Информация для воспитателей

Аксенова Надежда Николаевна

Информация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iry_s_testom.docx363.19 КБ
Файл rol_folklora_v_razvitii_rechi_detey.docx404.8 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №161

Консультация

для воспитателей ясельных групп

        на тему:        

«ИГРЫ С ТЕСТОМ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЛЕПИТЬ»

Подготовила:

Аксёнова Н.Н.

воспитатель группы раннего возраста

г. Оренбург

    Известно: ребенку раннего возраста интересны  не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что - то сделать, - песок, глина, пластилин и тесто, кубики и коробки, диванные подушки и т.д.  он с удовольствием исследует, изучает  их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать его и научить ребенка рисовать, лепить, конструировать.

    В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, аппликацию, мини- скульптуру. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном развитии, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

   Я расскажу, как,  играя с малышом, обучить его лепке. Для детей от 1 года до 2 лет предлагаю в качестве материала использовать соленое тесто- ему легко придать любую форму. Именно это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения. Игры с тестом можно организовывать не только в детском саду, но и дома, поэтому воспитателям нужно познакомить родителей с методом обучения из теста.

   Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение в сотрудничестве с взрослым, оно помогает им узнавать мир.

   Нужно чаще хвалить ребенка: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущения собственной компетентности, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни. По мере освоения ребенком игр следует предоставлять ему все больше и больше самостоятельности.

А теперь рецепт   теста для лепки:

два стакана муки,

один стакан мелкой соли,

один стакан воды,

0,5 пакетика пищевого красителя (набор для окрашивания пасхальных яиц),

две столовые ложки растительного масла.

   Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Так оно сохраняет свои свойства довольно долго – больше месяца. С помощью пищевых красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета.

   Пусть ребенок сначала поиграет с розовым тестом. На следующей день можно дать ему тесто желтого цвета. Потом  у него на глазах соединить розовое и желтое тесто, вымесить его - получится оранжевое. Малыш будет удивлен. Смешивая желтое и синие тесто, можно получить зеленое, смешивая розовое  и синие – фиолетовое. Интенсивность теста можно менять, добавляя вместо пищевого красителя немного гуаши.

    Есть и другой удобный пластический материал – песочное тесто. Тем более, что поделки, слепленные из него и испачканные еще и вкусное лакомство.

Рецепт песочного теста:

100гр. масла (растопить)
1 яйцо
0,5 стакана сахарного песка
1ч. ложка соли
1ч. ложка соды (без горки)
1,5 стакана муки

                                                         C:\Users\user\Documents\images (59).jpg

ПЕЧЕНЫЕ СЛАСТИ:

        Коржик

  1. Скатайте шарик.
  2. Сплющите его в лепёшку.
  3. Прищипите края лепёшки.
  4. Положите на доску.
  5. Наколите заостренной стекой.

          C:\Users\user\Documents\125309868_1442350761_08c595_wmark.jpg

Рогалик и рожок

  1. Скатайте шарик.
  2. Сплющите его в тонкую лепешку.
  3. Сверните рогалик в трубочку, а рожок в кулечек.

                         C:\Users\user\Documents\images (56).jpg

Бублик

  1. Раскатайте жгутик.
  2. Соедините его концы, наложив один на другой, и примажте.
  3. Посыпьте маком.

                          C:\Users\user\Documents\e437c1e1dd9512b730aa056dd6335c07.jpg

Калачик

  1. Раскатайте жгутик.
  2. Сверните его в калач.

                      C:\Users\user\Documents\images (8).jpg

Печенюшки – завитушки

  1. Раскатайте жгутики.
  2. Сверните их в спиральки.

                     C:\Users\user\Desktop\выпечка картинки\imgpreview (3).jpg

Жаворонок

  1. Раскатайте толстый жгут.
  2. Завяжите его в узел.
  3. Вставьте глаза – изюминки.
  4. Разрежьте хвостик стекой.

                   C:\Users\user\Documents\images (52).jpg

Печенье

  1. Раскатайте тесто скалкой, чтобы получился пласт толщиной 1 см.
  2. Вырежьте печенье фигурными формочками, украсьте полосочками. Нанеся узор стекой, мелкими шариками из теста, цветной кондитерской крошкой и пр.
  3.  Разложите на противне и выпекайте до золотистого цвета.

                     C:\Users\user\Documents\images (43).jpg

Пирожное

  1. Вырежьте из раскатанного теста квадрат, смажьте повидлом.
  2.  Скатайте тонкие жгутики и украсьте пирожное, расположив их сеточкой поверх повидла.

