Проект «Роль Петра I в патриотическом воспитании дошкольников».
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rol_petra_i_v_patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 362.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Международные Рождественские образовательные чтения
«К 350-летию со дня рождения Петра I:
секулярный мир и религиозность»
Тематическое направление: «Возможности использования образа Петра I
в воспитательной и профилактической работе».
Тема проекта
«Роль Петра I в патриотическом воспитании дошкольников».
Фамилия, имя, отчество: Кривцова Оксана Анесхатовна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 20 «Снегурочка».
Адрес образовательного учреждения: Сахалинская область,
г.Оха, ул.Дзержинского, 25/2
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 15 лет 8 месяцев
Квалификационная работа: первая
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Снегурочка».
Тема проекта:
«Роль Петра I в патриотическом воспитании дошкольников»
Участники проекта: воспитатель Кривцова Оксана Анесхатовна,
воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет),
родители;
Тип проекта: информационный;
Вид: групповой;
Продолжительность: долгосрочный сентябрь-декабрь 2020 г.
Содержание проекта:
Пояснительная записка………………………………………………………...……4
Актуальность проекта…………………………………………………………….....4
Цель, задачи проекта…....……………………………………………………………5
Предполагаемый результат………………………………………………...………..6
Продукты проекта…………………………………………………………...………..6
Целевые ориентиры………………………………………………………..................7
Реализация проекта ……………………………………………………………….8
Результат……………………………………………………………………………....11
Используемая литература……………………………………………………………12
Приложение ……………………………………………………………......................15
Пояснительная записка.
Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия, смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашей страны. Этот кризис отразился и на сознании современной молодёжи – снизился статус высших человеческих ценностей. Такие понятия как: честь, совесть, патриотизм, любовь к своему Отечеству-для молодого поколения не более чем пустые слова. Во многом это объясняется существенной деформацией, сложившейся прежде системы патриотического воспитания.
Не зря Президент Путин В.В. решительно поставил вопросы повышения чувства патриотизма в молодых гражданах страны.
Во многих дошкольных учреждениях педагоги всерьез задумались о создании условий для знакомства детей с историей и героями нашей Родины.
В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках, заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое, укрепляются отношения между педагогами и семьями, создается устойчивый интерес к совместной работе по воспитанию детей.
«Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего».
М. Горький
Проблема:
Наблюдая за детьми, разговаривая с ними, я вижу, что дети с интересом рассматривают энциклопедии, очень интересуются тем:
-как и когда появился флот, какими были первые корабли;
-когда появились первые газеты и журналы;
-когда стали отмечать Новый год;
-когда появились первые школы;
Актуальность проблемы:
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать ему о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Воспитание патриотизма невозможно без конкретных примеров.
Одним из таких примеров для нас является Пётр I. На протяжении веков в сознании народа сложился целый художественно-исторический образ царя Петра I. Мы можем утверждать, что этот образ обладает всеми необходимыми качествами для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа. Одной из этих ярких событий является эпоха Петра I. Его реформаторская деятельность в корне поменяла быт, уклад и политику России.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит с наиболее важными событиями в истории правления царя Петра I, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, интерес к русской культуре.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиления внимания к ценностям традиционной духовной культуре и исторической преемственности, формирует целевые ориентиры воспитанников; рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание работы направлено на развитие патриотического воспитания дошкольников на примере образа Петра I.
Участие дошкольников в мероприятиях проекта, поможет им ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Сотрудничество с родителями в рамках проекта, направленно на патриотическое воспитание детей и их успешную социализацию.
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, интерес к истории России.
Задачи:
Для детей:
• Познакомить детей с исторической личностью - Петром I, с отдельными событиями в истории России времени его правления;
• Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• Способствовать воспитанию чувства гордости за Россию. Эмоционально – ценностного отношения к своей стране;
• Способствовать формированию коммуникативных навыков дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
•Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативности в формировании основ патриотизма;
Для родителей:
• Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
• Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создания альбомов, выставок, рисунков, подделок и других форм работы;
• Стимулировать творческую активность родителей различного рода заданий (подбор картинок морского флота, костюмов);
Для педагогов:
• Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• Пополнить, и обогатить методический, дидактический и наглядный материал по теме «Образ Петра I в воспитании патриотических чувств дошкольников»;
•Повышение педагогической культуры родителей;
Предполагаемый результат:
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Эпоха Петра I»;
• Сформированность таких нравственных понятий как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;
• Заинтересованность детей темой, о важных событиях в истории Руси, ее традициями, героями, культурой;
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о «Образе Петра I в воспитании патриотических чувств дошкольников», поучаствовать в конкурсах, играх, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды образовательной деятельности;
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта через проведение консультаций;
Продукты проекта:
Для детей:
• Макет города Санкт-Петербурга;
• Выставка кораблей петровских времён;
• Оформление альбома российский флот;
• Конструирование на тему «Корабль Петра I» ;
Для педагогов:
• Разработка тематического проекта по теме: «Эпоха Петра I» для детей
и взрослых;
• Подбор компьютерных презентаций;
• Выставка книг;
• Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
Для родителей:
• Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
•Создание презентации «Петра I в истории России. Информация для детей»
Целевые ориентиры.
Образовательная область «Познавательное развитие».
•Проявляет разнообразные познавательные интересы;
•Проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему своей страны;
•Проявляет нравственные чувства;
•Имеет первичные представления о гражданских ценностях,
ценностях истории, основанных на национальных традициях;
•Умеет работать с различными источниками информации.
•Проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, любовь к Родине,
гордость за ее историческое прошлое;
Образовательная область «Речевое развитие».
•Принимает участие в групповой беседе;
• Задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства;
• Владеет нормами речевого этикета;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
•Умеет сравнивать художественные образы между собой;
•Умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали
образа в рисовании, лепке;
• Владеет навыками и умениями собственной творческой, изобразительной,
декоративной деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
•Соблюдает нормы культуры общения с взрослыми и сверстниками;
• Владеет элементарным самоконтролем и саморегуляцией своих действий;
• Имеет представление о себе, об особенностях мужского и женского пола и
гендерного поведения, осознает себя как личности «Я – человек»;
• С уважением относится к своей семье, своему краю, Родине;
• Умеет выстраивать поведенческие линии в коллективе и семье;
• Знает и соблюдает культурные ценности своего и других народов;
• Устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками,
как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание
общения разнообразными способами;
• Соблюдает элементарные общепринятые моральные нормы и
правила поведения.
• Владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
Реализация проекта через виды детской деятельности.
