Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц ЕЛЬ ИНКЛЮЗИ ВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ эффективное включение детей с особенностями развития в процесс образования.
С введением инклюзивного образования актуализируются следующие факторы: Индивидуализация образовательного процесса для детей с ОВЗ; Развитие способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; Развитие способностей учащихся с ОВЗ через дополнительное образование; Включение детей с ОВЗ в разные виды школьной деятельности (кружки, секции и т.д.); Использование современных технологий в образовательном процессе; Взаимодействие педагогов, родителей, других специалистов в процессе создания индивидуальных образовательных программ.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС группа - образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса; группа - образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы; группа - образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала; группа - образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.
Адаптация способов подачи учебного материала АОП. Потребность в упрощенных способах подачи учебного материала. Потребность в упрощении инструкции. Потребность в дополнительной визуальной поддержке . Потребность в устранении двойных требований . Потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
Содержательные аспекты реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с РАС в инклюзивном классе Комплексная психолого – педагогическая работа командой специалистов : учителя, учителя-дефектолога , учителя-логопеда, психолога, социального педагагога , тьютора . Использование форм организации образовательного процесса, соответствующих особенностям ребенка; Использование технологических приемов, соответствующих особенностям ребенка (опора на собственные интересы ребенка) ; Использование адаптированных дидактических материалов, соответствующих особенностям ребенка; Индивидуальный подбор заданий
Технология совместного сопровождения ребенка с РАС в инклюзивном классе выстраивание межличностного взаимодействия учителя и тьютора с учащимся с РАС; постоянное взаимодействие со специалистами, работающими с учащимся с РАС; взаимодействие с родителями учащегося с РАС; взаимодействие с учителями; организацию и контроль межличностного общения ученика с РАС с другими детьми и с учителями; контроль эмоционального состояния ребенка с РАС; направление интеллектуальной деятельности учащегося; видоизменение заданий под особенности развития ребенка с РАС.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕС С Е РОДИТЕЛИ УЧЕНИКА С РАС УЧЕНИК С РАС ТЬЮ Т ОР УЧИТЕЛЬ КЛАССА У КЛАССА УЧЕНИКИ КЛАССА В С Е СОТРУДН И КИ ШКОЛЫ
ТЬЮТОР – ПОМОЩНИК ПЕДАГОГА Тьютор помогает УЧАЩЕМУСЯ стать частью образовательного процесса. Задача обучать ребенка остается за учителем! Учитель и тьютор – это одна команда , в которой роли распределяются наиболее эффективным образом. Тем не менее в сознании ученика с РАС лидером должен оставаться учитель. Тьютор должен восприниматься как помощник педагога. Учитель и тьютор придерживаются таких понятий как: вера в ребенка ; искренний интерес к его личности ; принятие его особенностей ; доброжелательность; последовательность
Цель совместной работы учителя и тьютора О рганизация условий для успешного включения ребенка с РАС в среду школы и осуществление работы по адаптации учебной программы в удобном для ребенка темпе и в соответствующем объеме .
Социальные роли тьютора Тьютор – персональный сопровождающий ученика с РАС Тьютор – помощник учителя.
ТЬЮТОР НА УРОКЕ Учитель Тьютор Обучает Дает инструкции Дает задания Адаптирует дидактический материал Оценивает динамику Помогает ребенку Дает подсказки Выполняет рекомендации и следует плану Помогает адаптировать дидактический материал У Ч ИТЕЛЬ УЧЕНИК С РАС ТЬЮ Т ОР
ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Непрерывный процесс обучения Снижение уровня подсказок
Применение системы жетонов для коррекции проблемного поведения « Электронные жетоны»
Визуальное расписание урока (план урока)
Адаптационные учебные материалы (рабочий лист)
Запланированные перерывы
Т ЬЮТОР НА ПЕРЕМЕНЕ Работа над навыками социального взаимодействия и коммуникации; Создание многочисленных обучающих ситуаций; Взаимодействие с одноклассниками ребенка; Помощь в переходах от одной деятельности к другой.
