4.1 Формирование современной образовательной среды
Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ повышает эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт логопедического кабинета | 502.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Журавушка» г. Охи
ПАСПОРТ
логопедического кабинета
г. Оха, 2019
Содержание
I. Оборудование логопедического кабинета.
- Технические средства обучения.
- Специальное оборудование.
II. Программы обучения.
III. Перечень диагностических методик.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.
I. Неречевые психические процессы.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие ориентировки во времени.
- Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
- Пособия и технологии по развитию высших психических функций.
- Развитие мелкой моторики.
- Пособия и технологии по развитию мелкой моторики.
II. Звукопроизношение.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
- Пособия и технологии по формированию фонематического восприятия.
III. Обучение элементам грамоты.
- Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.
- Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
IV. Словарная работа.
V. Развитие грамматического строя речи.
- Пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи.
VI. Связная речь.
- Папка 1. Осень. Грибы. Деревья.
- Папка 2. Детский сад.
- Папка 3. Овощи. Фрукты.
- Папка 4. Домашние животные.
- Папка 5. Дикие животные.
- Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.
- Папка 7. Зима. Зимующие птицы.
- Папка 8. Мебель. Посуда. Продукты питания.
- Папка 9. Новый год. Зимние развлечения. Тело.
- Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
- Папка 11. Животные жарких стран. Животные морей и океанов.
- Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.
- Папка 13. Дом. Строительные профессии.
- Папка 14. Россия.
- Папка 15. Домашние птицы.
- Папка 16. Весна. Перелетные птицы.
- Папка 17. День Победы. Защитники Отечества.
- Папка 18. Школа. Цветы. Насекомые.
- Пособия и технологии по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной
речи.
Описание материально-технического состояния и оснащенности
логопедического кабинета МБДОУ
I. Оборудование логопедического кабинета.
- Шкафы для пособий -1
- Столы-2
- Стол для индивидуальных занятий -1
- Учительский стол -2
- Стулья -12
- Полки -4
- Магнитная доска -1
- Интерактивная доска -1
Технические средства обучения
- Музыкальный центр
- Персональный компьютер
- Кольцевая лампа
- МФУ
- Ламинатор
Специальное оборудование
- Индивидуальные зеркала
- Набор зондов для постановки звуков.
- Шпатели
- Стерилизатор для инструментов
- Зеркало настенное.
II. Программы обучения
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи).
III. Перечень диагностических методик.
- Большакова Е.С. Логопедическое обследование ребенка. М, 1995 г.
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство АРКТИ, 1998 г.
- Грибова О.Е.Технология организации логопедического обследования. М, Айрис-пресс, 2007 г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2002 г.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М., Владос., 2005 г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
- Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. Санкт- Петербург, 1998 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998 г.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
I. Неречевые психические процессы
1. Развитие слухового внимания.
- Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.
- Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).
- Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
- Картотека игр на развитие слухового внимания.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
- Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
- «Почтовый ящик», рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
- Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.
- «Чудесный мешочек».
- Танграм, монгольская игра, занимательный треугольник, колумбово яйцо.
- «Зашумленные» картинки.
- Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».
- Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
- Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
- Набор картинок «Нелепицы».
- Наборы картинок для опосредованного запоминания.
- Картотека игр на развитие высших психических функций.
3. Развитие пространственной ориентировки.
- Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).
- Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).
- Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).
- Карточки с изображением лабиринтов.
- Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях.
- Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
- Карточки — символы пространственных предлогов.
- Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
- Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
- Картотека игр на пространственное ориентирование.
4. Развитие ориентировки во времени.
- Картины-пейзажи разных времен года.
- Расписание занятий по дням недели в картинках.
- Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
- Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
- «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.
- Картинки для отработки понятий «старше — младше».
- Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
- Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
- Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).
- Парные картинки.
- Муляжи овощей, фруктов.
- Игрушечная посуда, мебель.
- Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
- Счетные палочки для выкладывания фигур.
- Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
- Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».
- Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.
- Дидактические игры «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету».
- Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
- Картотека игр на развитие восприятия.
Пособия и технологии по развитию высших психических функций.
- Борякова Н. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 94г
- Безруких М. Учимся находить одинаковые фигуры. М., 2000г.
- Береславский Л. Интеллектуальная мастерская. М., 2000г.
