Консультации
Консультирование родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему молчит ребенок | 15.11 КБ |
Советы родителям будущих первоклассников | 20.55 КБ |
Нормы развития ребенка | 73.93 КБ |
"Весело играем- свою речь развиваем" | 32.5 КБ |
Как учить стихотворение | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Почему ребенок молчит?»
Почему ребенок молчит?
Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, развитой речью.
Как логопеду, мне приходится встречать два противоположных отношения родителей к ребенку.
Первое характерно для сверхобеспокоенных мам: если их малыш в два года еще не говорит развернутыми предложениями, они бьют тревогу. И вторая группа- те, кто уверяет, что их малыш «не как все», что «у его такой темперамент», «индивидуальные особенности», даже если к трем годам словарный запас ребенка не превышает 30 слов. И только когда врачи «ставят» задержку речевого развития, обращаются к специалисту.
Как правило, ЗРР (задержка речевого развития) развивается у детей, имеющих замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Обычно это обусловлено генетически. Если по рассказам родственников вы или ваш муж, или кто-нибудь из близких родственников заговорили поздно, то у вашего малыша уже есть наследственная предрасположенность к ЗРР.
Малыш может расти молчуном,если родители с ним мало разговаривают: например, усаживают перед телевизором, чтобы заниматься своими делами. Они считают, что на экране есть и яркие картинки, и правильная речь…
На самом деле никакого познавательного процесса в момент просмотра телевидения не происходит, мозг ребенка впадает в «эмоциональную кому». А порой излишне яркие картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики малыша, повышенной тревожности и агрессии.
Нарушение становления речи у детей могут вызывать и неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, увеличенное внутричерепное давление. Также причинами ЗРР становятся тяжело протекающие инфекции, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы. Иногда недуг развивается на фоне снижения слуха. Ведь для правильного формирования речи малышу необходимо слышать речь окружающих. Обратите внимание, как ваш малыш отзывается на свое имя, реагирует на громкие звуки (особенно после отита, гриппа). Чтобы окончательно развеять сомнения, проконсультируйтесь с отоларингологом.
В любом случае, если ваш малыш не отличается разговорчивостью, стоит показаться логопеду. Лучше не давать периоду «молчания»затягивается: если коррекционное обучение проводится поздно (после 4 - 5 лет, у ребенка начинает отставать и интеллектуальное развитие.
При подозрении на ЗРР логопед направит вас на консультацию к психологу и детскому неврологу, диагноз ставится на основании комплексного заключения этих специалистов. Лечение подбирается в соответствии с причиной, вызвавшей задержку развития речи.
Если проблема психологическая (недостаток внимания, лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Чаще рассказывайте малышу стихи, пойте песенки, читайте книжки. На прогулке рассказывайте о деревьях, птицах, цветах, проговаривайте с ребенком свои и его действия во время одевания, приготовления еды. Очень полезны пальчиковые игры, лепка, рисование, складывание мозаики: участки мозга, отвечающие за развитие речи и ручной моторики, тесно взаимосвязаны. Одновременно должны проводится занятия с логопедом.
Если проблема неврологического характера, то есть вызвана мозговой дисфункцией, лечение назначает врач- невролог. Он подберет курс препаратов, которые стимулируют интеллектуальную деятельность.
Если задержка речи вызвана нарушением слуха, терапию подбирают специалисты соответствующего профиля (сурдолог, отоларинголог).
Бывает ребенок начинает говорить неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще это происходит летом, когда малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится крепче.
Предварительный просмотр:
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития речи.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. И также ниже приведены некоторые игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях. Их можно отрабатывать не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад или домой, в магазине и т.д.
1. Сформированность звуковой стороны речи
Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
2. Хорошо развита мелкая моторика
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Рисовать отдельные предметов, а так же объединять их единым содержанием.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Для развития мелкой моторики используем пальчиковую гимнастику, изготовление аппликаций, лепку, плетение, вырезание ножницами, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Полезно развязывать узелки на шнурках, раскрашивать и рисовать.
3. Сформированность фонематических процессов
Уметь различать звуки на слух. Владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь слышать и выделять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слоги и слова из звуков;
- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
- «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
- «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
4. Иметь хороший словарный запас
а) Важно знать следующие лексические темы:
- человек, части тела;
- геометрические фигуры;
- овощи;
- фрукты;
- грибы;
- ягоды;
- деревья;
- цветы;
- одежда, обувь, головные уборы;
- семья;
- посуда;
- продукты питания;
- мебель;
- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран);
- детеныши животных и птиц;
- птицы (перелетные, зимующие, домашние);
- транспорт, правила дорожного движения;
- профессии;
- времена года, название месяцев.