Этапы проекта. | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Участники |
1 этап. Постановка проблемы 2 этап. Реализация проекта для детей Взаимодей ствие с родителями. Работа с педагогами 3 этап Презентация материалов проекта | Выявление первоначальных знаний детей об истории Руси, его правителях, территории. 1.Познавательное развитие. Рассматривание и беседа: - «Карта России»; - Альбомы «Костюмы и одежда людей эпохи Петра I», «Европейские костюмы»; - фотографии города Санкт – Петербурга; -Игра «Колесо истории»; -Квест-игра «Пётр I-русский царь»; -Викторина о Петре I. Рассказы «Потешные полки», «Русская азбука», «Типография», «Наш календарь», «Морской флот»; Просмотр тематических презентаций: https://docs.google.com/presentation/d/1Rlmd7h-OaZlOTLxTWBukuptf4NWcQ1Hs/edit#slide=id.p1 2.Социально-коммуникативное развитие. «Указы Петра I об этикете»; «Указы о создание морского флота»; «Сказ про то, как Санкт-Петербург родился»; «Культурные реформы царя Петра I»; «Здравствуй милая картошка»; «Новогодняя елка (игрушки); Разучивание стихов; Просмотр тематических презентаций, фильмов, мультфильмов; Обсуждение пословиц и поговорок о Родине; игра «Продолжи пословицу». 3. Художественно-эстетическое развитие. Оригами: «Кораблик», «Самоходное судно»; Конструирование: «Корабль с парусами»; Репродукции картин: «Петр I в Голландии». «Русский флот при Петре I»; Разучивание танца: «Минуэт»; Аппликация: «Корабли Эпохи Петра I». Рисование: «Старинная школа». 4. Самостоятельная - игровая деятельность - Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. • Сюжетно-ролевые игры – «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа», «Путешествие на корабле». • Дидактические игры – «Сколько обуви на лавке», «Найди посуду, которая принадлежала боярам», «Раньше и сейчас», «Хорошо-плохо». • Подвижные игры– «Морская артиллерия», «Море волнуется раз…», «Учения перед боем», «Адмирал». Использование цифровых образовательных ресурсов: Хронос: всемирная история в интернете. Консультации, обмен опытом Закрытие проекта. Представление материалов: слайд-презентация проекта, выставка детских работ, представление методического материала. | Рассматривание энциклопедий, иллюстраций; беседы; поиск информации и источников её получения; Систематизируют информацию. Рассматривают карту России, альбомы: «Костюмы и одежда людей до петровской эпохи», «Европейские костюмы», «Санкт-Петербург исторический и современный» Участвуют в познавательно-исследовательской деятельности (технология) «Река времени»: «Одежда петровской эпохи и современность»; «Санкт-Петербург исторический и современный»; Рассматривают альбомы и принимают участие в беседах: «Костюмы дворян», «Одежда крестьян», «Форма солдат и офицеров Русской армии при Петре I»; Систематизируют информацию (отвечают на вопросы, слушают литературные произведения); Рассматривают энциклопедии, иллюстрации книг и журналов по теме проекта; Систематизируют информацию: просмотр фильмов «Петр I»; - просмотр мультфильма, «Петри Петруша»; - просмотр слайдов «Санкт-Петербург»; - просмотр музыкального фильма «Дядя Петя»; - просмотр презентации «Реформы Петра I»; Рассматривание репродукций картин; Самостоятельно создают макеты судов петровских времён и времён современности. Представляют продукт деятельности. Проявляют самостоятельность в организации всех игр. | воспитатель воспитатель, родители Воспитатель, родители Воспитатель, родители дети дети, родители, воспитатель воспитатель, музыкальный руководитель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель |
Результат:
Проект считаю незаконченным, так как работа над ним будет вестись и далее.
Используемая литература:
- Вострухина Т.Н. Кондрыкинская Л.А.
- «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»
МТЦ Сфера2011-192 стр.
- Головин Н. «Моя первая русская история М.2005г
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику- об истории и культуре России»
м. АРКАТИ 2005-184стр.
- Осетров Е. «Живая Русь» М. Просвещения 2005г.
- http://www.kindergorod.ru/rasskazyi_detyam.htm
Паспорт подпроекта «Роль Петра I в патриотическом воспитании дошкольников».
Тип проекта: информационный;
Вид: групповой;
Линия развития личности: познавательное развитие;
Форма проведения: интеграция разнообразных видов детской деятельности: занятия, беседы, изобразительная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр презентаций, фильмов, мультфильмов, музыкальная деятельность;
Продолжительность: долгосрочный сентябрь-декабрь 2020 г.
Возраст детей: 6-7 лет;
Проблема: Наблюдая за детьми, разговаривая с ними, я вижу, что дети с интересом рассматривают энциклопедии, очень интересуются тем:
-как и когда появился флот, какими были первые корабли;
-когда появились первые газеты и журналы;
-когда стали отмечать Новый год;
-когда появились первые школы;
Участники: воспитатель Кривцова Оксана Анесхатовна, воспитанники подготовительной к школе группы,родители;
Цель:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизме, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны.
Задачи:
• Познакомить детей с деятельностью и жизнью Петра I;
• Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• Способствовать воспитанию чувства гордости за Россию. Эмоционально – ценностного отношения к своей стране;
• Способствовать формированию коммуникативных навыков дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
•Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативности в формировании основ патриотизма;
Содержание подпроекта.
I этап. Организационная работа. (сентябрь)
- Сбор информации;
- Подбор материала: литературы, видео материала, презентаций;
- Составление перспективного плана работы;
- Введение в тему;
- Беседа с родителями;
II этап. Практическая работа. (октябрь-ноябрь)
Практическая работа организована по образовательным областям,
Согласно требованиям ФГОС;
IIIэтап. Итоговая работа (декабрь)
1.Итоговое занятие «Викторина»;
2.Смотр-конкурс творческих работ;
3. Итоговая презентация;
Психолого-педагогическая работа будет направлена:
На воспитание в ребенке нравственных качеств. Чувства любви, интереса к своей стране – России, к её истории, ответственность, ощущение принадлежности к своему народу и народу России в целом.
Приложение.
Игра-путешествие в подготовительной к школе группе
на тему
«Встреча с историей»
Цель: Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления ПетраI
Задачи: Закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания детей по истории России. Дать элементарные сведения о государственной системе управления ( раньше были цари, а сейчас президенты). Развитие познавательного интереса, логического мышления, связной речи. Воспитывать интерес к окружающему, к истории нашей страны.
Ход деятельности:
1.Мотивация.
-Сегодня хочу пригласить вас в путешествие в прошлое нашей страны. Наши предки - восточные славяне. Славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь путник, они его приветливо встречали и хорошо угощали. Этот обычай сохранился и до наших дней.