- Гаврина С. Развиваем мышление. М., 2001г.
- Гатанов Ю. Развиваю логику и сообразительность.С.-П., 2000г.
- Гаврина С. Логика. М., 2000г.
- Гатанова Н. Развиваю внимание. С.-П., 2000г.
- Гатанова Н.. Развиваю память. С.-П., 2000г.
- Гатанов Ю. Развиваю воображение. С.-П.,2000г.
- Житникова Л.Учите детей запоминать. М., 1996г.
- Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей. М., 1998г.
- Матюгин И. Тактильная память. М., 1991г.
- Матюгин И. Зрительная память. М., 1992г.
- Носкова Л. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. М., 1999г.
- Пятьсот загадок для будущего первоклассника. М., 2000г.
- Развивающие игры. С.-П., 1998г.
- Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996г.
- Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г
- Черемошкина Л. Развитие памяти детей. Ярославль, 1996г.
6. Развитие мелкой моторики.
- Счеты.
- Бусы.
- Шнуровки.
- Пуговицы.
- Счетные палочки.
- Ручные эспандеры.
- Мозаики.
- Колечки.
- Пирамидки.
- Прищепки.
- Фасоль, горох.
- Косточки, шишки.
- Шары, мячи.
- Ленты и веревочки
- Трафареты
- Пластилин.
- Пазлы.
- Массажные щетки.
- Мелкие игрушки.
- Волчки.
- Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук
- Таблицы — иллюстрации этих упражнений.
- Материалы для развития графических навыков детей:
- Трафареты для штриховки (на все лексические темы)
- Трафареты – геометрические фигуры.
- Трафареты – буквы.
- Лекала разной конфигурации.
- Цветные мелки.
- Индивидуальные доски.
- Ручки, карандаши.
- Альбомы, тетради, раскраски.
Методическая и развивающая литература
по развитию мелкой моторики.
- Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, Литур, 2001г.
- Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
- Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
- Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г
- Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.
- Левша в мире праворуких. Журнал «Дошкольное образование» №9, 1998г.
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С.-П., «Мик», 1995г.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.
- Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
- Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.
- Стань послушной рука. Вкладыш к газете «Дошкольное образование» №16, 2003г.
- Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
- Филиппова С. Шаг за шагом. Подготовимся к письму. М., 1997г.
- Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Санкт-Петербург,
1997 г.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
II. Звукопроизношение
1.Развитие речевого дыхания.
- Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.
- Воздушные шары, мыльные пузыри.
- Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
- Флакончики из-под духов.
- Фитоколлекция (в баночках — засушенные душистые растения: мята, чай, кофе и др.).
- Игры: «Загони мяч в ворота», «Клоуны».
- Картотека игр на развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).
- Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными картинками.
- Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.
- «Сказки веселого язычка»
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
- Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
- Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.
- Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи
- Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении
- Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
- Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
- Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Е.С.Большакова, Т.Туманова, Н.В. Нищева и др.).
- Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,
Н. Новоторцева и др.).
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
- Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец слова.
- Карточки — символы гласных и согласных звуков.
- Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
- Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий.
- Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
- Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов.
- Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
- Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).
- Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений).
- Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.
Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
- Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 2003г.
- Галанов А. Логопедическое лото. Звуки: с, сь, з, зь, ц, ж, ш, ч, щ, л, ль, р, рь. М., 2002г.
- Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. М., 2000г.
- Коноваленко В. Логопедические раскраски для закрепления произношения звуков: л, р, с, з, ц, ж, ш, ч, щ. М., 1998г.
- Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
- Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г, к, х. М., 1999г.
- Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
- Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С-П., 1999 г.
- Лазаренко А. Альбомы для автоматизации произношения звуков (с, ш, ч, щ, р.) М., 2001г.
- Мусова И. Логопедические чистоговорки. М., 1999г.
- Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.
- Нищева Н. Будем говорить правильно. С.-П., 2002г.
- Поваляева М. Дидактический материал по логопедии. Ростов-на-Дону, 2002г
- Резниченко Т. Говорим правильно. М., 2003г.
- Савина Л. Большой букварь. М., 1999г.
- Смирнова Л. Мы учим звуки: л-р, с-ш. М., 2002г.
- Успенская Л., Успенский М. Учитесь правильно говорить. (ч 1-2) М., 1995г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.
