Моя система работы

Субботина Елена Владимировна

В данном разделе представленно планирование работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования и художественного труда по всем возрастным группам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_subbotinoy_e.v.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146»

СИСТЕМА РАБОТЫ

«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования и художественного труда»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Субботина Елена Владимировна

р.п. Тума

«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования и художественного труда»

       Моя работа посвящена одной из актуальных проблем эстетического воспитания - формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.

    Для выполнения более углубленной работы по формированию у детей начал эстетического воспитания в детском саду возникла необходимость создания системы работы, в которой можно было  бы совместить разные виды деятельности, так как интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно- эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  возможностями. Я объединила  все виды изобразительной деятельности и создала такую систему работы, работая по которой в одном занятии используется рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, нетрадиционные методы рисования( ватными палочками, пуантилизм, пальчиком, монотипия). Такая система работы способствует более полному усвоению художественного опыта, ненавязчиво подталкивает ребёнка к самостоятельной творческой деятельности

          Основная цель моей работы: -объединение познавательного, творческого и личностного развития в едином педагогическом процессе, развитие задатков и способностей через изучение нетрадиционных способов рисования и художественный труд

           Для  своей системы работы я выделила следующие задачи:

1.  Развитие способностей художественного видения мира.

2.  Формирование потребности  в самостоятельном творчестве, умения применять полученные навыки в повседневной жизни.

3.  Формирование эстетического вкуса.

4. Развивать способность различать способы нетрадиционного рисования и использовать их приёмы в своём творчестве, объединяя в единую композицию.

5.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

6.  Обогащение эмоционального опыта.

7.  Воспитание чувства любви  родному краю.

Основными формами  организации работы являются:

Занятия по эстетическому воспитанию- где дети знакомятся с различными видами техникой нетрадиционного рисования.

Содержание совместной деятельности воспитателя  с  детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к  нетрадиционным  приёмам рисования и использования в своём творчестве.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель создаёт специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.

Система работ составлена с учётом возрастных особенностей детей. Каждой возрастной группе поставлены задачи. Для решения которых разработан перспективный план.

                         

Содержание системы  работы

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.

Учить детей трафаретной печати, учить рисовать пальцами, ватной палочкой  проводить линии и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Переводить детей от рисования -подражания к самостоятельному творчеству.

Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу и на этой основе учить детей.

Младший дошкольный возраст.

Название занятия

Задачи занятия

Октябрь

Октябрь

1

«Королева-кисточка»

Знакомство с кистью и красками, свободное рисование.

2

«Что за палочки такие?»

Ознакомление с карандашом, рисование произвольных линий.

3

«Мы печатаем ладошки»

Познакомить детей со способами печати, учить оставлять оттиск своей ладошки на листе бумаги.

4

«Весёлые ладошки» (коллективная работа). Печать.

Продолжать учить правильной последовательности действий при печати.

Ноябрь

Ноябрь

1

«Печатаем пальчиком»

Развивать умение аккуратно обращаться с красками, продолжать развивать мелкую моторику рук.

2

«Мы печатаем строительным материалом»

Развивать интерес к печати, поощрять у детей самостоятельные действия печати.

3

«Мы печатаем человечков» (работа по подгруппам детей).

Продолжать учить правильно и аккуратно оставлять отпечатки предметов на бумаге.

4

«Печатаем домик»

Продолжать учить правильно и аккуратно оставлять отпечатки предметов на листе.

Декабрь

Декабрь

1

«Отпечатай ёлочку»

Поощрять интерес детей к печати. Получение шарообразной формы круговыми движениями пальцев.

2

«Мы составляем картинки из своих рисунков-печатей»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру. Развивать фантазию.

3

«Цветная прогулка»

Уточнить представление детей о зимнем времени года, показать приёмы рисования гуашевыми красками на снегу.

4

«Узнай, что нарисовано, отпечатано»(занятие-развлечение).

Создать у детей радостное настроение, развивать фантазию, воспитывать дружный коллектив.

Январь

Январь

1

«Весёлые кляксы» (зеркальная монотипия)

Учить создавать оригинальные «абстрактные» цветовые композиции, путём складывания листа бумаги и получения одинакового отпечатка

2

«Тучка» (рисование штрихом).

