Информация для родителей

Аксенова Надежда Николаевна

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №161

Консультация для родителей “Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста”.

 

                                                                         

  Подготовила:

Аксёнова Н.Н.

Воспитатель группы раннего возраста

г. Оренбург

       Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляются уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играют важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете ,от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались .Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить ,чтобы все вещи содержались в чистоте. Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,                                             

Чтобы глазоньки блестели,          

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей всегда быть опрятными,  замечать неполадки  в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Когда мы причёсываем девочек, мы читаем стишок:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косынка  до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся-

Маму, дочка слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связанно с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

уметь пользоваться столовыми приборами,

салфеткой;

учить тому, что чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приёма пищи(разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относится к просьбам и желаниям детей).

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий,(кто то стал значительно опрятнее и т.д.).

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей  – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №161

Консультация для родителей

на тему:

«Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков»

                                                                           Подготовила:

Аксёнова Н.Н.

        г. Оренбург

   Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождения» его в мир взрослых. В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно- гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные особенности развития.

   В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно- гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности.

    Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, разложить ложки на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно - развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

    Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с психофизическими нарушениями является важным звеном в системе коррекционно-педагогической работы, что, в свою очередь, закладывает основу культуру их поведения в быту.

Игра «Водичка, водичка!»

   Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать?» - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям  вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»

Игра  «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Игра «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • Засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
  • Открыть кран;
  • Сложить ладони рук «лодочкой»;
  • Поставить руки под струю воды;
  • Закрыть кран;
  • Вытереть руки полотенцем.

     Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки – белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки»
«Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!»
«В кране булькает вода. Очень даже здорово! »
«Моет рученьки сама
Машенька Егорова»
(взрослый называет имя ребенка).
«Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!»

   В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку..
Нет, понемножку- посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем,

просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок,

посмотри на себя в зеркало!»

Игра «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху - вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные  волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку и при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Игра «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки:  одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый,  вместе с ребенком , смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При  необходимости  используются совместные действия взрослого и ребенка.

 Игра «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ходиоры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики,  произносит потешку:

«Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!»

   Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать также. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» взрослый произносит потешку:

«Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!»

   Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.  

Игра «Носики - курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра «Приведи куклу в порядок»

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала нужно одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Игра «Оденемся на прогулку»

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки – липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания – липучки.

Игра «Найди пару»

Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь- ботинки, сапоги, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша- растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Игра «Оденем кукол»

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый  предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать на коляске.

Игра «Обед у кукол»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Занятие «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.»  затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Занятие «Вымой посуду»

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике  с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Занятие «Подготовь постель ко сну»

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: «Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку». После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

                                     Игра «Почистим туфли»

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли – раз, два, три!
будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).        

Игра «У нас порядок»

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.