1.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Монгуш Айслана Эдуардовна

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

 

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка  (манипулятивной ,  сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи  (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Методы, используемые в работе:

• Беседы,  игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы  арт - терапии (куклотерапия,  изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут развития

ребенка-инвалида

ФИО ребенка:

Возраст ребенка: 5 лет

Пол: мужской

Проблема: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией

Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среде сверстников.

Задача: − активизировать и расширять лексический запас;

               − развивать грамматический строй речи;

               − выработать отчетливее и правильное произношение звуков;

               − развивать артикуляционный аппарат;

               − улучшить подвижность и координацию пальцев рук.

Периодичность занятий:1раз в неделю

Длительность: 20 минут

Перспективный план маршрута

Срок

Тема

Цель

Пути достижения

Взаимодействия с родителями

Сентябрь

1 неделя

Упражнение «Осенние листочки»

Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев

Игра с мячом «Лето или осень?»

Закрепление знания признаков осени

2-я неделя

Упражнение «Эхо»

Развитие певческого голоса на материале гласных звуков; формирование правильной артикуляции гласных звуков [а], [o],[у], [и]

Беседа-рассказ воспитателя

Следить за тем чтобы ребенок старался вдох делать через нос, выдох – через рот.

3-я неделя

Упражнение «Давайте отгадаем»

Обучение отгадыванию загадок об овощах и фруктах

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Рекомендация для родителей закреплять умение отгадывать загадки

4-я неделя

Упражнение «наш сад»

Координация речи с движением, расширение глагольного словаря по теме: «Овощи», «Фрукты» Развитие слухового внимания. Закрепление навыков счета в пределах 4

Д/и «Урожай»

закреплять

Закреплять в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты»

Октябрь

1я неделя

«Найди фрукты»

Активизировать лексический запас по теме; уточнить с ребенком цвет, формы и вкус фруктов и овощей.

Игра «Угощение для гостей»

Закреплять согласовывать числительное с существительным

2я неделя

 

Упражнение «Приготовим суп»

Учить строить трех-четырехсловные предложения, согласовывая прилагательные, существительные в роде, числе, падеже; развивать связную речь

Игра «Кухня»

Проводить процесс готовки на кухне (дома)

3я неделя

Упражнение «Помоги ежику пройти в сад»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику; формировать умение правильно держать карандаш

Рисовать дорожку для ежика с заданиями

Закреплять умение обводить поочередно всеми пальцами левой и павой руки

4я неделя

Артикуляционная гимнастика «как мишутка искал мед»

Активизировать употребление в речи названий диких животных; развивать умение подражать голосам птиц и насекомых; развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику, артикуляционных мышц

Работа с зеркалом, беседа с воспитателем

Выполнять упражнение по рекомендации воспитателя для закрепления артикуляционных мышщ

Ноябрь

1я неделя

Упражнение «назови ласково»

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с помощью суффиксов -ик, -ек, -ок, -к

Работа с предметными картинами овощей

Закреплять уменьшительно-ласкательные суффиксы

2я неделя

Упражнение «Угадай каких игрушек не стало»

Учить образовывать форму Р.п.и В.п.ед.ч. существительных, уменьшительно-ласкательные существительные

Рассматривание игрушек и предметных картин

Активизировать лексический запас по теме, уточнить название предметов по форме, цвету, назначению

3я неделя

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок катался на велосипеде»

Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику, артикуляционных мышц

Игра «День рождения Язычка»

Уточнять произношение звуков [з}, [ш}

4я неделя

Упражнение «Помоги бабушке смотать клубочки»

Закреплять знание основных цветов, учить наматывать шерстяную нитку по часовой стрелке вокруг указательного пальца левой руки; закреплять навык количественного счета до 5.

Игра «Клубочек»

Упражнять количественный счет в пределах до 5

Декабрь

1я неделя

Упражнение «Домики»

Активизировать лексический запас по теме; ввести в экспрессивную речь детей понятия «Дикие животные»; уточнять названия частей тела животного (голова, туловище, хвост, лапы); закрепить название детенышей диких животных

Отгадывание загадок

Беседа воспитателя

Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

2я неделя

Упражнение «Угадай, кто живет в лесу?»

Активизировать знания о диких животных. Закреплять в речи предлоги В, НА, ввести предлог ОКОЛО. Развивать слуховое внимание; учить подражать голосам животных и птиц

Работа над сюжетной картинкой

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Закрепить обобщающее понятие дикие животные

3я неделя

Упражнение «помоги Маше и Пете пройти к животным»

Развивать мелкую моторику, учить двигать указательным и средним пальцам рук по разным кривым; закреплять знание основных цветов; учить понимать отвечать на вопросы «кому?», «какого цвета?», «кого нет?» учить строить трехсловное предложение К и КО

Д/и «Кого нет?» «Кто что ест?»

Закреплять в речи обобщающее слово животные

4я неделя

Упражнение «Что на елочке, угадай!»

Активизировать лексический запас по теме; учить строить трехсловное предложение, согласовывая сущ. И прил. В роде и падеже; закреплять в речи предлоги НА, ПОД, учить образовывать сущ. В форме Р.п. ед.ч.

Д/и «Укрась елочку»

Учить отвечать на вопросы «Чего нет?» Учить образовывать сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Январь

2я неделя

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок ходил в зоопарк»

Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц; закреплять правильное произношение (А), (И), (О),(Ш), (Ч).