Развивать ассоциативное виденье по цвету, форме. Учить рисовать карандашом небольшие штрихи.

3

«Бабочка» (зеркальная монотипия).

Развивать ассоциативное виденье по цвету, очертаниям, форме, развивать фантазию.

4

«Выставка наших работ».

Учить детей самостоятельно дополнять полученные в течение полугода работы мелкими деталями.

Февраль

Февраль

1

«Зайчик» (печать трафаретом).

Учить детей получать отпечаток картинки путём наложения готового трафарета на лист бумаги и закрашивания его краской.

2

«Мышка и репка» (рисование с элементами аппликации).

Создание простой композиции: наклеивание травки, рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом.

3

«Цветы на клумбе» (рисование пальцем).

Учить детей рисовать пальцами.

4

«Жёлтые одуванчики» (рисование пальцами).

Продолжать учить рисовать пальцами.

Март

Март

1

«Волшебные снежинки» (аппликация с элементами рисования).

Наклеивание снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг), дорисовывание узоров фломастерами.

2

«Снеговик» (коллективная работа).

Учить детей скатывать шарики из бумаги, выкладывать им контур снеговика

3

«Дождь, дождь» (рисование ватными палочками)

Изображение тучи и дождика ватными палочками с изменением частоты размещения пятен.

4

«Ягодка за ягодкой».

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок - ватными палочками.

Апрель

Апрель

1

«Рыбки» (обрывная аппликация)

Создание композиций с помощью обрывной аппликации. Учить детей техники обрывной аппликации.

2

Беседа о красках. Игры с цветом.

Продолжать учить детей различать цвета спектра. Проведение игры «Цветные ладошки».

3

«Ручеёк и кораблик» (аппликация с элементами рисования).

Составление композиции из нескольких элементов разной формы, развитие чувства формы и композиции.

4

«Цветная прогулка»

Уточнить представление детей о весеннем времени года, развивать интерес к окружающему миру, природе.

Май

Май

1

«Волшебные цветы» (рисование по мокрому листу бумаги)

Учить детей рисовать цветок на мокром листе бумаги с помощью ватной палочки

2

«Весёлые цыплята» (рисование пальцами)

Создание выразительного образа цыплят с помощью рисования пальцем.

3

Развлечение с красками «Весёлое лето».

Продолжать учить различать краски спектра, их оттенки.

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет.

Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (например, изображать солнце в рисунке, аппликации).

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись).

Создавать условия для свободного, самостоятельного разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, фольга и т. д.), инструментами (кисть, карандаш, фломастеры, ножницы), изобразительными техниками.

Создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

Средний дошкольный возраст.

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

Сентябрь

1

«Что за краски!»

Сравнение гуаши и акварели

2

«Чудеса чародея цвета»

Формировать представление о средствах выразительности изобразительного искусства.

3

«Фрукты» (рисование)

Раскрашивание заранее нарисованной картинки, получение цвета путём смешивания, наложения одной краски на другую

4

«Ваза» (рисование + аппликация из природного материала)

Продолжать учить детей закрашивать готовую картинку путем смешивания красок, дополнять рисунок аппликацией из природного материала

Октябрь

Октябрь

1

«Животные» (печать клубком ниток)

Создавать рисунки с помощью печати клубком ниток

2

«Рыбка» (рисование «клубочком»).

Учить создавать свои рисунки с помощью «клубочка». Развивать кругообразующие движения кистей руки

3

«Зайка серенький сидит» (рисование штрихами)

Рисование с помощью штриховых линий

4

«Карандаши и фломастеры»

Ознакомление с техникой рисования фломастером.

Ноябрь

Ноябрь

1

«Волшебные листочки» (рисование воском, стеариновой свечой)

Создание работ с помощью кусочка стеариновой свечи

2

«Рисование по замыслу»

Рисование поролоном, губкой. Обучение технике рисования.