Мир «особого» ребенка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жду чуда каждый день Мне снится иногда, что я такой как все Я просыпаюсь и опять я в панцире своей болезни, Которая и не болезнь как думают врачи А просто – состояние души и тела. Вам хочется, чтоб я стал двигаться и говорить как вы, Чтоб у меня такие были мысли и поступки как у вас, А я другой и никогда таким не буду . Пьетро Мэмми
Сенсорные системы
Обработка сенсорной информации Обработка сенсорной информации – это способность воспринимать, сортировать и связывать информацию, поступающую из окружающего мира. Информация поступает через органы чувств, а управляет ею центральная нервная система, обрабатывается и выдается нам в виде некоторого знания о предмете. «Обработка сенсорной информации – это умение наполнять смыслом мир вокруг» Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации.
Нарушение сенсорной интеграции Расстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве). Обработка информации Ответ Поступление информации
При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка. S timming ( в русском переводе – неблагозвучное “ самостимулирование ”) свидетельствует о нарушении обработки сенсорной информации, SPD . Следует понимать, что стимминг – это не бессмысленное неадекватное поведение ребенка, а героическая попытка справиться со своими неврологическими проблемами. Стимминг
Сенсорная перегрузка Ситуация, когда один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и ребенку с РАС становится трудно на чём-либо сосредоточиться. Сенсорная перегрузка может привести к срыву ( мелтдауну ), выглядящему для окружающих как истерика. Нет фильтра = Перегрузка сенсорной информацией
12 сигналов сенсорной перегрузки Потеря равновесия или ориентации Ребенок говорит «Стоп!» Учащение пульса или тахикардия Истерика, плач, крик Агрессия или аутоагрессия Ребенок настойчиво отказывается от активности Проблемы с желудком: колики, тошнота, отрыжка Внезапная бледность или покраснение кожи Чрезмерное потоотделение Ребенок волнуется или злится Ребенок начинает повторять фразы ( эхолалия ) или некоторые знакомые не соответственные фразы снова и снова У ребенка начинаются стереотипии Ребенок брыкается и толкается
Диагностика нарушений сенсорной интеграции Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка с РАС, опрос родителей и наблюдениях педагогов за проявлениями сенсорной интеграции в различных ситуациях.
Группы расстройств сенсорной интеграции Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать. Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов. Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.
Признаки нарушений сенсорной интеграции Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все!!!
Осязательная система (тактильное восприятие) Гипочувствительность к раздражителям: ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех; плохо чувствует боль или температуру; практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки); прячется в узкие места, например: за диван Гиперчувствительность к раздражителям: не любит, когда его обнимают; боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются; не дает причесать, помыть или постричь волосы; избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов; в стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду; выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных
Вестибулярная система Гипочувствительность к движениям: Находится в постоянном беге, кружении; Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест; Любит качаться на качелях; Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы; Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку) Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой Гиперчувствительность к движениям: Предпочитает спокойные игры; Двигается настороженно; Боится высоты, даже если это одна ступенька; Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли; Часто теряет равновесие; Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде Избегает быстрых или вращательных движений
Проприоцептивная система Гипочувствительность : проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий; проблемы с повторением увиденных движений; топает ногами во время ходьбы; стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом; стоит слишком близко к другим людям; не контролирует степень давления при письме; путает «тяжелое» и «легкое» Гиперчувствительность: часто нарочно падает на пол; любит прыгать на батуте длительное время без остановки ; сложности с мелкой моторикой; предпочитает максимально тесную одежду; любит «шумные», энергичные игры/возню; любит прыгать с мебели или высоких мест; часто ударяет, толкает, пихает других детей; грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
Слуховая система Гипочувствительность к звукам: часто не отвечает на свое имя; издает различные звуки в виде клацанья, свиста; любит очень громкую музыку и ТВ; не может определить источник звука; разговаривает сам с собой; любит шумные места; разговаривает сам с собой, выполняя задание, часто вслух; часто переспрашивает; специально хлопает дверью и стучит объектами; играет с игрушками, которые издают звуки Гиперчувствительность к звукам (слуховое защитное поведение): закрывает уши руками; реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…); боится громких и неожиданных звуков; боится шума бытовой техники; не может слушать и смотреть одновременно отказываться посещать кинотеатры, парады; «мычит» себе под нос, чтобы блокировать внешние звуки.
