Опыт работы: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".
Полноценное математическое развитие обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой воспитатель последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Снегурочка».
Опыт работы на тему
«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ф.И.О. автора, должность: Кривцова Оксана Анесхатовна воспитатель.
2019 - 2022 год
Город Оха, Сахалинская область.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Информационный паспорт………………………………………………… 4
- Пояснительная записка………………………………………………………4
- Условия возникновения опыта ……………………………………………...6
- Актуальность………………………………………………………………….7
- Теоретическая база опыта………………………………………………….. 7
- Новизна опыта………………………………………………………………11
- Технология опыта…………………………………………………………..11
- Результативность опыта…………………………………………………….17
- Адресная направленность………………………………………………….18
Литература
Приложения
1.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ.
1 | Название опыта | Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. |
2 | Ф.И.О. автора, должность | Кривцова Оксана Анесхатовна - воспитатель. |
3 | Проблема | Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала. |
4 | Цель опыта | Развитие у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. |
5 | Задачи опыта | - Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей. - Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. - Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме. |
6 | Целевая группа, на работу с которой направлен опыт. | Дети дошкольного возраста (2 - 5 лет); Воспитатели-группы; Родители воспитанников МБДОУ. |
7 | Ожидаемые результаты | Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником познания для дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт.
Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математике посвящена учебная дисциплина «формирование элементарных математических представлений у дошкольников». Полноценное математическое развитие обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой воспитатель последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены, также и в формировании элементарных математических представлений применение игровых методов и приемов делает процесс обучения более эффективным.
ЦЕЛЬ ОПЫТА: развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
ЗАДАЧИ ОПЫТА:
- Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
В детском саду созданы такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
Выделены математические уголки, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Дидактический процесс обеспечен качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам математики.
В уголке «Занимательной математики» имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (счетные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счета, сравнивания и т.п).
- материалы и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).
- материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.
- дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры; игры типа "Танграм", геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур.
Организация математически развивающей среды позволяет объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Кроме того, позволяет: обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
. 3.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
4. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Ведущая идея работы - создание педагогических условий для развития математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Изучив специальную литературу по проблеме: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала, была определена сущность креативных способностей, которая по -разному понимается психологами и педагогами. Разные авторы высказывают свою позицию о понятии сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.
Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим .
И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей", говорит о том , что арифметика- это искусство, целиком возникающее из простого соединения и разъединения нескольких единиц. Его первоначальная форма, по существу, следующая: один да один- два, от двух отнять один - остаётся один. Таким образом, первоначальная форма всякого счёта глубоко запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полным сознанием их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то есть числа. Было бы хуже, писал Песталоцци, если бы дети сделали успехи в применении их, не имея перед глазами оснований для наблюдения. Независимо от того преимущества, что благодаря этому вычисление можно сделать основанием для чётких понятий, невероятно, до чего облегчается это искусство даже для детей, благодаря такому верному применению наглядности: опыт показывает, что начало бывает трудным потому, что это психологически необходимое правило используется не в полном объёме, как полагалось бы.
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д. Ушинский говорил, что надо просто "приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить... "
В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М.Монтессори. Суть её в том, что когда трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М.Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка ..." Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают считать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счёте. Так происходило обучение математическим представлениям в "Доме ребёнка" М.Монтессори.
Из множества различных взглядов на возникновение у детей понятия о числе можно обозначить три наиболее характерных.
Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что "имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем непосредственно узнать это число, не производя счёта, и называет такой процесс условным выражением " бессознательный счёт". Если же число предметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счёту". Счёт необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел. Сказанное даёт нам основание полагать, что оба метода должны целесообразно дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и то психическое явление, что непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счёт - на временные элементы числа и действий над числами.
Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результате счёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следовать за ним.
Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорных вопросов в методике арифметики. Больше всего этот вопрос, как большинство методических вопросов, обсуждался в немецкой литературе - родине числовых фигур. По их мнению, числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из них то, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовых представлений. Второе по важности назначение числовых фигур - это облегчение производства действий над однозначными числами. Третье назначение числовых фигур заключается в том, что они могут служить предметом для счёта. Четвёртое назначение - они могут облегчать переход от числа к цифре, ибо числовая фигура, подобно цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц в данном числе. Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении . Почему необходимо знакомить детей с сравнением величины предметов? Существует мнение, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина. Прежде чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать.
Л.В.Глаголева использовала разные методы при обучении сравнению величин предметов, а именно - лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игру, как метод обучения сравнению величин.
Учить их счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десяток, конечно, до семи лет . Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - в работе- игре. Играя, работая, живя, он непременно самолично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно участвуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих представлений; он учится.
М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей" описывают примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых представлений нормальных детей":
2 года - распознавание понятий: один - много, большой - маленький.
3 года - счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.
4 года - счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий - высокий, широкий - узкий, длинный - короткий, толстый - тонкий, тяжёлый -лёгкий.