3

«Как кисточки играли с цветами» (развлечение)

В игровой форме продолжать учить детей смешивать краски, развивать у детей эмоциональное восприятие цветовой гаммы

4

«Тарелочка» (смешивание красок + аппликация)

Продолжать учить детей смешивать краски , получать новые цвета, интересные цветосочетания

Декабрь

Декабрь

1

«Цветная прогулка»

Обратить внимание детей на зимнее время года, красках природы, характерных для зимы

2

«Сказочная герой» (дорисовка абстрактного пятна)

Развивать у детей фантазию, посредством дорисовки изображения из абстрактного пятна

3

«Картинки матушки-зимы» (рисование модульное)

Создание красивых зимних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник рисования

4

«Весёлые снежинки» (пуантилизм)

Учить детей технике рисования точками

Январь

Январь

1

«Снег» (печать пальчиком)

Развивать мелкую моторику и координацию рук посредством печати

2

«Загадки-отгадки» (рисование свечой)

Обучать детей приёму рисования свечой

3

«Загорелся Кошкин дом» (рисование способом прикладывания)

Рисование способом прикладывания, приклеить готовые силуэты дома и кошки

4

«Тучи по небу бежали» (аппликация-мозаика с элементами рисования)

Знакомство с техникой аппликативной мозаики

Февраль

Февраль

1

«Мышка бежит в норку» (рисование штрихами + аппликация)

Рисование штрихами, развитие фантазии

2

«Живые облака» (аппликация обрывная по замыслу)

Освоение обрывной техники аппликации, развитие воображения

3

«Рыбки играют, рыбки сверкают» (коллективная аппликация из ткани)

Учить составлять изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений

4

«Весёлые кляксы» (зеркальная монотипия)

Развивать ассоциативное виденье по цвету, очертаниям, форме

Март

Март

1

«Выставка наших работ»

В игровой форме научить детей дополнять свои работы различными деталями.

2

«Подарок маме» (объёмная аппликация)

Учить детей делать открытку с объёмной аппликацией

3

«Сказочный цветок» (рисование пальцами)

Продолжать учить детей рисовать пальцем, создавать продуманную композицию)

4

Досуг «Чудесное превращение точки»

Продолжать знакомить со свойствами гуаши.

Апрель

Апрель

1

«Путаница» (рисование-фантазирование по замыслу)

Освоение нетрадиционного рисования «кляксография»

2

«Кораблики» (рисование по мокрому листу)

Познакомить с рисованием по мокрому листу бумаги

3

«Попугай» (обрывная аппликация)

Аппликация способом обрывания

4

«Цветная прогулка»

Уточнить представление детей о весеннем времени года

Май

Май

1

«Весна, весна на улице» (рисование ватными палочками)

Рисование пейзажа ватными палочками

2

«Одуванчик - толстые щёки» (рисование фломастерами, пуантилизм)

Рисование в технике пуантилизма

3

«Кто-кто в рукавичке живет» (рисование цветными карандашами по замыслу)

Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами

Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.

Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного искусства.

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками, тушью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель, пастель, восковые карандаши, для предварительного наброска или эскизов - простой карандаш).

В аппликации - инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительных образов (обрывание, бумагопластика, вырезание симметричное, силуэтное, свободное сочетание разных техник, познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.

Старший дошкольный возраст.

                                          Подготовительная группа.

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

Сентябрь

1

«Цветик-разноцветик»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии.

2

«Небесные переливы» (рисование восковыми карандашами)

Отражение в рисунке своих впечатлений о  небе.

3

«Осеннии пейзаж у озера»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобр искусства.

4

 «Ёжик из семечек»

Развивать чувственно-эмоцианальное восприятие окруж мира

Октябрь

Октябрь

1

«Цветок в технике квиллинг»

Создание композиции в технике квиллинг

2

«Грибы» (оригами)

Познакомить детей с оригами

3

«Подсолнух и божья коровка»

Отражение в работах представление детей об окружающем мире с помощью  аппликации

4

«Закладка» (оригами)

Продолжать знакомство детей с оригами

Ноябрь

Ноябрь

1

«Осеннее дерево»

Учить сочетать разнофактурную бумагу и нетрадиционный материал в аппликации.