Пособия и технологии по формированию фонематического восприятия.
- Алтухова Н. Научитесь слушать звуки. С.-П., Лань,1999г
- Агранович З. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П., Детство-Пресс, 2004г.
- Варенцова Н. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Гном-пресс,1998 г.
- Гадасина Л. Звуки на все руки. С.-П., Детство-пресс, 1999г.
- Дурова Н. Фонематика. М., Мозаика-синтез, 2000г.
- Жукова. А. Азбука. М., Омега, 1998г.
- Колесникова Е.. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998г.
- Колесникова Е. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997г.
- Максаков А. Учите, играя. М., 1983г
- Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению нарушений чтений и письма у детей. С.-П., 1995г.
- Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994г.
- Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.
- Тумакова Г. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991г.
- Цвынтарный И. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. С.-Петербург, Лань, 1998г.
- Швайко Г. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М., 1998г.
III. Обучение элементам грамоты
- Магнитные азбуки.
- Русский алфавит (таблица).
- Наборы букв и слогов (демонстрационные).
- Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению.
- Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).
- Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
- Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
- Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
- Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
- Карточки для буквенного анализа слов.
- Букварь для вспомогательной школы (В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина).
- Образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала).
- Магнитная азбука.
- Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
- Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).
Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.
Папка 1. Буквы: А, О, У, Э.
Папка 2. Буквы: Е, Е, Ю, Я.
Папка 3. Буквы: И, Ы.
Папка 4. Буквы: П, Б.
Папка 5. Буквы: Т, Д.
Папка 6. Буквы: В, Ф.
Папка 7. Буквы: С, З, Ц.
Папка 8. Буквы: Ш, Ж, Ч, Щ.
Папка 9. Буквы: Й, Л, М, Н, Р.
Папка10. Буквы: Г, К, Х, Ъ, Ь.
Папка 11. Гласные звуки.
Папка 12. Согласные звуки.
Систематизация дидактического материала в папке:
- Профиль артикуляции звука.
- Графический образ буквы.
- Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в разных позициях.
- Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в твердом и мягком варианте.
- Тексты для чтения.
- Картинки для составления коротких рассказов, насыщенных данным звуком.
- Буква, которой обозначен изучаемый звук в печатном и прописном варианте.
Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
- Астафьева Е. Играем, читаем, пишем. С.-П., Детство-пресс, 2000г.
- Бунеев Р. По дороге к азбуке. Ч.3-4. М., Баланс, 1999г.
- Волина В. Занимательная грамматика. Екатеринбург, Арго, 1996г.
- Волина В. Игры с буквами и словами. Ребусы. М., 1997г.
- Васильева С. Логопедические игры. М., Школьная пресса, 2001г.
- Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С.-П., Питер, 1999г.
- Дурова Н., Невская Л. От звука к букве. От слова к звуку. М., Школьная пресса, 2001г.
- Ефименкова Л. Формирование речи у дошкольников. М., 1985г.
- Журова А. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2002г.
- Лопухина И. Логопедия. М., 1995г.
- Левчук Е. Грамматика в сказках и рассказах. С.-П., Детство-пресс, 2004г.
- Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
- Соколов Н. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. М., 2000г.
- Триггер Р., Владимирова Е.. Звуки речи, слова, предложения. Смоленск, 1998г.
- Ткаченко. Т. Формирование лексико-грамматических представлений. С.-П., Детство-пресс,1998 г.
- Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. С.-П., Детство-пресс, 2001г.
IV.Словарная работа.
- Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).
- Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
- Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
- Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма, величина); слов-антонимов.
- Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального:
- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький);
- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — ножищи);
- образование названий детенышей животных (котенок, котята);
- образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);
- образование притяжательных прилагательных (утка — утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);
- сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);
- приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.;
- образование названий профессий;
- многозначные слова;
- подбор однокоренных слов.
- Картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования; игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и др.
V. Развитие грамматического строя речи
- Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.
- Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных).
- Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.
- Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:
- имен прилагательных с именами существительными;
- имен существительных с именами числительными;
- притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).
- Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
- Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.
Пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи
- Баранников И. Русский язык в картинках. М., 1988г.
- Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 1999г.
- Бессонова Т.Грибова О. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти, 1998г.
