Программа саморазвития

Громова Мария Николаевна

Представлена программа саморазвития по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 14»

Программа самообразования педагога

на 2020-2025 годы

Тема: Русские народные подвижные игры как средство развития ловкости у дошкольников

Громовой Марии Николаевны

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14»

г. Городец, 2021

Цель:

Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития ловкости у  дошкольников на основе организации русских народных подвижных игр.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- Разработать и реализовать   перспективный план работы с детьми;

- Изучить методику руководства русскими народными подвижными играми, направленными на развитие ловкости у детей дошкольного возраста

- Выявить  уровень  развития ловкости у дошкольников на основе организации русских народных подвижных игр;

- Организовать педагогическую работу по развитию ловкости у дошкольников через проведение русских народных подвижных игр;

- Проверить результаты эффективности проведения экспериментальной работы по развитию ловкости у детей дошкольного возраста;

- Оформить в группе информационный стенд и папки-передвижки на тему «Творческие игры и их значение в жизни ребенка»

- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Русские народные подвижные игры как средство развития ловкости у дошкольников»

Актуальность проблемы

  Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении  дети обычно стремятся  удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

В 2014 году вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором дана характеристика направлениям развития ребенка. Одним из таких направлений является физическое развитие, которое включает «приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие такого физического качества, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]

В качестве целевых ориентиров на завершающем этапе дошкольного детства представлены: «ребенок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]

В связи с этим важнейшим средством достижения цели физического развития дошкольников является развитие физических качеств, в том числе ловкости.

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивидов.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми достижениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.

Качество ловкости необходимо в жизни при быстро меняющихся событиях, при четкости выполнения сложного задания, при быстрой реакции на сложную ситуацию. В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей отмечается, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями.

Ловкость является необходимым компонентом любого движения(бег, прыжок, метание, лазание и т. д.). Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений, совершенствуется ловкость.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подготовленность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.

Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности детей. Следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.

Дошкольный возраст – это сензетивный период в развитии физических качеств у дошкольников. Развитие ловкости способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.

Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, развиваются двигательные навыки и рефлексы, достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому среди средств развития ловкости особое место отводится подвижным играм, в том числе и русским народным.

По мнению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой,  П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать русские народные подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».[6,54]

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Выдающийся ученый Е. А. Покровский  рассматривал подвижные игры как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим особенностям.

Анализ учебной и методической литературы, показал, что специальной работы по развитию ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду не осуществляется. Актуальность проблемы исследования определяется и недостаточностью методической литературы по теме исследования.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня развития ловкости у дошкольников;

- Улучшение взаимоотношения детей друг с другом;

- Положительный эмоциональный настрой;

- Разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию ловкости на основе проведения русских народных подвижных игр;

- Создание педагогических разработок и публикации их на личном сайте;

- Обогащение предметно-пространственной среды

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

1.  Планирование работы по самообразованию на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

2.  Теоретическое изучение проблемы развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр

3.  Собственные методические наработки на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

4. Практическая деятельность по развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр

5.  Подведение итогов самообразования на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Этапы исполнения

программы

Основные мероприятия программы

Срок

реализации

  1. этап

  1. Составление библиографии по теме

«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

  1. Планирование работы по теме

«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

2020-2021

  1. этап

  1.  Изучение и анализ методической

литературы и современных подходов к

проблеме развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр

  1. Подготовка и проведение

педагогической диагностики по теме «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

2021-2022

  1.  этап

  1. Составление перспективных планов по

развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр

  1. Разработка конспектов русских народных подвижных игр
  2. Изготовление наглядных пособий, папок-передвижек, презентаций, игр, составление

картотек и т.д.

2022-2023

  1. этап

Практическое применение

наработанных материалов с детьми по развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр

2023-2024

  1.  этап

Обобщение и распространение

педагогического опыта по проблеме

1 Проведение РМО

2 Подготовка (принятие участия,

проведение) семинар, педсовет.

3 Проведение мастер-классов для

педагогов.

4 Выставка работ.

5.Оформление сборника консультаций

для родителей.

6 Участие в районных и

всероссийских конкурсах среди

педагогических работников

2024-2025

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Федеральный закон: принят 17 октября 2013 года.
  2. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 135 с.
  3. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 142 с.
  4. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 144Кенеман А. В., Хухлаевас.
  5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 1985. – 29 с.
  6. Ковалевский, А. К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук/ А. К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007 – 54с.
  7. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 86 с.
  8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. – 211 с.
  9. Муравьев В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста: Методическое пособие/ Назарова Н. Н. – М.: Айрис пресс, 2004. – 32 с.
  10. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя/ Р. М. Миронова. – Минск: Нарасвета, 1989. – 9 с.
  11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 146 с.
  12. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 31 с.
  13. Филиппова С. Ю. «Ловкость и координационные способности», М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 112 с.
  14. Филиппова С. Ю. «Ловкость и координационные способности», М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 113 с.
  15. Хухлаева Д. В. «Методика развития физических качеств», М.: Просвещение, 1984. – 44 с.
  16. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.
  17. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 188 с.
  1. Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника/ М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – МН.: Ураджай, 2000. – 19 с.
  1. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология человека. М.: Просвещение. – 1998. – 255 с.
  2. Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника/ М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – МН.: Ураджай, 2000. – 188 с.
  3. Данько Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности:/ Детская спортивная медицина. Ю. И. Данько. – М.: Медицина. – 1980. – 12-15 с.
  4. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста/ Дошкольная педагогика. – 2007. - 4. – 10-14 с.
  5. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников/ Г. В. Кособуцкая/ Дошкольное воспитание. – 2009. - 12. – 21 с.
  6. Ольга Алексеевна Данилова поисковика (электронный ресурс):http HYPERLINK"http://www/nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/03/31/teoria-i-metodika-provedeniya-narodnykh-podvizhnykh"://ата публикации31.03.2014)
  7. Зайцева С. М. «Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовкиучащихся» (электронный ресурс)  "http://www/moluh/ru/conf/ped/archive/71/2013//"/ HYPERLINK( дата публикации:15.06.2013)