2

«Рисуем по шаблону»

Создание выразительного рисунка с помощью шаблона

3

«Волшебный карандашик»

Познакомить с таким способом рисования как каракулеграфия

4

«Выставка осенних работ»

Оценка творчества детей

Декабрь

Декабрь

1

«Зимний лес»

Создание пейзажа с помощью нетрадиционного материала

2

«Снеговик»

Создание композиции  с помощью ниток

3

«Снежинка» (квиллинг)

Создание выразительного образа с помощью квиллинга

4

«Дед Мороз»

Учить детей делать деда Мороза из капсулы от киндер-сюрприза, обыгрывать свои поделки

Январь

Январь

1

«Зимние звёзды»

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа зимней звёзды

2

« Снежинка»

Создание снежинки с помощью нетрадиционного материала

3

 «Морозный узор»

Свободное экспериментирование с изобразительным материалом

Февраль

Февраль

1

«Веточка с сердечками»

Вырезание по рисованному контору сердечка, составление оригинальных композиций

2

«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения

3

«Еловая ветка» (оригами)

Создание выразительных аппликативных образов с помощью оригами.

4

«Ожившая сказка»

Формировать умение работать над замыслом, развивать компазиционные навыки.

Март

Март

1

«Мимоза»

Показать выразительные возможности композиции

2

«Весенний пейзаж» (рисование перламутровым гелем)

Рисование перламутровым гелем  и красками

3

«Восход солнца» (рисование по мокрому)

Продолжать обучать технике рисования по мокрому

4

«Нежные подснежник»

Продолжать учить технике оригами

Апрель

Апрель

1

«Большое космическое путешествие» (интегрированное занятие

Создание условий для игры-драматизации. Интегрирование разных видов художественной деятельности

2

«Жук» (аппликация из мятой бумаги)

Учить сочетать различные техники.

3

«Рыбки» (коллективная аппликация)

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов

4

«Золотая рыбка»

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

Май

Май

1

«Черёмуха» (рисование тычком)

Познакомить с техникой рисования тычком

2

«Тигрёнок»

Создание выразительной аппликации из ниток.

3

«Аист»

Бумагопластика, развитие творческого воображения

4

Итоговая выставка работ

Оценка творчества детей

Творческая презентация

           Формирование творческой личности- одна из важнейших задач педагогической теории и практики нашего времени .Моя система работы посвящена одной из актуальных проблем всестороннего воспитания- развитию эстетического вкуса через нетрадиционные способы рисования и художественный труд детей дошкольного возраста

  Основная цель моей работы: -объединение познавательного, творческого и личностного развития в едином педагогическом процессе, развитие задатков и способностей через изучение нетрадиционных способов рисования и художественный труд.

           Для  своей системы работы я выделила следующие задачи:

1.  Развитие способностей художественного видения мира.

2.  Формирование потребности  в самостоятельном творчестве, умения применять полученные навыки в повседневной жизни.

3.  Формирование эстетического вкуса.

4.  Развивать способность различать способы нетрадиционного рисования и использовать их приёмы в своём творчестве, объединяя в единую композицию.

5. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

6.  Обогащение эмоционального опыта.

7.  Воспитание чувства любви  родному краю.

Основными формами  организации работы являются:

Занятия по эстетическому воспитанию- где дети знакомятся с различными видами техникой нетрадиционного рисования.

Содержание совместной деятельности воспитателя  с  детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к  нетрадиционным  приёмам рисования и использования в своём творчестве.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель создаёт специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.

   Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Обучение рисованию я начинаю с младшей группы. Важно заинтересовать детей. У них ещё не достаточно развита мелкая моторика рук, им тяжело держать кисточку. Поэтому я начать знакомство с изодеятельностью с техники печати. Немного сомневалась, справятся ли мои воспитанники. Сначала мы учились отпечатывать свои ладошки, затем печатали пальчиком, потом перешли на рисование пальцами. Дети очень увлеклись этим занятием. Стали сами придумывать, какие предметы могут быть использованы на таких занятиях-играх. Одна девочка предложила свой способ печати, Алёнка придумала обернуть пальчик тканью. Получились очень красивые отпечатки-рисунки.

В своей работе я старалась заинтересовать детей, использовать игровые приёмы. Незнайка пришёл к детям в гости, решил нарисовать ёлочку, но забыл кисточку и не знает, что ему делать. Дети с удовольствием показывают ему различные способы печати.

Затем я познакомила детей с техникой монотипии, когда необходимо сложить лист пополам, уголок к уголку, затем нарисовать только половину предмета. Например, на одной половине нарисовать 2 крылышка бабочки, половину туловища и головы, а затем быстро закрыть лист. На 2-ой половине получится отпечаток идентичный рисунку. С помощью зеркальной монотипии дети научились как бы делить предмет на 2 части, соблюдать пропорции, научились экономить время при создании своих работ.

