Мои выступления
Мои выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами шумового оркестра
Задачи: формировать основы музыкальной культуры; знакомить с элементарными музыкальными понятиями; развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формировать музыкальный вкус; развивать самостоятельною творческою деятельность детей.
Сказки- шумелки
«Погремушка»
Пальчиковая гимнастика
Колокольчики и бубны
Ритмические палочки
Ритм
Оркестр
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.А.ЗЕЛЕНОВА П.Г.Т. СМЫШЛЯЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
Выступление на территориальном
учебно-методическом объединении для музыкальных руководителей ДОО
Тема: «Шумовой оркестр для детей младшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Гупалюк Наталья Викторовна
Допущено к выступлению на ТУМО №2
Старший воспитатель СП «Детский сад»
ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка _______________ Писнова Е.Н.
2021 г
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Взяв в руки шумовой инструмент, ребенок становится исполнителем, участником оркестра. Представляю вашему вниманию свой опыт работы по данному направлению.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами шумового оркестра.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры;
- знакомить с элементарными музыкальными понятиями;
- развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формировать музыкальный вкус;
- развивать самостоятельною творческою деятельность детей.
Играя в шумовом оркестре, дети в игровой форме усваивают элементарные музыкальные понятия и основные ритмические формулы. Такие как: громко – тихо, быстро – медленно, тембры разных инструментов, метр, паузы, сильная – слабая доля, короткий – долгий звук. Малыши учатся слушать музыку, ведь необходимо в нужном месте вступить, изменить способ извлечения.
Для работы с оркестром в младшем дошкольном возрасте использую следующие музыкальные инструменты: погремушки, бубны, бубенцы, колокольчики, ритмические палочки, ложки.
Освоение инструментов проходит в определенной последовательности:
Период | Темы и понятия | Задачи | Музыкальный и игровой материал |
Сентябрь | Звуки музыкальные и шумовые. | Расширять представления о музыкальных и шумовых звуках; Развитие слухового внимания; | Е.А.Гомонова « Что в коробочке лежит?» Детские потешки: «Зайчик», «Дождик», сказки-шумелки |
Октябрь | Вступление – окончание Погремушка | Развить способность начинать и заканчивать музыкальное произведение вместе и с музыкой | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» Е.А.Гомонова «Тихо-тихо мы сидим», РНП «Полянка» |
Ноябрь | Медленно – быстро Погремушка | Знакомство с понятием темп, его видами. Развивать способность слышать и исполнять произведения в разном темпе. | Пальчиковая гимнастика: «Капуста» РНП «Калинка», «Посею лебеду на берегу» |
Декабрь | Громко – тихо Колокольчики Бубны | Знакомство с инструментами: бубен и колокольчики, и способами звукоизвлечения. Воспитыватьэмоциональную отзывчивость | Пальчиковая гимнастика: «Наша бабушка идет» РНП «Во кузнице» Делиб «Вальс» фрагмент |
Январь | ЛогогитмикаКлавесы | Развивать чувство ритма, формировать навык композиционного строения | Игры «Барабан», «Тише, тише кот на крыше», «Палочки», «Музыканты» |
Февраль | Метроритм Клавесы | Совершенствовать умение точно воспроизводить ритмическую пульсацию музыкального произведения | РНП «Светит месяц», «Ах, вы сени», «Яблочко» |
Март | Сильная и слабая доля Ложки | Способствовать развитию умения слышать и воспроизводить заданную долю | БНП «Аннушка», РНП «Пойду ль я» |
Апрель | Простой ритмический рисунок Ложки | Формировать навык точного воспроизведения ритмического рисунка. | РНП «Во саду ли в огороде» «Частушка» |
Май | Игра по подгруппам Все освоенные шумовые. | Развиваем умение играть по очереди по подгруппам,продолжаем формировать навык композиционного строения. | Е. А. Гомонова «Шуршалки, звенелки, стучалки» «Цветочный оркестр» |
Игра на детских шумовых инструментах проходит во время непосредственно музыкальной деятельности.
На первом этапе знакомства с инструментами дети учатся различать звуки (шумовые и музыкальные). Хорошо помогают сказки-шумелки. Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз у ребенка была возможность что-либо изобразить шумом.
Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечивают веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что звукоподражание на различных шумовых инструментах различными способами, развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Кроме того дети знакомятся с понятием музыкальные и не музыкальные звуки, расширяют слуховые впечатления.
Следующий шаг – игра на погремушке. Здесь мы учимся играть вместе, слушать музыку, начинать и заканчивать вовремя. Я использую простые народные мелодии, они ритмичные, веселые и дети с удовольствием подыгрывают.
Освоив вступление и финал, можно переходить к темпу. Знакомясь с понятиями медленно, дети осваивают прием «Удар об ладонь». Быстро – трясут погремушку (тремоло). Малышам интересно открывать новые возможности игры на знакомом инструменте. Чтоб подготовить руки к игре использую пальчиковые игры.
