Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта.
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Кривцова Оксана Анесхатовна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Дзержинского, д. 25/2 Телефон: 8(42437)35548 E-mail: cnegurochka20@mail.ru |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 17 лет |
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта | «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных, на сегодня, методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно -информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. Базой для развития математических способностей является "математическое мышление", что в большей мере, обусловлено особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей. При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия "математические способности" исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, как гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность; умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях. Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость использования таких форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Использование математических игр в различных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление. Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно-математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований: 1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. 2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Следует при этом учитывать требования Программы воспитания в детском саду, индивидуальные и возрастные особенности детей. 3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах, начиная со среднего дошкольного возраста, так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности, воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми. 4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Обучение детей происходит через: - непосредственно образовательную деятельность; - развивающие игры; - задачи-шутки; - развивающие игры и упражнения; - игры-головоломки; - загадки; - дидактические игры и т.д. Непосредственно образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. |
6. Результат изменений | Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, были получены хорошие результаты, а именно: - дети стали лучше выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); - начинают выдвигать свои предложения по решению проблемных ситуаций; - у детей расширился активный словарный запас в самостоятельной речи; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление. Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию. Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что такая работа дает положительный результат и в развитии математических способностей детей. |
7. Публикации | https://nsportal.ru/krivtsova-oksana-aneshatovna Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Консультация для родителей: «Математические игры в домашних условиях». Консультация для воспитателей «Игровые методы и приёмы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Конспект занятия по математике «Играем и считаем». «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Кн. для воспитателя дет.сада-М.,1989г. Т.К.Жилкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва,1989г. |
8.Описание педагогического опыта | Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Ведущая идея работы - создание педагогических условий для развития математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Цель моей работы: развивать у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: 1.Создавать оптимальные условия для развития математических способностей детей. 2.Развивать у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. 3.Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме. |