3. Родителям на заметку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Режим дня школьника | 45 КБ |
Профилактика нарушений осанки учащихся | 73.5 КБ |
Что такое плоскостопие | 74.5 КБ |
Режим дня в картинках | 902.5 КБ |
Профилактика заболеваний | 214.83 КБ |
Закаливание в семье | 151.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА
Событие | Примечание | Время |
Пробуждение школьника | Не смотря на то, что многим покажется этот пункт в режиме дня школьника неправильным, мол, слишком ранний подъём, на самом деле при более позднем пробуждении у ребёнка просто не останется времени, что окончательно проснуться и он ещё долго будет ходить сонным. | 7.00 |
Физ. зарядка, умывание и прочие гигиенические процедуры | Если с гигиеническими процедурами всё понятно, школьник тоже обязан умываться и чистить зубы, то с зарядкой всё сложнее. Многие родители, дети которых после школы посещают спортивные секции считают, что зарядка по утрам им ни к чему. Однако, обратим внимание на само слово – зарядка. Даже в самом названии уже заложен смысл, что эти упражнения в режиме дня для школьника дадут ему возможность зарядиться энергией на весь предстоящий день. Кроме того, зарядка кроме того, что подготовит организм школьника к будущим нагрузкам нового дня, также облегчает переход от сна к режиму бодрствования. | 7.00-7.30 |
Завтрак | Даже не смотря на то, что многие школьники в начале дня кушают очень неохотно, завтрак, даже очень лёгкий, просто необходим. | 7.30-7.50 |
Путь в школу | Очень желательно для здоровья школьника, чтобы его режим дня обязательно включал утреннюю прогулку. Причём же здесь дорога в школу? Да притом, что её, если позволяют обстоятельства, можно совместить с небольшой утренней прогулкой. | 7.50-8.20 |
Начало школьных занятий | Приучите своего ребёнка так составить свой режим дня, чтобы приходить в школы минимум за 10 минут до начала занятий. | 8.30 |
Завтрак в школе | Очень и очень многие родители не исключают завтрак школьника полностью из его режима дня, но стараются дать ему что-то с собой, мотивируя это тем, что домашняя пища качественнее и полезнее. Да это так, но только не в том случае, когда Вы вынуждаете ребёнка на протяжении нескольких лет обходиться «перекусами» всухомятку. В данном случае школьная горячая еда предпочтительнее. | Приблизительно 11.00 |
Окончание школьных занятий | В большинстве школ в это время начинает работать группа продлённого дня. Убедитесь в том, что план группы составлен хорошо и соответствует нормальному режиму дня школьника. В план группы продлённого дня обязательно должна быть включена короткая дневная прогулка. | 12.30 |
Путь домой | Как и утром, в режиме дня для школьника обязательно должно найтись времени для дневной прогулки. Дорогу домой можно, как раз с ней совместить. | 12.30-13.00 |
Обед | Если школьник посещает группу продлённого дня, то в плане группы обязательно должен быть предусмотрен обед, независимо от того получает школьник горячий завтрак в 11.00 или нет. Если ребёнок обедает не в школе, а дома, то здесь всё ещё просто – горячая и вкусная домашняя еда ждёт его. | 13.00-13.30 |
Отдых или сон после обеда | Ох, как сложно заставить современного школьника спать днём после обеда, практически невозможно. Но, даже если ребёнок наотрез отказывается спать после обеда, спокойный отдых в режиме дня школьника после обеда должен быть обязательно, именно сон необязателен. | 13.30-14.30 |
Подвижные игры | Очень желательно, чтобы в это время ребёнок занялся подвижными играми. | 14.30-16.00 |
Полдник | Многие родители не придают полднику должного значения, а между тем он обязательно должен быть в режиме дня школьника. | 16.00-16.15 |
Делаем домашние задания | Это время просто идеально подходит для приготовления домашних заданий. | 16.15-17.30 |
Свободное время (на свежем воздухе) | Это время в режиме дня для школьника обязательно должно быть выделено для свободного отдыха ребёнка на свежем воздухе. | 17.30-19.00 |
Ужин | Здесь всё ясно – просто следите за режимом правильного питания ребёнка-школьника. | 19.00-19.30 |
Свободное время (спокойные занятия дома) | Спокойные игры и т.д. на выбор ребёнка. |
|
Готовимся ко сну | Моемся, умываемся, готовим одежду и т.д. | 20.00-20.30 |
Сон | Так, как современный школьник должен спать не менее 10 часов (проблемы экологии, возросшие нагрузки и т.д.), то при приведённом в этой таблице режиме дня школьник должен отправиться спать уже в 20.30 | 20.30 |
Вот и весь режим дня школьника в таблице. Правда она подойдёт не всем детям, так как в разных городах занятия в школе начинаются в разное время, но Вы можете всегда внести в эту таблицу собственные изменения.
