Программа саморазвития
Представлена программа саморазвития по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 14»
Программа самообразования педагога
на 2020-2025 годы
Тема: Русские народные подвижные игры как средство развития ловкости у дошкольников
Громовой Марии Николаевны Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14» | |
г. Городец, 2021
Цель:
Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития ловкости у дошкольников на основе организации русских народных подвижных игр.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми;
- Изучить методику руководства русскими народными подвижными играми, направленными на развитие ловкости у детей дошкольного возраста
- Выявить уровень развития ловкости у дошкольников на основе организации русских народных подвижных игр;
- Организовать педагогическую работу по развитию ловкости у дошкольников через проведение русских народных подвижных игр;
- Проверить результаты эффективности проведения экспериментальной работы по развитию ловкости у детей дошкольного возраста;
- Оформить в группе информационный стенд и папки-передвижки на тему «Творческие игры и их значение в жизни ребенка»
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Русские народные подвижные игры как средство развития ловкости у дошкольников»
Актуальность проблемы
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
В 2014 году вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором дана характеристика направлениям развития ребенка. Одним из таких направлений является физическое развитие, которое включает «приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие такого физического качества, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]
В качестве целевых ориентиров на завершающем этапе дошкольного детства представлены: «ребенок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]
В связи с этим важнейшим средством достижения цели физического развития дошкольников является развитие физических качеств, в том числе ловкости.
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивидов.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми достижениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.
Качество ловкости необходимо в жизни при быстро меняющихся событиях, при четкости выполнения сложного задания, при быстрой реакции на сложную ситуацию. В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей отмечается, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями.
Ловкость является необходимым компонентом любого движения(бег, прыжок, метание, лазание и т. д.). Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений, совершенствуется ловкость.
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подготовленность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности детей. Следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.
Дошкольный возраст – это сензетивный период в развитии физических качеств у дошкольников. Развитие ловкости способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.
Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, развиваются двигательные навыки и рефлексы, достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому среди средств развития ловкости особое место отводится подвижным играм, в том числе и русским народным.
По мнению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать русские народные подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».[6,54]
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Выдающийся ученый Е. А. Покровский рассматривал подвижные игры как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим особенностям.
Анализ учебной и методической литературы, показал, что специальной работы по развитию ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду не осуществляется. Актуальность проблемы исследования определяется и недостаточностью методической литературы по теме исследования.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня развития ловкости у дошкольников;
- Улучшение взаимоотношения детей друг с другом;
- Положительный эмоциональный настрой;
- Разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию ловкости на основе проведения русских народных подвижных игр;
- Создание педагогических разработок и публикации их на личном сайте;
- Обогащение предметно-пространственной среды
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Планирование работы по самообразованию на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
2. Теоретическое изучение проблемы развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр
3. Собственные методические наработки на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
4. Практическая деятельность по развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр
5. Подведение итогов самообразования на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Этапы исполнения программы | Основные мероприятия программы | Срок реализации |
|
«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр» | 2020-2021 |
|
литературы и современных подходов к проблеме развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр
педагогической диагностики по теме «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр» | 2021-2022 |
|
развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр
картотек и т.д. | 2022-2023 |
| Практическое применение наработанных материалов с детьми по развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр | 2023-2024 |
| Обобщение и распространение педагогического опыта по проблеме 1 Проведение РМО 2 Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет. 3 Проведение мастер-классов для педагогов. 4 Выставка работ. 5.Оформление сборника консультаций для родителей. 6 Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников | 2024-2025 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Федеральный закон: принят 17 октября 2013 года.
- Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 135 с.
- Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 142 с.
- Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова: под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 208. – 144Кенеман А. В., Хухлаевас.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 1985. – 29 с.
- Ковалевский, А. К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук/ А. К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007 – 54с.
- Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 86 с.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. – 211 с.
- Муравьев В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста: Методическое пособие/ Назарова Н. Н. – М.: Айрис пресс, 2004. – 32 с.
- Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя/ Р. М. Миронова. – Минск: Нарасвета, 1989. – 9 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 146 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 31 с.
- Филиппова С. Ю. «Ловкость и координационные способности», М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 112 с.
- Филиппова С. Ю. «Ловкость и координационные способности», М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 113 с.
- Хухлаева Д. В. «Методика развития физических качеств», М.: Просвещение, 1984. – 44 с.
- Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.
- Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 188 с.
- Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника/ М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – МН.: Ураджай, 2000. – 19 с.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология человека. М.: Просвещение. – 1998. – 255 с.
- Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника/ М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – МН.: Ураджай, 2000. – 188 с.
- Данько Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности:/ Детская спортивная медицина. Ю. И. Данько. – М.: Медицина. – 1980. – 12-15 с.
- Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста/ Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – 10-14 с.
- Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников/ Г. В. Кособуцкая/ Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – 21 с.
- Ольга Алексеевна Данилова поисковика (электронный ресурс):http HYPERLINK"http://www/nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/03/31/teoria-i-metodika-provedeniya-narodnykh-podvizhnykh"://(дата публикации31.03.2014)
- Зайцева С. М. «Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовкиучащихся» (электронный ресурс) "http://www/moluh/ru/conf/ped/archive/71/2013//"/ HYPERLINK( дата публикации:15.06.2013)