2.3 Методические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Контрольно-проектная работа
Подготовка
взрослых и детей к проведению экспертизы
демократического и толерантного уклада школьной жизни
Выполнили:
1. Каменских М.Н.
2. Прокудина О.В.
3. Габдулхаметова Н.Б.
Проверил:
к.п.н. доцент кафедры
педагогики Ом ГПУ
Синицына Г.П.
г. Нефтеюганск
2011 год
Подготовка
взрослых и детей к проведению экспертизы демократического и толерантного уклада школьной жизни
1.АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодняшний день в системе повышения квалификации нет специальной подготовки или переподготовки педагогов по экспертизе демократических процессов в образовательных учреждениях. Различные категории воспитателей, обучающиеся на курсах ИУУ, не получают никаких знаний об этом важнейшем компоненте образовательного процесса школы.
Создание уклада в школе ускоряется и наполняется новым содержанием при помощи специального действа - детско–взрослой экспертизой демократических процессов в школе.
Такая экспертиза может проводиться как своими силами в отдельно взятой школе, так и при участии экспертной команды из другой школы. В этом случае возникает контакт между школами, накопленный каждой школой опыт становится общим достоянием.
Толерантный, демократический уклад школьной жизни будет развиваться, если в школе проводится совместное действо – экспертиза демократических процессов. Считаем ее изобретение самой ценной находкой. Прежде всего, потому что в ней проявляется на деле сотрудничество взрослых и детей.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Эффективность процесса становления демократических обществ в постоталитарных странах и во всем мире во многом связана с влиянием на этот процесс школьного образования.
Однако до сих пор гражданское образование школьников связывается преимущественно с разработкой новых программ, курсов и учебников, поэтому средства как государства, так и различных фондов направляются, в основном, на подобные акции.
Данные противоречия помогают сформулировать следующие проблемы:
Необходима поддержка работы школ по созданию в них внутреннего уклада /mode,way of life, form/ школьной жизни, такой ее организации, такого стиля, который представлял бы действующую модель демократического общества. Если бы по такой модели была бы устроена каждая школа, то дети и учителя получали бы не только знания о демократии, но, прежде всего, опыт жизни в открытом обществе, где свобода каждого развивать свою индивидуальность ограничивалась бы только свободой других.
3. ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
Подготовка взрослых и детей к экспертной оценке внутреннего уклада школьной жизни, ее организации, стиля с целью приобретения опыта жизни в демократическом обществе.
4. ПРОЕКТНЫЙ ЗАМЫСЕЛ
Проектный замысел заключается в том, чтобы провести оценку качества демократических процессов в образовательных учреждений с привлечением общественных экспертов.
5. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Содействие в подготовке экспертов для проведения детско-взрослой экспертизы демократического и толерантного уклада школьной жизни города Нефтеюганска.
6. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- создать рабочую группу из числа ребят и педагогов молодежного клуба «Новая Цивилизация» по разработке и реализации Программы проведения детско-взрослой экспертизы школьных демократических процессов;
- изучить и проанализировать опыт создания подобных Программ;
- разработать Программу проведения детско-взрослой экспертизы школьных демократических процессов;
- подготовить экспертов для проведения детско-взрослой экспертизы;
- апробировать экспертизу в школах города.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Механизм содержания проектной деятельности включает в себя три основных шага:
- учебная подготовка воспитанников клуба по технологии и проведению экспертизы;
- разработка системы оценки показателей и параметров экспертизы;
- собственно проведение экспертизы, которое состоит из трех этапов:
Подготовительного, собственно оценочного и итогового.
1. Подготовительный этап включает в себя
- подбор состава экспертов;
- подготовку их к экспертной деятельности в соответствии с программой;
- распределение обязанностей среди экспертов;
- выработку особенностей стиля взаимоотношений в процессе экспертной деятельности между собой и с объектами экспертизы;
- определение совместно с руководителем объектов экспертной деятельности режима и регламента процедуры экспертиза.
2.Этап собственно экспертной деятельности представляет собой реализацию программы обучения и плана работы группы экспертов. В процессе экспертизы желательно (возможно):
- кооперирование членов экспертной группы в отдельных формах и способах получения информации от образовательных учреждений с тем, чтобы не отвлекать необоснованно коллектив от образовательного процесса;
- согласование и уточнение между собой и с объектами изучения предварительных выводов и оценок с целью избежания неточности
- внесение корректив в программу экспертной деятельности в случае необходимости получения дополнительной информации
3. Итоговый этап предлагает:
- обобщение и описание итогов изучения результатов работы с каждым из экспертов;
- подготовку итогового документа по результатам экспертизы с выводами оценками и предложениями в адрес объектов экспертизы;
- информирование руководителей о результатах экспертизы.