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений осанки учащихся.
Одной из наиболее острых проблем, связанных с нарушением здоровья детей в школьный период их жизни, следует считать нарушение осанки. По данным статистики, 80% школьников к концу обучения имеют нарушения подобного рода, которые с возрастом становятся трудноразрешимыми проблемами. Так, например, "болезнью школьника" называют сколиоз, потому что приобретают его чаще всего в школьные годы.
Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии такой дефект еще можно исправить, однако, если вовремя этого не сделать, врачам остается лишь диагностировать сколиоз.
Основными причинами патологии позвоночника детей являются: постоянный дефицит движения, т. е. гиподинамия, которая начинается с первого дня прихода ребенка в школу и неправильная организация школьного режима. С первого класса дети первую половину дня проводят сидя за партой, что обусловливает антифизиологическое положение позвоночника и атрофию длинных мышц спины. В положении "сидя" позвоночник испытывает наибольшую нагрузку, в межпозвоночных дисках создается перенапряжение, в результате - смещение, ущемление дисков, искривление позвоночника.
Положение усугубляется использованием не всегда адаптированной к росту ребенка школьной мебели, неправильной позой во время сидения, постоянным статическим стрессом, приводящим к физическому и психологическому утомлению учащихся.
В школьный период на осанку детей и подростков негативно влияют):
− избыточное проведение времени в сидячем положении в процессе учебы и отдыха;
− несоответствие гигиеническим требованиям школьных ранцев по массе.
− форме и использованным материалам;
− несоответствие гигиеническим требованиям обуви учащихся (как уличной, так и сменной).
В связи с этим в плане здоровьесбережения детей первоочередным в деятельности школы является профилактика заболевании опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.
О вредном воздействии на позвоночник тяжелых портфелей и ранцев (особенно в начальной школе) давно "бьют тревогу". Тем не менее проведенные контрольные взвешивания показали, что масса пустого портфеля доходит до 1,5 кг, а заполненного - до 8 кг.
При покупке ранца родители часто руководствуются критериями - модно, престижнее, а не критерием здоровьесбережения.
Поэтому ниже приводим нормы массы портфеля и рекомендации по выбору функционального ранца.
Рекомендации по выбору функционального ранца:
− длина - 300-360 мм;
− высота передней стенки - 220-260 мм;
− ширина - 60-100 мм;
− длина плечевого ремня - 600-700 мм;
− ширина плечевого ремня:
− верхнем отрезке (на протяжении 400-450 мм) - 35-40 мм;
− в нижнем отрезке - 20-25 мм.
Максимально допустимая масса портфеля:
− для учащихся 1-2-го класса - 2 кг 200 г,
− для учащихся 3-4-го класса - 3 кг 200 г.
Решить проблему, связанную с избыточной массой портфелей, можно путем использования в школе специальных шкафчиков с индивидуальными ячейками для хранения второго комплекта учебников, канцтоваров, личных предметов учащихся. Их можно разместить в классе или рекреации.
