ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Богатство речи ребёнка один из основных показателей развития способностей, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие речи дошкольников.
Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звуко и слово - произношения. Не все дети знают, как начать и как закончить описание.
В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
-адекватное использование ребенком средств общения,
-владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
-способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Цель: Выявление технологий, позволяющих совершенствовать все компоненты речи детей.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций ребёнка. Именно через общение с другими ребёнок реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные, креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В настоящее время существуют разные программы и методы, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития речи.
- Метод дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка, звуковой стороны речи, а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.
- Метод игровых технологий.
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов речевого развития – от простого к сложному.
Игровой метод включают в себя:
настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Театрализованная деятельность - виды театрализованных игр и упражнений с движениями на имитацию голоса. Игры – пантомимы, Игры - превращения
На развитие слухового восприятия и творческого воображения.
Пальчиковая гимнастика - простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику
Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
- Метод «Сказочные лабиринты игры». Этот метод представляет собой систему поэтапного включения в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Целое и часть», «Говори правильно», «Пазлы – буквы», «Лото буквы».
- Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблица особенно эффективна при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать квадраты и таблицы с цветным изображением. Начинают работу от простого к сложному:
от простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам,
а позже – к мнемотаблицам.
- Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
- ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
- Синквейн – метод развития речи.
Один из эффективных методов развития речи дошкольников стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синк - вейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк»
Синквейн – метод, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
1 строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею (су-
ществительное).
2 строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет (прилагатель-
ные).
3 строка – три слова, слова-действия, описывающие действие в рамках темы
(глаголы).
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может
быть одно слово.
Например: Машина.
1. Быстрая, красивая.
2. Едет, тормозит, обгоняет.
3. Я люблю кататься.
4. Транспорт.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
Иметь достаточный словарный запас в рамках темы. Владеть обобщением,
понятиями слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно, понимать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
- Художественная литература так же влияет на речь ребёнка.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление
и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Успешное решение поставленных целей необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovchinnikova_t.v.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Невского района Санкт – Петербурга
г. Санкт – Петербург ул. Крыленко д.9 корп. 3 лит. Ф
тел. 446 – 59 – 46.
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Овчинникова Татьяна Владимирова
Санкт-Петербург
2021 г.
Богатство речи ребёнка один из основных показателей развития способностей, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие речи дошкольников.
Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звуко и слово - произношения. Не все дети знают, как начать и как закончить описание.
В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
-адекватное использование ребенком средств общения,
-владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
-способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Цель: Выявление технологий, позволяющих совершенствовать все компоненты речи детей.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций ребёнка. Именно через общение с другими ребёнок реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные, креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В настоящее время существуют разные программы и методы, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития речи.
- Метод дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка, звуковой стороны речи, а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.
- Метод игровых технологий.
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов речевого развития – от простого к сложному.
Игровой метод включают в себя:
настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Театрализованная деятельность - виды театрализованных игр и упражнений с движениями на имитацию голоса. Игры – пантомимы, Игры - превращения
На развитие слухового восприятия и творческого воображения.
Пальчиковая гимнастика - простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику
Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
- Метод «Сказочные лабиринты игры». Этот метод представляет собой систему поэтапного включения в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Целое и часть», «Говори правильно», «Пазлы – буквы», «Лото буквы».
- Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблица особенно эффективна при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать квадраты и таблицы с цветным изображением. Начинают работу от простого к сложному:
от простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам,
а позже – к мнемотаблицам.
- Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
- ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
- Синквейн – метод развития речи.
Один из эффективных методов развития речи дошкольников стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синк - вейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк»
Синквейн – метод, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
1 строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею (су-
ществительное).
2 строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет (прилагатель-
ные).
3 строка – три слова, слова-действия, описывающие действие в рамках темы
(глаголы).
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может
быть одно слово.
Например: Машина.
1. Быстрая, красивая.
2. Едет, тормозит, обгоняет.
3. Я люблю кататься.
4. Транспорт.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
Иметь достаточный словарный запас в рамках темы. Владеть обобщением,
понятиями слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно, понимать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
- Художественная литература так же влияет на речь ребёнка.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление
и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Успешное решение поставленных целей необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.