                     C:\Users\user\Documents\images (45).jpg

Грибочки

  1. Скатайте шарики, разрежьте их пополам, чтобы получились шляпки, продавите изнутри отверстие для ножки  и разложите на противне.
  2.  В оставшееся тесто добавьте муки и скатайте столбики  -  ножки заострив с одной стороны, поместите на противень.
  3.  Сварите глазурь для склеивания частей (1 ст. ложка воды и 1 ст. ложка сахарного песка).
  4. Склейте ножки и шляпки, обмакивая заостренную часть ножки  в глазурь и вставляя в шляпку.
  5. Приклейте мак или зелёную кокосовую стружку к нижним частям ножек с помощью глазури.
  6. Сварите шоколадную глазурь из 1 ст. ложки воды, 1ст. ложки сахарного песка, и 1ст. ложки какао.
  7. Покройте шляпки глазурью, для этого держите грибок за ножек и опускайте шляпку в глазурь.

      C:\Users\user\Documents\скачанные файлы (2).jpg                        C:\Users\user\Documents\images (41).jpg

 

   C:\Users\user\Documents\images (42).jpg                       C:\Users\user\Documents\скачанные файлы (4).jpg

 

   Тесто - своеобразный материал для лепки и может сначала не понравится малышу. Начинайте игру вместе с ребенком, при первых же признаках снижения интереса займите его другой деятельностью, а к тесту вернитесь через день-два. Если все участники игры эмоционально положительно настроены, и взрослый верит в способности дочки, сына, внука или внучки, все получится!

    Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активации мелкой моторики.

Игры с тестом:

  • Обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;
  • Подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизируют мелкую моторику рук;
  • Способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
  • Формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослым;
  • Стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
  • Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.

Знакомство с тестом и элементарные действия с ним

ШЛЕПАЕМ ЛОДОШКАМИ

    Выложите теплое тесто на разделочную доску или поднос – цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлепайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами:

 Шлеп-шлеп, шлеп шлеп,
Ты, ладошечка!
Шлеп – шлеп, шлеп- шлеп,
Моя крошечка!

     Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.

     Внимание! В следующих играх предполагается использование некрупных предметов. Если предмет не входит в контейнер от фотопленки, значит , он безопасного размера – смело давайте его ребенку. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда ребенок подрастет.

ИГРА  С ТЕПЛЫМ  ТЕСТОМ

Возьмите пластмассовый шарик и покажите его малышу. У него на глазах накройте шарик носовым платком, а потом спросите: «Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?» вместе снимите платочек: «вот шарик! Ты нашел шарик!» поиграйте так два-три раза.

   Затем пусть малыш потрогает тесто, опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и спросите: «Где шарик?». (Шарик и тесто должны быть разного, желательно контрастного цвета). Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогите крохе сжимать и разжимать кулачки.

ДОСТАЕМ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ТЕСТА

    Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков и кубиков, так чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: « что тут спрятали? Давай посмотрим!» аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста. Называйте этот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы говорите: «Один каштан, еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов».

ОЛАДУШКИ

    Возьмите половину теста и разделите его на четыре - шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлепните ладонью по одному из шариков – он расплющится. Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек». Сделай такой же оладушек сам. Мы его отдадим куколке. Ешь, куколка вкусный оладушек». Сначала можно расплющивать шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребенка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождайте чтением стихов.

Ой, ладушки-ладушки,
Испечем оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
а остынут- поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели.
Шу-у-у!.. и улетели.
          Е.Благинина

ДЕЛАЕМ  БЛИНЫ

   Скатайте четвертую часть теста в шар. Скажите: «Шар. Он круглый». Шлепайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши действия. В этой игре ему придется сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку.

Стала Варя (имя ребенка)
Гостей угощать:
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да Андрею блин,
Да Матвею блин.
А Митрошечке –
Мятный пряничек!
  Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.

РУЧКА СПРЯТАЛАСЬ

   Накройте свою руку платком и спросите: «Где моя рука?» когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!» так же поиграйте с его рукой. А теперь дайте ему потрогать теплое и приятное на ощупь тесто.  Раскатайте его, так чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а другой половиной вы смогли ее прикрыть.  Скажите: «Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики? Где твоя ладошка?». Возможно, он начнет размахивать рукой, чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку».  Помогите, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, рука, которая пряталась!». Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?» искренне радуйтесь, когда ребенок – пусть и с вашей помощью – освободит руку от теста.

ОТОРВЕМ КУСОЧЕК ТЕСТА

     Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш пусть отрывает от него кусочки и складывает их в определенное место (например, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребенка) отрываешь маленькие кусочки. Помяли, помяли их – получился большой кусок».

