1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий

Монгуш Айслана Эдуардовна

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики

Проведения

 

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Используется для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подобраны в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения.

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, в оформлении помещений к праздникам и др.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводит в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика бодрящая или гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна (5-10 минут)

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам; обширное умывание; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Ритмопластика

Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. 

Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Релаксация

Во время занятий

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Гимнастика для глаз 

проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, 

способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога

Дыхательная гимнастика 

проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. 

У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

 

 

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на свежем воздухе.

Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15-20 мин., средний – 20-25 мин., старший – 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя гимнастика

проводится ежедневно 6-8 мин.

 У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Спортивная секция по национальной борьбе «Хуреш»

Проводится 1 раз в неделю с мальчиками

 

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

Утренний круг

упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 минут со старшего возраста

Занятия используются для психологической и терапевтической, развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один ребенок, а группа детей.

Одной из форм по укреплению здоровья детей является закаливание (традиционное и нетрадиционное, использование дыхательной методики А.Н. Стрельниковой). Среди мероприятий профилактического характера на одно из первых мест отдается использованию природных факторов, как мощных сил в борьбе с отрицательными влияниями внешней среды. К таким факторам относятся воздух, солнце, вода. Путём систематического закаливания, возможно, добиться устойчивости к вредным воздействиям внешней среды. Под закаливанием понимается система мероприятий, направленная на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. Основные правила закаливания:

- систематичность;

- возраст детей;

- здоровье детей.

Приступая к закаливанию, необходимо стараться вызвать интерес детей к закаливающим процедурам, желание продолжать их.

Использование воздуха – наиболее доступный вид закаливания. В летнее время постепенно обнажать детей, начиная с рук, ног, а затем и части туловища, оставляя их в одних трусиках. Использовать безветренную погоду, воздуха не ниже 22-23 в тени у малышей и 18-20 у старших детей.

Продолжительность первой световой ванны 3-5 минут. Через каждые 2-3 дня продолжительность увеличивается и доводится до 25-60 минут. В среднем курс световых процедур 25-30 раз.

К солнечным ваннам приступают, когда устанавливается хорошая погода и температура не ниже 18. Дозировка в строгом соответствии с возрастом детей, с учётом здоровья, а также с учётом местного климата. Перед тем как приступить к солнечным ваннам, вначале проводятся световоздушные ванны и только потом приступают к солнечным. Во избежание перегрева, на голову всегда надевают панамы, шляпы, пилотки.

Наиболее эффективное и доступное закаливание – это водой, её легко дозировать. Водные процедуры оказывают многогранное воздействие на организм. При систематическом применении повышается тонус нервной системы, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция. Уже через 2-3 недели появляется закаливающий эффект.

 

 

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

содержание

 

1

 

 

Обеспечение здорового ритма жизни

-адаптационный период;

-организация гигиенических условий в соответствии с медицинским требованиями;

-организация режима дня и учебной непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН.

 

2

 

 

Физические упражнения

-утренняя гимнастика;

-физкультурная непосредственная образовательная деятельность;

-подвижные игры;

-пешие прогулки;

-гигиеническая гимнастика после сна.

 

3

 

 

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений

-прогулки на свежем воздухе

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

 

4

 

 

Гигиенические и водные процедуры

-умывание

-мытье рук

-игры с водой

 

 

5

 

 

Свето-и-цветотерапия

-обеспечение светового режима;

-цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

 

6

 

 

Активный отдых

-развлечение

-игры-забавы

-дни здоровья

-праздники

 

7

 

 

витаминизация

 

-витамин С

 

8

 

 

Спец.закаливание

-умывание;

-босоножье;

-дыхательная гимнастика;

 

 

9

 

Психогимнастика

-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций

-коррекция поведения

 

10

 

 

Музыкальная терапия

-музыкальное сопровождение режимных моментов;

-музыкальное оформление фона занятий;

-музыкальное сопровождение театральной деятельности

 

11

 

 

Пропаганда здорового образа жизни

-тематические занятия;

-беседы;

-игры и упражнения

 

        Перечисленные формы и методы оказывают большое влияние на повышение уровня знаний и умений детей по физическому воспитанию, дают положительные результаты.  Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.