Главные вкладки
1.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной , сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Индивидуальный образовательный маршрут развития
ребенка-инвалида
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 5 лет
Пол: мужской
Проблема: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией
Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среде сверстников.
Задача: − активизировать и расширять лексический запас;
− развивать грамматический строй речи;
− выработать отчетливее и правильное произношение звуков;
− развивать артикуляционный аппарат;
− улучшить подвижность и координацию пальцев рук.
Периодичность занятий:1раз в неделю
Длительность: 20 минут
Перспективный план маршрута
Срок | Тема | Цель | Пути достижения | Взаимодействия с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Упражнение «Осенние листочки» | Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев | Игра с мячом «Лето или осень?» | Закрепление знания признаков осени |
2-я неделя | Упражнение «Эхо» | Развитие певческого голоса на материале гласных звуков; формирование правильной артикуляции гласных звуков [а], [o],[у], [и] | Беседа-рассказ воспитателя | Следить за тем чтобы ребенок старался вдох делать через нос, выдох – через рот. |
3-я неделя | Упражнение «Давайте отгадаем» | Обучение отгадыванию загадок об овощах и фруктах | Пальчиковая гимнастика «Компот» | Рекомендация для родителей закреплять умение отгадывать загадки |
4-я неделя | Упражнение «наш сад» | Координация речи с движением, расширение глагольного словаря по теме: «Овощи», «Фрукты» Развитие слухового внимания. Закрепление навыков счета в пределах 4 | Д/и «Урожай» закреплять | Закреплять в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты» |
Октябрь 1я неделя | «Найди фрукты» | Активизировать лексический запас по теме; уточнить с ребенком цвет, формы и вкус фруктов и овощей. | Игра «Угощение для гостей» | Закреплять согласовывать числительное с существительным |
2я неделя
| Упражнение «Приготовим суп» | Учить строить трех-четырехсловные предложения, согласовывая прилагательные, существительные в роде, числе, падеже; развивать связную речь | Игра «Кухня» | Проводить процесс готовки на кухне (дома) |
3я неделя | Упражнение «Помоги ежику пройти в сад» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику; формировать умение правильно держать карандаш | Рисовать дорожку для ежика с заданиями | Закреплять умение обводить поочередно всеми пальцами левой и павой руки |
4я неделя | Артикуляционная гимнастика «как мишутка искал мед» | Активизировать употребление в речи названий диких животных; развивать умение подражать голосам птиц и насекомых; развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику, артикуляционных мышц | Работа с зеркалом, беседа с воспитателем | Выполнять упражнение по рекомендации воспитателя для закрепления артикуляционных мышщ |
Ноябрь 1я неделя | Упражнение «назови ласково» | Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с помощью суффиксов -ик, -ек, -ок, -к | Работа с предметными картинами овощей | Закреплять уменьшительно-ласкательные суффиксы |
2я неделя | Упражнение «Угадай каких игрушек не стало» | Учить образовывать форму Р.п.и В.п.ед.ч. существительных, уменьшительно-ласкательные существительные | Рассматривание игрушек и предметных картин | Активизировать лексический запас по теме, уточнить название предметов по форме, цвету, назначению |
3я неделя | Артикуляционная гимнастика «Как Язычок катался на велосипеде» | Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику, артикуляционных мышц | Игра «День рождения Язычка» | Уточнять произношение звуков [з}, [ш} |
4я неделя | Упражнение «Помоги бабушке смотать клубочки» | Закреплять знание основных цветов, учить наматывать шерстяную нитку по часовой стрелке вокруг указательного пальца левой руки; закреплять навык количественного счета до 5. | Игра «Клубочек» | Упражнять количественный счет в пределах до 5 |
Декабрь 1я неделя | Упражнение «Домики» | Активизировать лексический запас по теме; ввести в экспрессивную речь детей понятия «Дикие животные»; уточнять названия частей тела животного (голова, туловище, хвост, лапы); закрепить название детенышей диких животных | Отгадывание загадок Беседа воспитателя | Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов |
2я неделя | Упражнение «Угадай, кто живет в лесу?» | Активизировать знания о диких животных. Закреплять в речи предлоги В, НА, ввести предлог ОКОЛО. Развивать слуховое внимание; учить подражать голосам животных и птиц | Работа над сюжетной картинкой Дидактическая игра «Кто где живет?» | Закрепить обобщающее понятие дикие животные |
3я неделя | Упражнение «помоги Маше и Пете пройти к животным» | Развивать мелкую моторику, учить двигать указательным и средним пальцам рук по разным кривым; закреплять знание основных цветов; учить понимать отвечать на вопросы «кому?», «какого цвета?», «кого нет?» учить строить трехсловное предложение К и КО | Д/и «Кого нет?» «Кто что ест?» | Закреплять в речи обобщающее слово животные |
4я неделя | Упражнение «Что на елочке, угадай!» | Активизировать лексический запас по теме; учить строить трехсловное предложение, согласовывая сущ. И прил. В роде и падеже; закреплять в речи предлоги НА, ПОД, учить образовывать сущ. В форме Р.п. ед.ч. | Д/и «Укрась елочку» | Учить отвечать на вопросы «Чего нет?» Учить образовывать сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Январь 2я неделя | Артикуляционная гимнастика «Как Язычок ходил в зоопарк» | Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц; закреплять правильное произношение (А), (И), (О),(Ш), (Ч). | Упражнения «Хоботок», «Качели», дых.гимнастика. «Автомобиль быстро ехал» | Упражнение «Делать язык узким и широким» |
3я неделя | Упражнение «Покорми птичек» | Учить согласовывать и поочередно двигать пальчиками правой руки, закреплять навык счета в пределах 5. | Нетрадиционное рисование пальцами. Выполнение заданий | Закреплять названия зимующих птиц |
4я неделя | Упражнение «Что за птица, угадай» | Активизировать лексический запас по теме, уточнять названия птиц (ворона, воробей), ввести новые слова в экспрессивную речь (птица, чирикает, каркает, клюет, длинный, короткий, толстый, тонкий), закреплять в речи названия частей тела птиц (ноги, хвост, клюв, глаза) | Работа над предметными картинами из серии «Зимующие птицы» | Повторять. Учить различать звуки, издаваемыми разными птицами |
Февраль 1я неделя | Артикуляционная гимнастика «Как Язычок лепил снеговика» | Развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц; учить закрывать попеременно глаза; активизировать мышцы мягкого неба | Пальчиковая гимнастика «Снеговик» | Рекомендации воспитателя, выполнять артикуляционную гимнастику вместе с ребенком |
2я неделя | Упражнение «Помоги зверятам спустится с горки» | Активизировать лексический запас по теме (слова: санки, лыжи, горка, спускаться, едят); учить строить трехсловные предложения; закреплять предлог на в активной речи; учить образовывать сущ.в форме Р.п. ед.ч.; учить проводить изогнутые линии | Д/и «Зимние забавы», «Кто на чем катается?» | Закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый) |
3я неделя | Упражнение «Узнай на ощупь» | Закреплять в речи названия игрушек, обобщающее слово игрушки, учить соотносить игрушку и материал из которого оно сделано; развивать тактильные ощущения | Работа с предметными картинами из серии «Игрушки» | Рекомендации воспитателя, необходимо добиваться чтобы ребенок как можно полнее и точнее описывал свои тактильные ощущения |
4я неделя | Упражнение «Угадай, где стоит игрушка» | Учить употреблять предлоги НА,ПОД, наречия ВВЕРХУ, ВНИЗУ, РЯДОМ, в двух-, трех-, четырехсловным предложении | Работа с предметными картинками «Игрушки» | Рекомендации воспитателя. Необходимо следить за правильным построением предложений |
Март 1я неделя | Упражнение «Подарки» | Закреплять знание понятий большой-маленький, учить соотносить размер коробки с величиной игрушек. | Задание рисовании, работа с предметными картинками | Закреплять в речи обобщающие слова маленький-большой |
2я неделя | Дыхательная гимнастика «Подснежники» | Продолжать развивать умение вдыхать носом и выдыхать ртом, формировать умение регулировать силу воздушной струи, закреплять навык счета до 3; ввести импрессивную речь в слово «подснежники» | Выполнять упражнение «Вдох-выдох», чтение стихотворение Е. Серова «Подснежник» | Закреплять умение регулировать дых.гимнастику |
3я неделя | Упражнение «Помоги ребятам собрать букет» | Ознакомить детей с характерными признаками весны; ввести в импрессивную речь слова «весна», «подснежник»; закрепить знание основных цветов; учить дифференцированно двигать пальчиками правой и левой руки | Чтение стих-я С. Маршака «Апрель». Игра «Собираем подснежники в корзинку» | Закреплять дифференцированно двигать пальчиками правой и левой руки |
4я неделя | Артикуляционная гимнастика «Как Язычок гулял в лесу» | Продолжать развивать артикуляционный аппарат, учить подражать голосам птиц | Работа над предметными картинками из серии «Птицы», выполнение артикуляционной гимнастики | Упражнять артикуляционную гимнастику по рекомендации воспитателя |
Апрель 1я неделя | Упражнение «Кому что подарить?» | Учить отвечать на вопросы «Что?», «Кому?», «Какой?», «Какая?»; активизировать и обогащать лексический запас; продолжать учить строить трех- , четырехсловное предложение, согласии существительные и прилагательные в роде, числе и падеже; учить образовывать сущ. в форме ед.ч. Д.п. | Игра «Моя семья» | Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
2я неделя | Упражнение «Кто где живет, угадай» | Закреплять в речи названия цветов (красный, желтый, зеленый), частей и деталей дома (окно, крыша, труба, стена, дверь); названия диких животных (волк, лиса, ежик); развивать зрительное внимание и восприятие | Игра «Стенка, стенка, потолок»; Рисование с заданием. | Закреплять. Учить отвечать на вопросы «Где?», «Кто?», «Сколько?» |
3я неделя | Упражнение «Назови, что это?» | Активизировать лексический запас по теме; уточнять вкусовые качества продуктов (вкусный, сладкий, свежий); обучать пониманию вопросов «Что это?», «Чего нет? | Д/игра «Булочная» | Уточнять вкусовые качества продуктов |
4я неделя | Артикуляционная гимнастика «Как Язычок пил чай с друзьями» | Продолжать развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [т], [ш], [ц]. | Упражнение «Чашечка» | Упражнять артикуляционную гимнастику по рекомендации воспитателя |
Май 1я неделя
| Упражнение «Чего нет?»
| Ввести в экспрессивную речь слово цветы; познакомить со строением цветка (головка, стебелек, лепесток, листочек) закреплять в речи названия луговых цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик) | Художественное слово; Работа над предметными картинками из «Луговые цветы»
| Закреплять навык счета до 5ти
|
2я неделя | Упражнение «Где бабочка, отгадай?» | Учить плавно двигать кистями рук; продолжать учить согласовывать слова один, много с сущ.; закреплять в речи предлог НА; ввести в экспрессивную речь слово мак. | Пальчиковая гимнастика по Е.Г.Карельской | Повторять. Учить строить двухсловное предложение |