2.Постановка задачи.
-Хотите узнать больше о жизни славян?
-Тогда отправляемся в путешествие.
-На чём мы отправимся в прошлое нашей страны? (ответы детей)
3. Планирование деятельности.
-Расскажите, ребята, как ведёт себя ваша мама перед приходом гости.
-А теперь, ребята, скажите, кто у вас в семье главный.
-А в детском саду?
-А у мамы и папы на работе?
-А кто из вас знает, кто сейчас самый главный у нас в стране?
-Да, ребята, у нас в стране сейчас самый главный – президент. А в давние-давние времена кто управлял страной?
4.Сама деятельность.
-Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей. Сегодня мы поговорим о царе, который очень много сделал для России. (портрет).
Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра I умер рано и его воспитывала мать.
Маленький Пётр был очень умным, здоровым, смелым. Очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное», потому что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. Мальчик Пётр рос, а вместе с ним росли и мальчики из «потешного войска». И когда Пётр вырос и стал царём, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие полки: Преображенский и Семёновский. (показ иллюстрации «Пётр 1 и полки»).
У солдат форма была разного цвета: у Преображенского полка - зелёного, у Семёновского полка – синего. (показ иллюстрации)
Игра «Учения перед боем».
-Ребята, представим, что вы – войско. Те, у кого эмблема зелёного цвета – солдаты Преображенского полка, эмблема синего цвета – солдаты Семёновского полка. Пётр Первый любил устраивать учения. Давайте устроим соревнования, а жюри будет оценивать ваши ответы.
1) Кто выше прыгнет с места.
2) Кто дольше простоит на одной ноге.
Но кроме физических упражнений Пётр Первый устраивал проверку знаний своего войска.
-И вам сейчас я задам вопросы, а за правильный ответ жюри присудит очко.
1 задание. Игра «Раньше и теперь».
2 задание. Викторина о Петре Первом. (Вопросы задаются командам поочерёдно).
1. Назовите фамилию царя Петра Первого (Романов).
2. Сколько лет было царевичу Петру, когда он стал царём? (10 лет).
3. Чем стреляли «потешные робятки» из пушек (пареной репой, обёрнутой в коровью кожу).
4. Как звали друга Петра Первого с детства и на всю жизнь? Чьим сыном он был? (Александр Меньшиков, он был сыном конюха).
5. Как называется памятник Петру Первому в Санкт – Петербурге?
(«Медный всадник», так его назвал).
6. Сколько раз Пётр Первый был в Архангельске? (три раза).
7. Почему домик Петра Первого в Архангельске называли «царскими светлицами»? (Потому что в нём было много окон: 10 окон стеклянных и 7 слюдяных).
8. Что придумал Пётр Первый, чтобы научить своих «потешных робяток» выполнять команды: «направо», «налево»? (Велел на один башмак привязать сено, на другой солому. Так и командовал: «Сено» - повернуть налево, «солома» - повернуть направо).
3 задание. Командам предлагается привязать сено и солому одному из участников команды.
4 задание. 1. Как назывался первый корабль, который был построен в Архангельске? (Святой Павел).
2. Какой флаг стали поднимать на российских торговых кораблях? (Бело – сине – красный флаг).
3. Какой флаг поднимали на российских военных кораблях. (Андреевский).
4. Что стали означать 4 конца креста на Андреевском флаге? (То, что Россия имела выход к 4 морям: Белому, Балтийскому, Азовскому, Каспийскому).
-В давние времена моряки посылали послания по воде в банках, бутылках. Мне недавно знакомый моряк принёс вот такую банку, она плотно закрыта, была в тине. Я её отмыла и решила вам принести. Посмотрим, что там?!
- «Морской словарь» - моряков всё называется по – особому.
ТРОС – морская верёвка;
ШТУРВАЛ – рулевое колесо корабля;
БОРТ – бок корабля;
НОС – передняя часть корабля;
ТРАП – лестница на корабле;
ИЛЛЮМИНАТОР – окно на корабле;
СКЛЯНКИ – песочные часы на корабле;
РЫНДА – корабельный колокол;
ПАЛУБА – пол на корабле; КАМБУЗ – кухня на корабле;
Игра «Адмирал».
(воспитатель даёт команды, дети выполняют их, жюри оценивает правильность выполнения).
-«Лево руля!» - шаг налево.
-«Право руля!» - шаг направо.
- «Нос!» - шаг вперёд.
-«Корма!» - шаг назад.
- «Поднять паруса!» - поднимают руки вверх.
-«Драить палубу!» - все делают вид, что моют пол.
- «Пушечное ядро!» - приседают.
-«Адмирал на борту!» - все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают «честь».
5 задание.
-Пётр Первый был очень умный, сильный, смелый и трудолюбивый.
Пословицы о труде.
Игра «Продолжи пословицу».
- Уменье и труд – всё перетрут.
– Торопливый дважды одно дело делает.
– Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
– Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Муравей не велик, а горы копает.
– Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
– Землю красит солнце, а человека труд.
– Мала пчёлка, да и та работает.
– Труд человека кормит. а лень портит.
- Назовите любимую пословицу Петра Первого. (Делу время – потехе час).
4. Итог.
-Вы отлично справились со всеми заданиями. Жюри подводит итоги.
Мы возвращаемся обратно.
5. Открытость.
Песня «У моей России».
Познавательно-исследовательская деятельность
в подготовительной к школе группе
Тема: «Знакомство с эпохой царя Петра I»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России.
Задачи: Закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания детей по истории России. Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас президенты). Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления Петра 1. Развитие познавательного интереса, логического мышления, связной речи. Воспитывать интерес к окружающему, к истории нашей страны.
Материалы и оборудование: Презентация «Петр I». Раздаточные картинки к игре «Раньше и сейчас». Карты России современная и древняя. Музыкальное сопровождение. Цветные листы бумаги по количеству детям.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий;
Словарная работа: сильная, богатая, символ России, государство, страна, герб, двуглавый орёл, «потешное войско».
Ход деятельности:
1. Мотивация.
Воспитатель вносит в группу карту России XVII века.
Предлагает рассмотреть ее, сравнить с картой современной Россией.
2. Постановка задачи.
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
-Как называют людей, живущих в России? (россияне, русичи, славяне)
-Какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) Обратить внимание детей на границы России. (найти отличия границ с древней картой)
3.Планирование деятельности.
-Много веков назад у нас на Руси не было ни городов, ни домов, в которых мы сейчас живём.
4. Сама деятельность.
- Где древние люди строили свои селения?