Вкусовая система Гипочувствительность к оральным сигалам : может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…); предпочитает пищу с интенсивным вкусом; часто жует волосы, одежду или пальцы; постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста; любит вибрирующие зубные щётки и даже походы к зубному врачу Гиперчувствительность к оральным сигналам (оральное защитное поведение): избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; может есть только горячую или холодную пищу; отказывается пробовать новые блюда; отказывается посещать стоматолога; жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта
Обонятельная система (запахи) Гипочувствительность к запахам: испытывает сложности в различении запахов; затрудняется в различении неприятных запахов; изучает предметы, нюхая их; использует обнюхивание для общения с людьми; может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха Гиперчувствительность к запахам: повышенное восприятие и сильные реакции на запахи; отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха; демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом; не посещает определённых мест из-за непереносимости запахов
Зрительная система (визуальная информация) Гипочувствительность к зрительным сигналам: затрудняется в различении похожих между собой предметов; не видит целую картинку (разрезные картинки); затрудняется контролировать глазами движение предмета; любит яркий свет; любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…); с трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О с трудом различает цвета, формы и размеры Гиперчувствительность к зрительным сигналам: боится яркого света, жмурится, закрывает глаза; любит темноту; моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ; избегает контакта глаза в глаза; отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами; с трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает; легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении; не интересуется книгами и изображениями
Помощь детям с сенсорными проблемами. Средовый подход Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Стратегии помощи:
Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо знать: Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить . Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Успокаивающие стратегии
Помощь детям с гипочувствительностью к сенсорным стимулам
Помощь детям с гиперчувствительностью к сенсорным стимулам
Сенсорные игры в коррекционной работе - Игры и пособия для проприоцептивной системы - Игры и пособия для зрительной системы - Игры и пособия для тактильной системы - Игры и пособия для слуховой системы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные правовые акты Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Конвенция ООН о Правах ребенка Закон об Образовании Российской Федерации (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) ФГОС НОО для детей с ОВЗ (приказ № 1598 от 19.12.2014, применяется к правоотношениям, возникшим с 1.09.2016 г .) СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26) Порядки организации и осуществления деятельности по образовательным программам (дошкольное, школьное, дополнительное, профессионального обучения, среднего и высшего профессионального образования ) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Заключение ПМПК - единственный документ, дающий ребенку право… учиться по адаптированной образовательной программе; на создание специальных условий, указанных в заключении и предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, СанПинах и других актах; на специальные условия прохождения государственной итоговой аттестации для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих инвалидности.
Письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся. эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (статья 79.3) Должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися. Профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по техническому сопровождению образования инвалидов и лиц с ОВЗ» (приказ Минтруда России от 12.04.2017 № 351 н ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638). Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания». Тьюторское сопровождение
Тьютор Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н): одна из 6 обобщенных трудовых функций определено «тьюторское сопровождение обучающихся. Требования к квалификации . Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Тьютор – педагогический работник, специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится: педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья; организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Документация тьютора На федеральном уровне — закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, Профессиональный стандарт На уровне образовательной организации — устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем, должностная инструкция
Ориентировочный комплект рабочей документации тьютора : График работы. Циклограмма рабочего времени. Режим работы определяется расписанием уроков (занятий) в соответствии с объемом педагогической нагрузки. Программа тьюторского сопровождения План работы тьютора . Дневник наблюдений
Спасибо за внимание