4.3 Участие в работе методических объединений
Профессиональное объединение педагогов — это группа педагогических работников, специалистов, созданная с целью совместного решения сложных задач.
Ссылка на информационные письма РМО учителей-логопедов https://disk.yandex.ru/i/O2UHTGOu7eE55Q
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Кислова Екатерина
Константиновна
Должность: учитель-логопед
Педагогический стаж: 2 года
Без категории
г. Оха
2020
Выступление на Районном методическом объединении по теме «Формирование фонематического восприятия (различение слов, близких по своему звуковому составу) у детей дошкольного и младшего школьного возраста». (Слайд 1)
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и звуковой состав слов. Это специально воспитанное действие, направленное на овладение звуковым анализом и синтезом слова, на анализ собственной речи. Формируется в процессе специального обучения. На базе фонематического восприятия учим ребенка писать и читать. (слайд 2).
Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения. (слайд 3).
Этапы работы по развитию фонематического восприятия.
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
(слайд 4).
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаются следующие задания: (слайд 5).
«Испорченный телефон» Цель игры: найти ошибки в употреблении слов в стихотворении и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово.
- Будьте добры, Позовите врача!
- Куда вы звоните? Какого грача?
- Врача позовите, Будьте добры!
- Чего вы хотите? Какие бобры?
- Будьте бобры, Позовите грача!
- Если бодры, Так зачем же врача?
В. Баширов (Слайд 6)
«Дублёр». Логопед предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:
мак — бак — так,
ток — тук — так,
бык — бак — бок,
дам — дым — дом,
ком — дом — гном. (слайд 7)
«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка - миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза - коса, оса, лиса и т. д.). (слайд 6)
«Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов. (слайд 7)
«Лишнее слово». Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д. (слайд 8)
«Лишнее слово» (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д. (слайд 9)
«Мое слово». Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д. (слайд 10)
«Поэт». Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол
Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик.
Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая,
И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д. (слайд 11)
«Расставь по местам». Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...?
Что построили с тобой...?
На крючок в реке попал...?
Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам — все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...?
Детям мамочка плетет...?
С гор спускается, течет?
Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. (слайд 12)
Заключение
Итак, в формировании фонематического восприятия у детей большая роль отводится дидактическим играм и упражнениям в разных вариантах. Дидактические игры используются на фронтальных и индивидуальных занятиях. В результате, к концу учебного года дети научатся: контролировать свое произношение и исправлять его; сравнивать речь окружающих с собственной; выделять звуки из состава слова; выработались навыки элементарного звукового анализа. Дидактические игры по формированию фонематического слуха помогут детям научится слышать окружающий мир, развивать речь и послужит подготовкой для успешного обучения в школе.
(слайд 13)
Литература
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Ветлугина А. С. Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. г. Челябинск, февраль 2015.
- Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. // Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». – М., 2009.
- Ларшина В.С. Методические рекомендации «Фонематическое восприятие» // МКОУ «Специальная Школа №30» г. Новокузнецк, 2015.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Учебно-методический комплект Обновление // Книголюб, 2007.
(слайд 14)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематическое восприятие Это способность различать фонемы и звуковой состав слов. Это специально воспитанное действие, направленное на овладение звуковым анализом и синтезом слова, на анализ собственной речи. Формируется в процессе специального обучения. На базе фонематического восприятия учим ребенка писать и читать.
Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов; V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Различение слов, близких по своему звуковому составу. На протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаются следующие задания:
«Испорченный телефон» - Будьте добры, Позовите врача! - Куда вы звоните? Какого грача? - Врача позовите, Будьте добры! - Чего вы хотите? Какие бобры? - Будьте бобры, Позовите грача! - Если бодры, Так зачем же врача? В. Баширов Цель игры: найти ошибки в употреблении слов в стихотворении и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово
«Дублёр» мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном. . Логопед предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:
«Лишнее слово » канава , канава, какао, канава; утенок , котенок, утенок, утенок; ком , ком, кот, ком; минута , монета, минута, минута; винт , винт, винт, бинт; буфет , букет, буфет, буфет; дудка , будка, будка, будка и т.д. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
«Мое слово». Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка; картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток; картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д. (слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-логопеду, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образовательных технологий, этого требует и профессиональный стандарт педагога. Одно из требований заключается в том, что учитель будущего прекрасно владеет компьютером, разбирается в социальных сетях, умеет использовать источники информации. Мир образования наполняется сетевыми сервисами и цифровыми ресурсами. С каждым годом их количество стремительно растет.
В своей работе я также, как и многие логопеды использую интернет ресурсы. Среди прочего это INSTAGRAM – приложение для обмена фотографиями и видео, которое сегодня очень популярно.
