2.3 Методические материалы

Личностно-ориентированная  модель обучения  отличается  от других существующих  моделей  и педагогических систем, прежде всего тем, что она предоставляет  ребенку большую свободу  выбора  в процессе обучения. В ее рамках не ребенок подстраивается  под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог , обладая разнообразным  технологическим инструментарием , согласует свои приемы и методы работы с познавательным  стилем обучения  ребенка.
Сегодня, как никогда, актуальна мысль: образованный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти и как решить то, чего он не знает! И это самое главное , чего мы должны добиться в своей работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Контрольно-проектная работа

         Подготовка

взрослых и детей к проведению экспертизы  

демократического и толерантного уклада школьной жизни

                                                                             Выполнили:

                                                                            1. Каменских М.Н.

                                                  2. Прокудина О.В.

                                                                                 3. Габдулхаметова  Н.Б.

                                                                              Проверил:

                                                                                        к.п.н. доцент кафедры

                                                                              педагогики Ом ГПУ

                                                                              Синицына Г.П.

                                  г. Нефтеюганск

                             2011 год

Подготовка

взрослых и детей к проведению экспертизы  демократического и толерантного уклада школьной жизни

1.АКТУАЛЬНОСТЬ

         На сегодняшний день в системе повышения квалификации  нет специальной подготовки или переподготовки педагогов по экспертизе  демократических процессов в образовательных учреждениях. Различные категории воспитателей, обучающиеся на курсах ИУУ, не получают никаких знаний об этом важнейшем компоненте образовательного процесса школы.

Создание уклада в школе ускоряется и наполняется новым содержанием при помощи специального действа - детско–взрослой экспертизой демократических процессов в школе.

Такая экспертиза может проводиться как своими силами в отдельно взятой школе, так и при участии экспертной команды из другой школы. В этом случае возникает контакт между школами, накопленный каждой школой опыт становится общим достоянием.

Толерантный, демократический уклад школьной жизни будет развиваться, если в школе проводится совместное действо – экспертиза демократических процессов. Считаем ее изобретение самой ценной   находкой. Прежде всего, потому что в ней проявляется на деле сотрудничество взрослых и детей.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Эффективность процесса становления демократических обществ в постоталитарных странах и во всем мире во многом связана с влиянием на этот процесс школьного образования.

Однако до сих пор гражданское образование школьников связывается преимущественно с разработкой новых программ, курсов и учебников, поэтому средства как государства, так и различных фондов направляются, в основном, на подобные акции.

Данные противоречия помогают сформулировать следующие проблемы:

         Необходима поддержка работы школ по созданию в них внутреннего уклада /mode,way of life, form/ школьной жизни, такой ее организации, такого стиля, который представлял бы действующую модель демократического общества. Если бы по такой модели была бы устроена каждая школа, то дети и учителя получали бы не только знания о демократии, но, прежде всего, опыт жизни в открытом обществе, где свобода каждого развивать свою индивидуальность ограничивалась бы только свободой других.

        

3. ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ

Подготовка взрослых и детей к экспертной оценке внутреннего уклада школьной жизни, ее организации, стиля с целью приобретения  опыта жизни в демократическом обществе.

4. ПРОЕКТНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Проектный замысел заключается в том, чтобы провести оценку качества демократических процессов в образовательных учреждений с привлечением общественных экспертов.

5. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Содействие в подготовке экспертов для проведения детско-взрослой экспертизы демократического и толерантного уклада школьной жизни города Нефтеюганска.

6. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- создать рабочую  группу из числа ребят и педагогов молодежного клуба «Новая Цивилизация» по разработке  и реализации Программы проведения детско-взрослой экспертизы школьных демократических процессов;

- изучить и проанализировать опыт создания подобных Программ;

- разработать  Программу проведения детско-взрослой экспертизы школьных демократических процессов;

- подготовить экспертов для проведения  детско-взрослой  экспертизы;

- апробировать экспертизу в школах города.

7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Механизм содержания проектной деятельности включает в себя три основных шага:

- учебная подготовка воспитанников клуба по технологии и проведению экспертизы;

- разработка системы оценки показателей и параметров экспертизы;

- собственно проведение экспертизы, которое состоит из трех этапов:

Подготовительного, собственно оценочного и итогового.

1. Подготовительный этап включает в себя

- подбор состава экспертов;

- подготовку их к экспертной деятельности в соответствии с программой;

- распределение обязанностей среди экспертов;

- выработку особенностей стиля взаимоотношений в процессе экспертной деятельности между собой и с объектами экспертизы;

- определение совместно с руководителем объектов экспертной деятельности режима и регламента процедуры экспертиза.

2.Этап собственно экспертной деятельности представляет собой реализацию программы обучения и плана работы группы экспертов. В процессе экспертизы желательно (возможно):

- кооперирование членов экспертной группы в отдельных формах и способах получения информации от образовательных учреждений с тем, чтобы не отвлекать необоснованно коллектив от образовательного процесса;

- согласование и уточнение между собой и с объектами изучения предварительных выводов и оценок с целью избежания неточности

- внесение корректив в программу экспертной деятельности в случае необходимости получения дополнительной информации

3. Итоговый этап предлагает:

- обобщение и описание итогов изучения  результатов работы с каждым из экспертов;

- подготовку итогового документа по результатам экспертизы с выводами оценками и предложениями в адрес объектов экспертизы;

- информирование руководителей о результатах экспертизы.  