- Герасимова А. Учим глаголы, предлоги, антонимы. М., 2000г.
- Дурова Н. От звука к букве. От слова к звуку. Поиграем в слова. М., 2001г.
- Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
- Жукова Н. Формирование устной речи. М., 1994г.
- Крупенчук О. Научите меня говорить правильно. С.-П., 2005г.
- Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.
- Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург. Арго, 1997г.
- Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи. М., 1994г.
VI. Связная речь
- Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования.
- Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр.
- Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.
- Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.
- Подборка стихотворений для заучивания наизусть.
- Подборка материала для фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи (на каждую лексическую тему).
- Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий.
- Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
- Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
- Различные виды театров: настольный, магнитный, театр бибабо.
- Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.
- Книжки-малютки с текстами для пересказов.
- .Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).
- Речевые логические задачи.
- Подборка дидактического материала на каждую лексическую тему.
.
Папка 1. Осень. Грибы. Деревья.
Осень.
1.Альбом «Как к нам приходит хлеб».
2.Сюжетные картинки: «Осень», «Уборка урожая», «Идут дожди», «Как животные готовятся к зиме», «Какие бывают растения», «Зреет рожь», « Золотая осень
3.Литература:
- В. Сутеев « Под грибком».
- А. Плещеев «Осень наступила».
- Н. Сладков. «Синичкина кладовая».
- А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
- И Ф. Соколов. «Листопадничек».
- Ф.Тютчев. «Стихотворения».
Грибы.
1.Предметные картинки по теме.
2.Сюжетные картинки: «Лесная полянка с грибами», «Корзинка с грибами и ягодами»,
3.Схема для описания грибов.
4.Серия сюжетных картинок «За грибами».
Деревья.
1.Предметные картинки по теме. Ветка рябины летом и осенью.
Папка 2. Детский сад. Игрушки.
Детский сад
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Профессии работников детского сада», «В группе новенькая», «Путь открыт», «Дождь», «Дружно играем», «Чебурашка», «Катюша», «Машенька».
- Серия сюжетных картинок к стихотворению «Что мы делали в детском саду».
- Картинки для составления предложений из 2, 3, 4 слов.
5. Литература:
- К. Ушинский. «Рассказы».
- Н. Носов. «Я помогаю».
- А. Барто. «Девочка-ревушка».
- Н. Политаев. «Шел по улице малыш».
- С. Александрова. «Я уже большая», « Что мы делали в детском саду».
Папка 3. Овощи. Фрукты.
Овощи
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетная картинка «Огород», «Корзинка с овощами».
- Пересказ рассказа «Наш огород» (с опорой на предметные картинки).
- Разучивание стихотворений: « Хозяйка однажды с базара пришла», «Наш огород»
( с опорой на предметные картинки).
- Магнитный театр «Репка».
- Игра: «Слоговой анализ по теме «Овощи».
- Счетный материал по теме «Овощи».
- Схема для составления описательного рассказа.
- Литература:
- Сказки: «Болтливая редька», «Мужик и медведь», « Репка».
- Н. Носов. «Огурцы», « Тыква-путешественница».
Фрукты.
1. Предметные картинки по теме.
2. Сюжетные картинки: « Всем по яблоку», «Уборка яблок и груш», «Сад»,
«Корзинка с фруктами».
3..Схема для составления описательного рассказа.
4. Стихотворение «Прекрасен наш осенний сад», предметные картинки для разучивания стихотворения.
- Счетный материал: малина, яблоки, груша, арбуз, вишня.
- Литература:
- Л. Толстой. « Косточка».
- Л. Толстой. «Старик сажал яблони».
Папка 4. Домашние животные.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Поим телят», «Друзья», «Прогулка с собакой», «Кошка и воробей», «Собака, щенок и ворона», «На ферме».
- Серия сюжетных картинок: «Как мышка перехитрила кошку», «Купили щенка», «Три щенка».
- Картинки для составления сравнительных рассказов: «Коза и свинья», «Лошадь и осел», «Корова и овца», «Лошадь и коза».
- Игра «Найди маму».
- Шапочки-маски «Котята» (5шт).
- Картинки для индивидуальной работы:
- Чей хвост, чья голова.
- Кто где живет.
- Чья мама, чьи детки.