ЗЕРНЫШКИ ДЛЯ КУРОЧКИ

Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка» (сл. Т. Волгиной, муз. А.Филиппенко).

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Скажите: «Давай сделаем зернышки для курочки!» . от большего куска теста отщипывайте большим и указательным пальцами маленькие кусочки и кладите их перед курочкой. Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать умение работать двумя пальцами, так называемый пинцетный захват.

                                         C:\Users\user\Documents\images (34).jpg

ГДЕ ГЛАЗКИ?

       Перед началом игры спросите: «Где у тебя глазки? Покажи носик, ротик. Молодец! А где у мамы глазки, ротик?». Пусть малыш потрогает тесто, пошлепает руками по нему, помнет его. Скатайте колобок: «Вот колобок. Помнишь сказку про него?». Указательным пальцем сделайте в тесте углубления: «Это глазки. Где у колобка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки- носик и ротик. Еще раз скатайте шарик – колобок, предложите малышу сделать ему глазки, носик и ротик.

                                     Картинки по запросу изделия из теста для детей - колобок

Лепка

   Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, черепаху или самолет), которые можно подсушить в духовке на слабом огне. Поэтому лучше лепить сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини- скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее. Помогайте малышу и всегда будьте рядом с ним.

      Напоминаем: для игр все должно быть приготовлено заранее – малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать приготовлений мамы.

Угостим собачку сосиской

   Посадите игрушечную собачку и скажите «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста (шестую-восьмую его часть) и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раскатывайте сосиску на столе сначала одной, потом двумя руками. Более сложное движение, которое по мере взросления освоит ребенок, - раскатывание валика между ладошками. Положите сосиску перед игрушкой: «ешь, собака, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение. Слепите огурчик из зеленого, а морковку «один конец валика будет заострен» из оранжевого теста.

                                        C:\Users\user\Documents\images (36).jpg

Порежь колбасу для кошечки

     На стол посадите игрушечную кошечку: «Угостим кошечку колбасой!». Из большего куска розового цвета «четвертая часть) ребенок скатает валик – «колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила Сашу (имя ребенка).

Пирожки и пряники

    Возьмите кусочек теста, который помещается в руке. Перекладывайте его из одной руки в другую, имитируя лепку пирожка. «Вот какой слепили пирожок. Слепи и ты». Дайте малышу кусочек теста, который поместится в его ладошках. Может, он начнет подражать вам и сам освоит процесс изготовления пирожков. А если нет, обхватите своими ладонями его ладошки и сделайте пирожок вместе. В это время можно петь песенку «Пирожки» (сл. Н.Кукловской, муз. А.Филиппенко).
Я  пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А  для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка,
А ребяток позову,
Пирожками угощу.

                                              C:\Users\user\Documents\images (39).jpg

   

Булочка и пирожок

   Сделай из теста булочку (шарик) и пирожок и положите их на разные тарелки. Покажите их ребенку и скажите: «Вот булочка, а вот пирожок!» а потом прочитайте стихи.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
- Самому ли съесть
Или Бореньке (Имя ребенка) снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.

Спросите: «Где на тарелочке пирожок, а где булочка?».  Пирожок малыш уже умеет делать, а булочку помогите ему сделать: скатайте из теста шарик, пусть он его слегка прихлопнет или придавит сверху – получится булочка. Предложите ребенку самому сделать булочку из заготовленного вами шарика, а затем и пирожок. Обратите его внимание на то, что булочка – круглая, а пирожок – овальный, длинненький и лепятся они разными способами.

   C:\Users\user\Documents\images (37).jpg       C:\Users\user\Documents\images (38).jpg

Змейка

    Возможно, малыш видел змею в зоопарке, на картинках, в мультфильмах. Лепить змею можно, только если вы убедитесь, что ребенок знает это животное. Раскатайте из яркого цветного теста, например оранжевого или розового, длинный и тонкий валик. Хвост заострите, голову приплюсните, чтобы она выделялась. Предложите ребенку показать, где у змеи голова, а где хвост. Напомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». пусть малыш повторит. Сделайте спящую змею, свернув ее кольцами. Теперь попросите слепить для нее змею-подружку: «Им будет весело гулять вместе». Пусть малыш делает змею из теста другого цвета самостоятельно.

   C:\Users\user\Documents\images (13).jpg                C:\Users\user\Documents\скачанные файлы.jpg                                                           

Самолет

    Рассмотрите вместе игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где у него крылья, хвост кабина. Скажите: «Вот как гудит самолет во время полета: «У-у-у».предложите слепить его.

Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20см, диаметром 1,5 – 2см. разделите валик на две равные части: одна – корпус, другая – крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте ему вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите его за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.

