Рабочие программы
Рабочие программы по предметам в начальных классах. УМК "Школа России"
Дополнительное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к спецкурсу "Прогулки по Тульскому краю" | 126 КБ |
Спецкурс "Мой друг - компьютер" | 147 КБ |
Спецкурс "Моя малая Родина" | 178.5 КБ |
rabochie_programmy_nachalnaya_shkola._2014.zip | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Бучальская СОШ учитель начальных классов Кувшинова О.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________ Никитина Е.А Протокол № _____ от «____» ____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________Бахтина А.В. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Бучальской СОШ __________ Корешкова Н.А. от «____»______________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к спецкурсу
«Прогулки по Тульскому краю»
5 класс
Программу разработала
учитель начальных классов
МБОУ Бучальской СОШ
Кувшинова Оксана Вячеславовна
с. Бучалки
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа родного края как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически направленной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Прогулки по Тульскому краю» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о явлениях природы и общественной жизни родного края, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своей Родине, к своему району, городу, селу.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества; навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; на изучение исторических событий нашей области; представлений о культуре прошлого и современности: литература, живопись, музыка, музеи, памятники.
2. Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.
Задачи:
- Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
- Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
3. Особенности программы.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия;
- экскурсии, опыты, наблюдения;
- исследовательская деятельность;
- презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая).
В каждом занятии прослеживаются две части: теоретическая; практическая.
Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия района и области, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференции.
Изучение факультативного курса “Прогулки по Тульскому краю” способствует
- формированию у учащихся позиции человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
4. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся.
5. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 класса.
6. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
9) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
11) любовь к родной школе, своему городу, селу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13) умение отвечать за свои поступки;
7. Учебно - тематическое планирование курса «Прогулки по Тульскому краю».
1. Природа Тульского края - 10 часов.
2. Хроника событий и памятных дат - 6 часов.
3. Золотые умельцы Тулы - 6 часов.
4. Культура Тульского края - 7 часов.
5. Тульский край в литературе и искусстве - 5 часов.
Прогулки по Тульскому краю.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Природа Тульского края (10 ч.) Мультимедиа-путешествие «Исторические и памятные места Тульской области». Тульская область. История формирования, географическое положение, административное деление. | |
2 | Современный рельеф Тульской области. Почвенный покров и его охрана. | |
3 | Гидрография Тульской области. Естественные водоемы: реки, озера. Искусственные водоемы: пруды, водохранилища. | |
4 | Климат Тульской области. | |
5 | Минерально- сырьевые ресурсы Тульской области. | |
6 | Растительный мир Тульской области. Лекарственные растения, произрастающие в Тульском крае. Экскурсия «Красота родной природы». «Здесь живет красота в каждом времени года» – выставка рисунков по итогам экскурсии. | |
7 | Животный мир Тульской области. Зимующие и перелетные птицы Тульского края. | |
8 | Охраняемые природные территории Тульской области. “Помогите им выжить” По страницам Красной книги Тульской области. | |
9 | Экологическая обстановка в Тульской области. Проект ГРИНПИС России «Возродим наш лес». Участие в акции «Неделя Тульского леса». Дискуссия: “Чистота планеты - чистота души” | |
10 | Исследовательская работа «Любимый уголок природы» Презентация - фоторепортаж «Родной земли очарованье». Деловая игра: “Природа в твоей жизни”. | |
11 | Хроника событий и памятных дат (6 ч.) Откуда есть пошла тульская земля. Тульский край в далеком прошлом (до XV века). Древнейшие жители нашего края. Подвиг русского народа в Куликовской битве 1380 г. «Куликово поле – поле русской славы». | |
12 | Тульский край в XV - XVIII веках. Возникновение Тулы. Тульский Кремль. Освоение тульского края в XV I веке. Хозяйственное развитие тульской провинции в XVIII - XVIII веках. | |
13 | Исторические события в Тульской области в XIX – XX веках. Хозяйственное развитие Тульской губернии. «Районная газета: исторические факты». | |
14 | Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Кимовский район в военные годы. Кимовчане – герои Советского Союза. Акция по сбору документальных материалов о воинах-земляках «Книга памяти» (коллективный проект). | |