- Профессии.
8. Литература:
- Сказка «Волк и козлята».
- Ш. Перро. «Кот в сапогах».
- Братья Гримм. «Бременские музыканты».
- Н. Носов. «Живая шляпа».
- С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
- К. Паустовский. «Кот – ворюга».
- Л. Толстой. «Лев и собачка».
- К. Ушинский. «Слепая лошадь».
Папка 5. Дикие животные.
- Предметные картинки по теме.
- Картинки для составления предложений из 3-4 слов.
- Сюжетные картинки: «Лиса и лисята», «Бельчата», «Какие бывают животные»,
«В живом уголке», «Кто где живет».
- Серия сюжетных картинок: «Лиса и волк», «Гости пришли», «Компот», «Барсучий нос», «Спасение зайца».
- Схема для составления описательного рассказа.
- Игра «Найди свою маму».
- Настольный театр «Колобок».
- Кроссворд «Живой мир».
- Литература:
- Сказка «Красная шапочка».
- К. Чуковский «Тараканище».
- И. Крылов «Мартышка и очки».
- Л. Куликов «Белочка – умелочка».
- С. Михалков «Заяц – художник».
- М. Пришвин. «Еж».
- П. Бажов. «Серебряное копытце».
- В. Корнилов. «Как от меда у медведя зубы начали болеть».
Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Как делают шерстяные вещи», «Как в поле рубашка выросла».
- Составление предложений по картинкам.
- Схема для составления описательного рассказа.
- Игры «Матрешки», «Одень куклу».
- Литература:
- С. Прокофьева. «Про башмачки».
- М. Константиновский. «Как ткани ткут и нити прядут».
Папка 7. Зима. Зимующие птицы.
Зима.
- Сюжетные картинки: «Заяц на лежке», «Семья белых медведей», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных», «Волчья стая зимой», «Первый снег», «Зимний день.
- Схема для составления описательного рассказа.
- Литература:
- В. Одоевский. «Мороз Иванович».
- Л. Почивалов. «Антарктида».
- М. Михайлов. «Два мороза».
- Сказка «Морозко».
Зимующие птицы.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Помощь зимующим птицам», «Кормушка для птиц», «Птицы у кормушки».
- Литература:
- Сказка «Лиса и дрозд».
- В. Бианки. «Кто чем поет».
- Л. Толстой. «Умная галка».
- З. Александрова. «Новая столовая».
- Н. Грибачев. «Кормушка».
- М. Горький. «Воробьишко».
- Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».
- Я. Аким. «Песенка в лесу».
Папка 8. Мебель. Посуда. Продукты питания.
Мебель.
- Предметные картинки:
- Сюжетные картинки: «Мебель кухни, коридора», «Мебель в квартире», «Части суток», «Современная техника в доме», «Мебель в классе».
- Схема для составления описательного рассказа.
- Литература:
- Сказка «Три медведя».
Посуда.
- Предметные картинки по теме.
- Картинки для составления предложений.
- Картинки для составления сравнительных рассказов.
- Схема для составления описательных рассказов.
- Серия сюжетных картинок «Режим дня».
- Литература: К.Чуковский. «Федорино горе».
Продукты питания.
- Предметные картинки по теме.
Папка 9. Новый год. Зимние развлечения. Тело.
Новый год
1.Сюжетные картинки. «В мастерской деда Мороза», «Хоровод».
2.Серия сюжетных картинок. «Украшаем елку».
3.Литература:
- С. Михалков. «Елочка».
- К. Чуковский. «Елка», «Живи, елочка».
- Картинки на тему: «Где и как встречают Новый год».
Зимние развлечения.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетная картинка: «Саша и снеговик».
- Игра «Что забыл нарисовать художник?»
- Серия сюжетных картинок «Каток».
Тело.
- Предметные картинки по теме.
- Картинки для составления предложений.
- Сюжетные картинки: «Гимнастика», «В бассейне», «Лыжная прогулка»,
- Литература:
- К. Чуковский. «Мойдодыр»
.
Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
Наземный транспорт
- Предметные картинки по теме.
- Составление предложений по картинкам: «Кто чем управляет», «Машины в гараже»,
« Машины на дороге».