- Как вы думаете, почему они селились по берегам рек? (рядом была вода для питья и приготовления пищи, в реке ловили рыбу);
-Русский народ славен дружбой и силой.
-Почему говорят, что он радушный и гостеприимный? (Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал).
-Дружный и отзывчивый — это как понимать? (Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
-Почему дома строились из дерева? (На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения)
-В те давние времена всё было по-другому. У людей были совсем другие орудия труда и предметы, которые им помогали трудиться и жить.
Игра «Раньше и сейчас» - найти пару. (Объяснить свой выбор, доказать правильность выбора)
Свечка – лампочка
Веник – пылесос
Самовар – электрочайник
Песочные часы – электронные часы
царь – президент и т. д.
-Ребята я вам сегодня хочу рассказать о царе, который очень много сделал для России. Это царь Пётр I (Презентация).
-Много нового появилось в нашей стране во времена Петра I.
1)Построил город Санкт – Петербург на реке Ниве.
2)Новый год стал начинаться с первого января.
3)В каждом доме стали наряжать ёлку.
4)Стали выпускать газеты и журналы.
5)Все дети стали учиться в школе.
6)Пётр завёз в Россию картофель, раньше, русские люди его никогда не пробовали.
-Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра I умер рано и его воспитывала мать. Маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы.
-А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско».
-Как вы думаете, почему его войско называли «потешным»? (ответы детей)
-«Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их.
Не каждый мог попасть в «потешное» войско, а только сильные, смелые, умные.
-Давайте проверим, а вы годитесь в царские войска. Покажите ваши умения и силу.
Первое задание
Ориентировка по группе опираясь на схему. Собрать буквы и составить из них слово «Родина»
– Россия – наша Родина.
-Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Пословицы, поговорки о Родине
Жить – Родине служить.
Родина – мать, сумей за нее постоять.
Родина любимая, что мать родимая.
На чужой стороне – Родина милей вдвойне.
-Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Второе задание
Разделить детей на две группы. Каждой группе свое задание одни отгадывают слово флаг, другие слово герб.
Условия задачи: решить примеры и не водя пальцами по линиям, а только следя глазами, определить какие буквы соответствуют цифрам и прочесть зашифрованные слова.
2 + 2 = 4 1 + 2 = 3 5 – 3 = 2 9 – 8 = 1
– Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет
– Кто знает стихотворение про герб?
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
4. Итог.
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и можете быть зачислены в «потешные войска» царя Пётр I.
- Открытость.
-Пётр I создал первый русский флот (иллюстрации и модели),который потом стал самым сильным в Европе! Я предлагаю вам пополнить российский флот кораблями, чтобы он стал ещё сильней.
Оригами «Кораблик», запускаем кораблики в море.
Познавательно-исследовательская деятельность
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Царь Пётр Первый»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения города Санкт – Петербург.
Задачи: Знакомство детей с исторической личностью – Петром 1, подвести детей к выводу, что человек славен делами; учить различать плохое и хорошее в поступках людей, воспитывать стремление к добрым делам. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины.
Материал: физическая карта России, иллюстрации с видами города Санкт – Петербург, иллюстрация памятника Петру Первому, портрет Петру Первому, иллюстрации флота (кораблей) того времени, герб города Санкт – Петербург, три вида герба на каждого ребёнка для игры «Найди герб».
Словарь: «потешное войско», флот, корабельное дело, Невский проспект, Преображенский и Семёновский полки, якорь, болотистое.
Ход деятельности:
- Мотивация. (Вывешивается физическая карта России)
2. Постановка задачи.
- Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о нашей стране.
-Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется главный город- столица нашей Родины? (Москва)
- Как называется город, в котором мы живём? (Оха)
3. Планирование деятельности.
-Наша страна очень большая и в ней много-много других городов.
- Какие города России вы знаете? (дети перечисляют города России, игра «Назови город России»)
-Ребята, есть в нашей стране ещё один очень красивый город Санкт- Петербург, и сегодня мы узнаем много нового и интересного о нём.
4. Сама деятельность.
-Город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов нашей страны. Стоит этот город на реке, которая называется Нева.
-В городе Санкт – Петербурге очень красивые мосты, которые на ночь раздвигаются и пропускают под собой пароходы, а утром сдвигаются обратно. В городе очень красивые здания, площади, набережные, памятники. (Рассматривание иллюстраций)
- А в центре Санкт – Петербурга стоит памятник: на красивом, лихом коне сидит всадник. И даже самый маленький житель города знает, кому воздвигнут этот памятник.
- Хотите узнать, что это за памятник и почему он тут поставлен? (ответы детей) Ну тогда слушайте внимательно!
-Давным-давно жил да был царь и звали его Петр 1(показ портрета Петра 1) Отец Петра рано умер, и воспитывала его мать. Когда Пётр был маленьким, то ему всё хотелось знать и понимать. Он любил учиться и трудиться. А в свободное время Петр, как и вы, любил играть, играть в солдатики. У него было много друзей и товарищей, и все они играли вместе и дружно. Петр принимал играть с собой всех ребят: и богатых, и бедных. Он учил ребят маршировать, строить игрушечные крепости и штурмом брать их. Такое его детское войско все называли «потешное войско». А вот когда все его солдаты выросли, Петр стал царём, то его «потешное войско превратилось в самые лучшие полки – Преображенский и Семёновский».
Когда Пётр стал царём, Россия была страной, где люди жили очень бедно. Не было даже школ. Петру хотелось, что – бы в его стране люди жили хорошо. Что – бы торговать с другими, странами нашей стране нужен был флот, а его не было. Посмотрите на карту России – как богата наша страна реками, морями. И задумал царь Пётр построить свои корабли, свой флот. Отправился он за границу, учится корабельному делу. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота.
«А сейчас все дружно встанем
И строительство начнём.
Пилами мы рубим,
Топором стругаем,
Гвозди прибиваем,
Мачту поднимаем.
На корабль мы поднялись
И довольны все остались»
- И создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших флотов. (рассматривание иллюстраций кораблей того времени)
- А раз есть флот, то нужно море. Для торговли с другими странами очень подходило Балтийское море. Но тогда на берегах Балтийского моря не было больших городов. Вот тогда и решил царь Пётр построить на берегу Балтийского моря город. Город возводился поспешно. На работы каждый день сгоняли более 40 тысяч людей. Места там болотистые, поэтому сначала надо было осушить болота, вырыть каналы, сделать насыпи. Очень много людей умерло во время строительства этого города. Ведь тогда не было никакой техники: люди всё делали руками. Вот, наконец, город построили. Пётр1 назвал этот город именем Святого Петра – Петербург, а позже стали называть Санкт-Петербург. Санкт - означает святой. Город получился очень красивым. Главная его улица называется Невский проспект. (рассматривание иллюстраций с видами города)
В благодарность и в память о царе Петре1 поставили в этом городе ему памятник – вот этот самый всадник на коне.
