел». Презентовала видеоролик к проекту «Семья и семейные традиции» педагогам детского сада «Буратино» и разместила в групповом чате для родителей, на официальных страницах детского сада инстаграм и ВК.
Особенность проекта «Семья и семейные традиции» заключалась в том, что в период дистанционного обучения (карантина) мы вместе с семьями воспитанников не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками в жизни детей.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Семья и семейные традиции» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, о профессиях своих родителей, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.
Считаю, что выбранное мною направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание можно успешно реализовать даже в период карантинных ограничений.
- Перспектива работы
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что он будет полезен педагогам, родителям в решении познавательно-речевого, нравственно-патриотического развития.
- Кадровое обеспечение
№ | Ф И О | Должность | Деятельность |
1 | Крылова И.Ю | Воспитатель | Разработчик и реализатор проекта. |
2 | Саитова Г.Ф. | Воспитатель | Реализатор проекта. |