Знакомясь с бубнами и колокольчиками, усваиваем понятия громко – тихо. Хорошо эти инструменты используются в танцах и плясках. Тем самым мы отрабатываем приемы игры «удар о ладонь» и «тремоло».
Второй этап -знакомство с ритмическими палочками. Сначала это упражнения с текстом, дети проговаривают короткие стишки и выполняют под них определенные действия. Например:
Барабан, постучи
Бум-бум-бум, тра-та-та (стучим палочками)
Всех ребят повеселим
Бум-бум-бум, тра-та-та (стучим палочками)
Мы шагаем как солдаты
Бум-бум-бум, тра-та-та (стучим палочками)
Все мы дружные ребята
Бум-бум-бум, тра-та-та (стучим палочками)
Затем знакомимся с простым ритмическим рисунком (долгий звук, короткий, их чередование; два коротких, долгий). В этом случае нам также помогают короткие стихи, важным условием является то, что необходимо простучать весь текст.
Выпал снег, первый снег,
Всюду шум, всюду смех…
Третий этап, объединение всех изученных инструментов. Здесь мы развиваем умение играть по очереди, по подгруппам. На данном этапе большую помощь оказывают музыкальные игры с текстом. Например, в стихотворной форме дети получают подсказки, какой инструмент за кем играет:
Колокольчики звенят,
Нас с тобою веселят…
И ромашки в бубен бьют,
Танцевать с собой зовут…
Ну а красный мак, мак
В ложки бьёт вот так, так…
Коллективное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.А.ЗЕЛЕНОВА П.Г.Т. СМЫШЛЯЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
Выступление на территориальной
методической недели
«Формирование у дошкольников первичных представлений об истории родного края»
Тема: «Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой, праздниками и традициями русского народа «Смышляевские затейники»
Музыкальный руководитель:
Гупалюк Наталья Викторовна
2021 г
В рамках работы по формированию первичных представлений об истории родного края был разработан проект «Смышляевские затейники».
Цель проекта:продолжать формировать знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх малой Родины.
Формирование представлений о русских традициях и праздниках способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Народные праздники, являются проявлением многовековых традиций русского народа, являются частью нашей истории, несут в себе определенный образ, воспитательный потенциал и развивающие возможности.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
Реализация проекта «Смышляевские затейники» включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта программы.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Наш проект долгосрочный, основывается на годовых фольклорных праздниках:
- Осенины (праздник урожая, капустники, ярмарки)
- Коляда
- Масленица
- Жаворонки
- Березка
Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года.
Праздничные действия - обряды закрепляют в сознании детей определенные духовно - нравственные установки, регламентируют отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми. Также одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Этот опыт мы закрепляем с детьми в Капустниках.
Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.
Зимний праздник — Коляда. Дети разучивают колядки, играют в русскиенародные игры, водят хороводы, колядуют. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.
Знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня. Удовлетворяют детскую потребность в познании, стимулируют логическое и образное мышление, решают ряд задач:
- знакомство детей с народными пословицами и поговорками;
- развитие внимания и наблюдательности;
- создание доброжелательной атмосферы;
- закрепление знания дней недели;
Весною также проводится праздник «Жаворонки», на котором дети заучивают заклички, загадки, пословицы, народные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно», «Карусели», «Заря-зарница».
Главное в празднике– это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки - символ весны. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому праздникудети изготавливают кормушки. У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.
Летом проводится праздник «Березка». Берёзка - символа чистоты, света. Ребята знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости.
Итогом нашего проекта стало участие в этнографическом фестивале «Волжские забавы». Для выступления использовался авторский сценарий.
В основу этого сценария легло ярмарочное гулянье, которое в старину по осени проходило на Волжских берегах. Торговцы и коробейники зазывали народ веселыми прибаутками и предлагали: яблоки из местных садов, рыбу с волжских берегов, деревянные ложки и самодельные куклы из соломы.
Главное место в этом спектакле - ярмарке отводилось Кукольнику. Воспроизведен был этот персонаж по картинкам из старых книг об истории ярмарочных гуляний. В основе его выступления – поясная ширма. Такой театр развлекал публику в 17 веке, пока не появилась стационарная театральная ширма. Изготовлен был и Петрушка – веселый и озорной герой всех театральных представлений. Кукольник очень мобилен, он интересен детям тем, что на глазах у них разворачивается целое представление: сначала приходит он сам, знакомит детей со своими куклами, рассказывает о них, а потом выставляется ширма и начинается спектакль.
Необычный театр привлек внимание многих зрителей фестиваля под открытым небом, а жюри нам присудило 1 место за интересную подачу материала, яркую игру и детей, и взрослых.
Подводя итоги, мы отметили у детей большой интерес к русской национальной культуре и её истории: фольклорным праздникам, традициям, играм и песням, национальным костюмам. Таким образом, в процессе реализации проекта были решены поставленные задачи и достигнута главная цель – у детей сформированы начальные представления обистории русских обрядов.