5 лет - счёт до пяти, употребление названий: глубокий - мелкий, высокий - низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.
6 лет - счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.
То, что составляет предмет математики дошкольника, нашло своё выражение в Программе детского сада, впервые разработанной и изданной Наркомпросом в 1932 году. Эта программа охватывала широкий круг математических ориентировок, знаний и навыков, намеченных для детей, начиная с младшей группы детского сада. Сюда относятся:
- понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов;
- простейшие операции над числами;
- понятие о величине предметов и сравнение величин;
- ориентировка во времени;
- ориентировка в пространстве;
- знакомство с геометрическими формами и умение находить их в
окружающей обстановке;
- некоторые меры и измерение ими.
Ф.Н. Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути в работе с детьми:
1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным заданием по счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором- работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные пути перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.
Так же Ф.Н. Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.
Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, что наука по проблеме формирования математических представлений у детей имела довольно долгий путь развития.
6. НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем дошкольном возрасте.
7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Обучая детей в процессе игры, педагог стремится к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения. При проведении организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений стараемся разнообразить процесс обучения и создавать эмоционально тёплую атмосферу для детей.
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей.
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого, совершенствуется речь. Ребёнок активно познаёт окружающий мир во всём его многообразие. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства, и качества (форма, величина, цвет и положение в пространстве).
Три года – это тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В этом возрасте уже можно формировать элементарные математические представления.
Всесторонне развитие младшего дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности
Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Эти темы рассматриваются в процессе специально организованных игр-занятий, в совместной и индивидуальной деятельности, цель которых - рассматривание различных групп предметов, выделение существенных признаков (цвет, форму, величину, группировка однородных предметов по признакам, называние их количества (много-мало).
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Например, такие как «Покатаем зверей» «Птички», «Сколько обуви у куклы» - один-много. «Поезд», «Найди свой домик», «Наша группа», «Самолеты» - ориентировка в пространстве. «Волшебный сундучок», «Назови фигуру», «Строим заборчик для уточки», «Кроватка для мышонка», «Скамейка для зайчика», «Что бывает круглым», «Назови правильно»- форма. «Найди миски для кошки и котенка, «Найди предмет такой же формы»- величина. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток». «Едем в зоопарк», «Цветные автомобили» - ориентировка на цвет и форму.
На четвертом году жизни у ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед нами стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много», «мало», «один». Для решения этих задач используются следующие игры: «В лес за грибами», «Угости зайчат», «Магазин игрушек», «День рождения у куклы», «Один – много», «Бабочки и цветочки».
Воспитатели уделяют внимание малышей к предметам контрастных размеров (большой – маленький, длинный – короткий и т. д.)
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Большой – маленький», «Собери целое из частей»
Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Геометрическое лото», «Составь пару», «Подбери заплатку», «Подбери по форме», «Что бывает круглым (квадратным)»
Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим
Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день», «Что мы делаем?», «День – ночь».
А в средней группе для прочного усвоения знаний необходимо было заинтересовывать детей действиями с математическим материалом. Удачными были использование в игре привлекательных наглядных пособий, занимательный разговор с математическими шутками, использование игровых упражнений и дидактических игр, которые создавали у детей хороший эмоциональный фон. Широко использовались с детьми среднего возраста считалки и математические игры, в которых игровое действие являлось в то же время и элементарным математическим действием
Для детей пятого года жизни игры более сложны. Они усложняются по мере накопления знаний. Такие игры, как «Подбери ключ к замочку», «Почини ковёр» закрепляют знания о геометрических фигурах. Для усвоения последовательности дней недели детям помогают дидактические игры «Составь число». Для закрепления счёта: «Первый-последний»- различные манипуляции с первой и последней картинками. «Куда села бабочка» -на любую из выложенных в ряд картинок кладётся игрушка.
«Парад картинок ("картинки идут гулять" и т. п.)» -кто идёт первым? Вторым? Третьим? И картинки гуляли, друг друга обгоняли. Указанная картинка стала первой (второй, третьей и т. п.). Какой по порядку стала картинка, которую обогнали?
«Что изменилось?» (ребёнок закрывает глаза или поворачивается вокруг себя, взрослый меняет картинки местами) - отвечая на вопрос, ребёнок называет предыдущий и настоящий порядковый номер картинки, затем сделать, как было.
«Найди лишнее». Кто/ что в ряду лишнее? Которое оно по счёту?
и много других интересных игр. Каждая из этих игр решает конкретную задачу в совершенствовании математических представлений.
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа.