15 | Уездный город Епифань вчера и сегодня. «Честь и слава земли Епифанской». | |
16 | Село Бучалки. Село Молодёнки. «Наше село во время войны. Тыловые будни». Взгляд в прошлое. Памятные места, связанные с ВОВ. Славные имена земляков из прошлого и настоящего. Мини- конференция. | |
17 | Золотые умельцы Тулы (6 ч.) «Ах, ты, город мой, красивый…» Город – герой Тула. Золотые умельцы Тулы. | |
18 | Тульский Кремль – сердце Тулы. Тайны Тульского Кремля. «Здесь связь времен, здесь времени дыханье» – электронная презентация. | |
19 | Тула - город мастеров. Тульская гармонь. Мемориальный музей Н.И.Белобородова. | |
20 | Тула - город мастеров. Тульский пряник. Музей «Тульский пряник». | |
21 | Тула- город мастеров. Тульские самовары. Музей «Тульские самовары». | |
22 | Оружейный завод – гордость туляков. Петр I – основатель оружейного завода в Туле. Государственный музей оружия. Викторина «Имена и даты. Тула - родина моя» | |
23 | Культура Тульского края (7 ч.) Театры и музеи Тульской области. Тульский драматический театр, театр юного зрителя театр кукол. Тульский цирк. Заочная экскурсия. | |
24 | Музей «Тульские древности». Государственный военно – исторический и природный музей - заповедник «Куликово поле». Священные места Куликова поля. | |
25 | Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей – усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». Ясная Поляна – жемчужина Тульского края. Заочная экскурсия. Природа Ясной Поляны. Школа в Ясной Поляне. | |
26 | Богородицкий дворцово-парковый ансамбль. | |
27 | Промысел филимоновской игрушки в Тульской области. | |
28 | Памятники и памятные знаки известным людям и событиям на территории Тульской области. «Сам себе репортёр» - создание статьи для районной газеты. | |
29 | Краеведческие музеи школы, Кимовского района. Мини- конференция «Один день в музее» «Чтоб чтили и ведали внуки святыни родимой земли» – оформление фотостенда. | |
30 | Деятели литературы и искусства Тульского края (5 ч.) Деятели литературы и искусства Тульского края. «Земля, которой ты частица» - просмотр презентации Л.Н.Толстой – великий русский писатель. | |
31 | Литературная карта Тульской области. Дом – музей В.В.Вересаева. С.А.Есенин и Тульский край. | |
32 | И.А.Бунин, его биографическая и творческая связь с Тульским краем. Дом – музей И.Бунина в Ефремове. | |
33 | «Аббатство» - музей – заповедник в Поленове. Художник – живописец В.Д.Поленов. | |
34 | Поэты и писатели Кимовского района. Голицын Сергей Михайлович (с.Бучалки), Гонцов Николай Андреевич (с.Молоденки), Логунов Алексей Андреевич (с.Черемухово), Аброськин Александр Александрович (с.Хитровщина). Ванин кесарь Тихонович (д.Старая Гать). Литературная гостиная. Итоговый урок. Брейн – ринг «История малой родины – история страны» |
Список литературы
I. Учебные издания по истории родного края:
1. История Тульского края (учебное пособие для начальной и средней школы) С.Н. Семушкин.
2. Тула,1941: люди, события судьбы. Группа авторов. Тула: Гриф и К.
3. Тула из века в век. ИПО «Лев Толстой»
4. Ясная Поляна./Сост. Т.Н.Архангельская. Приокское книжное издательство
5. Священные места Куликова поля./ Игорь Бурцев, Игорь Пешехонцев
6. Кимовск. / Юдин В.А. – Тула. Издательский Дом «Пересвет»
II. Учебные издания по географии родного края, природоведению.
1. Природа Тульского края. Л.Ф.Тараррина, И.С.Шереметьева, Л.В.Хорун, О.В.Швец. Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
2.Уроки природы родного края. Тульская область. - Русский Издательский дом «Пересвет»
3.Энциклопедия городов и районов Тульской области. Издательский дом «Пересвет»
4.Уроки живой природы. Бабочки В.Г .Труфанов. Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого
5.Занимательная эколого-природоведческая энциклопедия. Л.Ф.Тарарина. Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
6.Хоровод достопримечательностей (тетрадь по краеведению) Серия «Мой город». Типография «Борус»
7.Сокровища города (тетрадь по краеведению) Серия «Мой город». Типография «Борус»
8.Тайны Тульского Кремля. Серия «Мой город» Р. Типография «Борус»
9. Природоведение Тульского края (учебное пособие для начальной школы к основному курсу «Окружающий мир». Приокское книжное издательство
III. Учебные издания по искусству (музыка, МХК, ИЗО)
- Филимоновские чародеи. Зоя Журавлева. Приокское книжное издательство
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов ___________ Кувшинова О.В. Протокол № _____ от «____» ____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________Бахтина А.В. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Бучальской СОШ __________ Корешкова Н.А. «____»______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Мой друг - компьютер»
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Кувшинова О.В.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — сформировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Актуальность спецкурса «Мой друг – компьютер» основывается на необходимости формирования "информационной культуры" младшего школьника. Курс построен таким образом, чтобы вызвать интерес к предмету информатики и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером.
Цель курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитию алгоритмического мышления, овладению младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоению основ проектно-творческой деятельности.
Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Основные задачи:
- формирование начал компьютерной грамотности;
- развитие логического мышления;
- развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
- формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования универсальных учебных действий по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами:
- положительным опытом обучения информатике детей младшего школьного возраста,
- существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения младших школьников.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех
Формы работы:
- фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников;
- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в компьютерном классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе – 7 человек. Продолжительность занятия – 45 мин, в том числе на компьютере не более 15 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.
Продолжительность курса - 34 часа (1 раз в неделю).
Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут:
- осознавать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках, в поисковых системах Интернета;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку; различать целое и части;
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- составлять и исполнять несложные алгоритмы;
- создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- использовать информацию для принятия решений;
- использовать информацию для построения умозаключений;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Метод проверки – отработка задач на компьютере, конкурс компьютерных проектов.
В результате изучения курса «Мой друг – компьютер» выпускник начальной школы должен:
- называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая);
- называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
- приводить примеры количественной и качественной информации;
- определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
- ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
- применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо) в учебной и игровой деятельности;
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок);
- уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент (1-2 мин)
- Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (6-8 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (8-10 мин)
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Работа за компьютером (10-15 мин)
- Подведение итогов занятия (3 мин)
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия спецкурса, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Содержание программы Информация и информационные процессы (3 часа) Характеристика УУД: Компьютер (5 часов) Характеристика УУД: Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (5 часов) Информационные и коммуникационные технологии (21 час) Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word. Назначение и основные возможности. Оформление визиток средствами текстового редактора. Практическая работа «Набор текста и форматирование». Создание и форматирование таблиц, маркированных списков. Технология обработки графической информации. Графический редактор Paint. Создание и хранение изображений. Практическая работа «Создание рисунков». Microsoft Power Point 2003/2007 - средство создания презентаций. Знакомство с программой Power Point, назначение, основные функции. Приемы создания и оформление презентаций. Применение шаблона дизайна. Форматирование шрифта. Рисование и вставка графики. Создание слайда с диаграммой и таблицей. Выбор цвета, типа линий и заливки слайда. Вставка в слайд рисунков и анимация при демонстрации. Microsoft Power Point. Создание управляющих кнопок в презентации. Что такое гиперссылка. Практическая работа «Создание презентации». Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта. Обмен файлами. Интернет. Образовательные ресурсы для детей в сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Электронные библиотеки. Характеристика УУД: -работать в текстовом редакторе Word (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); -работать в графическом редакторе Paint (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять); - работать в программе Power Point (создавать и оформлять презентации) Практические работы: 2. Набор текста и форматирование. 4. Создание и оформление презентаций.
Тематическое планирование
|
Выписка из
Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
от"29" декабря 2010 г. N 189
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953).
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее -ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
Таблица 5.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
| Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
5-7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8-11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Список литературы
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- А.Зарецкий, А.Труханов, М.Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.- М.: Просвещение, 1991.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2006
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
- Серия настольных игр. Развиваем, играя.
- Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей. Под ред. О.М.Дьяченко, Л.Е.Агеева. - М.: Просвещение, 1991.
- Учимся, играя. В.Волина. - М.: Новая школа, 1994.
- Как обеспечит безопасность дошкольника. К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кодрыкинская. - М.: Просвещение, 2000.
- Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
- Сборник «Задачи для развития логики».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Критерии оценивания письменных работ
Диктант
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
«4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
«3» ставится за диктант, в котором допущено 3 – 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
«2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова)
За ошибку в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
«4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ½ заданий.
«2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложение и сочинение
«5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1-2 исправления.
