Мастер - классы
Проведенные мастер - классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Использование оздоровительных игр в логопедической практике" 2024г. | 17.25 КБ |
Презентация к мастер-классу "Работа с детьми с ОВЗ" | 2.85 МБ |
"Работа с детьми с ОВЗ" 2022г. | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер – класса «Использование оздоровительных игр в логопедической практике».
Один мудрый человек сказал: «Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движение».
Давайте поздороваемся, используя движение пальцев, и выполним упражнение «Здравствуйте»: пальцы правой руки одновременно здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, верный наш дружок!
Мы живем в одном саду –
Всех я вас приветствую.
Согласно исследованиям нейропсихологов, одной из причин речевых нарушений у детей выступает недостаточно развитое межполушарное взаимодействие. В работе с дошкольниками, необходимо активно использовать различные упражнения: дыхательные, двигательные, развивающие межполушарное взаимодействие.
Предлагаю активизироваться и выполнить «Массаж ушных раковин»: помассируйте мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. Использование самомассажа на занятиях помогает улучшить кровоток во всем организме, поднять бодрость духа и укрепить иммунитет.
Для формирования звукопроизношения, для развития способности поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью необходимо развивать правильное речевое дыхание, используя дыхательную гимнастику. Будем надувать воздушные шары. Представьте, что у вас в животе воздушный шар: при вдохе через нос шар надувается, при выдохе через рот – сдувается.
- Воображаемый шар держим в руках. На счет «раз, два» - сделаем глубокий вдох через нос». На счет «три, четыре» - усиленный выдох, имитируя движениями рук увеличивающийся шар.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Чтобы заинтересовать детей, пальчиковую гимнастику можно проводить под музыку, добавив звукоподражания. Мелодичная музыка создает у детей определенный настрой, направляет на ритмичность выполнения упражнения.
Звучит музыка1
Пальчиковые игры развивают память ребенка, его воображение и фантазию. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
Звучит музыка 2
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия помогают активизировать работу двух полушарий и обмен информацией между ними.
«Зайчик – коза – вилка»
Положение «заяц»: ладонь поднята вверх, указательный и средний пальцы – тоже, остальные прижаты к ладони, большой придерживает их. «Коза»: ладонь остается в вертикальном положении, указательный и мизинец смотрят вверх, остальные пальцы прижаты к ладони, большой снова их придерживает. «Вилка»: большой и указательный пальцы соединены, остальные подняты вверх. Быстро меняем позиции пальцев.
«Симметричные рисунки»
Рисуем в воздухе обеими руками елочку, гриб и сердечки и отправляем их нашим детям.
Я сердце детям отдаю
Без капельки, без сожаления.
В мир творчества я их веду,
В них пробуждая вдохновенье.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ отличаются от сверстников физическим развитием нарушением моторики наличием общей скованности слабостью движений дискоординацией
Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Воспитатель Психолог Логопед Родители Инструктор по физкультуре
Общими правилами коррекционной работы являются : Индивидуальный подход Использование методов активизирующих познавательную деятельность, развивающих речь Постоянное поощрение за малейшие успехи Предотвращение утомления с использованием для этого разнообразных средств
Игра как форма обучения . Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ нужно с раннего возраста пробуждать интерес к игре это способствует гармоничному развитию всех Игру нужно рассматривать не как форму развлечения, психических процессов, личных черт, интеллекта а как форму обучения.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи Методы и приемы развития мелкой моторики : пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр. . Пальчиковую гимнастику можно проводить не только на занятиях, но и на прогулке.
Пальчиковый театр Пальчиковый театр можно использовать и на занятиях, и при обучении дома. Побуждает ребенка к игре, развивает память, речевую активность, фонематический слух .
« Искалочки » -для развития мелкой моторики и массажа кончиков пальцев Ребенку предлагается найти в бисере игрушки и назвать их. Если ребенок не разговаривает, можно просто находить игрушки. Спросить : « Как машет крылышками бабочка? Где ушки у зайца?» Увлекательное и интересное занятие
Артикуляционная гимнастика «Улыбочка» Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. «Улыбочка» Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
«Котики открывают ротики» Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза. «Котики открывают ротики» Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
"Часики" Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
В логопедии востребован нейропсихологический подход Нейропсихологические методы направлены : -на компенсацию поврежденных функций головного мозга, -улучшают умственную деятельность, - синхронизируют работу полушарий, - содействуют запоминанию
Игры на магнитах Яркие, красочные сюжеты и большое количество магнитов позволяют придумывать интересные задания. Развивают внимание и усидчивость, мелкую моторику, творческие способности, самостоятельность, аккуратность, дисциплину Способствуют расширению словарного запаса, развивают речь.