Солнышко

   Покажите ребенку солнышко на картинке, обратите на него внимание во время прогулки. Лепите солнышко из желтого теста. Скатайте шарик, а малыш пусть раскатывает короткие - валики- «лучики». Положите шарик на стол и скажите: «Вот шарик, ударь по нему, и он расплющится - получится круг». Покажите, как подложить под него «лучики», а дальше пусть малыш действует сам. Восхититесь: «Получилось солнышко. Какое красивое! Помнишь, мы видели солнце на улице, на картинке в книжке».

                                                C:\Users\user\Documents\images (11).jpg

Черепаха

   Для лепки черепахи, как и для лепки солнышка, нужны шарик из теста и пять коротких валиков - голова и лапы. Хорошо, если панцирь будет одного цвета, а голова и лапки другого. Перед тем как лепить черепаху, обязательно рассмотрите вместе с малышом игрушечную черепаху или ее изображение на картинках.

                                              C:\Users\user\Documents\images (15).jpg

Осьминог

   Из шарика и нескольких валиков можно слепить осьминога, предварительно познакомившись с его изображением на картинке, посмотрев мультфильм про него или рассмотрев игрушку. Круг из теста - тело, снизу прикрепите валики – ножки, их должно быть не менее четырех. На теле осьминога пальцем сделайте углубления – глаза, нос, рот.

                                      C:\Users\user\Documents\images (19).jpg

Баранки для куклы

    Сделайте из теста баранку: раскатайте небольшой валик и соедините концы. Положите баранку на тарелку и поставьте ее перед куклой. Скажите: «Это кукла Катя. К ней должны прийти гости. Она хочет угостить их баранками. Давай сделаем много баранок!». Раскатайте вместе с ребенком еще один валик и сами соедините концы. Раскатывать тесто, как упоминалось выше, можно одной или двумя руками по столу или между ладошек. Все баранки аккуратно положите на тарелку и разыграйте ситуацию: к кукле приходят гости, она угощает их баранками, гости благодарят куклу за вкусное угощение. Читайте стихи.

Я баранки слепила,
Свою куклу угостила:
«Кукла, ешь баранку,
Пей сладкий чай,
Пей сладкий чай
И друзей всех угощай!».
Ой, качи-качи-качи,
Глянь, баранки калачи
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны, горячи!

Бублик, баранка, сушка

  Баранка, бублик и сушка имеют одну форму- кольцо, а вот размер у них разный. Бублик самый большой, баранка поменьше, а сушка самая маленькая. Слепите их вместе с ребенком и спросите: «Где бублик? Он самый большой. А где сушка? Она самая маленькая». Так малыш повторит понятия «большой - маленький» и познакомиться с понятиями «большой- поменьше - маленький».

C:\Users\user\Documents\e437c1e1dd9512b730aa056dd6335c07.jpg      C:\Users\user\Documents\images (47).jpg

                                               C:\Users\user\Documents\images (48).jpg

Цветок

Серединка цветка – приплюснутый шарик из желтого цвета, лепестки – расплющенные валики или длинные валики, сложенные пополам, из розового или голубого теста, ножка и листик – длинный и короткий зеленые валики. Валики ребенок уже может раскатывать самостоятельно, а вы помогайте ему и тут же собирайте детали воедино – прямо на глазах у малыша появится цветок.

Аппликация на тесте

СОБЕРИ ТЕСТО

Равномерно распределите тесто по тарелке, пусть ребенок помогает вам. Оставьте его на тесте отпечатки пальцев, ладоней. Затем попросите малыша собрать все в комочек. Желательно, чтобы он действовал двумя руками. Скажите: «Был у нас блинчик, а ты собрал все в комочек. Давай из него опять сделаем блинчик!» играя, ребенок узнает о пластичных свойствах теста, знакомится с объемными формами, тренирует пальчики. Так вы подготавливаете фон для более сложных игр.

Дорожка

   Распределите тесто по тарелке, подносу. Теперь на нем можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, морских камешков, ракушек, больших пуговиц и т.п. Скажите: «Давай сделаем дорожку!» - и начните выкладывать дорожку из одного какого - нибудь материала, например каштанов, а ребенок пусть продолжит ее. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку или ежика) и покажите, как она идет по дорожке: «Топ-топ». Пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.

Отпечаток рук

Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой - помогите малышу оставить отпечаток его ручки. Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая». Тесто можно высушить в духовке на слабом огне, а потом вместе раскрасить его. В результате получится интересный сувенир!

Внимание! В следующих играх используется более мелкий материал: фасоль, горох, чечевица, семена подсолнуха. Это необходимо для развития мелкой моторики. Но помните: безопасность прежде всего. Будьте особенно внимательны.