- Рассказы по картинкам: «На стоянке», «Мост», «На улице большого города», «Автовокзал», « На автомобильном заводе», «Кто чем управляет».
- Серия сюжетных картинок: «У трамвайного окна», «В гости к белому медведю», «В автобусе».
- Литература:
- С. Михалков. «Моя улица».
- Б. Жидков. «Помощь идет».
- Т. Саулина «Три сигнала светофора».
- И. Кобитина. «Дошкольникам о технике».
- В. Маяковский. « Кем быть».
Водный транспорт.
- Предметные картинки по теме.
- Рассказ по картинке «Мост».
- Игры: « В чем ошибся художник», «Найди одинаковые корабли».
- Литература:
- В. Тюрин. « Ездим. Плаваем».
- В. Маяковский. «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
- А. С. Пушкин. «Ветер по морю гуляет».
- Л. Толстой. «Акула».
Воздушный транспорт.
- Предметные картинки по теме.
- Игра «Игралочка – смекалочка».
- Литература:
- И. Пивоварова. «Хочу летать».
- Ю. Казаков. «Красная птица».
Папка 11. Животные жарких стран. Животные морей и океанов.
Животные жарких стран
- Предметные картинки по теме.
- Тексты для пересказа: « Черепаха», «Верблюд», «Кенгуру».
- Игры: «Кто где живет», «Живой мир планеты».
- Сюжетные картинки: «Африканские животные», « Птицы тропического леса».
- Схема для составления описательного рассказа «Животные жарких стран».
- Литература:
- И. Крылов. «Мартышка и очки».
- К. Чуковский. «Телефон», «Айболит», «Тараканище».
- В. Маяковский. «Что ни страница, то слон, то львица».
- Р. Киплинг. «Сказки».
Животные морей и океанов.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетная картинки: «На рыбалке», «Аквариум», «Большой улов», «Океан, море. Пресноводный водоем».
- Серия сюжетных картинок «Рыболов».
- Схема для составления описательного рассказа «Рыбы».
- Картинки для составления сравнительных рассказов.
Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.
Семья.
- Предметные картинки по теме.
- Картинки для составления предложений.
- Сюжетные картинки «Семья вечером», «Брат и сестра», «Побежали».
- Литература:
- А. Толстой. «Как ни в чем не бывало».
- Л. Толстой. «О людях больших и маленьких».
- С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
8 Марта. Женские профессии.
- Картинки для составления предложений по теме.
- Схема описания профессий.
- Сюжетные картинки: «Лучший подарок маме», «Цветы для мамы».
- Серия сюжетных картинок. «Дети готовят маме подарки».
- Литература:
- С. Михалков. «А что у вас».
- Б. Емельянов. «Мамины руки».
Папка 13. Дом. Строительные профессии.
Дом.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Магазин», «Театр», « Школа», « Цирк», «Стадион», «Театр» и др.
- Литература:
- В. Орлов. «Кто в доме живет».
- Сказка «Теремок».
- Л. Кузьмин. «Солнечные окошки».
- В. Степанов. «Новоселье».
Строительные профессии.
- Предметные картинки по теме.
- Набор парных картинок «Кому что нужно для работы».
- Сюжетные картинки. «На строительстве большого дома», «На строительстве школы».
- Кубики «Одноэтажные и многоэтажные дома».
- Дидактическая игра «Танграм».
Папка 14. Россия.
Сюжетные картинки: «Красная площадь», «На улице большого города». «Москва – река», «В парке».
Наше село
- Сюжетные картинки: «Село городу – город селу», « Петрушка – почтальон»,
«Если б мы были художниками».
2.Литература:
- О. Аксенова. «Морошка».
- А. Нечаев. «В гости к медведю по имени Сипанг».
Папка 15. Домашние птицы.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «За обедом», «Пасем гусей», «Кормим цыплят».
- Схема для составления описательного рассказа.
- Серия сюжетных картинок. «Колосок», «Наседка».
5. Литература:
- В. Кудашева. «Петушок».
- С. Маршак: « Курочка Ряба и 10 утят».
- Ю. Крутогорова. «Хохлаткина родня», «Петушок с красным гребешком».
Папка 16. Весна. Перелетные птицы.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки. «Ранняя весна», «Лесник спасает зайцев», «Медведь весной»,
« Весенние работы».