-А теперь давайте рассмотрим герб Петербурга. (рассматривание иллюстрации)
- Какая форма щита? (квадратная)
- Что вы видите на гербе? (два якоря)
-Как вы думаете, почему на гербе Петербурга изображены якоря? (предположения детей) -Это два якоря – морской и речной порт.
Игра «Выбери герб».
-У вас на столах лежат 3 вида герба. (герб городов Охи, Москвы, Санкт-Петербург)
-Рассмотрите их внимательно и слушайте моё задание. (проводится игра «Выбери герб»)
-Многое сделал Пётр 1 для России.
При Петре год стал начинаться с 1 января, и на Новый год при Петре впервые стали наряжать елки.
При Петре 1 впервые стали выпускать газеты.
При Петре 1 впервые были учреждены ордена за боевые заслуги.
При Петре 1 впервые в России появилась вилка, картошка.
-Ребята, как вам кажется, каким был русский царь Пётр 1? (Рассуждения детей)
Нам поможет разобраться в этом игра «Хорошо-плохо»
-Маленький царевич Пётр любил трудиться, учиться. Это хорошо или плохо? Почему?
-Царевич Пётр дружил со всеми мальчиками: и богатыми, и бедными. Это хорошо или плохо?
-Царь Пётр русский флот построил. Это хорошо или плохо? Почему России было бы плохо, если бы не было флота?
-Пётр 1 построил Санкт – Петербург. Это хорошо или плохо? Что в этом строительстве нельзя считать хорошим?
4. Итог.
-Вот такой интересный человек жил в нашей стране. Каких ещё знаменитых людей вы знаете? (ответы детей)
5. Открытость.
В нашей большой и красивой стране жили и живут много хороших и умных людей. Может быть и вы, когда вырастете, прославите нашу страну, а для этого нужно много знать, хорошо учиться и любить свою Родину.
«Квест – игра «Петр I – русский царь».
Цель: создание благоприятных условий для знакомства с историческими фактами, характеризующими Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Задачи: познакомить с интересными фактами и событиями времени правления Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений; формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности;
развивать ловкость, сообразительность; воспитывать у детей чувства гордости за наш народ, героев войны, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Оборудование: 2 ноутбука, маршрутные листы, 3 карточки для определения темы, карточка «Петр I – русский царь» с конвертом, искусственная ёлочка и ёлочные игрушки, таймер, ориентиры игровых точек таблица для расшифровки пословиц, презентация с ребусами, пазлы, 3 карточки «Как построить синквейн».
Подготовительная работа: подбор материалов и заданий по станциям:
1. Станция «Опиши личность Петра I» - заполнить карточку.
2. Станция «Новогодняя» - спортивная эстафета.
3. Станция «Учебная» - расшифровать пословицу.
4. Станция «Ребусная» - разгадать ребусы.
5. Станция «Морская» - собрать детали корабля.
6. Станция «Творческая» - составить синквейн.
Ход мероприятия:
1.Организационно - мотивационный этап.
- Внимание! Внимание!
Начинаем квест - соревнования.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
На квест-игре вы не зевайте,
А знания скорее «поглощайте».
II. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
- То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Ребята, посмотрите, на столах у вас лежат листочки с зашифрованными словами. Расшифруйте их, и узнайте тему Квест-игры.
- Чья команда готова назвать тему Квест-игры? («Петр – русский царь»)
- Я рада приветствовать всех на Квест - игре на тему «Петр I – русский царь»
Правила Квест-игры:
Каждая команда получает маршрутный лист. Участники команды в составе 4 человек перемещаются по маршруту. На игровой точке нужно выполнить задание, после
выполнения которого, или по истечении времени команда получает ориентир на следующую игровую точку. На каждой станции команда должна заработать баллы за выполненное задание и получить информацию о Петре I. Время игры на каждой станции до 5 минут.
Победителем Квест-игры становится команда, которая за всю игру наберет максимальное количество баллов и выполнит все предложенные задания.
III. Основной этап. Квест – игра «Петр I – русский царь».
- На Руси была алфавитная нумерация. Петр I ввел в употребление арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день. Пользуясь карточкой подсказкой, определите игровую точку.
Станция 1. «Опиши личность Петра I»
Каждый правильный ответ -1 балл
- Вы на первой станции «Опиши личность Петра I».
Вам нужно посмотреть небольшой фрагмент видео о Петре I и описать его.
Ссылка для просмотра: https://youtu.be/8-PBT9Gq0qM (просмотреть только самое начало, ровно 2 минуты.
Станция 2. «Новогодняя»
За одну ёлочную игрушку - 1 балл.
- Приветствую вас на станции «Новогодняя». Ребята, 20 декабря 1699 года Петр I издает указ, что праздновать Новый год в России будут по европейским традициям. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь желал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Эстафета «Наряди ёлочку».
- Мы примем участие в спортивной эстафете «Наряди ёлочку». За предложенный отрывок времени (1-2 минуты) вашей команде необходимо нарядить елочку. Первый участник становится около ёлочных игрушек и передает по одной игрушке следующему участнику. Второй член команды передает третьему участнику и т.д. Последний участник надевает игрушку на ёлочку. Как только он повесил игрушку на елку сразу бежит и становится первым участником. Прозвучит команда: «Стоп!» и команда закончит выполнение задания.
Станция 3. «Учебная»
Правильно выполненное задание 5 баллов.
- Ребята, вы прибыли на станцию «Учебная». Петр I считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне учились обязательно арифметике, геометрии, тригонометрии, астрономии, навигации. До тех пор, пока дворянин не оканчивал школу, ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Царь отправлял детей дворян учиться заграницу.
Задание. Вам необходимо расшифровать пословицу. Правильный ответ: Ученье-свет, а неученье-тьма.
Станция 4. «Ребусная»
За каждый ребус - 1 балл.
- Ребята, вы прибыли на станцию «Ребусная». Я буду задавать вопрос, а на экране появится ответ, но он будет спрятан в ребусе. Вам нужно разгадать ребус.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а (слайд 1).
Чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков Пётр заставил бояр убрать (слайд 2).
Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерский (слайд 3).
Именно Петр I ввез в Россию этот овощ (слайд 4).
В России в 1699г. И.Ф. Копиевский по указанию ПетраI составил и издал первую русскую звездную (слайд 5).