Упражнения «Хоботок», «Качели», дых.гимнастика. «Автомобиль быстро ехал»

Упражнение

«Делать язык узким и широким»

3я неделя

Упражнение «Покорми птичек»

Учить согласовывать и поочередно двигать пальчиками правой руки, закреплять навык счета в пределах 5.

Нетрадиционное рисование пальцами. Выполнение заданий

Закреплять названия зимующих птиц

4я неделя

Упражнение «Что за птица, угадай»

Активизировать лексический запас по теме, уточнять названия птиц (ворона, воробей), ввести новые слова в экспрессивную речь (птица, чирикает, каркает, клюет, длинный, короткий, толстый, тонкий), закреплять в речи названия частей тела птиц (ноги, хвост, клюв, глаза)

Работа над предметными картинами из серии «Зимующие птицы»

Повторять. Учить различать звуки, издаваемыми разными птицами

Февраль

1я неделя

Артикуляционная гимнастика

«Как Язычок лепил снеговика»

Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц; учить закрывать попеременно глаза; активизировать мышцы мягкого неба

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Рекомендации воспитателя, выполнять артикуляционную гимнастику вместе с ребенком

2я неделя

Упражнение «Помоги зверятам спустится с горки»

Активизировать лексический запас по теме (слова: санки, лыжи, горка, спускаться, едят); учить строить трехсловные предложения; закреплять предлог на в активной речи; учить образовывать сущ.в форме Р.п. ед.ч.; учить проводить изогнутые линии

Д/и «Зимние забавы», «Кто на чем катается?»

Закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый)

3я неделя

Упражнение «Узнай на ощупь»

Закреплять в речи названия игрушек, обобщающее слово игрушки, учить соотносить игрушку и материал из которого оно сделано; развивать тактильные ощущения

Работа с предметными картинами из серии «Игрушки»

Рекомендации воспитателя, необходимо добиваться чтобы ребенок как можно полнее и точнее описывал свои тактильные ощущения

4я неделя

Упражнение «Угадай, где стоит игрушка»

Учить употреблять предлоги НА,ПОД, наречия ВВЕРХУ, ВНИЗУ, РЯДОМ, в двух-, трех-, четырехсловным предложении

Работа с предметными картинками «Игрушки»

Рекомендации воспитателя. Необходимо следить за правильным построением предложений

Март

1я неделя

Упражнение «Подарки»

Закреплять знание понятий большой-маленький, учить соотносить размер коробки с величиной игрушек.

Задание рисовании, работа с предметными картинками

Закреплять в речи обобщающие слова маленький-большой

2я неделя

Дыхательная гимнастика «Подснежники»

Продолжать развивать умение вдыхать носом и выдыхать ртом, формировать умение регулировать силу воздушной струи, закреплять навык счета до 3; ввести импрессивную речь в слово «подснежники»

Выполнять упражнение «Вдох-выдох», чтение стихотворение Е. Серова «Подснежник»

Закреплять умение регулировать дых.гимнастику

3я неделя

Упражнение «Помоги ребятам собрать букет»

Ознакомить детей с характерными признаками весны; ввести в импрессивную речь слова «весна», «подснежник»; закрепить знание основных цветов; учить дифференцированно двигать пальчиками правой и левой руки

Чтение стих-я С. Маршака «Апрель». Игра «Собираем подснежники в корзинку»

Закреплять дифференцированно двигать пальчиками правой и левой руки

4я неделя

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок гулял в лесу»

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, учить подражать голосам птиц

Работа над предметными картинками из серии «Птицы», выполнение артикуляционной гимнастики

Упражнять артикуляционную гимнастику по рекомендации воспитателя

Апрель

1я неделя

Упражнение «Кому что подарить?»

Учить отвечать на вопросы «Что?», «Кому?», «Какой?», «Какая?»; активизировать и обогащать лексический запас; продолжать учить строить трех- , четырехсловное предложение, согласии существительные и прилагательные в роде, числе и падеже; учить образовывать сущ. в форме ед.ч. Д.п.

Игра «Моя семья»

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2я неделя

Упражнение «Кто где живет, угадай»

Закреплять в речи названия цветов (красный, желтый, зеленый), частей и деталей дома (окно, крыша, труба, стена, дверь); названия диких животных (волк, лиса, ежик); развивать зрительное внимание и восприятие

Игра «Стенка, стенка, потолок»; Рисование с заданием.

Закреплять. Учить отвечать на вопросы «Где?», «Кто?», «Сколько?»

3я неделя

Упражнение «Назови, что это?»

Активизировать лексический запас по теме; уточнять вкусовые качества продуктов (вкусный, сладкий, свежий); обучать пониманию вопросов «Что это?», «Чего нет?

Д/игра «Булочная»

Уточнять вкусовые качества продуктов

4я неделя

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок пил чай с друзьями»

Продолжать развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [т], [ш], [ц].

Упражнение «Чашечка»

Упражнять артикуляционную гимнастику по рекомендации воспитателя

Май

1я неделя

 

 

 

 

Упражнение «Чего нет?»

 

 

 

 

 

Ввести в экспрессивную речь слово цветы; познакомить со строением цветка (головка, стебелек, лепесток, листочек)

закреплять в речи названия луговых цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик)

Художественное слово; Работа над предметными картинками из «Луговые цветы»

 

Закреплять навык счета до 5ти

 

 

 

 

2я неделя

Упражнение «Где бабочка, отгадай?»

 Учить плавно двигать кистями рук; продолжать учить согласовывать слова один, много с сущ.; закреплять в речи предлог НА; ввести в экспрессивную речь слово мак.

Пальчиковая гимнастика по Е.Г.Карельской

Повторять. Учить строить двухсловное предложение