Профессиональная этика
Учебно-методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_prof.etika_ochniki_bakalavriat_2014.doc | 179 КБ |
umk_prof.etika_zaochniki_bakalavriat_2014.doc | 154.5 КБ |
t.a._prokofeva_-_etika_professionalnoi_deyatelnosti.pdf | 206.16 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Мартынов Б.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Профессиональная этика»
для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
2014
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол №1 от 27.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_ от ________) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В. (НОУ ВПО ИУБиП)
Рецензенты: д.ф.н., доцент Строцева О.И. (НОУ ВПО ИУБиП)
ст. преподаватель Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)
СОДЕРЖАНИЕ
3 КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ…………………………..…7
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУРСОВЫХ РАБОТ) 8
4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ) ……………………………. 8
4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) ………………………………………………………………………………………………8
5 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 10
6 АТТЕСТАЦИЯ 11
6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию……………………12
6.2 Практические задания…………………………………………………………12
6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации…………………………………..13
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………15
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………………………………...…16
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 17
1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1
Тема 1. Теоретические основы профессиональной этики
Происхождение профессиональной этики. профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Основные уровни рассмотрения этических проблем: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Этические принципы психолога.
Тема 2. Этические принципы профессиональной деятельности психолога
Этические принципы в психологическом консультировании. Этические принципы психодиагностического обследования. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1
Задание 1. Профессиональное кредо
Выполнить с последующим обсуждением эссе на тему «Моё профессиональное кредо».
Аргументировано ответить на следующие вопросы:
1. Какой из принципов построения этической аргументации Вы разделяете в большей степени?
2. Какие из нравственных качеств и ценностных ориентаций делового человека (психолога) являются для Вас наиболее значимыми?
3. Через какие нормы и правила Вы считаете недопустимо переступать в своей профессиональной деятельности?
4. Что вы думаете о необходимости соблюдать правила этикета в деловом взаимодействии? (необходимо ли их соблюдать, насколько жѐстко следовать предписаниям, в каких ситуациях)
5. Чем по-вашему такое личностное качество как «нравственность» отличается от «воспитанности»?
6. Какой девиз Вы бы могли сформулировать для своей профессиональной деятельности?
Задание 2. Профессиональная этика: сущность, происхождение, принципы
Раскрыть понятие профессиональной этики и её место в системе универсальной этики.
Обсудить роль персональной этики в контексте профессиональной.
Изложить основные принципы профессиональной этики.
Провести анализ различных видов профессиональной этики и раскрыть значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций.
Задание 3. Этика психологической профессии
Изложить основные этические требования к работе психологов, раскрыть основные принципы этического стандарта.
Обсудить трудности, возникающие при использовании этических кодексов психологов.
Раскрыть морально-этические проблемы психологической практики в контексте ответственности профессионального психолога.
Задание 4. Профессиональная деформация
Раскрыть основные проблемы профессиональной деформации личности психолога.
Определить причины и последствия синдрома эмоционального выгорания
Обсудить действия по профилактике эмоционального выгорания.
Изложить действия по личной терапии и самопомощи в деятельности практических психологов.
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:
- Понимание гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1);
- Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
- Способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).
Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
№ | Задание | Содержание задания | Компетенции |
1 | Профессиональное кредо | См. раздел 2 УМК | ОК-1, ПК-15 |
2 | Профессиональная этика | ОК-1, ПК-15 | |
3 | Этика психологической профессии | ОК-1, ОК-8 | |
4 | Профессиональная деформация | ОК-8, ПК-15 |
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (ЭССЕ)
4.1 Перечень тем индивидуальных заданий (эссе)
- Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
- Мое понимание ценностей психологической деятельности.
- Место и роль идеала в профессиональной работе психолога.
- Вечные нравственные ценности и работа психолога.
- Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений.
- Пути совершенствования личности психолога.
- Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога.
- Мое понимание профессионального долга психолога.
- Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога.
- Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения.
- Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние.
- Место и роль этикета в психологической работе.
- Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога
4.2 Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий (эссе)
Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.
Примерная структура эссе:
- определение феномена,
- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,
- оценка данного феномена
- тенденции в развитии данного феномена.
Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.
Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:
- опубликованных работах,
- текстах лекций,
- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.
Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами учебных проектов и подготовки к промежуточным тестам и итоговым аттестационным мероприятиям. Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, учебных проектов – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.
Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента
№ | Наименование | Содержание |
1 | Выполнение учебного проекта | По определенной теме готовится презентация и доклад (см. 4 раздел УМК) |
2 | Подготовка к промежуточным тестам | По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle. |
3 | Подготовка к итоговым аттестационным мероприятиям | По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle. |
6. АТТЕСТАЦИЯ
Структура аттестации
1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично, зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки.
2. Баллы за посещаемость (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине.
3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ.
4. Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий.
5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться в форме письменного экзамена, устного экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет.
Табл.6.1 – Баллы по элементам аттестации
Элементы аттестации | Критерий оценки | Баллы | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Посещаемость | % посещ. занятий | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Практические работы | % выпол. работ | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Промежуточное компьютерное тестирование | % прав. ответов | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Итоговая аттестация | не сдал, не явился | - | - | Требования к устному экзамену, письменному экзамену, компьютерному тесту, учебному проекту |
Табл.6.2 – Перевод итоговых баллов в оценку
Кол-во баллов в одномодульной дисциплине | Кол-во баллов в двухмодульной дисциплине | Оценка | Зачет | Экзамен |
18-20 | 36-40 | 5 | зачет | отлично |
15-17 | 30-35 | 4 | зачет | хорошо |
12-14 | 24-29 | 3 | зачет | удовлетворительно |
0-11 | 0-23 | 2 | незачет | неудовлетворительно |
6. В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ обязательно пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации.
6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию
Модуль 1
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессиональной этики.
- Основные уровни рассмотрения этических проблем.
- Этические принципы психолога.
- Этические принципы в психологическом консультировании.
- Этические принципы психодиагностического обследования.
- Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.
- Кодексы профессиональной этики.
- Этические стандарты психологов.
6.2 Практические задания
Модуль 1
Задание Профессиональная этика: сущность, происхождение, принципы
Раскрыть понятие профессиональной этики и её место в системе универсальной этики.
Обсудить роль персональной этики в контексте профессиональной.
Изложить основные принципы профессиональной этики.
Провести анализ различных видов профессиональной этики и раскрыть значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций.
Задание Этика психологической профессии
Изложить основные этические требования к работе психологов, раскрыть основные принципы этического стандарта.
Обсудить трудности, возникающие при использовании этических кодексов психологов.
Раскрыть морально-этические проблемы психологической практики в контексте ответственности профессионального психолога.
Задание Профессиональная деформация
Раскрыть основные проблемы профессиональной деформации личности психолога.
Определить причины и последствия синдрома эмоционального выгорания
Обсудить действия по профилактике эмоционального выгорания.
Изложить действия по личной терапии и самопомощи в деятельности практических психологов.
6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации
Модуль 1
- Основные категории этики.
- Понятие профессиональной этики. Ее цель и задачи.
- Гуманизм как ценность в деятельности психолога.
- Основные положения этического кодекса психолога.
- Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом психолога.
- Этические проблемы в деятельности психолога и способы их разрешения
- Морально-нравственное содержание деятельности психолога.
- Понятие о дилемме. Способы, принципы и подходы к разрешению нравственных дилемм
- Этические аспекты деятельности психолога на предприятии
- Этический кодекс психолога
- Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами.
- Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога
- Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога
- Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-консультанта
- Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
- Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.
- Частные принципы профессиональной этики.
- Специфика и разновидности профессиональной этики.
- Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности.
- Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Основная литература
№ п/п | Перечень литературы |
1 | Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
2 | Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений/ М.Н. Росенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2006.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20338.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
3 | Козлов В.В. Психология управления [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 353 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
- Дополнительная литература
№ п/п | Перечень литературы |
1 | Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Смарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с. |
2 | Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 488 с. |
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Перечень электронных ресурсов |
1 | Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика» |
2 | Материалы сервера ИУБиП |
3 | http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php |
4 | http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html |
5 | http://www.practic.childpsy.ru/ethics/ |
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Фамилия, имя, отчество: | Мартынов Борис Викторович |
Ученая степень: | кандидат философских наук |
Должность: | доцент кафедры гуманитарных дисциплин |
Кабинет: | 313 |
Телефон: | |
e-mail: | martynov@iubip.ru |
Предварительный просмотр:
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Мартынов Б.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Профессиональная этика»
для студентов заочной формы обучения
Ростов-на-Дону
2014
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол №1 от 27.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_ от ________) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В. (НОУ ВПО ИУБиП)
Рецензенты: д.ф.н., доцент Строцева О.И. (НОУ ВПО ИУБиП)
ст. преподаватель Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)
СОДЕРЖАНИЕ
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ……………………………..6
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ 7
4.1 Варианты контрольных (курсовых) работ……………………………………7
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ …………………………………………………………………………………7
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 9
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 10
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………11
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………………12
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы 14
Тема 1. Теоретические основы профессиональной этики
Происхождение профессиональной этики. профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Основные уровни рассмотрения этических проблем: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Этические принципы психолога. Этические принципы в психологическом консультировании. Этические принципы психодиагностического обследования. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Задание 1. Профессиональное кредо
Выполнить с последующим обсуждением эссе на тему «Моё профессиональное кредо».