- Серия сюжетных картинок. «Весенние приметы», «Кто в дупле живет»,
«Бобровый пруд», «Ледоход», «Посадка деревьев».
- Литература:
- В. Жуковский. «Жаворонок».
- В. Бианки. «Чей нос лучше», «Лесные домишки».
- Г. Снегирев. «Про птиц».
- С. Маршак. «Веселые чижи».
- В. Боков. «Про тех, кто летает».
- Сказка «Лиса и дрозд».
Папка 17. День Победы. Защитники Отечества.
День Победы
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки. «У вечного огня», «На параде», «В Брестской крепости»,
«У вечного огня».
- Серия сюжетных картинок. «Спасение летчика».
Защитники Отечества.
- Сюжетная картинка «На побывку».
- Серия сюжетных картинок «На заставе».
- Литература:
- С. Алексеев. «Последний штурм».
- А. Митяев. «Землянка».
- Л. Кассиль. «Главное войско».
- С. Баруздин. «Шел по улице солдат».
- Е. Благинина. «Почему ты шинель бережешь».
- С. Георгиевская. «Галина мама».
- Стихи о Советской Армии.
- Л. Яновский. «Ваня Озерянский».
- В. Лукин. «Жора Артеменков».
Папка 18. Школа. Цветы. Насекомые.
Школа.
1. Предметные картинки по теме.
2. Сюжетные картинки. «В библиотеке», «Новая школа», «В классе», «Дежурная».
3. Серия сюжетных картинок. «Первый раз в первый класс», «В библиотеке».
4. Картинки для составления предложений.
5. Литература:
- Л. Толстой. «Филиппок».
- Л. Воронкова. «Подружки идут в школу».
- С. Михалков. «Прививка».
- И. Мазин. «Сентябрь».
Цветы.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки: «Клумба», «Составь букет из садовых и полевых цветов».
- Игра «Цветы садовые и полевые».
- Литература:
- С. Пшеничных. «Удивительный букет».
- С. Аксаков. «Аленький цветочек».
Насекомые.
- Предметные картинки по теме.
- Сюжетные картинки «Кто тут спрятался», «Кто поможет человеку».
- Литература:
- В. Берестов. «Как найти дорожку».
- К. Чуковский. «Тараканище».
- Л. Сергеев. «Сверчок и светлячок».
- И. Крылов. «Басни».
- К. Кулиев. «Сказка о добром муравье».
- И. Крылов. «Стрекоза и муравей».
Пособия и технологии по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи.
- Антонова Л. Развитие речи. Ярославль, 1997г.
- Балобанова В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С.-П., 2002г.
- Белоусова Л. Удивительные истории. С.-П., 2001г.
- Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 1999г.
- Баранников И., Варковицкая Л. Русский язык в картинках. Часть 1-2. М., Просвещение, 1988г.
- Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991г.
- Дьяченко О.Чего на свете не бывает. М., Просвещение, 1991г.
- Елкина Н. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития, 1998г.
- Ефимовский И. Игры, стихи, загадки для развития речи. С.-П., 2005г.
- Жукова Н. Формирование устной речи у детей. М.,1994г.
- Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
- Жукова Н. Логопедия. Екатеринбург,1998г.
- Капитовская О. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. С.-П., 2005г.
- Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С.-П., 1999г.
- Мурашковская И. Картинки без запинки. С.-П., 1995г.
- Миронова С. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях в группах для детей с нарушением речи. М., 1993г.
- Новоторцева Н. Развитие речи детей. Часть 1-3. Ярославль, 1997г.
- Новоторцева Н. Развитие речи детей. Ярославль. Академия развития, 1997г.
- Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г.
- Парамонова Л. Стихи для развития речи. С.-П., 1998г.
- Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994г.
- Стрельцова Л. Литература и фантазия. М., 1992г.
- Смирнова Л. Логопедия в детском саду. М., 2004г.
- Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
- Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П. Детство-пресс, 1998г.
- Тимонен Ю. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи. С.-П., 2004г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. М., 1993г.
- Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994г.
- Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. Екатеринбург, Арго, 1997г.
- Шевченко С. Природа и мы. Смоленск,2000г.
- Шевченко С. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса, 2005г.