Проектная работа

Масленникова Светлана Алексеевна

1. Познавательно творческий проект по изобразительной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет на 2020-2021 учебный год «Волшебный мир живописи»;

2. Проект «Занимательная математика» в группе «Г» компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР на 2020-2021 учебный год.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №15 «ЮГОРКА»

Проект

«Занимательная математика»

в группе «Г» компенсирующей направленности

для детей от 6 до 7 лет с ТНР

на 2020-2021 учебный год

Воспитатели:

 Власенко Л.И.

Масленникова С.А.

г.Мегион 2021

Наименование проекта: «Занимательная математика»

Тип проекта: информационно - игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль-апрель)

Участники проекта: воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники группы «Г» компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР.

Цель проекта: создание условий для использования средств математики как эффективного средства развития логического мышления детей подготовительной группы.

Задачи: 

Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

Развивать логическое мышление, внимание, память и воображение посредством логико-математических игр;

Формировать познавательную активность, любознательность;

Воспитывать готовность к обучению в школе, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.

Методы организации:

практические:

- игра;

- упражнение;

- моделирование;

- решение логических задач;

-здоровьесберегающие компоненты;

- наглядные

- объяснение;

- показ;

информационно коммуникативные технологии;

словесные:

загадывание и отгадывание загадок;

чтение познавательной, художественной литературы;

заучивание стихотворений, частушек, считалок на математическую тему

Актуальность проекта

Для успешной подготовки к школе необходимы не только знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.

Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит связывать между собой различные знания, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед ним вопрос.

Все виды логического мышления: - наглядно – действенное; наглядно - образное; логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в которой происходит мышление. Рассуждая, молча, про себя, мы пользуемся сокращённой внутренней речью. В процессе мышления развиваются такие действия, как сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сериация.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения задачи необходимо сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в чём тут хитрость. Например, если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания способствуют развитию мышления, умения доказывать правильность суждений. Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую, ребёнок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать правильность отгадки.

Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением легко «вписываются» в школьный коллектив, умеют мыслить оригинально, уверены в себе, активны и жизнерадостны.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Сформированы способности у детей самостоятельно производить простые логические действия

•  Более усидчивые и самостоятельные при выполнении практических действий

• Умеющие анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение

• Концентрирующие внимание, умеющие находить правильное решение поставленных задач.

Для родителей:

• Повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ

• Повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе

Для педагогов:

• обобщение педагогического опыта;

• повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

  • составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
  • анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • создание банка идей и предложений;
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса

II этап. Практический

План мероприятий по реализации проекта

Февраль

Работа с детьми Задачи на смекалку:

o задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек;

o загадки;

o задачи-шутки;

o ребусы;

o головоломки и т. д.

Сотрудничество с родителями Встреча с педагогом психологом

Цель: Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников

Консультация для родителей: «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе»

Цель: Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления

ТемаЛогические блоки Дьенеша

Цель: Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.

Работа с детьми

o Д. и «Раздели блоки»

«Засели домики»

«Логический поезд»

«Волшебный обруч»

«Угадай фигуру»

o Интерактивная игра «Найди клад»

Сотрудничество с родителямиМатер класс «Развитие логического мышления через игру»

Цель: Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах развития детей и форм их обучения.

Индивидуальные консультации для родителей в выборе игр Цель: Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей

Март

Тема: Палочки Кюизенера и счётные палочки

Цель: Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Работа с детьми:

o Головоломки со счетными палочками

o Игры с палочками Кюизенера

o Игра «Выложи по цифрам»

Сотрудничество с родителями

Организация «Почты» для отправки игр Картотека игр «Домашняя математика». Цель: Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх.

Тема: Ориентировка на листе бумаги и в пространстве

цель: развивать зрительно пространственную ориентировку у детей; развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Работа с детьми Игровое упражнение «Найдём секрет по плану»

Д/и«Найди место»

o Д/и«Кто правильно назовёт?»

«Полет высшего пилотажа»

«Тропинки»

«Бродилки»

«Следопыт»

Игротека для детей.

Работа в тетради Повтори узор, повтори рисунок

Сотрудничество с родителями Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки на листе бумаги. Консультация «развитие моторики рук при работе на листе бумаги в клетку»

Аппликация с детьми «Красивый ковёр»

Апрель

ТемаЛогические задачи

Цель: Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую из предложенных. Упражнять детей в доказательстве решения. Развивать внимание, логическое мышление.

Работа с детьми:

«найди отличия»

«Найди правильный ответ»

o Цикл задач

Сотрудничество с родителями Родительское собрание «Школа на пороге» Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по данной теме; дать рекомендации успешной адаптации ребёнка в школе.

Итоговое развлечение. «Умники и умницы»

III этап. Заключительный

• Подведение итогов по реализации проекта

• Предоставление опыта коллегам (презентация)

Вывод:

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Именно поэтому игры на развитие логического мышления берутся с учётом наглядно- образного, т. к. детям легче их воспринимать, находить решения, справляться с поставленной задачей. Навыки и умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний в школе.

Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Привлекая родителей к образовательному процессу, даём понять важность не на натаскивание детей на программу первого класса школы, а на умение мыслить, анализировать, сравнивать, доказывать.

Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать детьми задачу и способности решить её.

Список литературы:

1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.

2. Ермакова Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.

3. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.

4. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.

5. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

6.  «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

7. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

8. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

9. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

10. Интернет ресурсы.