Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 20.68 КБ |
proekt_konsul_dlya_pedagogov.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
в средней группе
«Птицы в зимний период»
«Птицы в зимний период»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов ,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Технологическая карта проекта
№/п | Содержание | Пояснение |
1. | Название проекта | «Помогите зимующим птицам» |
2. | Тип проекта | Информационно-познавательный |
3. | Вид проекта | Групповой. |
4. | Продолжительность | Краткосрочный |
5. | Время реализации | |
6. | Участники проекта | Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели. |
6. | Организаторы проекта | Воспитатели: Шаригина Л.А. |
7. | Интеграция образовательных областей | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая. |
8. | Цель проекта | Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь . |
9. | Задачи | -формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания; -расширить знания детей о зимующих птицах, -учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края; -познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц; -привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой; -развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц; -пополнить предметно-развивающую среду. |
10. | Ожидаемые результаты | -расширение кругозора детей о зимующих птицах; -проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам); - развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах; -воспитание у детей сострадания и любви; -активное участие детей и родителей в помощи птицам; -повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей; |
Этапы проекта
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Составление технологической карты проекта.
- Перспективное планирование проекта
- Подбор детской художественной литературы.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
I. Работа с детьми
ОО «Познавательное развитие»
Наблюдения:
- за птицами у кормушек;
- сравнение голубя и воробья;
- за птицами на территории детского сада;
- наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.
Дидактические игры:
- «Сложи птицу» (разрезные картинки)
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.
- «Угадай птицу по описанию»
Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
- «Узнай по голосу»
Цель: развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.
- «Меню птиц»
Цель: формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.
- «Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
- «Большой – маленький»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
ООД Ознакомление с природой.
Тема: «Как птицы живут зимой?»
Цель: Сформировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;, элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Ручной труд
Тема: «кормушка своими руками»
Цель: Изготовление кормушек с родителями. Групповое творческое оформление кормушек.
Труд в природе
Тема: « Подкармливание птиц»
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ООД Рисование
- Тема: «Красивая птичка»
Цель : учить детей рисовать птичку, передавая форму тела(овальная),частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение.
ООД Аппликация
- Тема: «Воробушки ищут корм»
Цель: учить составлять изображения воробушка из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам.
ООД Лепка
- Тема: «Воробушки на кормушке»(коллективная)
Цель: Сформировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года
ОО «Физическое развитие»
- Подвижные игры
- «Воробушки и кот»;
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Перелет птиц»;
- « Птички ».
ОО «Речевое развитие»
- Речевое общение:
- «Как живут птицы зимой?»;
- «Меню птиц»;
- «Кто заботится о птицах?»;
- Проблемная ситуация: «Что может произойти , если не подкармливать птиц зимой?»
- составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- М.Горький «Воробышек»,
- Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.
II.Работа с родителями
- Консультации:
- Тема: «Кормушки для птиц своими руками ».
- Тема:«Зимующие птицы»
- Домашнее задание
- Сделать кормушки для птиц;
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Оформление результатов проекта
- Акция «Покормите птиц зимой!»
- Итоговое занятие по познавательному развитию «Как птицы живут зимой?»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями про зимующих птиц.
- У детей сформировались любознательность, творческие способности.
- Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
- Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Проектная деятельность в детском саду"
Что же это такое проект?
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему УДО открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка?
vраскрытие творческого потенциала;
vумение работать в группе;
vумение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
vумение презентовать свою работу.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность воспитанника;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Преимущества проектного метода:
• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в УДО условия для эффективного образовательного процесса.
Вариативность использования проектного метода.
Переход на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Виды проектной деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:
- по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
- по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
- по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);
- по доминирующему виду проектной деятельности: информационные, исследовательские, творческие, проектно-ориентированные
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.
В практике УДО используются следующие типы проектов (по Л.В.Киселёвой):
- исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп;
- информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе;
- ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
- творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы;
В образовательном процессе УДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.
1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
v«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);
vОбраз «Семь мы»;
vСоставление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт).
Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как "Пять П" .
vПроблема
vПроектирование проекта
vПоиск информации
vПродукт
vПрезентация
Рассмотрим методы и способы разработки проектов
"Модель трёх вопросов"
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Содержание, то что дети уже знают. | План, тема проекта. | Источник новых знаний, т.е. проекта. |
В заполнении модели принимают участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.
Образ "Семь мы"(по Заир-Бек)
- Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Системная паутинка по проекту
Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учетом программных требований.
Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получатся в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. А также те формы работы, в которых могут принять участие родители.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком (от личностно-оринтированного к компетентностному подходу).
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе УДО помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.