Программа подготовки экспертов
№п/п | Тема | Всего | Из них лекций | Семинары | Практич |
1 | История, сущность и проблемы демократического образования. | 4 | 2 | 2 | 1 |
2 | Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития. | 20 | 2 | 4 | 12 |
3 | Детско-взрослая экспертиза демократических процессов: культурный и педагогический смысл, образовательные возможности и принципы организации | 16 | 2 | 4 | 10 |
4 | Технология подготовки и проведения экпертизы: инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ и степеи развития коллективов. | 16 | 2 | 14 | |
5 | Деятельность координатора подготовки и проведения экспертиз. | 10 | 2 | 8 | |
6 | Подготовка и защита проектов и экспертиз. | 6 | |||
2 | Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития. | 20 | 2 | 4 | 12 |
Итого: | 72 | 8 | 12 | 52 |
Карта
для проведения экспертизы качества демократических и толерантных процессов в МОУ СОШ № __ г.Нефтеюганска
Эксперт должен иметь определенную совокупность компетенций, требующихся для выполнения конкретной работы
Оценить уровень качества школьных демократических процессов на практике можно следующим образом;
- Оценочная шкала для показателей каждого из 6-ти параметров качества демократических процессов:
0 баллов – качество образовательного процесса частично или полностью отсутствует;
1 балл – системное проявление качества образовательного процесса;
2 балла – высокий уровень качества образовательного процесса.
- Оценка осуществляется следующим образом:
- По каждому параметру в колонках взрослого и детского эксперта находится среднее значение (сумма баллов по показателям делиться на их количество);
- Оценки взрослого и детского эксперта суммируются по каждому параметру;
- Все общие оценки по параметрам суммируются;
- Выводиться коэффициент качества % (сумма оценок по 6-ти параметрам умножается на 100 и делится на максимально возможную сумму баллов 24).
- Шкала для определения уровня качества демократических процессов:
Менее 40% - критический уровень
40%-80% - допустимый уровень
Более 80% - оптимальный уровень
№ | Параметры и показатели | Баллы взрослого эксперта | Баллы детского эксперта | Общий балл |
1 | Признается ли в ходе учебных занятий за учеником право на собственное мнение с последующим его обсуждением (не игнорируется ли это мнение, не объявляется ли заранее неправильным)? | |||
2 | Не ставится ли ученик в положение, когда главная его задача – высказать (угадать) единственно правильный с точки зрения учителя ответ? Переходят ли учителя из позиции монолога в позицию диалога с учеником? | |||
3 | Становятся ли учителя хотя бы в некоторых моментах на равные с учениками позиции относительно предмета обсуждения? | |||
4 | Проводятся ли совместные с учениками обсуждения целей и задач как отдельного занятия, так и учебного процесса в целом, а также способов работы, подведения итогов и т.д.? | |||
5 | Осуществляется ли в учебном процессе постепенное расширение полей выбора | |||
6 | Двигаются ли учителя совместно с учениками от выбора: - вида и способа деятельности, - способа освоения учебного материала, форм отчета, позиции к выбору формы обучения, темпов, программ учителей до выбора предметов и степени их освоения при составлении и защите индивидуальных образовательных программ? | |||
Итоговый балл | ||||
Коэффициент | ||||
Уровень качества образовательного процесса |
Эксперты:
8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое:
- педагоги МОУ ДОД ЦДОд «Поиск»;
- педагог-психолог МОУ ДОД ЦДОд «Поиск».
Материально-техническое:
-компьютер (интернет), принтер, мультимедийное оборудование.
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
- Департамент образования г. Нефтеюганска
- Образовательные учреждения г. Нефтеюганска
- Молодежный клуб менеджеров «Новая цивилизация»
- Учащиеся школ г.Нефтеюганска
- Родители учащихся школ г.Нефтеюганска
- Центр молодежных инициатив администрации г.Нефтеюганска
- Отдел по кадровой и корпоративной политике ООО «РН- Юганскнефтегаз»
- СМИ
11. КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
№ | Ожидаемый результат | Критерий результата | Показа- тели | Методы, методики | Ожидаемые эффекты | Риски, угрозы проекта | Действия по минимизации риска |
1 | Проектно-аналитическая группа по разработке Программы | Группа единомышленников и исследова-телей | Постоянно действующая инициативная группа | Исследования Опрос общественного мнения | Стремление к новым проектам | Привлечение участников по принуждению | Деловые игры, рефлексия |
2 | База Программ по проведению детско-взрослой экспертизы | Посднение разработки Программ заявленной направлен-ности | Инновацион-ность материалов сформированной базы | Работа в интернете сортировка, архивирование | Умение работать с разными источниками | Недостаток материала, поверхност-ное отношение к отбору | Четкая инструкция по поиску материала |
3 | Программа проведения детско-взрослой экспертизы школьного демократического уклада жизни. | Качественный инновацион-ный документ | Соблюдение всех новых требований по структурированию документа | Интернет, методическая база ДОД, рецензии, рекоменда-ции | Опыт исследования в определенной направленности | Недостаток знаний инновационных приемов | Учет всех методических требований |
4 | Координаторы взросло-детской экспертизы | Эксперты , обладающие знаниями подготовки и проведения экспертизы | Компетенция в проведении конкретной экспертизы | Учебные занятия, семинары, тренинги | Удовлетворенность занятостью нового инновационного процесса | Незаинтересованность воспитанников Страх неудачи | Мотивация и психологическая поддержка воспитанников |
5 | Проведение детско-взрослой экспертизы в школах города. | Качественный логически выстроенный процесс | Соответствие специфичес-ким требованиям проведения экспертизы | Составление карт экспертиз, Договора, Переговоры, Опросы, Анкетирование | Повышение качества школьных демократичес-ких процессов | Недоверие к компетентности экспертной группы | Авторитет- ность группы, корректность при ведении диалогов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога________________________________________________
Анкета для выявления инновационного потенциала педагогов.