Основные требования, предъявляемые гигиенистами к детской обуви:
− натуральные материалы снаружи и внутри;
− гибкая подошва, которая не должна быть высокой;
− фиксированный задник с мягким верхом и закрытый носок.
Наличие каблука с максимальной высотой:
− для дошкольников - 10 мм;
− для школьников - 20 мм;
− для подростков - 30 мм.
конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутри обувного пространства.
Важно отметить, что у людей различных рас и национальностей стопа отличается полнотой и строением. Поэтому обувь, изготовленная для жителя южных и восточных регионов, будет неудобна для россиянина. Учитывая этот факт, назовем отечественных производителей детской обуви, продукция которых в результате экспертной оценки признана соответствующей выдвигаемым требованиям.
Данные рекомендации выработаны по результатам исследований, проводимых в рамках Городской экспериментальной площадки «Формирование здоровьесберегающей среды для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в непрерывной модели "детский сад – начальная школа".
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ
ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
Плоскостопие — что это такое? Разговор об этом заболевании надо начинать с рассказа о том, что вообще представляет из себя стопа.
Итак, стопа — это опора нашего организма. Да-да, все 50-100 кг тела взрослого человека удерживаются двумя маленькими платформами по 20-40 см! И не просто удерживаются, но еще и ходят, бегают и прыгают. Для этого у стопы есть два свода: продольный и поперечный. Благодаря сводчатому строению стопа амортизирует каждое движение, и если эти самые своды уплощаются, то опорно-двигательный аппарат "изнашивается" быстрее.
Отсюда два вывода:
− плоскостопие никогда не пройдет "само по себе". Более того, без лечения оно будет только прогрессировать;
− при плоскостопии болят не только ноги — это еще и нарушение осанки, ранний остеохондроз и частые головные боли.
Причиной плоскостопияу детей служит недостаточное развитие мышц, которые держат стопу в правильном положении. Развитие происходит лет до 10-12. И если весь этот период ваш ребенок будет вести квартирный образ жизни (ходить от телевизора к компьютеру и обеденному столу, не заниматься физкультурой, ходить босиком только по ровному полу и на улице в кроссовках на пару размеров больше), то плоскостопие ему обеспечено.
Что еще относится к причинам плоскостопия:
− врожденное плоскостопие (встречается очень редко, чаще устраняется при помощи операции);
− длительные болезни, требующие лежачего положения (например, при переломах, когда ложат на вытяжение). Как результат – ослабленные мышцы;
− поднятие тяжестей (например, поднимать или носить на руках младшего ребенка);
− неправильная обувь;
− перегрев стопы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7.00-7. 05 – подъём
7. 05 –7. 15 – утренняя гимнастика
7.1 5 -7. 30 – водные процедуры
7.30–7.45 – завтрак Школьник бодрый и веселый- За столом сидит накрытым. Сытный завтрак перед школой Уплетает с аппетитом.
8.00–8.20 – дорога в школу
8.30–11.30 – учебные занятия
11.30–13.00 – дорога из школы домой
13.00–13.30 – обед
14.00–15.00 –Тренировочные упражнения 15.00–16.00 –прогулка. 16.00–18.00 – игры по интересам.
18.00–18.30 –ужин.
18.30- 19.30 - свободные занятия, подготовка портфеля.
19.30–21.00 – приготовление ко сну, сон.
Предварительный просмотр:
Для родителей нет хуже испытания, чем детские болезни, поэтому в большинстве семей здоровье детей всегда стоит на первом месте. Простуда – незваный гость, который ежегодно приходит к детям и взрослым. Но детский иммунитет хуже справляется с этим испытанием, и в результате простуды «липнут» к малышу слишком часто. Ребенок может простужаться и заболевать несколько раз в месяц. Вовремя проведенная профилактика простудных заболеваний у детей убережет от болезней и одновременно не позволит простуде превратиться в хроническое заболевание, с которым придется бороться всю жизнь.