Петр I был основателем первого русского (слайд 6). (Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света)
Для расширения кругозора всех русских людей в 1703г. была издана первая русская (слайд 7). («Ведомости»)
Станция 5. «Морская»
Каждый правильный ответ -1 балл
- Ребята, вы прибыли на станцию «Морская». В 1695 году русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения и отсутствия флота взять Азов не удалось. Осознав это, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Так при Петре I был создан первый русский флот, ставший одним из сильнейших в Европе.
- Вам предстоит собрать с помощью конструктора корабль . Пётр I принимал активное участие в кораблестроительных работах.
Станция 6. «Творческая»
Творчески и правильно выполненное задание 10 баллов
- Вот и прибыли все команды на заключительную станцию «Творческая». Благодаря Петру I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Петр I – фигура противоречивая, сложная. Он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов. Про Петра первого сказано, что он «открыл окно в Европу».
- А для вас задание, создать синквейн к слову: «Петр I». Правило составления синквейна перед вами.
IV. Итог.
После того как все команды выполнят последнее задание, организаторы квеста подводят итоги и определяют команду победителей. Команда, давшая большее количество правильных ответов, становится победителем. По итогам квеста участники награждаются грамотами, занявшие 1,2,3 место дипломами.
Потешные полки Петра I
Цель: Знакомство дошкольников с историей создания в России регулярной армии.
Ход мероприятия
Слайд1
Вед: Сегодня речь у нас пойдёт о “потешных” полках Петра Великого. Понимаю, что слово потешный вызывает ассоциации с детскими играми, но ведь и маленькому Петру тогда было лишь 11 лет.
Слайд 2 (читать)
С малолетства Пётр Алексеевич отличался ростом, физической силой, ловкостью и умом. Как же ему надоели эти бесконечные приёмы, пышные празднества и церемонии, принятые при дворе.
Неудивительно, что мальчик убегал прочь из душных царских палат во двор, где его уже ждала ватага мальчишек.
Здесь он чувствовал себя свободно и верховодил не по праву царского наследника, а благодаря своим качествам прирождённого лидера. Компания у него подобралась самая разная.
Здесь были не только сыновья бояр и князей, но и простых людей: спальников, стольников, сокольников, конюхов и т.д. Сила, ловкость, ум, умение дружить – вот что ценилось Петром гораздо больше чем знатное происхождение. Когда он подрос и стал царём, среди его приближённых можно было видеть самых простых людей, ......но об этом позже. Чем же забавляются мальчишки, ну конечно же игрой в “войнушку”, вот только игрушки у нашего Петра ыли другие.
Построение «Служить России» 4 колонны с движениями
Слайд3
В 1682 году у Московского кремлёвского дворца была оборудована особая потешная площадка. Да, поначалу военные игры проводились на “потешной” площадке напротив Кремлёвского дворца.
Слайд 4
В 1684 г. В подмосковном селе Преображенском на берегу реки Яузы возводится «потешный» земляной городок «Прешбург», над устройством которого трудился и сам Пётр. Здесь происходит формирование второго «потешного» войска, названного позднее Преображенским полком.
Слайд 5
Численность “потешного” войска не превышало 50-ти мальчишек, пушки были деревянными, ружья игрушечными, палаши не заточенными и только стрелецкая форма, сшитая по ребячьей мерке, была настоящей. Но это продлилось недолго. По приказу наследника из оружейных палат были доставлены настоящие мушкеты, фузеи, пищали, ядра, пули и порох. Ребята начинают обучаться стрельбе в цель.
Эстафета на меткость:(мешочки или мячики, корзины, палки)
Слайд 6
Будь ты хоть трижды наследником престола, но без поддержки армии на троне не усидишь, и Пётр с удвоенным рвением начинает создавать свою собственную армию, да не какую ни будь, а самую лучшую!
Использование орудий потребовало от артиллеристов немалой физической силы, поэтому в “потешные” стали записывать взрослых.
Слайд 7
Кто бы мог подумать, что «потешные» войска станут гвардией, и заложат основу регулярных сухопутных войск.
Слайд 8
«Потешные» строились и обучались по западноевропейскому образцу, впитывая в себя всё самое лучшее и современное), что могла предложить Европа (современное вооружение, тактика ведения боя).
Слайд 9,10
В 1686 году 14-ти летний Пётр завёл артиллерию. Из пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял взрослых служителей, которых одели в мундиры иноземного покроя и определили потешными. Обучал Петра и его «потешных» гранатному и огнестрельному делу огнестрельный мастер капитан Фёдор Зоммер, шотландец Патрик Гордон, и уроженец Швейцарии Франц Лефорт
Слайд11
Уже в 1691 году “потешные” войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский, обмундирование получают по западноевропейскому образцу.
Что это значит?
Преображенцев и семеновцев разделили на роты, у них появились свои знамена, сержанты и унифицированная форма. Темно-зеленая у первых, и синяя — у вторых.
Эстафета «Передай знамя» (конь, кубанка, знамя , обручи)
Слайд 12
Вместе со своими сподвижниками Пётр Алексеевич разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей
- Цель которой была - подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска».
Слайд 13 Преображенский и Семёновский полки
Слайд 14,15,16,17
Выпускным экзаменом новоиспечённой армии были “Кожуховские манёвры” (27 сентября (7 октября) — 17 октября (27 октября) 1694) –по сути это были первые крупные военные манёвры в истории России!
Слайд 18
Так преображенцы и семеновцы из солдат стали студентами, а затем и учителями.
Наиболее талантливые из них — сержанты и офицеры бомбардирской (артиллерийской) роты — едут вместе с Петром в Европу обучаться наукам.
Цель которой была - подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска».
Слайд 19
Примечательно, что сам Пётр постигает премудрости плотницкого, кузнечного, морского и военного ремесла наравне со всеми. Нет такого дела, с которым не был бы знаком Пётр Алексеевич.
А, что же в наши дни?
Слайд 20
154 отдельному комендантскому и 1-му отдельному стрелковому полкам Вооруженных Сил РФ присвоено почетное наименование “Преображенского” и “Семеновского”, они будут выполнять функции самых элитных частей российской армии.
Ссылка для просмотра познавательного мультфильма о Петре I.