Правильно, чтобы ребенок мог ответить не только на вопрос: «Какие фрукты (овощи, мебель…) ты знаешь?», но и «Что такое яблоко (клубника, сапоги...)?» (яблоко - это фрукт, клубника - это ягода и т.д.)
«Назови одним словом»
Корова, лошадь, собака, кошка (платье, майка, шорты, свитер и т.п.)
Игра «Нужно – не нужно»
Я хочу посадить огород. Какие овощи будем выращивать, картошка нужна? - Да. Слива нужна? - Нет.
(Я хочу посадить сад, купить в магазине себе обувь и т.д.)
«Магазин посуды»
Посуда для хлеба-хлебница, посуда для масла - маслёнка, посуда для соли - солонка, посуда для сахара - сахарница.
б) Хорошо развит глагольный словарь.
«Кто какой голос подает?»
Собака - лает, петух - кукарекает, лягушка - квакает…
«Кто как передвигается?»
Змея - ползает, заяц - прыгает, муха - летает…
«Кто чем занимается?»
Врач - лечит, учитель - учит, портной - шьет и т.п.
«Что происходит в природе»
Солнце - светит, ручьи - журчат…
«Как движется транспорт?»
Машина - едет, самолет - летит, корабль - плывет…
в) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных.
Знал:
- цвета и оттенки;
- прилагательные вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый..);
- прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…);
- относительные прилагательные (апельсиновый, деревянный, пассажирский..);
- притяжательные прилагательные (лисья голова, собачий хвост, заячьи уши, мамина кофта, папина машина…);
«Лови, бросай-цвета называй»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному (красный - мак, флаг; желтый - лимон, цыпленок..)
«Скажи какой»
Апельсин-круглый, оранжевый, сочный, сладкий, вкусный…
5. Сформированность грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:
- образовывать прилагательное от существительного;
- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- изменять существительные по числам и падежам;
- изменять глаголы по родам и числам;
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.
«Приготовим сок. Какой сок?» (варенье, сок из апельсина-апельсиновый, из яблок - яблочный и т.д.
«Мой, моя, моё»
Уважаемые родители!
- При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно - ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Удачи вам и терпения!
Предварительный просмотр:
Нормы развития речи ребенка
Как же развивается речь ребенка?
Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
Возраст и развитие речи
Новорожденный (0-1 месяц)Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
Грудной
1-3 месяца Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.)
4-7,5 месяцев С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.
5-7,5 месяцев Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.
Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.
К таким условиям можно отнести следующие:
1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.
2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.
3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.
9 месяцев 1 год
К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.
Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.
Ранний (1-3 года)С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.
К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.
К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.
Ребенку в 2-3 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’.
В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».
Дошкольный (3 года-6 лет)В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 2000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с, з,ц, й, л,э. И в возрасте от 4до 5 лет появляются звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.
Школьный (от 7 лет)В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте – литературная и сленг.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Весело играем – свою речь развиваем…»
Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.
Время идет, речь постепенно исправляется.
Но всегда ли? К сожалению, нет.
Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Что больше всего любит делать ваш малыш?
Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…
Игры с пальчиками
Такие игры известны с давних времен.
В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:
Сорока-белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала...
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил...
Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.
Лепка
Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.
Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.
Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.
Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.
Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)
Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.
Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.
Штриховки
Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.
Рисунки на песке
Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.
Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие игры и развивайте его речь!
Предварительный просмотр:
Вряд ли кто-то из педагогов и родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка.
Одни дети лучше запоминают стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность.
Независимо от методов заучивания стихотворений, следует соблюдать основные правила.
Как учить стихотворение?
Первый этап
Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Второй этап
С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап
Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай.
Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе.
После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Четвертый этап
Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.
«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке.
Пятый этап
Через некоторое время или на следующий день повторить еще раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»
Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?
Объем.
Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья.
Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.
Значимость.
Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза.
Только в семь-восемь лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Время.
Уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
Ритмичность.
Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.
Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
Повторяемость.
Логопеды советуют читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и сказок.
Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.
Эмоциональность.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного заучивания, которое невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...»
Соответствие темпераменту.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно двигаться. Деткам спокойным - размеренные, плавные.
Иллюстрации.
Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.