Информация для педагогов ДОУ

....Игра  в жизни дошкольника

 

Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Игры для детей – это способ вырасти и стать большим. При помощи игрушек ребенок строит свой маленький мирок, где он независим. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе

Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно – ролевой игры: предметные действия «понарошку».

Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

Воспитатель поощряет детскую инициативу.

Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

ПОМНИТЕ!

Начинайте утро в детском саду со слов: «1,2,3,4,5 - начинаем мы играть!»

Играйте вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства!

Уделяйте большое внимание содержанию игры!

 

Уважаемые педагоги, уделяйте игре больше времени, ведь игра - это самый лучший и действенный инструмент воспитания и обучения!

Методические рекомендации педагогам

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8

 

Методические рекомендации педагогам

для работы по формирова­нию культуры речевого общения детей старшего возраста

 

                                                     Старший воспитатель Колесникова Е. Г.

 

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

  • регламентированной;

  • совместной педагога с детьми;

  • самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принципы ис­пользования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

  • в регламентированной деятель­ности: беседе, художественно­му слову, поощрению, проигры­ванию проблемных ситуаций, разъяснению;

  • в совместной деятельности педагога с детьми: собственно­му примеру для подражания, решению проблемных ситуа­ций, сочинению сказок-пере­вертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;

  • в самостоятельной деятельно­сти детей: играм парами, роле­вым, играм-драматизациям.

4. Помните, что работа, проводи­мая в дошкольном образователь­ном учреждении по формирова­нию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.

  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;

  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;

  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну»,«зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);

  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей.  Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия старших дошкольников с окружа­ющими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо ак­тивно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

  • индивидуальные беседы;

  • консультации;

  • круглый стол;

  • родительские собрания;

  • анкетирование;

  • приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольни­ков к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;

  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

  • используйте тактильные при­емы.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

8. Помните, что речь — отраже­ние вашей личности. Следите за собственной речью:

  • исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

  • учитывайте терминологичес­кую точность и уместность, коммуникативную целесооб­разность речи педагога

  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;

  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;

  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);

  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей.

 9.Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия с

детьми, как «демонстрацию рас­положенности к нему»: спокой­ное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с деть­ми, стремитесь понять их настро­ение.

 

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощре­ние, комплименты.

13. Умейте анализировать про­цесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул ис­пользуйте игровые приемы, а не нотации.

Консультации для воспитателей детского сада, Статьи, Доклады в ДОУ

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm

    

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

Карасукского района Новосибирской области

632828 г. Карасук, ул. Октябрьская, 77

телефон : 8(38355)34-000

Семинар-практикум:

«Конструирование как основа развития инженерного мышления»

Подготовила:

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Колесникова Е. Г.

2020 год

В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.

Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания.

Инженерное мышление — не просто знание специфических дисциплин, это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и управлять ими. Конструктивная, познавательно исследовательская деятельность детей и их вовлечение в научно-техническое творчество направлены не только на развитие интеллектуальных способностей, специфичных для этих видов деятельности, но и на развитие личностных качеств детей, формирование комфортного самоощущения в современном мире. 

Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования. Коллективное творчество позволяет: объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей; развивать у детей умение договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т.д., то есть формировать культуру дискуссии и навык «сублимированного вывода»; формировать уверенность в своих силах и ощущение эффективности работы в команде; воспитывать ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и вклада каждого участника, в том числе и личного вклада ребенка.

Термин конструирование произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги и картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.д.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые деревянные вещи и т.д.)

Виды детского конструирования:

  • Техническое
  • Художественное
  • Конструирование из строительного материала
  • Конструирование из деталей конструкторов
  • Конструирование из крупногабаритных модулей
  • Конструирование из бумаги
  • Конструирование из природного материала
  • Конструирование из бросового материала
  • Компьютерное конструирование

Формы и этапы развития конструктивной деятельности:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели
  • Каркасное конструирование
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
  • Конструирование по замыслу
  • Конструирование по теме
  • Конструирование по условиям

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой.

Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось.  В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется, в частности, в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами.

Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания.

Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Подберите интересные игры для детей, например: «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия». На занятиях по аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Детям очень понравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.

Огромный потенциал скрыт в кирпичиках LEGO, наполненных математическим содержанием. Более того конструктор является незаменимым материалом для организации образовательной деятельности в дошкольной организации. LEGO является подходящим материалом для математического развития, будучи ярким и образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия. Конструирование развивает пространственное, образное и логическое мышление, способности к моделированию, внимание, память и мелкую моторику. В ходе работы с LEGO конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Так же на занятиях во время конструирования детьми с LEGO, воспитатель уточняет форму деталей конструктора такие как: кирпич, куб, призма, пластины. Данные понятия мы закрепляем в старшем дошкольном возрасте. Кроме этого, у детей в этом возрасте закрепляют знания о пространственных положениях: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между, близко, далеко – всё это математические понятия. На занятиях по LEGO конструированию у детей закрепляют счёт, задавая вопросы: «Который по счёту?», «Сколько кирпичиков?», «Сколько не хватает?» и т. п.

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям. Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. 

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Список используемой литературой:

1.         Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010. 2.         Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. 3.         Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с. 4.         Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24. 5.         Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.

6.         Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.

7.         Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

8.         Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.

 9.         Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: МГУ, 1981.

10. ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Издание 4-е, переработанное) Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. 352 с.

11. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4–5 лет).

12. Бедфорд А. Большая книга LEGO [Текст]- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

13. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru /

14. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем [Текст]– М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

15. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]- М.: ИПЦ Маска, 2013 г.

16. Комарова Л.Г. Строим из Лего. Л. Г.Комарова [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

17. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст]- М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

18. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]– М.: Творческий центр «Сфера», 2017 г.

Список используемых интернет-ресурсов:

1. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru




Предварительный просмотр: