Результаты внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_20-21.docx | 404.94 КБ |
plan_raboty_yuid_po_pdd_tvorcheskoy_gruppy.docx | 53.25 КБ |
monitoring_urovnya_finansovoy_gramotnosti.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №15 «ЮГОРКА»
Кружковая работа
«В стране финансов»
в группе «Г» компенсирующей направленности
для детей от 6 до 7 лет с ТНР
на 2020-2021 учебный год
Воспитатели:
Власенко Л.И.
Масленникова С.А.
Введение
«Деньги – это средство воспитания,
и с ними необходимо знакомить
уже в дошкольном возрасте»
А.С. Макаренко
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
Задачи:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.
Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, экскурсии.
Сроки реализации кружковой работы: сентябрь – май
Продолжительность занятий -25 минут 1 раз в неделю.
Тематический план кружковой работы «В стране финансов»
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1 | Сентябрь | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) |
|
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» |
| |
3 | «Путешествие рубля» |
| |
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» |
| |
5 | Октябрь | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) |
|
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» |
| |
7 | Деловая игра «Юные финансисты» |
| |
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» |
| |
9 | Ноябрь | «Как правильно беречь деньги?» |
|
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» |
| |
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет» |
| |
12 | Наш город «Все профессии важны» |
| |
13 | Декабрь | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» |
|
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» |
| |
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) |
| |
16 | Январь | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) |
|
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) |
| |
18 | Февраль | «Реклама, как она работает» |
|
19 | «Копейка рубль бережет» |
| |
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) |
| |
21 | Март | «Производители и ресурсы» |
|
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
| |
23 | «Сохранить и приумножить» | Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости | |
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» |
| |
25 | Апрель | «В долг брать легко, да платить тяжело» |
|
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости | |
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Подвести к пониманию того, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого | |
28 | Благотворительность «Творим добро» |
| |
29 | Май | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видеоролика) |
|
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. | |
31 | Июнь | По страницам сказки "Цветик-семицветик". | Формировать первичные представления о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. |
32 | «Банкомат» | Показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) | |
33 | Игровое занятие «Поиски сокровищ пирата Финансиста» | Расширять знания о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей. Воспитывать представления детей о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. | |
34 | Чем лучше качество, тем дороже вещь | Закрепление понятий «дорогой», «дешевый»; помочь понять связь цены и качества товара; экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак; воспитание уважения к труду людей | |
35 | Июль | Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грековой «Клад» или Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек» | Продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег |
35 | О том, как правильно деньгами распоряжаться | Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости | |
36 | Реклама в сказках. Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» | Уточнить представление о назначении рекламы, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода, формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости. | |
37 | Игровое занятие «Мы ребята деловые» | Формировать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. расширить представление детей о труде взрослых уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара | |
38 | Август | "Хочу" и "надо" | Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках. |
39 | Викторина «О какой сказке идёт речь» | Напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев | |
40 | Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили» | Формировать понимание понятия бережливости и рациональной траты денег | |
41 | Игровой досуг «Мы – бережливые» | Закреплять у детей понимание целесообразности бережливости. |
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
В процессе кружковой работы планируем сформировать у воспитанников базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.
Литература
1. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова,
И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.
3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
4. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.
5. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
6. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.)
7. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
8. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
9. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
11. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
12. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
13. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Предварительный просмотр:
ПЛАН
мероприятий отряда «Юные инспекторы движения»
(по обучению детей от 3 до 7 лет правилам дорожного движения)
в МАДОУ № 15 «Югорка» на 2020-2021 г.
Руководитель ЮИД – воспитатель Л.И. Власенко
Члены группы: воспитатели С.А. Масленникова, Н.А. Андрейчук, Е.В. Баранова
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня финансовой грамотности
детей от 5 до 7 лет
Подготовила и провела воспитатель С.А. Масленникова
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Опираясь на теоретические исследования были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности (см. табл. 1).
Таблица 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
В таблице 2 представляются результаты диагностики старших дошкольников.
Таблица 2. Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников.
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах и цене | Знания о рекламе | Всего баллов | Средний балл | Уровень |
Миша | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | 1,75 | средний |
Настя | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | 1,75 | средний |
Лера | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | 1,75 | средний |
Никита | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | 2,5 | высокий |
Анжелика | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 | 2,75 | высокий |
Андрей | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1,25 | средний |
Эрика | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1,5 | средний |
Арам | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | средний |
Айдар | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | средний |
| |||||||
Средний балл по группе | 2,2 | 1,5 | 1,8 | 2 | 7,6 |
|
Всего по группе:
Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 77%
Высокий уровень – 23%
Задания для определения уровня финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
Задание 1.
1) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог)
2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)
- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)
3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2.
- Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы)
2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3.
- На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят, про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я -- железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату)
2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)
Задание 4.
1) Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…(Рекламы)
Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)
Прохожу мимо витрины,
И стоит там человек,
Говорит он так красиво,
Кто же этот человек? (Рекламный агент)
2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)
3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.