Самообразование

Ильина Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

 

   ПЛАН

по самообразованию педагога

Ильиной Екатерины Викторовны

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

__________________________________________________________________________________________________________

(тема)

2019 - 2020  

_____________________________________________

(учебный год)

Актуальность.

Тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» выбрана мною не случайно.

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Работа начата – 01.09.2019 года.

Работа закончится – 31.05.2020 года.

Этапы реализации самообразования

Этапы проведения

Работа по теме

Результат

I этап (сентябрь)

1.Изучение методической литературы:

 а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.

  •  б) Комплексное тематическое  
  • планирование.
  • Изучение статей в журналах:
  • «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное
  • воспитание».   
  • 2.Мониторинг  детей.

Программа «От рождения до школы под редакцией Н. В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

II этап (октябрь-ноябрь)

 Пополнение предметно-развивающей среды: настольно – печатными играми; словесными и играми с предметами.

1. Настольно – печатные игры.

2.Картотека речевых игр и игр с предметами.

III этап (в течении года)

1. Составление перспективного плана дидактических игр по развитию речи дошкольников.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

Перспективный план дидактических игр по речевому развитию детей.

IV этап (январь-февраль)

1.Анкетирование родителей.

2.Рекомендации для родителей.

3. Составление консультационного материала для родителей.

4.  Дидактический материал для родителей на: развитие грамматического строя речи; активизации словаря;  формирования звуковой культуры речи; формирования связной речи дошкольников”.

1.Анкеты.

2. Круглый стол "Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей", Семинар – практикум «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников».

3. Папки – передвижки и консультации: “Что такое дидактическая игра», «Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников?”, «Методические рекомендации по проведению дидактических игр», «Дидактическая игра своими руками».

4.Картотеки игр.

V этап (май)

 Контрольный мониторинг детей.

Аналитические справки по мониторингу.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, планируемые в процессе работы над темой:

-  изучение литературы по теме;

- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;

- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;

- апробация разработанной модели на практике. Внести необходимые коррективы;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

обобщение результатов на заседании методического объединения.

 Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.

Перспективное планирование дидактических игр для детей в средней группе

Неделя

Дидактическая игра

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2 неделя «Мой детский сад»

«Буратино – путешественник»

Ориентироваться в значении глаголов.

«Где что лежит»

Учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

3 неделя «Какие мы»

«Игра с микрофоном»

Систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга.

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

4 неделя

«Правила нашей жизни»

«Прятки»

Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

«Кто больше вспомнит»

Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Октябрь

1 неделя

«Овощи»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Где что растет?»

Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

2 неделя

«Фрукты»

«Где что лежит»

Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.

«Где что растет?»

Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

3 неделя

«В лес за грибами и ягодами»

«Какой цветок»

Учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

«Брать – не брать»

Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

4 неделя

«Осень»

«Назови одним словом»

Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

«Лето или осень»

Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ноябрь

1 неделя

«Улицы моего города»

«Назови улицу»

Учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишневая)

«Отгадай – ка»

Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

2 неделя

«Как вести себя на улице»

«Веселый мяч»

Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

3 неделя

«Мы идем в магазин»

«Магазин»

Учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания

«Какая, какое, какой»

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

4 неделя

«Досуг в выходные»

«Почтальон принес открытку»

Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

«Так бывает или нет»

Учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

Декабрь

1 неделя

«Я и моя семья»

«Ласковые слова»

Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т.д.)

«Кто больше назовет действий»

Учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

2 неделя

«Наш дом»

«Где что лежит»

Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.

«Какое что бывает»

Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.

3 неделя

«Зима»

«Вьюга»

Развивать силу голоса детей.

«Игра в загадки»

Расширять запас существительных в активном словаре.

4 неделя

«Зимние праздники»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Выдели слово»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

«Мебель»

«Прятки»

Активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между)

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

3 неделя

«Еда и посуда»

«Найди по описанию»

Упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах

«Какое что бывает»

учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

4 неделя

«Одежда, головные уборы и обувь»

«Одежда»

Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).

«Загадай, мы отгадаем»

Закрепить знания об одежде и головных уборах; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Февраль

1 неделя

«Профессии»

«Что делает?» - описание работы дворника

Развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника

«Кому что нужно»

Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание

2 неделя

«Творческие профессии»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Выдели слово»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

3 неделя

«Папин праздник»

«Кто что делает»

Активизировать в речи детей глаголы – действия.

«Придумай другое слово»

Расширять словарный запас; развивать внимание.

4 неделя

«Мамин праздник»

«Кто что делает»

Активизировать в речи детей глаголы – действия.

«Подбери похожие слова»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Март

1 неделя

«Дикие звери в зоопарке»

«Кто у кого»

Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа

«Что умеют делать звери?»

Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

2 неделя

«Домашние животные»

«Как «говорит»?»

Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.

«Найди ошибку»

Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

3 неделя

«Птицы»

«Птица с птенцами»

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

«Кто летает»

Закрепить знания о птицах, развивать внимание, память.

4 неделя

«Рыбы, морские и речные обитатели»

«В реке водились»

Учить правильно употреблять существительные  множественного числа в винительном, родительном падежах, закрепить знание рыб

«Какая, какое, какой»

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Апрель

1 неделя

«Весеннее пробуждение природы»

«Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

«Какое время года»

Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

2 неделя

«Насекомые»

«Комары и жуки»

Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].

«Что за насекомое»

уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

3 неделя

«Сажаем растения»

Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Отгадай, что за растение»

Учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

4 неделя

«Откуда хлеб пришел»

«Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

«Игра в загадки»

Расширять запас существительных в активном словаре.

Май

1 неделя

«Транспорт»

«Чего не стало»

Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного числа, развивать зрительную память.

«Третий лишний»

закрепить знания детей о многообразии транспорта, развивать память, быстроту реакции.

2 неделя

«Мой календарь»

«Что сначала, что потом»

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь

«Какое, что бывает»

Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

3 неделя

«Времена года»

«Скажи по другому»

Учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный)

«Весна или лето»

Закрепить знание признаков весны, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

4 неделя

«Что мы знаем и умеем»

«Закончи фразу»

Учить подбирать слова подходящие по смыслу

«Не ошибись»

Закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План по самообразованию

воспитателя

Ильиной Екатерины Викторовны

2020 – 2021гг.

г. Пыть-Ях

Общие сведения о педагоге:

1. Образование – высшее.

2. Квалификация – нет.

3. Стаж работы в ДОУ -  9 лет

4. Педагогический стаж – 9 лет

5. Тема самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»

6. Работа начата - 01.09.2020г.

7. Предполагается закончить - 31.05.2021 г.

 8. Цель: повышение уровня педагогического мастерства, повышение образовательной компетенций воспитателя в составлении модели формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

9. Задачи:

  • Совершенствовать и углубить свои знания.
  • Изучить методику использования дидактических игр для закрепления программного материала по финансовой грамотности;
  • Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность темы

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

    Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим, детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Перспективный план на  2020 - 2021 учебный  год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнении

Подготовительный этап

сентябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор методической  литературы.

Знакомство с интернет-ресурсами по теме.

Создание методической копилки по теме

Реализация плана

в течение года

Изучение  методической  литературы

Подбор дидактических игр для использования в ООД  в соответствии с темами программы по разделу «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Картотека дидактических  игр в соответствии с темами программы для применения в ООД

Изготовление дидактического материала

Работа

с детьми

сентябрь

«Наши финансы» (ознакомительное занятие)

Беседа с детьми, видео-презентация

«История возникновения денег»

октябрь

«Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине»

Картотека дидактических  игр для использования при организации игровой деятельности

«Все профессии нужны, все профессии важны!» (виды профессий и их значимость)

ноябрь

 «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда»

Беседа с детьми

декабрь

«Путешествие в сказочную страну Финансов»

Конспект занятий с применением информационных технологий

январь

Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет»

Картотека сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности.

февраль

 «Азбука юного финансиста

Конспект занятий

март

«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты)

Изготовление альбома

Наглядный материал

«Сначала зарабатываем – потом тратим»

апрель

«Кто трудится, кто играет»

Дидактические игры

«Какие бывают доходы»

«Назови монету»

май

Практическое задание «Чего нельзя купить за деньги?»

Игровая ситуация с детьми

Работа с

родителями

сентябрь

Консультация «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через произведения художественной литературы»

Конспект

октябрь

«Финансовая грамотность каждому дошкольнику»

Видео-презентация

ноябрь

«Финансовая грамотность начинается в семье»

Буклет

декабрь

Практические советы родителям «Ребёнок и карманные деньги»

Конспект

январь

«Рекламный буклет»

Совместная творческая деятельность

февраль

«Экономическое развитие дошкольников»

Изготовление папки-передвижки

март

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Результаты анкетирования

апрель

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Конспект

май

Игра «Азбука финансов»

Мастер-класс

в течение

      года

Индивидуальные консультации и беседы

Информационные листы

Работа с

педагогами

сентябрь, октябрь

Изучение опыта работы  педагогов ДОУ по использованию дидактических игр как средства закрепления и развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Посещение занятий

ноябрь

Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

Конспект

декабрь

 «Финансы и дошкольник: за и против»

Семинар

январь

«Бюджет семьи – забота каждого»

Изготовление буклета

февраль

Проект «Юный финансист»

Разработка и внедрение проекта

март

«Развитие финансовой грамотности дошкольников»

Круглый стол

апрель

Консультация для педагогов «Формируйте у детей разумные потребности»

Конспект

май

Совместное развлечение «Путешествие в денежную страну».

