Участие на МО
Участие на МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №170»
Выступление на МО воспитателей
на тему:
«Формирование социокультурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников»
Подготовили воспитатели:
Войтаник Екатерина Сергеевна
Мухаева Елена Александровна
Оренбург, 2024
«Формирование социокультурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников»
Слайд 1.
В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. При непосредственном тесном взаимодействии с живой природой дошкольники приобретают основу для становления и развития ответственного отношения к природе, о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.
Для этого необходимо доводить до сознания детей реальные экологические проблемы на примере родного края. Дети должны знать о губительном воздействии человека на природу, потому что бережное отношение к природе не стало еще нормой.
Мы в нашем детском саду формируем социокультурные ценности дошкольников через познавательно-исследовательский проект, который называется «Растения родного края – лекари!»
Слайд 2.
Жизнь современного человека невозможно представить без лекарств. На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Обычно мы не задумываемся, откуда они берутся. Если кто-то заболел — идем в аптеку и покупаем. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине. Именно поэтому целью нашей работы является изучение флоры нашего родного края.
Слайд 3.
Проблема: Как растения могут «лечить»?
Гипотеза: Если знать лечебные свойства знакомых растений, то можно сохранить и укрепить здоровье детей и взрослых.
Содержание темы:
- Польза лекарственных трав.
- Многообразие и значение растений-лекарей в жизни человека.
- Правила сбора.
- Места сбора лекарственных растений, их охрана на территории Оренбургской области.
- Польза растений для нашего организма.
Цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека.
Задачи, которые мы перед собой поставили:
- Обучающие: обогащать представления детей о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значения лекарственных растений для человека.
- Развивающие: развивать навыки исследовательской работы, любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.
Слайд 4.
Проект наш познавательно – исследовательский, занимаемся мы им круглый год. Участвуют в нем помимо нас, воспитателей, наши воспитанники, а также их родители. Результат, который хотим получить – это:
- Дети должны знать: виды лекарственных растений, способы и правила их сбора и применения; стихотворения о лекарственных растениях; значение лекарственных растений в жизни человека.
- Дети должны уметь: отличать лекарственные растения от других видов; соблюдать правила поведения в природе; проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений.
В дальнейшем мы планируем продолжать знакомить детей с другими видами лекарственных трав: познакомить с лекарственными свойствами лесных и садовых ягод.
Слайд 5.
Этапы реализации проекта – стандартны, как во всех проектах.
I этап – Организационно - подготовительный
- Подбор программно-методического обеспечения.
- Пополнение развивающей среды.
- Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
- Анкетирование родителей.
- Составление перспективного плана мероприятий к проекту.
II этап – Основной
Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный
- Подведение итогов.
IV этап – Презентация проекта
- Презентация проекта.
Слайд 6, 7.
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Долгое время растения оставались почти единственными лекарственными средствами. Так, например, испокон века русский народ верил в чудодейственную силу различных оберегов, дающих силу, здоровье, охраняющих дом, детишек. Именно таким оберегом и является добрая куколка «Кубышка-травница». Силу которой подарила сама природа-матушка. Впервые эта кукла-оберег появилась в Туле. Куклу еще зовут «узелковой», т. к. она состоит из 6 узелков (большой узелок - туловище, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок- головка, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, узелка образуют грудь) все они наполненных лечебными травами родной земли. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Её подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям, ставили около кровати больного. Перед тем, как куколку помещали в доме, обязательно читали заговор.
Именно эта кукла-оберег является нашей мотивацией. Она пришла к ребятам, рассказала о себе и попросила сделать ей помощниц, которые бы оберегали их. Так она и следовала с нами на протяжении всего проекта.
Слайд 8.
Нами проводилась большая работа с родителями, с которыми мы очень тесно взаимодействовали. Перед реализацией проекта, в первую очередь, мы уточнили, есть ли у кого-то из наших воспитанников аллергия на лекарственные растения, затем провели анкетирование с родителями своих воспитанников на тему: «Что Вы знаете о лекарственных растениях?», также для них были даны консультации по данной теме, была проведена акция «Подари семечко».
Затем мы с ребятами занимались посадкой семян. Вы все сажаете «Огород на окне» и знаете, как детям очень нравится этот процесс, каждый хочет в нем поучаствовать.
Слайд 9, 10.
После посадки мы наблюдали за всходами, за ростом наших растений.
И параллельно воспитанники осваивали лэпбук «Лекарственные растения Оренбургской области» и лото «Лекарственные растения Оренбуржья». Первое время детям была необходима помощь в словесной инструкции, а сейчас справляются самостоятельно и с большим удовольствием играют.
Слайд 11.
Затем с наступлением лета подросшие растения мы с детьми высаживаем на видовую точку нашей экологической тропы, которая называется «Зеленая аптека». В течении всего летнего периода мы ухаживаем за ними, поливаем, рыхлим и просто любуемся выросшей красотой.
Слайд 12.
Родители совместно с детьми посещали на базе МОАУ «СОШ №41» родительский всеобуч и мастер-класс по приготовлению травяного чая. Дети получили настолько положительные эмоции, им так понравилось это делать, что поили чаем всех своих родственников.
Слайд 13.
В процессе реализации проекта был изготовлен гербарий лекарственных растений. Дети вместе с родителями собирали и сушили растения дома, а потом мы все вместе собирали их воедино в одну папку. Надо сказать, что дети с большим удовольствием и интересом пересматривают гербарий и рассказывают про каждое растение.
Слайд 14.
Что же касается предметно-развивающей среды, то помимо игр, наглядных пособий и картотек она была пополнена новым игровым центром, который называется «Фитоаптека». В нем разыгрываются такие сюжетно-ролевые игры как «Поход в фитоаптеку», «Фито-бар» и др.
Слайд 15.
Как же мы используем лекарственные растения?
- рассматриваем, нюхаем, сравниваем по внешнему виду и по аромату (в сухом виде);
- завариваем, пьём, отгадываем и сравниваем по аромату (в мокром виде);
- в качестве подарка мамам на «День матери» и сотрудникам на «День дошкольного работника;
Слайд 16.
И перед вами продукт проектной деятельности, а именно:
- наглядно-дидактическое пособие «Красная книга Оренбургской области» (лекарственные растения);
- лэпбук и лото «Лекарственные растения Оренбуржья»;
- гербарий лекарственных растений;
- сборник сказок Татьяны Кирюшатовой «Травяные сказки»;
- рецепты приготовления фито-чая;
- запасы сухих трав;
- сборные травы в фито пакетиках.
Слайд 17.
Таким образом, цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека, достигнута. Воспитанники имеют достаточные представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора и применения. Знают какие растения занесены в Красную книгу и находятся на грани вымирания.
Мы сформировали в наших воспитанниках такие социокультурные ценности как:
-формирование положительного отношения к природе;
- достаточное владение экологическими знаниями;
- воспитание в них «защитников природы», экологически грамотных дошкольников;
- научили детей любить и беречь природу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание куклы-оберега «Кубышка-травница»
Акция для родителей «Подари семечко » Посадка лекарственных растений совместно с детьми
Наблюдение за ростом растений Игры с лэпбуком
Родительский всеобуч и мастер-класс по приготовлению «Травяного чая»
Вывод: Таким образом, цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека, достигнута. Воспитанники имеют достаточные представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора и применения. Знают какие растения занесены в Красную книгу и находятся на грани вымирания. Мы сформировали в наших воспитанниках такие социокультурные ценности как: -формирование положительного отношения к природе; - достаточное владение экологическими знаниями; - воспитание в них «защитников природы», экологически грамотных дошкольников; - научили детей любить и беречь природу!