Планшет из велкроткани
Существует множество других приемов, методик, пособий. Сенсорные коробки, массажные модульные коврики, игры с прищепками, занятия с элементами аква - и пескотерапии , пособия на липучках, конструктор " Лего ". Каждый педагог стремится, чтобы его занятия были интересными. Давайте задания в игровой форме, используйте сказочные сюжеты, театрализованные представления. Придумывайте новые игры и реализуйте их на своих занятиях.
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Слайд № 2
В последнее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети отличаются от сверстников. Это может выражаться в физическом развитии, нарушении моторики, наличии общей скованности, дискоординации и слабости движений.
Не все дети со статусом ОВЗ могут попасть в логопедические группы: нет мест или родители по разным причинам отказываются переводить ребенка.
И ребенок приходит к вам в детский сад.
Слайд № 3
Все педагоги и родители должны объединиться вокруг ребенка в единое коррекционно- развивающее пространство. И каждому отводится своя роль.
Логопед:
- определение структуры и степени тяжести нарушения
- развитие всех компонентов речи
Родители:
- выполнение домашних заданий
Воспитатель:
- работа по заданию логопеда
- развитие речи
- развитие познавательной деятельности
- развитие мелкой моторики
Психолог:
- адаптация детей
- формирование мотивации к обучению
- коррекция основных психических процессов
Инструктор по физкультуре:
- развитие дыхания
- развитие координации движения и общей моторики
Музыкальный руководитель:
- Работа над темпоритмической стороной речи
- Автоматизация звуков в распевках
Конечно не во всех детских садах есть логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог. В этом случае все ложится на плечи воспитателя.
На занятиях в детском саду, работая с детьми ОВЗ обычными методами и приемами, не всегда удается достигнуть эффективного результата. Поэтому на ряду с традиционными методами работы нужно использовать и новые.
Работать с особым ребенком – это всегда поиск его новых возможностей и ресурсов.
Слайд № 4
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход
- Использование методов активизирующих познавательную деятельность, развивающих речь
- Постоянное поощрение за малейшие успехи
- Предотвращение утомления с использованием для этого разнообразных средств.
Слайд № 5
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ нужно с раннего возраста пробуждать интерес к игре. Игра как форма деятельности, способствует гармоничному развитию всех психических процессов, личных черт, интеллекта. Игру нужно рассматривать не как форму развлечения, а как форму обучения.
Многие дети с ОВЗ имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики рук.
Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре «Волшебный мешочек». Наполненный небольшими предметами и гречневой крупой( она более фактурная), способствует развитию моторики, речевой активности, пробуждает познавательный интерес.
Я всегда свое знакомство с ребенком начинаю с игры «Волшебный мешочек». Мешочек помогает мне расположить ребенка к себе, вызвать интерес к занятиям. Я объясняю, что мешочек волшебный, он прячет игрушки. И предлагаю выбрать пять понравившихся игрушек, назвать их, посчитать и положить в мешочек. Затем перемешать и не подглядывая найти игрушки по одной и назвать. В конце считаем.
Слайд № 6
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Методы и приемы развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
В работе по развитию ручной умелости большую роль играют пальчиковые игры.
Пример « Моя семья». Детям предлагается согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибая их, начинать с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Это пальчик-- - папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
С детьми раннего младшего раннего возраста « Сорока-белобока»
Пальчиковую гимнастику можно проводить не только на занятиях, но и на прогулке.
Слайд № 7
В литературе представлен большой опыт использования пальчикого театра при работе с детьми с ОВЗ. Пальчиковый театр можно использовать и на занятиях, и при обучении дома. Побуждает ребенка к игре, развивает память, речевую активность, фонематический слух.
Мы недавно приобрели кукол для театра. Это сказка «Колобок». И я начала внедрять его на своих занятиях.
Объясните ребенку, что пальчики это актеры и они выступают в кукольном театре.
Для начала можно в месте с ребенком сделать сцену, приготовить декорации, кукол. Вы их сможете сделать из бумаги, фетра, ткани, связать спицами. Покажите ребенку сказку, а затем привлеките его к выступлению. Даже если ребенок не говорит, озвучивать можете вы. В роли зрителей могут выступать игрушки.
Слайд № 8
Еще для развития мелкой моторики и массажа кончиков пальцев я использую «Искалочки». Ребенку предлагается найти в бисере игрушки и назвать их. Если ребенок не разговаривает можно просто находить игрушки (подражать звукам: Как говорит кошка? Как машет крылышками бабочка? Где ушки у зайца?). Это очень увлекательное и интересное занятие. Сделано своими руками.
Чтобы ребенок научился произносить правильно звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Для развития артикуляционной моторики можно использовать логосказки о язычке. Но не все дети хотят выполнять упражнения.