Познавательно-исследовательская деятельность. Путешествие по «Реке времени» Тема: «История жилища» |
Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человека. Задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками. Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация). Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. Познакомить детей с историей жилищ человека. Средства: Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал мультимедийные: компьютерная презентация «История жилищ человека» Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Ход деятельности: 1. Обсуждение реального или вымышленного события. -Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хорошая погода, в такую погоду я люблю путешествовать! Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей). - А куда можно путешествовать? (Ответы детей). -А вы когда-нибудь путешествовали по «реке времени»? (Ответы детей). -Ну что отправимся в путешествие по реке времени. 2. Постановка цели исследования (узнать…) -А о чем мы узнаем во время путешествия, вы поймете, отгадав загадку: В нем живет моя семья, -А как по — другому можно назвать дом? (Ответы детей). -Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, чтобы узнать побольше о жилище: каким оно было более 100 лет назад и каким оно стало сейчас. -А на чем вы думаете можно отправиться в путешествие по реке времени? (Ответы детей: самолет, корабль, машина времени). -А для того, чтобы нам отправиться на машине времени в прошлое, нам нужно произнести слова и сделать следующее: «Раз, два, три – покружись, в прошлом веке окажись». (звучит таинственная музыка). 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного или предметного материала. На экране появляется слайд с изображением избы. - Ребята, что это? (Ответы детей). -Правильно, это жилье людей, каким оно было более 100 лет назад. Давайте внимательно рассмотрим его. (воспитатель предлагает детям присесть на стулья и обсудить увиденное). -Как оно выглядело? - Из какого материала сделано? -Сколько этажей? - А хотите войти в избу и посмотреть, что там внутри? Слайды с изображением избы внутри. Рассказ воспитателя по ходу показа слайдов: «Неотъемлемой частью жилища была печь. Ее складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили справа или слева от входа. Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов Почетное место в избе занимал «красный угол». Он находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Здесь же стоял и обеденный стол. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Одежду крестьяне хранили в сундуках». А сейчас давайте немного отдохнем. Физминутка «строим дом». Стук-стук молотком, Имитация молотка 4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Затем подходим к «реке времени» -Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша река времени и мы видим на ней две остановки. Одна — это прошлое время, а другая – время нынешнее. Нам нужно поместить картинки с изображением предметов прошлого на соответствующей остановке, и предметы нынешнего времени на их остановке. Ой, ребята, картинки перепутались, давайте разделим их на две группы и поклеим на соответствующие им остановки Дети делят и клеят. Вывешиваем на мольберт, рассматриваем и обсуждаем, правильно ли мы выполнили. Идет обсуждение выбора детей. -Ребята, как вы думаете, почему так много предметов мы с вами поместили на остановке нашего времени? Почему многие предметы быта прошлого так видоизменились? - Ребята, а есть ли у нас предметы, которые пришли к нам из прошлого в том же самом виде? -Назовите мне эти предметы. - Ребята, у меня есть картинки с изображением разных предметов, давайте, выберем из них картинки с изображением предметов, которые пришли к нам из прошлого, и мы ими до сих пор пользуемся. 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов сравнения. Дети рассматривают, выбирают, вывешивают. Идет обсуждение выбора детей. 6. Итог. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Река времени вернет нас обратно. Давайте скажем: «Раз, два, три – покружись, в нашем веке окажись» (звучит таинственная музыка). -Вот мы с вами вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей- путешествовали по реке времени) -Молодцы! В путешествии мы были, ничего не позабыли! 7.Открытость. Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять» (Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, четыре, пять – станем рядышком по кругу, скажем на прощание друг другу: до, свидания!» Познавательно-исследовательская деятельность. Викторина «Реформы Петра I» Цель: обобщение знаний воспитанников об основных реформах Петра I в России. Воспитание интереса к окружающему миру и чувства гордости за прошлое нашей страны. Развивать логическое мышление, связную речь. Развивать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга. Оборудование: жетоны двух цветов, презентация «Реформы Петра I», флажки России, плакат болельщиков, букварь, газеты, журналы, елка, макеты корабля и крепости, корзина с картошкой, музыка танца «минует». Ход деятельности.
Воспитатель читает письмо, из которого узнают, что администрация города предлагает подготовительной группе детского сада принять участие в викторине знатоков истории России, посвященной эпохе Петра I.
Примем ли мы такое предложение?
Под торжественную музыку появляется Александр Меньшиков. -Здравствуйте отроки юные и уважаемая публика. -Имею честь представиться, Александр Меньшиков- друг и правая рука великого царя Петра I, а также губернатор города Санкт-Петербурга. -Пришел узнать, как истории Отечества нашего знаете. Послан самим царем Петром I. Царь наш хочет знать, помнят ли его, знают ли дела его великие. -А потому, гости почетные, отроки юные, обретя в сердце своем знания великие, примите участие в турнире знатоков истории эпохи Петра I. Воспитатель: «В любом турнире, конкурсе должны быть знатоки - самые умные, сообразительные, и болельщики, которые будут поддерживать и помогать знатокам» По желанию дети делятся на знатоков и болельщиков. Воспитатель: «Из знатоков нужно выбрать две команды. Каждый из ребят вытянет жетончик, и мы узнаем кто в какой команде. А также нам необходимо выбрать жюри нашего турнира» Жюри выбирают из педагогов детского сада. Воспитатель оглашает правила турнира: 1. Вопросы будут задаваться командам по очереди. 2. Отвечают только члены той команды, которой задан вопрос. З. Если команда не дает ответа, ход переходит другой команде 4. Ответы не выкрикивать, не подсказывать игрокам другой команды. 5. Каждая команда в течение всей викторины может обратиться за помощью зала, т. е. к болельщикам, только один раз. Александр Меньшиков: «А посему, молодые отроки, ведите себя благочинно, учтиво и разумно. В вопросы вникайте, Отечество наше прославляйте!» 4.Сама деятельность. Вед.: «Государство, имеющее только сухопутную армию - одну руку имеет. Чтобы добиться превосходства на море, повелеваю создать военно-морской флот.» 1696г. Январь месяц. -Вот таким было начало реформаторской деятельности Петра 1. -Объявляю первый конкурс «Знатоки русского флота» Вопросы: 1 команде 1. Как назывался первый военный корабль России? (Орел) 2. В каких странах уже умели до Петра 1 строить корабли? (Англия, Голландия) 3. Назовите первое в России военно-морское учебное заведение? (Школа математических и навигационных наук) Вопросы: 2 команде 1. Для чего нужен флаг кораблю? 