для коллег
конспекты индивидуальных логопедических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsia_zvuka_s_v_slogakh_i_slovakh.docx | 26.02 КБ |
tema_zanyatia_zvuk_sh.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательная(ые) область(и): Познавательное развитие, речевое развитие.
Тема занятия: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Возрастная группа: Старшая группа.
Цель занятия: Создание рисунка - звука «С», через автоматизацию звука [с] в слогах и словах.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Произнести звук [с] в конце каждого слова
- Поймать снежинку со звуком [с].
- Составить пары картинкам
- Определить наличие и место звука [с] в словах.
- Подобрать картинки, где звук [с] в начале и в конце слова
Коррекционно- развивающие:
- Произносить правильно звук [с] в слогах, словах.
- Выполнять артикуляционную гимнастику
- Стараться правильно отвечать на все вопросы воспитателя
Воспитательные:
- Не перебивать друг друга при ответах на вопросы
- Слушать друг друга внимательно
Словарная работа: «Снежинки»
Планируемые результаты занятия: Дети произнесут правильно звук «С» в слогах, словах, предложениях, изобразят звук «С» на листе бумаги, ответят на вопросы воспитателя полным ответом.
Подготовительная работа: Беседа на тему «Слоги»
Материалы и оборудование: Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или сне-жинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков, цветные карандаши
№ | Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно- мотивационный этап | Привлечь внимание детей, заинтересовать их предстоящей деятельностью, создать благоприятную рабочую обстановку | Воспитатель приглашает детей на занятие, устанавливает зрительный контакт. Станьте дети, встаньте в круг я твой друг и ты мой друг, мы друг другу улыбнемся заниматься мы начнём. Ребята, Посмотрите, кто-то нам прислал письмо. Давай его откроем прочитаем. Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Вы догадались, от кого это письмо? А вот и он сам, в окошко заглядывает. Давайте подразним снеговика. Улыбнитесь ему и покажите, какие у вас ровные зубки -Упражнение «Забор». А теперь покажем ему язычок, плоский как лопата -Упражнение «Лопата». А теперь, давайте подуем на язычок, покажем снеговику, что с ветерком вы очень дружите. - Упражнение «Ветерок». А теперь уберём язычок за зубки и покажем, какие они у вас чистые - Упражнение «Почистим нижние зубки». Теперь оставим язычок за нижними зубами, сомкните зубы, улыбнитесь и пустите ветерок (произносят: с-с-с). | Совместная деятельность педагога и детей, Художественное слово | Дети заинтересуются предстоящей деятельностью, будут готовы к дальнейшей работе | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью, готовы к дальнейшей работе |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме | Ребята, в письме ещё что-то лежит, давайте посмотрим, что же там лежит, ребята, там ещё одно письмо, которое написал нам снеговик. Давайте прочитаем. Проблема Ребята, я к вам пришёл за помощью, помогите мне, пожалуйста, в моём царстве снежинок, пропала снежинка со звуком «С», снежинку забрал злой волшебник и спрятал её в лесу, оставил её там одну, снежинка хотела вернуться в царство снежинок и заблудилась, теперь не знает как вернуться домой, а злой волшебник мне сказал: «Я выведу снежинку из леса, если ты справишься со всеми заданиями и упражнениями, а ещё он сказал, что нужно нарисовать рисунки со звуком «С», если я с этими заданиями справлюсь, то он приведёт снежинку со звуком «С» домой в царство снежинок, Ребята , мне с этими заданиями одному не справиться. Я прошу, вас, ребята, чтобы вы мне помогли. Ребята, поможем Снеговику? | Вопросы Артикуляционная гимнастика | Дети примут проблемную ситуацию, захотят ее разрешить. Выполняют артикуляционную гимнастику | Дети приняли проблемную ситуацию и захотели ее решить. Выполнили артикуляционную гимнастику |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. | - Закрепить произношения звука «С» - Научиться правильно произносить звук «С» - Продолжать обогащать предметный словарь - Продолжать развивать память - Продолжать развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие | Давайте для начала отдохнём, все встаём подходим ко мне. Физкультминутка Снеговик Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков) Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам) Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой) А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь) Вот такой (показывают величину кома меньше) А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком) Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо) Очень милый толстячок! Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху) Шагает наш снеговичок Нос морковку задирает (активный вдох через нос) И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
Дети, давай послушаем снеговика. Аудиозапись «Снег скрипит». Давайте встанем с вами и пройдёмся по снегу и послушаем, как он скрипит. 1 Задание: Каждый делает шажок и произносит произноси звук [с] в конце каждого моего слова. Давайте по-очереди, сначала Карина, потом Диана. ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.., анана.. . 2 Задание Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима... Кого вы девочки слепили? А если снеговик из снега, значит, он какой? 3 Задание (Перед детьми в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.) Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колба-са, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет. Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п. Ребенок называет соответствующую картинку. 4 Задание Дети, на куст, на слона, на снеговика. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнесите название картинки и определите, где находится звук: в начале, конце или середине слова? (Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус). Спрячьте картинку под нужный сугроб. Дети выполняют. Какая странная снежинка к вам прилетела. Какая она? Покажите, какая она грустная. 5 Задание Ребята, чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим. Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка). Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба). Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник). (На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.) Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажите, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажите как. | Вопросы Упражнения Физминутка | Дети отвечают на вопросы, выполняют различные упражнения. | Дети ответили на вопросы, выполнили физминутку, выполнили различные упражнения |
2.3 | Этап практического решения проблемы. | Помочь детям разрешить поставленную проблему доступным способом | А сейчас мы с вами нарисуем звук «С». Но, сначала, давайте разомнём наши пальчики. Пальчики 1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять – разжимание пальцев по одному, с большого 1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять – сжимание пальцев, начиная с мизинца
(Воспитатель раздаёт листы бумаги с цветными карандашами) | Выполнение задания | Участвуют в диалоге с воспитателем. Вспоминают то, что было сегодня на занятии. | Дети выполнили задания. |
3 | Заключительный этап | Подвести итоги занятия | - Какой звук мы сегодня вспомнили? -Как вы думаете, со всеми ли заданиями вы справились? -Что Вам понравилось больше всего? -Молодцы! Спасибо за работу! | Вопросы. Оценка педагога. | Дети ответят на вопросы воспитателя. | Дети вместе с воспитателем подвели итоги занятия |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Звук Ш»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель занятия: создание аудиозаписи «Песенка змеи» посредством выполнения заданий.