Аргументировано ответить на следующие вопросы:
1. Какой из принципов построения этической аргументации Вы разделяете в большей степени?
2. Какие из нравственных качеств и ценностных ориентаций делового человека (психолога) являются для Вас наиболее значимыми?
3. Через какие нормы и правила Вы считаете недопустимо переступать в своей профессиональной деятельности?
4. Что вы думаете о необходимости соблюдать правила этикета в деловом взаимодействии? (необходимо ли их соблюдать, насколько жѐстко следовать предписаниям, в каких ситуациях)
5. Чем по-вашему такое личностное качество как «нравственность» отличается от «воспитанности»?
6. Какой девиз Вы бы могли сформулировать для своей профессиональной деятельности?
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:
- Понимание гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1);
- Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
- Способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).
Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
№ | Задание | Содержание задания | Компетенции |
1 | Профессиональное кредо | См. раздел 2 УМК | ОК-1, ПК-15, ОК-8 |
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ЭССЕ)
4.1 Варианты контрольных работ (эссе)
- Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
- Мое понимание ценностей психологической деятельности.
- Место и роль идеала в профессиональной работе психолога.
- Вечные нравственные ценности и работа психолога.
- Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений.
- Пути совершенствования личности психолога.
- Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога.
- Мое понимание профессионального долга психолога.
- Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога.
- Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения.
- Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние.
- Место и роль этикета в психологической работе.
- Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ (эссе)
Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.
Примерная структура эссе:
- определение феномена,
- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,
- оценка данного феномена
- тенденции в развитии данного феномена.
Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.
Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:
- опубликованных работах,
- текстах лекций,
- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.
Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.
Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента
№ | Наименование | Содержание |
1 | Выполнение контрольной работы | По определенной теме готовится эссе (см. 4 раздел УМК) |
2 | Подготовка к итоговому аттестационному мероприятиям | По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle. |
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
- Основные категории этики.
- Понятие профессиональной этики. Ее цель и задачи.
- Гуманизм как ценность в деятельности психолога.
- Основные положения этического кодекса психолога.
- Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом психолога.
- Этические проблемы в деятельности психолога и способы их разрешения
- Морально-нравственное содержание деятельности психолога.
- Понятие о дилемме. Способы, принципы и подходы к разрешению нравственных дилемм
- Этические аспекты деятельности психолога на предприятии
- Этический кодекс психолога
- Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами.
- Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога
- Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога
- Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-консультанта
- Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
- Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.
- Частные принципы профессиональной этики.
- Специфика и разновидности профессиональной этики.
- Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности.
Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Основная литература
№ п/п | Перечень литературы |
1 | Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
2 | Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений/ М.Н. Росенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2006.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20338.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
3 | Козлов В.В. Психология управления [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 353 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
- Дополнительная литература
№ п/п | Перечень литературы |
1 | Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Смарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с. |
2 | Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 488 с. |
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Перечень электронных ресурсов |
1 | Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика» |
2 | Материалы сервера ИУБиП |
3 | http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php |
4 | http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html |
5 | http://www.practic.childpsy.ru/ethics/ |
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
№ п/п | Перечень электронных ресурсов |
1 | Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика» |
2 | Материалы сервера ИУБиП |
3 | http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php |
4 | http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html |
5 | http://www.practic.childpsy.ru/ethics/ |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа контрольной (эссе) работы
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ЭССЕ)
По дисциплине: Профессиональная этика |
Вариант: № |
Выполнил |
(фамилия, имя, отчество)
|
(курс, группа) |
Проверил Мартынов Б.В. |
(фамилия, имя, отчество) |
к.ф.н., доцент |
(должность, научная степень, подпись) |
Ростов-на-Дону
2014