1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности? Да, нет, частично.
2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств? Да, нет, частично.
3. Существуют ли в Вашем учреждении условия для развития инновационной деятельности? Да, нет, частично.
4.Что нового в свою деятельность вы ввели за последние три года. Отметьте три новшества.
Например:
1.-в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СТАЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ;
1.-
2-
3-
5. Отметьте в каждой подгруппе (А,Б,В,Г) главные, по вашему мнению, причины, являющиеся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств
А-1.слабая информированность о нововведениях в образовании;
2.отсутствие необходимых теоретических знаний;
3.отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
Б -1.отсутствие моральных стимулов;
2.отсутствие материального стимулирования;
3.отсутствие обоснованной стратегии развития школы;
В-1.недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств;
2.сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;
3.боязнь неудачи при применении нового;
Г-1.разногласия, конфликты в коллективе;
2.отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
3.отсутствие лидеров, новаторов в коллективе;
6. Отметьте три главные, по Вашему мнению, причины, чем привлекательна инновационная деятельность:
1.интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
2.повышается интерес детей к учению и воспитанию;
3.возрастает авторитет среди родителей и учащихс4
4.радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;
5.приобретается новый статус среди коллег, уважение к новаторству;
6.в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
7.возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
7. Отметьте три главные, по Вашему мнению, внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:
1.новые идеи практически трудно реализовать;
2.неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
3.по некоторым причинам сложно доводить начатое дело до конца;
4.не хватает терпения, сил, времени довести новое до совершенства;
5.нет уверенности, что новое принесет пользу;
6.неизбежны потери времени для работы по-новому:
7.нет компенсации за инновационную деятельность;
8.часто овладевают сомнения: а смогу ли я применить новое?
8. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию педагога к повышению профессионального мастерства (отметьте три фактора):
1.стимулирует самопознание;
2.способствует самообразованию;
3.разрабатываются новые формы деятельности;
4.разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение занятия;
5.изучаются новые подходы к образованию:
9. Проходили ли Вы специальную профессиональную подготовку для реализации инноваций в образовании? Да, нет.
По каким направлениям (информатизация образования, развивающее обучение и т.п.):___________________________________________________________________
В каких формах (курсы: долгосрочные или краткосрочные, семинары и т.п.):
________________________________________________________________________
10. Какие современные образовательные технологии Вам известны? ( Напротив названия технологии поставьте соответствующий балл: 0 – не знакома; 1- известна, но не применяю; 2- известна, применяю, но не в системе; 3 – применяю с положительными результатами):
1. развивающее обучение -___ ;
2. коллективная система обучения (КСО) - ___ ;
3. технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - ___;
4. исследовательские и проектные методы - ___;
5. технология модульного и блочно-модульного обучения - ___;
6. технология проведения учебных дискуссий («дебаты») - ___;
7. технология развития критического мышления -___;
8. лекционно-семинарская система обучения - ___;
9. технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр - ___;
10. информационно-коммуникационные технологии - ___;
11. здоровьесберегающие технологии - ___;
12. система инновационной оценки «портфолио» - ___;
13. технологии интерактивного и дистанционного обучения - ___;
14. разноуровневое обучение - ___;
15. технология полного усвоения (технология индивидуальных образовательных траекторий)-
16. технология обучения в глобальных информационных сетях («ТОГИС») - ___;
17. технология «мастерских» - ____;
18. другие ____________________________________________________________
11. Поддерживается ли инновационная деятельность педагога со стороны:
1.руководства учреждения (да, нет, частично);
2. методической службы (МО и др.) (да, нет, частично);
3.отдела образования (да, нет, частично) . Спасибо за честные ответы