Демонстрация итогов проделанной работы по самообразованию за учебный год.

Приглашение на развлечение

Изучение методической литературы

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

 3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

7. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика

  А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

9. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

Приложение №1

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?( Да /Нет);

2.Нужно ли детей знакомить с экономикой?( Да /Нет);

3.Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4.Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?( Да /Нет);

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?( Да /Нет);

6.Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?( Да /Нет);

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?( Да /Нет);

9.Знают ли дети профессии родителей?( Да /Нет);

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?( Да /Нет);

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?( Да /Нет)

Спасибо!

Приложение №2

Практические советы родителям «Ребенок и карманные деньги»

          В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стала особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остается неочевидной.     В России по-прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16-20 лет.

Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше! Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю — это карманные деньги, о которых и пойдет речь сегодня.

Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

  1. Выдавайте детям карманные деньги.

Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п.

  1. Договоритесь с ребенком о сумме и периодичности выдачи карманных денег.

Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребенка, — предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течение этого разговора рассказать ребенку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определенную сумму карманных денег (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц и т.п.).

  1. Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

  1. Не увлекайтесь контролем расходов.

Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

  1. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.

Обсудите с ребенком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

  1. Договоритесь о помощи при крупной покупке.

Если копить на важную для ребенка вещь необходимо слишком долго — мотивируйте ребенка тем, что когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

  1. Включите в карманные деньги часть расходов на ребенка.

Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти — до тех пор, пока все расходы ребенка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

  1. Помогите ребенку оптимизировать расходы.

Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

  1. Будьте примером.

Обратите внимание на то, что дети — наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

  1.  Предложите ребенку специальное обучение.

Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.

Приложение №3

Конспект занятия

«Путешествие в сказочную страну Финансов»

Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1)                расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;

2)                развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3)                воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: финансы, деньги, валюта. Организация работы: в подгруппах, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Ход мероприятия

Воспитатель:

(Слайд 1). Здравствуйте ребята! Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и отправившись в сказочное путешествие в страну Финансов.  (Слайд 2). Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными  расчетами  между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и  дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, то есть все, что может быть  преобразовано в деньги при их продаже.

(Слайд 3). Посмотрите на экран. Что вы видите? Да, это деньги - бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Что такое деньги? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

А теперь немного порассуждаем. Возьмем 1 рубль.  Из чего состоит рубль? (Копейки). Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т.д. ). Как называются деньги других стран? (Валюта).

Да, ребята, валюта - это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Российской Федерации, доллар в США и т.д.). А, как вы думаете, раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет?

Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. (Слайд 4). Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека.

Организация: мозговой штурм

(Слайды 5,6). У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.

Физкультминутка  «Часики» (Слайд 7).

(Дети ставят руки на пояс и выполняют наклоны вправо, влево.).

Смори скорей, который час:
Тик-так, тик-так!
Налево – Раз! Направо – два!
Мы тоже можем так!

Воспитатель:

(Слайд 8). Ребята, а что вы знаете про современные деньги? Да, они бывают наличными и безналичными. Современные деньги всегда удобны?

На столах у вас лежат деньги. Представим, что родители вам их дали на карманные расходы. Посчитайте их и скажите, куда бы вы их потратили. Дети отвечают.

Ребята, что значит экономно распорядиться деньгами? 

Воспитатель:

А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? Давайте пофантазируем. Изобразите, как вы представляете деньги будущего. (Звучит спокойная музыка). (Слайд 9).

Организация: продуктивная деятельность.

В течение 10 минут дети рисуют деньги будущего.

Воспитатель выставляет готовые рисунки детей. (Обсуждение рисунков.)

 А теперь нам пора расставаться. Давайте, улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой и скажем: «До свидания!».

Приложение №4

Конспект занятия «Азбука юного финансиста»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.

.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: 

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка появляется ковёр-самолёт.

Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Ковёр-самолет.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: Для путешествия.

Воспитатель: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

В копилку я их положила-

Подарок мамочке купила. (Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».

Физминутка:

«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия. 

Воспитатель: Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

Дети: В банке, банкомате.

Воспитатель: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?

Дети: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая часть «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Приложение №5

Дидактические игры по формированию

экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Задачи:

Д. : систематизировать знания детей о зависимости между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Р. : развивать логическую связную речь, умение обобщать, анализировать.

В. : упражнять детей в выполнении правил игры

Игровая задача: из двух предложенных вещей выбрать ту, которую купят быстрее, и объяснить причину своего выбора.

Игровые правила: брать две карточки с изображением одинаковых товаров, разных по качеству.

Атрибуты игры: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, н а одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка и т. д.).

Игровые действия: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров, разных по качеству. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Какие бывают доходы?»

Дид. задачи: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Игровая задача: выделить вид деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату и деятельность взрослых, которая приносит дополнительный доход.