Чтобы заинтересовать ребенка можно показывать фотографии различных животных, выполняющих гимнастику для язычка.
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
В настоящее время в логопедии востребован нейропсихологический подход. Нейропсихологические методы представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга, улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействуют запоминанию.
Пример: упражнение «Ухо - нос».
Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Слайд № 13
Для достижения большей эффективности коррекционной работы в современных условиях все шире используется современное игровой оборудование, например игры на магнитах. Яркие, красочные сюжеты и большое количество магнитов позволяют придумывать интересные задания. Игры развивают внимание и усидчивость, мелкую моторику, творческие способности, самостоятельность, аккуратность, дисциплину. Способствуют расширению словарного запаса, развивают речь.
Например: «Мишка и его профессии». В игровой форме ребенку проще изучить их названия, познакомиться с орудиями труда и инструментами соответствующих профессий. Сказочный персонаж Мишка попробует себя в качестве повара, врача, пожарного, художника, пилота и др.
Игра «Поваренок». Ребенок учится готовить: суп, пиццу, украшать торт. Яркие рисунки и ингредиенты дадут волю фантазии.
Игра «Одевашка». Юная модница учится различать и называть предметы одежды, создавать собственные образы. Аккуратно раскладывать вещи по местам в гардеробной.
Игра «Времена года» научит ребенка одеваться по погоде, следить за сезонными изменениями.
Игра «Как мы живем». Вместе с героями можно отправиться на прогулку, за продуктами, в зоомагазин, подготовиться к Новому Году.
Игра «Мой дом». Ребенку необходимо расставить предметы по квартире. Создать уют, навести порядок и украсить комнаты.
Научно доказано, что применение компьютерных технологий позволяет значительно увеличивать не только познавательный интерес детей, но и повысить эффективность работы педагога.
Слайд № 14
В своей работе я применяю программно- дидактический комплекс «Логомер 2». 90 игр и упражнений которых направлены для развития всех компонентов речи. Комплекс дополнен набором печатных материалов.
Краткий обзор программы.
Комплекс артикуляционной гимнастики, развитие воздушной струи, фонематического слуха, звукоподражание, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение, связная речь, моторика, подготовка к чтению, лексика.
Слайд № 15
Так же приобретен программно – дидактический комплекс игр для детей с аутизмом «А- спектр». Его можно применять для детей с нарушением понимания обращенной речи и неговорящими детьми, а так же при сочетании аутизма с нарушениями интеллекта.
Таких детей у нас нет на данный момент, но мы приобрели заранее, на тот случай, если такие дети появятся.
На сегодняшний день большая часть детей имеют нарушения фонематического слуха.
Слайд № 16
Для развития фонематического слуха на занятиях я использую «Логомер 2».Мы прослушиваем голоса диких и домашних животных, бытовые звуки, музыкальные инструменты и т,д., а затем угадываем звук. Комплекс дорогостоящий и не каждый может его приобрести. Но звуки можно скачать в интернете и с опорой на картинку применять.
Слайд № 17
На протяжении нескольких лет я использую пособие(планшет)из велкроткани. Это и развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, развитие речи.
Сценариев игры очень много. Ребенку предлагается надеть на пальчики кота или зайца. Пройти по дорожке и на большой пуговице получить задание (произнести скороговорку, отгадать загадку, выполнить артикуляционное упражнение), бусину или две пропустить через петельки, найти и пристегнуть цветочки с подходящими по цвету серединками.
Следить за сезонными изменениями: весной цветут плодовые деревья и кустарники, летом завязываются плоды, можно вырастить огород, собрать урожай ягод, фруктов, овощей. Приготовить из них компот, варенье. Сварить суп. Повторить цвета и вкусовые качества ягод, фруктов и овощей.
Посетить лес летом и осенью. Обратить внимание детей, на изменения цвета листьев. Для массажа кончиков пальце искупаться в озере и т.д. Ребенок сам может проявить фантазию: составить свой лес смешанный, лиственный, хвойный, сад, огород, выбирая любое расположение (развиваем творчество, пространственное мышление, закрепляем понятия о типах деревьев, их сезонных изменениях, увеличиваем словарный запас).
Слайд № 18
Это небольшая часть того, что я хотела вам сказать и показать.
Существует множество других приемов, методик, пособий. Это и сенсорные коробки, массажные модульные коврики, игры с прищепками, занятия с элементами аква- и пескотерапии, пособия на липучках, конструктор "Лего".
Каждый педагог стремится, чтобы его занятия были интересными. Давайте задания в игровой форме, используйте сказочные сюжеты, театрализованные представления.
Придумывайте новые игры и реализуйте их на своих занятиях.
Слайд № 19