ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овчинникова Т. В.

Богатство речи ребёнка один из основных показателей развития способностей, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие речи  дошкольников.

Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звуко и слово - произношения.  Не все  дети  знают, как начать и как закончить описание.

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

-адекватное использование ребенком средств общения,

-владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

-способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Цель: Выявление технологий, позволяющих совершенствовать все компоненты речи детей.

   Речь является для нас одной из главных потребностей и функций ребёнка. Именно через общение с другими ребёнок реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные, креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В настоящее время существуют разные программы и методы, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития речи.

 

  • Метод дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка, звуковой стороны речи, а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.
  •  Метод  игровых технологий.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов речевого развития – от простого к сложному.

Игровой метод  включают в себя:

настольно-печатные игры,  сюжетно-дидактические игры-инсценировки,  игры с вкладышами, разборными шарами, башенками,   дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

 

Театрализованная деятельность - виды театрализованных игр и упражнений с движениями на имитацию голоса. Игры – пантомимы, Игры - превращения

На развитие слухового восприятия и творческого воображения.

Пальчиковая гимнастика - простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику

Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

  • Метод «Сказочные лабиринты игры». Этот метод представляет собой систему поэтапного включения в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Целое и часть», «Говори правильно», «Пазлы – буквы», «Лото буквы».
  • Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблица особенно эффективна при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать квадраты и таблицы с цветным изображением. Начинают работу от простого к сложному:

от простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам,

а позже – к мнемотаблицам.

  • Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
  • ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
  • Синквейн  – метод развития речи.

Один из эффективных методов развития речи дошкольников стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синк - вейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк»

Синквейн – метод, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

1 строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею (су-

ществительное).

2 строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет (прилагатель-

ные).

3 строка – три слова, слова-действия, описывающие действие в рамках темы

(глаголы).

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может

быть одно слово.

Например: Машина.

1. Быстрая, красивая.

2. Едет, тормозит, обгоняет.

3. Я люблю кататься.

4. Транспорт.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы. Владеть обобщением,

понятиями слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно, понимать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

  • Художественная литература так же влияет  на речь ребёнка.

 Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление

и  воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Успешное решение поставленных целей  необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovchinnikova_t.v.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

Невского района Санкт – Петербурга

г. Санкт – Петербург   ул. Крыленко    д.9 корп. 3   лит. Ф

тел. 446 – 59 – 46.

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         

        Воспитатель:

                                     Овчинникова Татьяна Владимирова

Санкт-Петербург

2021 г.

Богатство речи ребёнка один из основных показателей развития способностей, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие речи  дошкольников.

Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звуко и слово - произношения.  Не все  дети  знают, как начать и как закончить описание.

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

-адекватное использование ребенком средств общения,

-владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

-способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Цель: Выявление технологий, позволяющих совершенствовать все компоненты речи детей.

        Речь является для нас одной из главных потребностей и функций ребёнка. Именно через общение с другими ребёнок реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные, креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В настоящее время существуют разные программы и методы, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития речи.

  • Метод дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка, звуковой стороны речи, а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.
  •  Метод  игровых технологий.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов речевого развития – от простого к сложному.

Игровой метод  включают в себя:

настольно-печатные игры,  сюжетно-дидактические игры-инсценировки,  игры с вкладышами, разборными шарами, башенками,   дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

Театрализованная деятельность - виды театрализованных игр и упражнений с движениями на имитацию голоса. Игры – пантомимы, Игры - превращения

На развитие слухового восприятия и творческого воображения.

Пальчиковая гимнастика - простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику

Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

  • Метод «Сказочные лабиринты игры». Этот метод представляет собой систему поэтапного включения в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Целое и часть», «Говори правильно», «Пазлы – буквы», «Лото буквы».
  • Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблица особенно эффективна при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать квадраты и таблицы с цветным изображением. Начинают работу от простого к сложному:

от простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам,

а позже – к мнемотаблицам.

  • Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
  • ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
  • Синквейн  – метод развития речи.

Один из эффективных методов развития речи дошкольников стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синк - вейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк»

Синквейн – метод, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

1 строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею (су-

ществительное).

2 строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет (прилагатель-

ные).

3 строка – три слова, слова-действия, описывающие действие в рамках темы

(глаголы).

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может

быть одно слово.

Например: Машина.

1. Быстрая, красивая.

2. Едет, тормозит, обгоняет.

3. Я люблю кататься.

4. Транспорт.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы. Владеть обобщением,

понятиями слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно, понимать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

  • Художественная литература так же влияет  на речь ребёнка.

 Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление

и  воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Успешное решение поставленных целей  необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.