Разработанные воспитателями дидактические пособия лэпбуки помогают детям формировать логико-математические представления, повышать активизацию мыслительных процессов, развивать сенсорные способы познания. Лэпбук «Математика со Смешариками», направлен на формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.) Лэпбук «Математика с Малышариками» предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Разнообразный материал лэпбука, знакомит и погружает детей в увлекательный мир математики. Материал разложен по карманчикам, конвертам, складным листам и содержит дидактические игры, стихи, загадки, геометрическое лото, игры - задания на развитие логического мышления, тетрадь с заданиями. Игры, подобранные в лэпбуке, помогают педагогу разнообразить приёмы и методы работы.
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
8 . РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Дошкольный возраст играет важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В своей работе воспитатели укрепляют и развивают познавательные интересы дошкольников. Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет воспитателям сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, и способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию
9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Данный методический опыт рекомендован в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.
Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Используемая литература:
1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
5. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.
6. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993
7. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.-
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989
10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974
Приложение 1
Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм.
Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Критерии оценки:
- Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
- Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
- Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
- Активизация познавательных интересов к математике, как науке.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
в 2020 – 2021 году дети показали следующие результаты:
из 16 общего количества детей
- высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило - 25%;
- средний уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 44%;
- низкий уровень развития показали 5 воспитанников, что составило- 31%.
в 2021– 2022 году воспитанники показали следующие результаты:
из 16 общего количества детей
- высокий уровень развития показали 9 воспитанников, что составило 38%;
- средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 50%;
- низкий уровень развития показали 2 воспитанник, что составило 12%.
8. Вывод
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Приложение 2
Развивающие математические игры для детей 2–3 х лет
Игра «Золушка»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Ход игры: Перед вами лежат перемешанные фасоль и макароны. Ребенок должен рассортировать на одну тарелку фасоль, а на другую тарелку макароны.
Игра «Рисуем на крупе»
Цель: развивать пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев.
Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнце). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игра «С прищепками»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Ход игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное) ; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее.
Игра «Найди предмет»
Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Цель игры: Возьмите контейнер, киндер-игрушка, гречку. Ребенок запускает туда руку и на ощупь достает игрушку. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игры дети ничего не брали в рот.
Игры «С пуговицами»
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти ; различать цвет, сравнивать по размеру.
Ход игры: Предложить ребенку рассортировать пуговицы - в одну коробку сложить большие пуговицы, в другую — средние, в третью — маленькие. Другой вариант игры — разложить пуговицы по цветам. Или выложить пуговицы в ряд с определенной последовательностью. Например: красная, синяя, зеленая.
Игры «Сделай бусы для любимой мамы»
Цель: развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.
Ход игры: Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.
«Подбери колеса к вагончикам»
Цель: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
«Составь цветок»
Цель: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
«Назови похожий предмет»
Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
«Собери бусы»
Цель: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.
Дидактические игры на прогулке.
«Один — много»
Цель: закрепление понятия один- много.
Ход: Лежит два обруча и корзина с шарами. Ребенок должен перенести в один обруч один шар в другой много шаров.
«Запомни свое место»
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят в кругу или в разных углах веранды, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.
«Где звенит?»
Цель: Развивать внимание и ориентировку в пространстве.
Ход: Дети стоят лицом к стене. Младший воспитатель прячется в другом конце комнаты и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,- обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит детей. Игра повторяется.
«Беги к тому, что назову».
Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве.
Описание игры: Воспитатель объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинок, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».Затем воспитатель объявляет: «А теперь, машинки, поехали к горке!». Все «машинки» «едут» к горке. "А теперь к дереву!". Дети передвигаются к дереву и т. д.
Приложение 3
Развивающие математические игры для детей 3–4 х лет
«Кто ходит в гости по утрам»
Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»
Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.
◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)
◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).
◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.
➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» — понятие относительное.
◈ Поиграйте в игру «Один - много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.
Покупатель пуговиц
Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.
Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.
◈ Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.
◈ Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур — одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.
◈ Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре — это знак равенства (сам знак можно не называть).
«Где обедал воробей?»
Игра помогает ребенку понять, что Величина - понятие относительное
Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.
◈ Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.
◈ В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного — ежа. Обратите внимание на то, как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.
◈ Закрепляем: сравните обувь по размеру: мамину, папину, обувь ребенка и кукольную. Меняйтесь ролями: ребенок спрашивает, а вы показываете. Сравнивайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если сравнить арбуз и редиску? А кто больше: великан или дядя Степа? А кто меньше: Дюймовочка или гномики, а может, Мальчик-с-пальчик? На улице сравнивайте по высоте дома, деревья и т. д. Это развивает глазомер.
Первые шаги в математике
Игра учит сравнивать две группы предметов
Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.
◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».
◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.
◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз — реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).
Приложение 4
Развивающие математические игры для детей 4-5 х лет
Игра «Правильный счет».
Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Игра «Кто где».
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.
Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.
Игра «Много-мало».
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?
Игра «Отгадай число».
Цели: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
Игра «Счетная мозаика».
Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
Игра «Точка-путешественница».
Цели: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.
Игровой материал и наглядные пособия: тетрадь в клетку, ручка.
Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.
Игра «Читаем и считаем».
Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.
Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.
Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?