МОЙ ТОП АККАУНТОВ блогеров-логопедов
МОЙ ТОП АККАУНТОВ магазинов для логопеда
МОЙ ТОП АККАУНТОВ иностранные логопеды
Информационные и коммуникативные технологии — процесс, объективный и неизбежный. Сегодня уже не вызывает сомнения, что работа учителя- логопеда становится эффективнее, если он владеет ИКТ и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Журавушка» г. Охи
Выступление
на районном методическом объединении
учителей-логопедов по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов»
Автор: Кислова Екатерина Константиновна
Должность: учитель-логопед
Педагогический стаж: 3 года
Без категории
г. Оха
2021
Очевидно, что успешность коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов.
В кратком терминологическом словаре «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины» дано определение: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
В моём случае это согласованность действий с учителями начальных классов, а также с другими специалистами школы (психологи, социальный педагог, тьютор).
Конечно, эта коммуникация опирается на основные приемы и формы, представленные и описанные в логопедии, известными авторами, но, возможно, кто-то из Вас отметит что-то интересное для себя.
Как правило, первое знакомство учителя-логопеда происходит на педагогическом совете, на котором учитель-логопед подробно рассказывает о содержании коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по русскому языку и чтению; о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. Практика показывает, что учителя начальных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.
Следующий этап сотрудничества, возникает в начале учебного года, когда логопед проводит логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся, чтобы правильно определить причины, лежащие в основе нарушения речи, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.
Что касается моего опыта работы в школе: учитывая нагрузку и количества детей с ограниченными возможностями здоровья, я работаю только с детьми ОВЗ, которых на сегодняшний день 44 ребенка, это те дети, которым ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-логопедом и провожу входящую и итоговую диагностику для 1 классов.
На этапе обследования на каждого ученика заполняется протокол первичного обследования. В конце сентября по результатам обследования проводятся первые индивидуальные консультации с учителями, обучающими детей с ОВЗ. Формируются списки детей, которые будут посещать логопедические занятия, вырабатываются единые требования к учащимся, а также обсуждается общий план коррекционной работы.
Здесь же, учитель оказывает существенную помощь при решении организационных вопросов (согласование расписания занятий с общим расписанием, с родителями, контроль посещаемости и т.д.), а также активно работает с семьями обучающихся, формируя серьёзное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.
В конце учебного года, логопедом проводится итоговая диагностика, с результатами которой он также знакомит учителей.
В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и выступать по запросам на интересующие их темы. Желательно в подобных выступлениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы. Предоставлять консультации в различной форме для подготовки учителей начальных классов к родительским собраниям.
Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.
Еще один этап совместного сотрудничества учителя-логопеда и учителей начальных классов это участие в заседании школьного ПМПк. Совместно с учителем обсуждаются логопедические заключения, это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения.
Практика моей работы в школе показывает, что целесообразно использовать такие формы организации работы с учителями как: выступления на педагогических советах, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма.
Все эти формы коммуникации успешно реализуются в ходе учебного процесса. В этом году мной запущен частный логопедический канал, который предназначен для учителей, родителей и их детей, где можно найти логопедические пособия и не только.
Подводя итоги, можно сказать, что только взаимодействие учителя и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!
Список использованной литературы:
Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.Д. Бурина. - М.: Каро, 2018
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007
Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда. – Москва, Изд.: «Просвещение», 1991
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Пособие для учителя. ФГОС. Издательство: Просвещение, 2021
Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: Краткий терминологический словарь / М-во образования Российской Федерации - Москва: Компания Спутник, 2006
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. Изд.: Мир книги, 2010
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989
Хватцев, М. Е. Логопедия. В 2 книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2018.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учитель-логопед Кислова Е.К. - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
учитель-логопед Кислова Е.К.
учитель-логопед Кислова Е.К. Педагогический совет содержании коррекционной работы, ее организация, как связана коррекционная работа с программой обучения по русскому языку и чтению; о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению.
учитель-логопед Кислова Е.К. Логопедическое обследование индивидуальные консультации с учителями, обучающими детей с ОВЗ; с огласование единых требований к учащимся, а также обсуждается общий план коррекционной работы; согласование расписания занятий с общим расписанием, с родителями, контроль посещаемости и т.д.), а также учитель активно работает с семьями обучающихся, формируя серьёзное и ответственное отношение к логопедическим занятиям .
учитель-логопед Кислова Е.К. Просветительская работа выступает по запросам на методических объединениях учителей начальных классов; предоставляет консультации в различной форме для подготовки учителей начальных классов к родительским собраниям; может дать для них одно или несколько открытых занятий или провести интегрированное занятие.
учитель-логопед Кислова Е.К. ПМПк у частие в заседании школьного ПМПк ; обсуждение логопедических заключений, что позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения.
учитель-логопед Кислова Е.К.
учитель-логопед Кислова Е.К.