Задачи занятия:
Обучающие:
- выполнять внимательно задания, которые подготовил воспитатель;
- выполнить такие упражнения, как «Забор», «Колечки», «Лопата», «Вкусное варенье», «Чашечка»;
- создать аудиозапись «Песенка змеи».
Развивающие:
- внимательно слушать информацию, которую рассказывает воспитатель;
- ответить на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
- внимательно слушать воспитателя;
- не перебивать воспитателя и сверстников.
Планируемый результат: Дети заинтересовались предстоящей деятельностью; ответили на вопросы, согласились помочь Ване; выполнили задания, которые приготовил воспитатель, ответили на вопросы, постарались правильно произнести звук Ш; закрепили полученные ранее знания с помощью практического задания; постарались подвести итог с помощью речи воспитателя.
Подготовительная работа: занятие по знакомству со звуком Ш.
Материалы и оборудование: шарик; пакет; игрушки; кубики.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. | - Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, Здравствуй, друг, Здравствуй, мой веселый друг! | Художественное слово, показ движений. | Дети выполнят движения вместе с воспитателем. | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы в доступной для детей форме. | - Ребята, вчера мой племянник Ваня рассказал мне, что ему в школе задали домашнее задание – разгадать загадку, и после ее решения нужно записать аудио со звуком, на который начинается ответ загадки. Но Ваня не может отгадать загадку. Давайте поможем ему в этом? Давайте я вам прочту загадку, а вы попробуете ее отгадать. *На голове верхом сижу, И далеко всегда гляжу. Зимою ваши уши грею я, Угадайте, как зовут меня? (шапка) - А на какой звук начинается слово «шапка»? - Ребята, мы поможем Ване? | Вопросы к детям, рассказ воспитателя, сюрпризный момент, чтение загадки детям. | Дети послушают рассказ воспитателя, отгадают загадку, ответят на вопросы воспитателя, согласятся помочь Ване. | Дети ответили на вопросы, разгадали загадку, согласились помочь Ване. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Учить правильной артикуляции звука Ш (с механической помощью и по подражанию). |
Давайте называть игрушки по порядку и загибать пальчики (дети считают по одной игрушке и загибают пальцы, начиная от мизинца).
Какой звук ты слушал? (возможна постановка звука с механической помощью и по подражанию).
Ты строй и проговаривай: 1 кубик – много…, 1 кукла – много…, 1 лодка – много…, 1 самолёт – много…, 1 заяц – много… Физкультминутка: Потрудились – отдохнём, (ходьба на месте) Встанем, глубоко вдохнём. (потягивания) Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. (повороты туловища) Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, (поднимать и опускать руки) Всем улыбки подарили. (ходьба на месте) | Вопросы к детям, указания, объяснения. | Дети выполняют задания, которые приготовил воспитатель, отвечают на вопросы, учатся правильно произносить звук Ш. | Дети выполнили задания, которые приготовил воспитатель, ответили на вопросы, постарались правильно произнести звук Ш. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Создать условия для закрепления полученных ранее знаний. | - Ребята, мы с вами разгадали загадку о шапке и поняли на какой звук начинается это слово. Теперь давайте запишем аудио для Вани. - На что будет похож звук Ш, когда мы будем записывать его для Вани? (змея, шарик спускается) | Вопросы к детям, практическое задание. | Дети ответят на вопросы и пропоют песенку змеи для Вани на диктофон. | Закрепили полученные ранее знания с помощью практического задания. |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги, обобщить полученные знания. | - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, записали аудио для Вани со звуком Ш (песенка змеи). Теперь я ему отправлю, и он справиться с домашним заданием. - Что мы с вами делали сегодня на занятии? - Что вы узнали нового сегодня? - Вам понравилось занятие? - Ребята, давайте споём песенку змеи. | Вопросы к детям о том, что они сегодня делали. Оценка педагога. | Дети ответят на вопросы, постараются подвести итог с помощью речи воспитателя. | Дети ответили на вопросы и постарались подвести итог с помощью речи воспитателя. |