 Программа подготовки экспертов

№п/п

Тема

Всего

Из них лекций

Семинары

Практич

1

История, сущность и проблемы демократического образования.

4

2

2

1

2

Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития.

20

2

4

12

3

Детско-взрослая экспертиза демократических процессов: культурный и педагогический смысл, образовательные возможности и принципы организации

16

2

4

10

4

Технология подготовки и проведения экпертизы: инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ и степеи развития коллективов.

16

2

14

5

Деятельность координатора подготовки и проведения экспертиз.

10

2

8

6

Подготовка и защита проектов и экспертиз.

6

2

Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития.

20

2

4

12

Итого:

72

8

12

52

 

Карта

для проведения экспертизы качества демократических и толерантных процессов в МОУ СОШ № __ г.Нефтеюганска

Эксперт должен иметь определенную совокупность компетенций, требующихся для выполнения конкретной работы

Оценить уровень качества школьных демократических процессов на практике можно следующим образом;

  1. Оценочная шкала для показателей каждого из 6-ти параметров качества демократических процессов:

0 баллов – качество образовательного процесса частично или полностью отсутствует;

1 балл – системное проявление качества образовательного  процесса;

2 балла – высокий уровень качества образовательного процесса.

  1. Оценка осуществляется следующим образом:
  • По каждому параметру в колонках  взрослого и детского эксперта находится среднее значение (сумма баллов по показателям делиться на их количество);
  • Оценки взрослого и детского эксперта суммируются по каждому параметру;
  • Все общие оценки по параметрам  суммируются;
  • Выводиться коэффициент качества % (сумма оценок по 6-ти  параметрам умножается на 100 и делится на максимально возможную сумму баллов 24).
  1. Шкала для определения уровня качества демократических процессов:

Менее 40% - критический уровень

40%-80% - допустимый уровень

Более 80% - оптимальный уровень

Параметры

и показатели

Баллы взрослого эксперта

Баллы детского эксперта

Общий балл

1

Признается ли в ходе учебных занятий за учеником право на собственное мнение с последующим его обсуждением (не игнорируется ли это мнение, не объявляется ли заранее неправильным)?

2

Не ставится ли ученик в положение, когда главная его задача – высказать (угадать) единственно правильный с точки зрения учителя ответ?

Переходят ли учителя из позиции монолога в позицию диалога с учеником?

3

Становятся ли учителя хотя бы в некоторых моментах на равные с учениками позиции относительно предмета обсуждения?

4

Проводятся ли совместные с учениками обсуждения целей и задач как отдельного занятия, так и учебного процесса в целом, а также способов работы, подведения итогов и т.д.?

5

Осуществляется ли в учебном процессе постепенное расширение полей выбора

6

Двигаются ли учителя совместно с учениками от выбора:

-  вида и способа деятельности,

- способа освоения учебного материала,

форм отчета, позиции к выбору формы обучения, темпов, программ учителей  до выбора предметов и степени их освоения при составлении и защите индивидуальных образовательных программ?

Итоговый балл

Коэффициент

Уровень качества образовательного процесса

Эксперты:    

           

8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Кадровое:

- педагоги  МОУ ДОД ЦДОд «Поиск»;

- педагог-психолог МОУ ДОД ЦДОд «Поиск».

Материально-техническое:

-компьютер (интернет), принтер, мультимедийное оборудование.

9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

  1. Департамент образования г. Нефтеюганска
  2. Образовательные учреждения г. Нефтеюганска
  3. Молодежный клуб менеджеров «Новая цивилизация»
  4. Учащиеся школ г.Нефтеюганска
  5. Родители учащихся школ г.Нефтеюганска
  6. Центр молодежных инициатив администрации г.Нефтеюганска
  7. Отдел по кадровой и корпоративной политике ООО «РН- Юганскнефтегаз»
  8. СМИ

11. КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Ожидаемый результат

Критерий результата

Показа-

тели

Методы, методики

Ожидаемые эффекты

Риски, угрозы проекта

Действия

по минимизации риска

1

Проектно-аналитическая группа  по разработке Программы

Группа единомышленников и исследова-телей

 Постоянно действующая инициативная группа

Исследования  

Опрос общественного мнения

Стремление к новым проектам

Привлечение участников по принуждению

Деловые игры,

рефлексия

2

База Программ  по

проведению детско-взрослой экспертизы

Посднение разработки Программ заявленной направлен-ности

Инновацион-ность  материалов  сформированной базы

Работа  в интернете

сортировка,

архивирование

Умение работать с разными источниками

Недостаток материала, поверхност-ное отношение  к отбору

 Четкая инструкция по поиску материала

3

Программа проведения детско-взрослой экспертизы школьного демократического уклада жизни.