«4» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибка.
«3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3 - 5 орфографических и 1 - 2 пунктуационных ошибок.
«2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- беден словарь;
- более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- более 5 орфографических и 3 - 4 пунктуационных ошибок.
Словарный диктант Количество слов для словарного диктанта.
(оценивается строже контрольного диктанта).
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
Контрольное списывание
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
Тестовые задания
Задания части А – базовый уровень, части В – повышенный уровень, части С – высокий уровень сложности.
Каждое верно выполненное задание части А оценивается в 3 балл, уровня В – 4 балла, уровня С – 5 баллов.
«5» - 97 – 100% от максимальной суммы баллов
«4» - 77 –96 % от максимальной суммы баллов
«3» - 50 – 76 % от максимальной суммы баллов
«2» - менее 50 % от максимальной суммы баллов
Критерии оценивания устных ответов.
При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
«4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
МАТЕМАТИКА
Критерии оценивания письменных работ
Контрольная работа
Письменная работа, содержащая только числовые выражения
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
«4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
«5» ставится, если все задачи решены без ошибок.
«4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» ставится, если допущена хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи не зависимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена задача.
«2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущены одна ошибка в ходе решения двух задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах
Письменная комбинированная работа
1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из одной задачи, числовых выражений и заданий других видов:
«5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
«4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.
«2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
2. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из двух задач и числовых выражений:
«5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
«4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.
«2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущены ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.
Математический диктант
«5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
«4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.
«3» ставится, если выполнена неверно ¼ часть примеров от их общего числа.
«2» ставится, если выполнена неверно ½ часть примеров от их общего числа.
Тестовые задания
Задания части А – базовый уровень, части В – повышенный уровень, части С – высокий уровень сложности.
Каждое верно выполненное задание части А оценивается в 3 балл, уровня В – 4 балла, уровня С – 5 баллов.
«5» - 80 – 100% от максимальной суммы баллов
«4» - 60 –79 % от максимальной суммы баллов
«3» - 40 – 59 % от максимальной суммы баллов
«2» - менее 40 % от максимальной суммы баллов
Критерии оценивания устных ответов.
«5» ставится ученику, если он: а) при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; б) производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверять произведенные вычисления; в) умеет самостоятельно решить задачу; правильно выполняет задания практического характера.
«4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.
«3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Критерии оценивания устного ответа
Чтение наизусть
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» - уверенно, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение произведения
Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования
«4» - не соблюдены 1-2 требования
«3» - допущены ошибки по трем требованиям
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям: своевременно начинать читать свои слова, подбирать правильную интонацию, читать безошибочно, читать выразительно.
«5» - выполнены все требования
«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2» - допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки
«2» - не может передать содержание прочитанного.
Тестовые задания
Задания части А – базовый уровень, части В – повышенный уровень, части С – высокий уровень сложности.
Каждое верно выполненное задание части А оценивается в 3 балл, уровня В – 4 балла, уровня С – 5 баллов.
«5» - 80 – 100% от максимальной суммы баллов
«4» - 60 –79 % от максимальной суммы баллов
«3» - 40 – 59 % от максимальной суммы баллов
«2» - менее 40 % от максимальной суммы баллов
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Критерии оценивания устного ответа
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
«4» - использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» - наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Тестовые задания
Задания части А – базовый уровень, части В – повышенный уровень, части С – высокий уровень сложности.
Каждое верно выполненное задание части А оценивается в 3 балл, уровня В – 4 балла, уровня С – 5 баллов.
«5» - 80 – 100% от максимальной суммы баллов
«4» - 60 –79 % от максимальной суммы баллов
«3» - 40 – 59 % от максимальной суммы баллов
«2» - менее 40 % от максимальной суммы баллов
МУЗЫКА
Критерии оценивания
- Проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на неё, высказывание о прослушанном или исполненном произведении;
- Активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
- Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки и его активности в занятиях.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» - соответствие этим трем критериям
«4» - соответствие двум или одному критерию
«3» - при отсутствии соответствия этим критериям
Выставление оценки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения.
ТЕХНОЛОГИЯ
Критерии оценивания работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
«3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Критерии и нормы оценки учебных действий обучающихся
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, необходимо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
«5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
«4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
«3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
По технике владения двигательными действиями.
«5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
«4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
«3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических необходимо принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.