Игровые правила: отвечает только тот, на которого покажет педагог.

Атрибуты игры: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход).

Игровые действия: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-34026-1554904982.jpg

Дидактическая игра-лото «Береги свет, тепло и воду»

Задачи:

Д. : обогатить и систематизировать знания детей о правилах рационального использования энергии, тепла, водных ресурсов в быту.

Р. : развивать умение обобщать, анализировать, обогащать словарный запас, развивать логическую связную речь.

В. : воспитывать бережное отношение к свету, теплу и воде.

Игровая задача: найти такую же картинку и объяснить это правильно или так делать не следует.

Игровые правила: слушать и не мешать товарищам.

Атрибуты игры: картинки по теме «Береги свет, тепло, воду»

Игровые действия:

1 Вариант. «Найди такую же картинку», "Найди и объясни, как делать нельзя".

2 Вариант. «Найти картинки связанные с водой, теплом, светом»3

Вариант. «Я загадаю, ты найди». Ребенок ищет картинки слушая правило: например: «Вышел из комнаты выключи свет». 

Приложение №6

Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно –дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры«Что? Где? Когда?»«КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Особый интерес вызывают развлечения(«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»«Бизнес-клуб»«Аукцион», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием,народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании дошкольников.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;
  • организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План по самообразованию

                «Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников в условиях ФГОС»

на 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:

Ильина Екатерина Викторовна

2021 год

Тема самообразования: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»»

Работа начата - 01.09.2021г.

Предполагается закончить - 31.05.2022 г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
  • Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.
  • Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность темы.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

 Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Метод решения проблемных ситуаций.
  • Загадки, пословицы.
  • Чтение художественных произведений.
  • Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок. 
  • Изобразительная деятельность.
  • Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
  • Обустройство патриотического уголка в группе.

Основная форма работы нравственно-патриотического воспитания детей – непосредственно образовательная деятельность (различного рода тематические занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории). Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Следует отметить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, потешки и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Перспективный план на 2021-2022 учебный год

Работа с детьми

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Подготовительный этап

Составление перспективного плана работы.

Подбор методической  литературы.

Знакомство с интернет-ресурсами по теме.

Сентябрь

Оформление уголка в группе «Моя Родина-Россия».

Стенд «Моя Родина-Россия»

Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья».

Изготовление герба «Моя семья»

       Октябрь

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, стихи родине.

Создание картотеки.

Ноябрь

День народного единства «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды»

Демонстрация видео-презентации

Декабрь

Сложи герб из фрагментов «Флаг России»;

Д/и «Кто где живет?»

«Когда это бывает?» «Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот»,  «Хорошо- плохо», «Угадай по описанию».

 Картотека дидактических игр

Январь

Проведение акций: «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой», «Кормушка для птиц».

Фотоотчёт

Февраль

«День Защитника Отечества» 

Проведение праздника. Изготовление подарков для пап.

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

Видео-презентация

Март

Беседы на тему «Моя мама лучшая на свете». Спортивно-познавательный досуг «Широкая Масленица»

Выставка детских работ «Мамин портрет»

Апрель

Беседа «День космонавтики»

Выставка рисунков и поделок «Необъятный космос»

«Моряки», «Защитники», «Школа», «Моя семья»

Картотека сюжетно-ролевых игр

Май

Акция «Окна Победы»

Фотоотчёт

Беседа «День Победы»

Выставка детского художественного -творчества «День победы»

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы

В течение года

Чтение художественной литературы детям  о природе России, о родном крае, о войне и других исторических событиях.

Работа с родителями

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь

Консультация «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье».

Конспект

Октябрь

Оформление папки-передвижки «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина».

Изготовление папки-передвижки

Ноябрь

Консультация «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи»

Конспект

Декабрь

Оформление картотеки нравственно-патриотических игр.

Картотека игр

Январь

Консультация «Как воспитать маленького патриота»

Информация для родительского уголка.

Февраль

Папка-передвижка

«Наша Родина – Россия».

Оформление стенгазеты «Мой папа- самый лучший!»

Помощь в оснащении уголка   сделанных своими руками из подсобных материалов.

Март

Консультация «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».

Оформление выставки

Выставка рисунков: «Вместе с папой мы рисуем маму»

Апрель

Консультация «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Наглядный материал

 

Май

        

Творческая выставка на тему «День победы»

Оформление выставки

Информация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?»

Информационные листы

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Участие родителей в экскурсиях по городу, акциях совместно с детьми.

Изучение методической литературы

1.  Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

3. Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

 4. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.

5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Учеб.практ. пособие для дошк. Учреждений. / О.Л. Князева, М.Д.Маханёва.- Санкт – Петербург, 2004.–30с

6. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа:http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

7. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа:http://www.portal-slovo.ru.