Проектная работа
1. Познавательно творческий проект по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет на 2020-2021 учебный год «Волшебный мир живописи»;
2. Проект «Занимательная математика» в группе «Г» компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_zhivospisi_izo.docx | 1 МБ |
12_gr._proekt_zanimatelnaya_matematika.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №15 «ЮГОРКА»
Проект
«Занимательная математика»
в группе «Г» компенсирующей направленности
для детей от 6 до 7 лет с ТНР
на 2020-2021 учебный год
Воспитатели:
Власенко Л.И.
Масленникова С.А.
г.Мегион 2021
Наименование проекта: «Занимательная математика»
Тип проекта: информационно - игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль-апрель)
Участники проекта: воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники группы «Г» компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР.
Цель проекта: создание условий для использования средств математики как эффективного средства развития логического мышления детей подготовительной группы.
Задачи:
Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
Развивать логическое мышление, внимание, память и воображение посредством логико-математических игр;
Формировать познавательную активность, любознательность;
Воспитывать готовность к обучению в школе, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
Методы организации:
практические:
- игра;
- упражнение;
- моделирование;
- решение логических задач;
-здоровьесберегающие компоненты;
- наглядные
- объяснение;
- показ;
информационно коммуникативные технологии;
словесные:
загадывание и отгадывание загадок;
чтение познавательной, художественной литературы;
заучивание стихотворений, частушек, считалок на математическую тему
Актуальность проекта
Для успешной подготовки к школе необходимы не только знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.
Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит связывать между собой различные знания, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед ним вопрос.
Все виды логического мышления: - наглядно – действенное; наглядно - образное; логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в которой происходит мышление. Рассуждая, молча, про себя, мы пользуемся сокращённой внутренней речью. В процессе мышления развиваются такие действия, как сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сериация.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения задачи необходимо сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в чём тут хитрость. Например, если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /
Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания способствуют развитию мышления, умения доказывать правильность суждений. Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую, ребёнок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать правильность отгадки.
Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением легко «вписываются» в школьный коллектив, умеют мыслить оригинально, уверены в себе, активны и жизнерадостны.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Сформированы способности у детей самостоятельно производить простые логические действия
• Более усидчивые и самостоятельные при выполнении практических действий
• Умеющие анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение
• Концентрирующие внимание, умеющие находить правильное решение поставленных задач.
Для родителей:
• Повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ
• Повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе
Для педагогов:
• обобщение педагогического опыта;
• повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса
II этап. Практический
План мероприятий по реализации проекта
Февраль
Работа с детьми Задачи на смекалку:
o задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек;
o загадки;
o задачи-шутки;
o ребусы;
o головоломки и т. д.
Сотрудничество с родителями Встреча с педагогом психологом
Цель: Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников
Консультация для родителей: «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе»
Цель: Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления
Тема: Логические блоки Дьенеша
Цель: Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.
Работа с детьми
o Д. и «Раздели блоки»
o «Засели домики»
o «Логический поезд»
o «Волшебный обруч»
o «Угадай фигуру»
o Интерактивная игра «Найди клад»
Сотрудничество с родителями: Матер класс «Развитие логического мышления через игру»
Цель: Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах развития детей и форм их обучения.
Индивидуальные консультации для родителей в выборе игр Цель: Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей
Март
Тема: Палочки Кюизенера и счётные палочки
Цель: Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.
Работа с детьми:
o Головоломки со счетными палочками
o Игры с палочками Кюизенера
o Игра «Выложи по цифрам»
Сотрудничество с родителями
Организация «Почты» для отправки игр Картотека игр «Домашняя математика». Цель: Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх.
Тема: Ориентировка на листе бумаги и в пространстве
цель: развивать зрительно пространственную ориентировку у детей; развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
Работа с детьми Игровое упражнение «Найдём секрет по плану»
Д/и: «Найди место»
o Д/и: «Кто правильно назовёт?»
o «Полет высшего пилотажа»
o «Тропинки»
o «Бродилки»
o «Следопыт»
Игротека для детей.
Работа в тетради Повтори узор, повтори рисунок
Сотрудничество с родителями Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки на листе бумаги. Консультация «развитие моторики рук при работе на листе бумаги в клетку»
Аппликация с детьми «Красивый ковёр»
Апрель
Тема: Логические задачи
Цель: Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую из предложенных. Упражнять детей в доказательстве решения. Развивать внимание, логическое мышление.
Работа с детьми:
o «найди отличия»
o «Найди правильный ответ»
o Цикл задач
Сотрудничество с родителями Родительское собрание «Школа на пороге» Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по данной теме; дать рекомендации успешной адаптации ребёнка в школе.
Итоговое развлечение. «Умники и умницы»
III этап. Заключительный
• Подведение итогов по реализации проекта
• Предоставление опыта коллегам (презентация)
Вывод:
Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Именно поэтому игры на развитие логического мышления берутся с учётом наглядно- образного, т. к. детям легче их воспринимать, находить решения, справляться с поставленной задачей. Навыки и умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний в школе.
Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Привлекая родителей к образовательному процессу, даём понять важность не на натаскивание детей на программу первого класса школы, а на умение мыслить, анализировать, сравнивать, доказывать.
Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать детьми задачу и способности решить её.
Список литературы:
1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
2. Ермакова Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
3. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
4. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
5. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
6. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
7. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
8. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
9. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
10. Интернет ресурсы.