План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования"
"Нетрадиционная техника рисования в средней группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на тему:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Воспитатель
Цвилева И.Н.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Актуальность темы:
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи самообразования:
Образовательные:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
- совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- выставка детских работ.
Формы работы с родителями:
- консультации
- анкетирование
- буклеты
- памятки
Методы и приемы работы:
- показ
- беседа
- объяснение
Средства:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать пробкой;
- свеча + акварель;
- метод ниткографии;
- рисунки из ладошки;
План работы по самообразованию.
- Изучить литературу по данной теме.
- Создать картотеку дидактических игр.
- Подготовить консультации для родителей.
Кляксография
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Набрызг
Достаточно простой в применении является техника «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование по-сырому
Это техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод тычка
Предлагаемый метод рисования не требует от детей специальных изобразительных умений. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях. Для рисования методом тычка (или набивки) необходима густая гуашь и щетинная кисть. Кисточку при рисовании необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и делать тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | РППС | ||
Сентябрь | Изучение методической литературы | ||||
Составление плана | |||||
Беседа «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования». | Анкетирование на тему «Любит ли ваш ребенок рисовать?» | ||||
Октябрь | - «Веселые зайчата» (рисование методом тычка) - Д/и «Радуга» (Использование палитры) | Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования в средней группе» Помощь в изготовлении тычков. | Приобретение тычков, палитры для группы. | ||
Ноябрь | - Д/и «Удивительная ладонь» - «Укрась елочку бусами» (Рисование пальчиками и печатание пробкой) | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» | Создание картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию. | ||
Декабрь | - «Снеговик» (Работа с трафаретами, закрашивание, не заходя за контур) - «Цветные ладошки» | Беседа на родительском собрании с элементами практикума «Рисуя - играем». Памятка для родителей «Зачем детям рисовать» | Пополнение трафаретами центра по изо. | ||
Январь | - «Красивые снежинки» (Работа со свечой и акварелью) - «Метель» (Метод ниткографии) | Консультация для родителей «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей» | Приобретение свечек, ниток. | ||
Февраль | - «Зима» (набрызг) - Игра с цветом «Морозные узоры» (Метод кляксографии) | Совместное творчество родителей и детей. Буклет «Виды нетрадиционного рисования» | Пополнение центра изо. | ||
Март | - Облака» (Рисование по сырому) - «Рисование поролоном» | Консультация «Значение рисования нетрадиционными способами» | Приобретение штемпельной подушки из тонкого поролона. | ||
Апрель | - «Черепашка» (Свеча + акварель) - «Кто больше и быстрее нарисует кружочки» (Использование трафаретов) | Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» | Создание трафаретов с прорезями кругов разной величины, шаблонов. | ||
Май | - «Салют в День Победы» (Набрызг) - «Цветущая ветка». (Выдувание трубочкой) | Итоговая выставка всех работ «Творим вместе». | Приобретение трубочек для группы. | ||
Форма отчета – выставка детских работ. |
Список литературы
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
- Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
- Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
Отчет по самообразованию
за 2019-2020 учебный год
Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Группа: средняя «Гномики»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Целью изучения данной темы стало создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
- совершенствовать технические умения и навыки рисования.
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - беседа с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические: проведение выставки детских работ, вручение готовых работ родителям.
Использовала нетрадиционные виды рисования:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать пробкой;
- свеча + акварель;
- метод ниткографии;
- рисунки из ладошки;
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
- анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?»;
- оформление буклетов, памяток «Как развивать творчество», «Зачем детям рисовать», «Виды нетрадиционного рисования»;
- оформление консультаций «Нетрадиционная техника рисования в средней группе», «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей», «Значение рисования нетрадиционными способами», «Рисовать – это важно!»;
- подготовку и проведение родительского собрания с элементами практикума «Рисуя - играем»;
- подбор картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию.
Мною была подготовлена выставка детских рисунков для родителей: «Творим вместе».
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
План самообразования на 2024–2025 учебный год по теме: «Нетрадиционные техники рисования»
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи работы по самообразованию:
- Изучить литературу по данной теме.
- Ознакомление с инновационными технологиями по нетрадиционной технике рисования.
- Составить план работы по данной теме.
- Подготовить консультации для родителей по данной теме.
- Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
- Учить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развить у детей творческие способности, мелкую моторику рук, мышление, воображение, внимание, усидчивость.
- Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать.
Изучение методической литературы:
- Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». — М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
6. Электронные ресурсы.
Актуальность выбранной темы:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Нетрадиционные техники рисования»
месяц | Тема, цель | Работа с родителями |
Сентябрь | «Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой) Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку. «Мухомор» (рисование ватными палочками) Цель:Продолжать учить рисовать ватными палочками. Развить мелкую моторику, воображение, эстетический вкус. | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Октябрь | «Осеннее дерево»(печать листом) Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» (рисование смятой бумагой) Цель: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Воспитывать аккуратность при работе с красками, развивать мелкую моторику | Папке передвижка « Чудо нетрадиционной техники рисования» |
Ноябрь | «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать пробками) Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма «Овечка». (рисование поролоновой губкой) Цель:Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа | |
Декабрь | «Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками) Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. «Снегирь» (рисование методом тычка) Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка. | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Январь | «Сказочный мир иллюстраций» (тычок жесткой кистью) Цель: Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных. «Снег кружится» (рисование смятой бумагой) Цель: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать» |
Февраль | «Галстук для папы» (тампонирование) Цель: Продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета. «Кораблик» (рисование ватными палочками) Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности. | |
Март | «Красивые цветы для мамы» (рисование ладошкой и пальчиками) Цель: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность «Солнышко» (рисование ладошками) Цель:Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Закрепить знания детей о желтом цвете. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе. | Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки» |
Апрель | «Рыбка» (рисование ладошками) Цель:Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. «Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету) Цель:Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!» |
Май | «Салют»(восковые мелки, гуашь) Цель: Закрепление навыка рисования гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. «Разноцветные бабочки»(монотопия) Цель: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание». Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Выставка детских рисунков. |