Рыбка

     Это повторение игры «Яблоко», разница в выборе материала (возьмите горох или чечевицу) и в том, что в начале игры нужно показать ребенку игрушечную рыбку. Туловище, глаз и плавники можно сделать разного цвета. От вашего воображения зависит, какой рисунок появится на тесте: мячик, груша, цветок, кораблик или машина.

Яблоко

     Дайте ребенку подержать яблоко, скажите: «Яблоко круглое, красное, вкусное». Вместе с малышом распределите тесто по тарелке. А затем он будет с интересом следить, как вы выкладываете из темных фасолин контур яблока с листиком. Скажите: «это тоже яблоко» - и его указательным пальчиком обведите контур «рисунка». Спросите: «Где настоящее яблоко, которое можно съесть? Правильно! Где яблоко, которое сделала я? Где листик? Правильно, это тоже яблоко, только его есть нельзя». Вместе с ребенком указательным пальцем в середине изображенного яблока сделайте ямки и скажите, что сюда вы будете вкладывать фасолинки. Важно, чтобы малыш делал именно пальцами. Может, он захочет действовать двумя руками. Покажите, как заполнить то, что ограничено контуром, -  середину яблока. Порадуйтесь тому, что он вдавил всего несколько фасолин. По мере взросления ребенка совершенствуются крупные и мелкие движения. Если вы через некоторое время вернетесь к этой игре, то увидите, что ребенок более умело заполняет ограниченное пространство, а еще через некоторое время малыш уже сможет заполнить фасолью все яблоко.

Украсим пирог

Когда будете готовить настоящий пирог или пиццу, привлеките ребенка к их украшению: разрешите на пироге разложить дольки яблок, изюм или курагу, а на пицце – кусочки сладкого перца или оливки.

Маму я свою люблю,
пирог украсить помогу.

   Покажите, где  цент пирога, а где край. Когда будете угощать членов семьи, обязательно в присутствии ребенка скажите, что он помогал вам украшать  пирог или пиццу.

   Реальные, жизненные события ребенок переносит в игру. Разомните тесто по всей площади тарелки. Скажите: «Давай украсим пирог для куклы. Кукла ждет гостей. Гости придут, и кукла их угостит пирогом». Украшать такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками, скорлупой ореха. От имени куклы поблагодарите малыша. Скажите, что пирог ей очень понравился. Спойте песенки.

Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.

             ***

Мы спросили нашу печь:                                  C:\Users\user\Documents\скачанные файлы (5).jpg
- Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
- Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко.

           ***

Тюшки – тетешки!
Овсяные лепешки!
Пшеничный пирожок,
На опарушке мешен,
Высокохонько взошел!

Дом

   Распределите тесто на клеенке, организуйте поле для аппликации, привлекая к этому ребенка. Из фасоли, каштанов или пуговиц выложите на тесте дом – квадрат и треугольник. Покажите ребенку готовый рисунок, обведите его пальчиком геометрические фигуры и назовите их. Треугольник можно называть пока проще – «крыша». Квадрат можно вместе с ребенком заполнить одним материалом, например, фасолью, а треугольник – другим, скажем семенами подсолнуха, или треугольник – белой, а квадрат – темной фасолью.

Елка

   После встречи Нового года детей переполняют эмоции. Они с удовольствием рассказывают о лесной красавице стихи, поют песни, рисуют ее. Самое время украсить елку из теста. Для этого зеленое тесто разомните на клеенке или подносе и придайте ему форму елки. Вспомните новый год, елочку, которая стояла дома, стихи и песенки о ней. Скажите: «Давай украсим елочку!». Скатайте маленькие шарики из цветного теста. Возьмите один из них и приложите к елочке, слегка придавливая. Малыш с интересом будет делать то же. В конце работы скажите: «Какая красивая елка, какая нарядная! Сколько на ней красивых шаров!» показывайте и называйте цвет шариков. А затем попросите: «Вот красный шарик, посмотри и найди такой же красный шарик». Так ребенок будет учить названия цветов.

    Украшенную елочку подсушите в духовке на слабом огне. Она останется такой же яркой и нарядной.

C:\Users\user\Documents\images (27).jpg                    C:\Users\user\Documents\images (28).jpg



Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №161

Консультация для воспитателей

«Роль фольклора в развитии речи детей»

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  Аксенова Н.Н.

                                                                                 воспитатель группы раннего возраста

                                            высшей категории

г. Оренбург 2020 г.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

 

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

 

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

 

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я киска мяу-мяу-мяу.

- Иди, киса, в теремок, иди, иди!

 

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу 

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.