Качественный  инновацион-ный  документ

Соблюдение всех  новых требований по структурированию документа

 Интернет,

методическая база ДОД, рецензии, рекоменда-ции

 Опыт исследования  в определенной направленности

 Недостаток    знаний инновационных приемов  

Учет всех методических  

требований

4

Координаторы

взросло-детской экспертизы

Эксперты , обладающие  знаниями подготовки и проведения экспертизы

Компетенция  в  проведении конкретной экспертизы

Учебные занятия,

семинары, тренинги

Удовлетворенность  занятостью нового инновационного процесса

Незаинтересованность воспитанников

Страх неудачи

Мотивация  и психологическая поддержка воспитанников

5

Проведение  детско-взрослой экспертизы в школах города.

 Качественный логически выстроенный процесс

 Соответствие  специфичес-ким требованиям проведения   экспертизы

 Составление карт экспертиз,

Договора,

Переговоры,

Опросы,

Анкетирование

Повышение качества  школьных демократичес-ких  процессов

Недоверие к компетентности экспертной группы

Авторитет-

ность группы, корректность при  ведении диалогов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

   Ф.И.О. педагога________________________________________________

 

Анкета  для выявления инновационного потенциала педагогов.

1.      Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности? Да, нет, частично.

2.      Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств? Да, нет, частично.

3.      Существуют ли в Вашем учреждении условия для развития инновационной деятельности? Да, нет, частично.

4.Что нового в свою деятельность вы ввели за последние три года. Отметьте три новшества.

Например:

1.-в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СТАЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ;

1.-

2-

3-

5.      Отметьте в каждой подгруппе (А,Б,В,Г) главные, по вашему мнению, причины, являющиеся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств

А-1.слабая информированность о нововведениях в образовании;

    2.отсутствие необходимых теоретических знаний;

    3.отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;

Б -1.отсутствие моральных стимулов;

    2.отсутствие материального стимулирования;

     3.отсутствие обоснованной стратегии развития школы;

В-1.недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств;

    2.сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и    привычному;

    3.боязнь неудачи при применении нового;

Г-1.разногласия, конфликты в коллективе;

    2.отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

    3.отсутствие лидеров, новаторов в коллективе;

6.      Отметьте три главные, по Вашему мнению, причины, чем привлекательна инновационная деятельность:

1.интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;

2.повышается интерес детей к учению и воспитанию;

3.возрастает авторитет среди родителей и учащихс4

4.радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;

5.приобретается новый статус среди коллег, уважение к новаторству;

6.в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

7.возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

7.      Отметьте три главные, по Вашему мнению, внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:

1.новые идеи практически трудно реализовать;

2.неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;

3.по некоторым причинам сложно доводить начатое дело до конца;

4.не хватает терпения, сил, времени довести новое до совершенства;

5.нет уверенности, что новое принесет пользу;

6.неизбежны потери времени для работы по-новому:

7.нет компенсации за инновационную деятельность;

8.часто овладевают сомнения: а смогу ли я применить новое?

8.      Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию педагога к повышению профессионального мастерства (отметьте три фактора):

1.стимулирует самопознание;

2.способствует самообразованию;

3.разрабатываются новые формы деятельности;

4.разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение занятия;

5.изучаются новые подходы к образованию:

9.      Проходили ли Вы специальную профессиональную подготовку для реализации инноваций в образовании? Да, нет.

По каким направлениям (информатизация образования, развивающее обучение и т.п.):___________________________________________________________________

В каких формах (курсы: долгосрочные или краткосрочные, семинары и т.п.):

________________________________________________________________________

10.      Какие современные образовательные технологии Вам известны? ( Напротив названия технологии поставьте соответствующий балл: 0 – не знакома; 1- известна, но не применяю; 2- известна, применяю, но не в системе; 3 – применяю с положительными результатами):

1.      развивающее обучение -___ ;

2.      коллективная система обучения (КСО) - ___ ;

3.      технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - ___;

4.      исследовательские и проектные методы - ___;

5.      технология модульного и блочно-модульного обучения - ___;

6.      технология проведения учебных дискуссий («дебаты») - ___;

7.      технология развития критического мышления -___;

8.      лекционно-семинарская система обучения - ___;

9.      технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр - ___;

10.  информационно-коммуникационные технологии - ___;

11.  здоровьесберегающие технологии - ___;

12.  система инновационной оценки «портфолио» - ___;

13.  технологии интерактивного и дистанционного обучения - ___;

14.  разноуровневое обучение - ___;

15.  технология полного усвоения (технология индивидуальных образовательных траекторий)-

16.  технология обучения в глобальных информационных сетях («ТОГИС») - ___;

17.  технология «мастерских» - ____;

18.  другие ____________________________________________________________

11. Поддерживается ли инновационная деятельность педагога со стороны:

1.руководства учреждения (да, нет, частично);

2. методической службы (МО и др.) (да, нет, частично);

3.отдела образования (да, нет, частично) .          Спасибо за честные ответы