Профилактика ОРЗ у детей
Для начала следует учесть, что профилактика ОРВИ у детей–это не только прием витаминов, хотя они тоже необходимы. В первую очередь осмотритесь. Что вы увидели в комнате своего малыша? Если кое-где лежит пыль – немедленно вытрите ее. Вокруг полно мягких игрушек? Их тоже придется убрать, заменив альтернативными. Если вы считаете, что это крайности, то решите для себя, что важнее: здоровый ребенок или больной, но с кучей плюшевых игрушек. Они являются главными пылесборниками, а там, где много пыли, инфекция чувствует себя комфортнее всего.
Следующий пункт ваших исследований – воздух в комнате ребенка. Проверьте влажность и температуру воздуха в детской. Чтобы профилактика ОРВИ у детей принесла ощутимые результаты, очень важно поддерживать правильный температурный режим в комнате. Воздух не должен быть горячим и сухим, это вредит не только уже заболевшему малышу, но и резко снижает иммунитет здорового. Если есть возможность, теплее оденьте или укройте ребенка, но почаще открывайте окно в его комнате – свежий и влажный воздух с улицы убивает болезнетворные вирусы и бактерии и не дает пересыхать слизистым оболочкам. Позвольте ребенку дышать свежим и влажным воздухом.
Не забывайте, естественно, о гигиене и режиме дня, без их соблюдения профилактика простуды у детей невозможна.
Как уже упоминалось, ребенку необходимы витамины. Будете вы их покупать или давать в свежем виде – дело ваше. В первую очередь профилактика ОРЗ у детей должна поддерживаться витамином С. Он содержится во многих фруктах и зелени. Кроме того, витамин С можно купить в аптеках в виде таблеток или драже. Помните и о других витаминах и минералах, они также участвуют в работе иммунитета.
Поддержать и усилить защитные силы организма ребенка помогут лекарства группы интерферонов. То есть такие средства, действие которых направлено на усиление иммунитета. В аптеке можно найти интерферон в разных вариантах: капли, мазь, таблетки или свечи. Выберите удобный для вас и вашего малыша способ введения лекарства в организм – важно только, чтобы малышу было комфортно.
Профилактика гриппа у детей состоит из тех же мер предосторожностей, что и профилактика ОРЗ у детей. Хорошим способом защиты организма ребенка от вирусов и бактерий, особенно в период эпидемий гриппа и сезонных простуд, являются эфирные масла. Профилактика простуды у детей при помощи эфирных масел эффективна и безопасна. Распыление эфирных масел в комнате обеззараживает воздух и создает приятный аромат. Кроме того, эфирные масла благотворно влияют и на психологическое состояние Профилактика простуды у детей очень важна и необходима. Здравомыслящие родители должны заранее позаботиться о защите здоровья своих детей. Не забывайте, что профилактика гриппа у детей, наряду с профилактикой простуды, поможет избежать многих осложнений, которыми чреваты эти заболевания. Здоровый образ жизни – это залог гармоничного развития вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
Закаливание в семье
Ваш ребёнок пошёл в школу. А готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье ребёнка, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.
Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними — закаливание.
Одно из удивительных свойств организма — способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и нуждается в постоянной тренировке.
Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:
предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
добивайтесь положительного эмоционального отношение ребенка к закаливающим процедурам.
Закаливание воздухом — это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.
Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.
К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя ребёнка в одних трусиках).
Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.
Свежий воздух — замечательное средство закаливания детского организма!
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы, первоначальная температура воды 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.
Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переходом процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как — обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.
Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину — обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С, через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.
Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).
Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.
Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца — с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка на более лёгкую. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.
Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.
Наши советы адресованы, в первую очередь, родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
Самочувствие — бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.
Аппетит — хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
Сон — спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.
При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.
Самое главное — не прекращайте закаливания!