2. Место для починки или постройки кораблей? (Вервь) 3. Как в России называли выпускников старших классов морского флота? (гардемарины) Вед: Ну, что же вы хорошо справились с заданием, и мы продолжаем наш турнир. Царь придавал великое значение образованию, и особенно изучению математики. А сейчас мы узнаем, насколько вы хорошо знаете математику. Конкурс «Знатоки математики». Вопросы: 1 команде 1. Сколько концов у одной палки? 2. Какая цифра спряталась в слове «семья»? З. Дочь взяла 5 тарелок и поставила по одной тарелке маме, себе и бабушке. Сколько лишних тарелок взяла девочка? Вопросы: 2 команде 1. Сколько лап у двух собак? 2. Какая цифра спряталась в слове «тритон»? З. Лена сорвала с дерева две пары вишен и еще одну вишенку. Сколько всего вишенок сорвала девочка? Вед: С этой задачей вы справились неплохо. Молодцы! Петром 1 был заложен г. Санкт-Петербург. Один из красивейших городов нашей страны. Хотелось бы узнать, какие знания у вас имеются об этом городе. Ведущий: Объявляю конкурс «Петра творенье» Вопросы: 1 команде 1. На какой реке стоит город Санкт-Петербург (Нива) 2. Кто по древней легенде охраняет город Санкт-Петербург (Львы с золотыми крыльями) Вопросы 2 команде: 1. Как называется памятник, установленный в честь Петра 1 (Медный всадник) 2. Как называется то место в Санкт-Петербурге, где собираются все корабли (Адмиралтейство) Ведущий: И с этим конкурсом вы справил, и я объявляю следующий конкурс «А знаете ли вы?» В 1817 году по приказу Петра 1 вышла книга для отроков о правилах хорошего тона «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению». Эта книга излагала правила этикета. Сейчас узнаем на сколько знатоки знакомы с этими правилами. Вопросы: 1 команде 1. На вопрос отца следовало отвечать «Что ты хочешь батюшка?» или «Что изволите государь батюшка» 2. Можно ли было часто чихать и кашлять? 3. Какими тремя добродетелями должен обладать юноша (учтивость, скромность, трудолюбие? 4. Руки на столе можно было долго держать, пальцы облизывать? Вопросы: 2 команде 1. Скромность поощрялась или нет? 2. У девиц ценилось умение краснеть или бледнеть? 3. За столом голову можно было чесать? 4. Как следовало употреблять имена людей при обращении друг к другу? Ведущий: Эти правила очень пригодились, когда открылись Ассамблеи, иначе говоря, балы, на которых танцевали и играли в шашки и шахматы. Чтец. Мы открыли ассамблею Минует продолжит бал, Приглашайте кавалеры Своих милых, нежных дам. Звучит музыка. Дети встают на танец, ведущий приглашает потанцевать Александра Меньшикова. После танца, ведущий объявляет следующий конкурс «Дела житейские, дела государственные». Вопросы: 1 команде 1. Что первым делом сделал царь Петр 1, вернувшись в Европу? 2. Назовите праздник, который стали отмечать весной по желанию Петра 1? Вопросы: 2 команде 1. Какие изменения произошли в нашем календаре? 2. Какие печатные издания стали издаваться во времена Петра 1? Ведущий: Наш турнир завершен.
Уважаемое жюри прошу вас подвести итоги нашего турнира. А мы в свою очередь послушаем стихи, посвященные Петру! Чтец 1. России нужен сильный флот Пусть грамоте морской обучится народ А Петербург в волненье небывалом, Здесь велено по пушечным сигналам, Всем в море выходить, учась морской науке, Не предаваясь лености и скуки. Чтец 2. Самодержавною рукою Он смело сеял просвещенье. Не презирал страны родной, Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Своей большою он душой, На троне вечным был работник. Чтец 3. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Чтец 4. Когда царь Великий Петр Приехал из Европы Завез в Россию правил свод, Не знал другой заботы. Бороды заставил брить, Сарафаны не носить, Рот платочком вытирать, Ручку даме целовать. Чтец 5. Друзья! И в наши дни Мы помнить этикет должны Чтоб в нашей жизни, как указ Звучал Петра святой указ. Дополнительные вопросы: - Как называется первые школы для маленьких детей? (цифирные) - Какой овощ никогда не выращивали в России до правления Петра 1? Жюри сообщает итоги.
Ведущий награждает команду победителей турнира, подводит итоги. Турнир заканчивается торжественным шествием, где дети несут атрибуты основных реформ Петра 1: корабль, крепость, корзина с картошкой, елка, газеты и журналы, букварь. Консультация для родителей. Что рассказать детям о Петре I. Детям будет интересно узнать о разных вещах, появлением которых мы обязаны Петру I. Например, благодаря ему русские люди узнали о существовании картофеля. Любопытно, что когда картошка впервые была выращена в России, ее никто не оценил по достоинству. А все из-за того, что народ ел картошку сырой. Почему-то никому и в голову не пришло сварить или поджарить ее на огне. Инициатором выращивания тюльпанов также стал император. Будучи в Голландии, он приказал отправить к себе на родину семена этих цветов. Впоследствии была даже создана «садовая контора», занимающаяся распространением растений. Царский дом должен быть выше Детство Петра Великого также наполнено разными интересными фактами и историями. С ранних лет он любил подвижные игры, которым уделял большую часть своего отдыха. При этом он иногда на целые сутки отказывался от еды. Именно в детстве император познакомился с Александром Меньшиковым, который в будущем станет его преданным товарищем и доверенным лицом на многие годы. После того, как Петр I построил свой дом, он дал приказ, чтобы выше его никто не смел строить. Однако, после того как он отлучился за границу, по приезду обнаружилось, что тот самый Меньшиков построил себе дом несколько выше царского. Тогда император велел позвать Александра, и, схватив его за бороду, прилюдно избил за ослушание. Сено-солома В рядах петровской армии нередко были люди необразованные, которые не отличали правую руку от левой. Следовательно, маршировать стройно они никак не могли. Тогда Петр I придумал такую хитрость: он велел привязывать к левым ногам солдат солому, а к правым – сено. Далее вместо команд «Левой!» и «Правой!», звучали привычные для сельских мужиков слова: «Сено!», «Солома!». Увлечения Петра I А вот еще несколько интересных фактов о Петре I, связанных с его увлечениями. Достоверно известно, что император начинал изучать буквально все, с чем он соприкасался. Медицина не была исключением. Известны случаи, когда он, пытаясь освоить искусство стоматологии, собственноручно занимался вырыванием зубов. Среди его пациентов нередко были люди, имевшие вполне здоровые зубы. Однако одну из самых популярных профессий на Руси ему освоить так и не удалось. Какое-то время самодержец пытался научиться плести лапти. Но приложив множество усилий, он так и не смог сплести даже одну пару обуви. С той поры он с уважением относился к людям, которые мастерски владели данным ремеслом, считая их искусными мастерами. Рост и телосложение Согласно историческим документам, рост Петра I превышал 2 м. Однако при этом (кажется просто невероятным!) он носил обувь 38-го размера, а одежду 48-го. Несмотря на большой рост, его плечи были узкими, а голова в соотношении с телом довольно маленькой. |