Я стала замечать, что детям все эти способы рисования очень понравились, им захотелось дополнительно позаниматься со мной. Так я организовала свой кружок «Умелые ручки». Постепенно в работах детей мы стали использовать элементы аппликации. Начали с мелких деталей, которые дополняли рисунки детей, потом перешли к более крупным композициям, исполненным из бумаги.

Освоили способ рисования ватными палочками. Затем научились рисовать по- мокрому. Начинается всё с того, что Незнайка жалуется на то, что нигде на клумбе нет цветов. Дети решают помочь Незнайке. Что нужно для того, чтобы цветы выросли? Вода. Поэтому сначала лужайку, где будут расти цветы, поливаем водой (смачиваем чистой водой белый лист бумаги). Затем кончиком кисточки набираем краски (берём семечко цветка) и сажаем его на клумбу(дотрагиваемся до мокрой поверхности). «Ух, ты!» - восклицают дети, когда видят, как под их рукой расплываются во все стороны краски. Берем «семена» других цветов (краску другого цвета) и снова «сажаем цветы». Краски расплываются, перемешиваются, получается целая клумба красивых цветов. Этим же способом рисуем осенние листья, море, небо и т. д. Когда дети рисуют пальцем первый раз они никак не решаются опустить пальчик в краску, боясь его испачкать и получить осуждение со стороны взрослого. Но, видя вместо осуждения поддержку, мажут красками пальчики и кулачки. Отпечатками пальчиков рисуют цветы, бабочек, чудо-птицу

           В средней группе мы учились смешивать краски. При обучении детей смешиванию красок я использую следующие приёмы: Незнайка нарисовал лягушку, а закрасить забыл. Дети хотят помочь Незнайке, ищут зелёную краску, но не находят. Оказывается Незнайка её потерял. Тогда я предлагаю попробовать смешать жёлтую и синюю краски. Дети радуются, поняв, что смогут помочь Незнайке.

Другой приём: дети получают листы с нарисованной картинкой. Я читаю сказку о волшебной стране, где живут краски: «Однажды краски вылезли из коробки и увидели, какое всё вокруг нераскрашенное, белое. Они решили раскрасить всё вокруг. Жёлтая закрасила цыплёнка, синяя - воду в реке...» Дети слушают сказку и одновременно раскрашивают картинку. «Краскам надоело раскрашивать поодиночке. Они взялись за руки и стали раскрашивать один предмет вдвоём: красная и жёлтая закрасили солнце, жёлтая и синяя - траву...» Дети на палитре смешивают краски и закрашивают предметы.

Следующий приём: «В сказочном королевстве король устроил пышный бал, пригласил много гостей, но забыл про старого злого волшебника. И в отместку за это волшебник заколдовал платья гостей: они все стали белыми. У короля в его королевстве было много всего, но красок было мало, и каждому из гостей, чтобы покрасить своё платье, досталась лишь одна краска. И тогда на помощь всем пришла белая фея». А как она помогла гостям, дети сами должны догадаться (чтобы помочь гостям дети должны смешать краски, добавляя разное количество белил).

«Загадки-отгадки». Эта дидактическая игра связана с техникой рисования свечой. На белом листе свечой или белым восковым мелком нарисована отгадка. Воспитатель читает загадку, дети её отгадывают, закрашивают свой лист краской. Появляется изображение - отгадка. В своей работе с детьми я широко использую дидактические игры. Особенно это важно для младшего дошкольного возраста, когда дети в игровой форме учатся различать цвета спектра. Играем в такие игры как « Найди пару своей варежки», «Кто больше назовет цветов», « Разноцветные бабочки» и т. д.

«Кляксография». Незнайка хотел нарисовать тушью красивую картинку, но поставил на бумаге кляксу. Он очень расстроился. Дети жалеют Незнайку и решают помочь ему: подрисовывают красками ручки, ножки, хвостик, глазки. Получаются необыкновенные зверьки.

Дети учатся рисовать штрихами, клубочком. В начале я рассказываю детям о шаловливом коте, который любил поиграть с клубком ниток. Предлагаю детям нарисовать клубочек ниток и приклеить силуэт котика. Затем предлагаю подумать, какие картинки можно нарисовать с помощью клубочков.

           В старшей группе мы осваиваем технику «граттаж». Карабас-Барабас пролил на бумагу чёрную краску. Но к нам на помощь пришла Мальвина. Она рассказала, что для рисования можно использовать закончившийся стержень от ручки. Им можно рисовать по чёрной бумаге. Для этого занятия я заранее подготавливаю листы: натираю свечой, покрываю сверху чёрной тушью. Вначале дети просто с интересом рисуют стержнем, но потом у них возникает вопрос: почему так получается? Тогда на глазах у детей я раскрываю этот секрет - подготавливаю лист и рисую на нём. Следующий способ, который осваивают дети - купание картинок. На листе бумаги предлагаю детям нарисовать любой предмет и раскрасить его, например грибок. Затем предлагаю детям спрятать картинку за слоем чёрной краски, дети покрывают лист с рисунком чёрной краской. Я предлагаю искупать свою картинку. Когда мы купаемся, мы трём тело мочалкой, поэтому дети смывают чёрную краску небольшой тряпочкой. Получается размытая картинка.

Очень нравится детям техника бумагопластики. С её помощью можно получить красивые натюрморты, пейзажи. В ходе работы с этой техникой дети продолжают знакомиться со свойствами бумаги, её различной фактурой. Если мы посмотрим на работу «Горные вершины спят во мгле ночной». Она представляет собой очень удачное сочетание различных видов деятельности: рисование, аппликацию, ручной труд. Горы сделаны из мятой цветной или фактурной бумаги, небо нарисовано, из метализированного картона или фантиков от конфет сделаны луна и звёзды.

Дети не любят пауков, но узнав, что они полезны уже не испытывают к ним явной антипатии. Перед занятием воспитатель рассказывает о пауках, рассматривает их строение. На занятии Незнайка жалуется на назойливых мух. Дети решают помочь Незнайке и сделать паучков. Делаем их так: скатываем (сминаем) 2 шарика разного размера. Затем делаем ножки из черной бумаги (полоски). Помещаем паука на заранее подготовленную паутину (аппликация или рисование). Муху изготовляем из природного материала: листочков берёзы, осины.

Таким образом, детям очень нравится рисовать нетрадиционными способами, применять их в аппликации. Со временем мы освоили коллаж - вид изобразительной деятельности похож на аппликацию, но для детей он более интересен тем, что используется не цветная бумага, а обложки или листы бумаги от журналов, газет.

Немаловажное значение имеет и работа с родителями. В начале обучения я провожу родительское собрание, где поясняю родителям, что такое нетрадиционное рисование и чем дети будут заниматься на занятиях кружка «Умелые ручки». Рассказываю о планах на год, демонстрирую рисунки и поделки детей старших групп, для того, чтобы дать родителям представление о том, чему могут научится их дети. Периодически проводятся консультации для родителей, на которых раскрывается роль искусства в развитии ребёнка. Приходя из детского сада, ребёнок пытается дома повторить то, чему научился на занятиях. Но иногда техника выполнения задания бывает сложна для ребёнка и требует помощи взрослого. Чтобы помочь ребёнку, родители должны знать приёмы выполнения работы. Для этого я провожу специальные консультации-практикумы. Я рассказываю и показываю как мы выполняем свои работы. Темы таких занятий «Рисуем по мокрому листу», « Что можно сделать из цветной бумаги?» и т.д. После каждого занятия с детьми в родительском уголке помещаются детские работы. Родители сами могут полюбоваться и оценить творения детей. По мере надобности я предлагаю родителям заполнить анкету. Анализируя результаты опроса, я выясняю, интересуются ли родители успехами своего ребёнка в области изобразительного искусства. Из этих анкет я узнаю, есть ли у ребёнка условия для занятий изодеятельностью, помогают ли ему родители. Интересно сравнивать результаты одной и той же анкеты, предложенной родителям в начале и в конце учебного года. Прослеживается увлечение интереса родителей и детей к изобразительной деятельности. Также провожу в вечернее время индивидуальные беседы с родителями, даю детям задания на дом, которые они выполняют вместе с родителями. И конечно, неоценимую помощь оказывают родители в приобретении материалов, необходимых для занятий. Например, собирание природного и бросового материала. Воспитателю невозможно успешно решать поставленные задачи без должного контакта с семьёй.