Участие на МО

Войтаник Екатерина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №170»

Выступление на МО воспитателей

на тему:

«Формирование социокультурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников»

                                                                           Подготовили воспитатели:

Войтаник Екатерина Сергеевна

                                                                        Мухаева Елена Александровна

Оренбург, 2024

«Формирование социокультурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников»

Слайд 1.

В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. При непосредственном тесном взаимодействии с живой природой дошкольники приобретают основу для становления и развития ответственного отношения к природе, о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

  Для этого необходимо доводить до сознания детей реальные экологические проблемы на примере родного края. Дети должны знать о губительном воздействии человека на природу, потому что бережное отношение к природе не стало еще нормой.

     Мы в нашем детском саду формируем социокультурные ценности дошкольников через познавательно-исследовательский проект, который называется «Растения родного края – лекари!»

 Слайд 2.

Жизнь современного человека невозможно представить без лекарств. На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Обычно мы не задумываемся, откуда они берутся. Если кто-то заболел — идем в аптеку и покупаем. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине. Именно поэтому целью нашей работы является изучение флоры нашего родного края.

Слайд 3.

Проблема: Как растения могут «лечить»?

Гипотеза: Если знать лечебные свойства знакомых растений, то можно сохранить и укрепить здоровье детей и взрослых.

Содержание темы:

  • Польза лекарственных трав.
  • Многообразие и значение растений-лекарей в жизни человека.
  • Правила сбора.
  • Места сбора лекарственных растений, их охрана на территории Оренбургской области.
  • Польза растений для нашего организма.  

Цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека.

Задачи, которые мы перед собой поставили:

  •  Обучающие: обогащать представления детей о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значения лекарственных растений для человека.
  •  Развивающие: развивать навыки исследовательской работы, любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.

Слайд 4.

Проект наш познавательно – исследовательский, занимаемся мы им круглый год. Участвуют в нем помимо нас, воспитателей, наши воспитанники, а также их родители. Результат, который хотим получить – это:

-  Дети должны знать: виды лекарственных растений, способы и правила их сбора и применения; стихотворения о лекарственных растениях;  значение лекарственных  растений в жизни человека.

- Дети должны уметь: отличать лекарственные растения от других видов; соблюдать правила поведения в природе; проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений.

В дальнейшем мы планируем продолжать знакомить детей с другими видами лекарственных трав: познакомить с лекарственными свойствами лесных и садовых ягод.

Слайд 5.

Этапы реализации проекта – стандартны, как во всех проектах.

I  этап  –  Организационно - подготовительный

  1. Подбор программно-методического обеспечения.
  2. Пополнение развивающей среды.
  3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Составление перспективного плана мероприятий к проекту.

II этап –   Основной

Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

III этап – Заключительный

 - Подведение итогов.

IV этап – Презентация проекта

- Презентация проекта.

Слайд 6, 7. 

Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Долгое время растения оставались почти единственными лекарственными средствами. Так, например, испокон века русский народ верил в чудодейственную силу различных оберегов, дающих силу, здоровье, охраняющих дом, детишек. Именно таким оберегом и является добрая куколка «Кубышка-травница». Силу которой подарила сама природа-матушка. Впервые эта кукла-оберег появилась в ТулеКуклу еще зовут «узелковой», т. к. она состоит из 6 узелков (большой узелок - туловище, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок- головка, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, узелка образуют грудь) все они наполненных лечебными травами родной земли. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Её подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям, ставили около кровати больного. Перед тем, как куколку помещали в доме, обязательно читали заговор.

Именно эта кукла-оберег является нашей мотивацией. Она пришла к ребятам, рассказала о себе и попросила сделать ей помощниц, которые бы оберегали их. Так она и следовала с нами на протяжении всего проекта.

Слайд 8. 

     Нами проводилась большая работа с родителями, с которыми мы очень тесно взаимодействовали. Перед реализацией проекта, в первую очередь, мы уточнили, есть ли у кого-то из наших воспитанников аллергия на лекарственные растения, затем провели анкетирование с родителями своих воспитанников на тему: «Что Вы знаете о лекарственных растениях?», также для них были даны консультации по данной теме, была проведена акция «Подари семечко».

Затем мы с ребятами занимались посадкой семян. Вы все сажаете «Огород на окне» и знаете, как детям очень нравится этот процесс, каждый хочет в нем поучаствовать.

Слайд 9, 10.

После посадки мы наблюдали за всходами, за ростом наших растений.

И параллельно воспитанники осваивали лэпбук «Лекарственные растения Оренбургской области» и лото «Лекарственные растения Оренбуржья». Первое время детям была необходима помощь в словесной инструкции, а сейчас справляются самостоятельно и с большим удовольствием играют.

Слайд 11.

Затем с наступлением лета подросшие растения мы с детьми высаживаем на видовую точку нашей экологической тропы, которая называется «Зеленая аптека». В течении всего летнего периода мы ухаживаем за ними, поливаем, рыхлим и просто любуемся выросшей красотой.

Слайд 12.

Родители совместно с детьми посещали на базе МОАУ «СОШ №41» родительский всеобуч и мастер-класс по приготовлению травяного чая. Дети получили настолько положительные эмоции, им так понравилось это делать, что поили чаем всех своих родственников.

Слайд 13.

В процессе реализации проекта был изготовлен гербарий лекарственных растений. Дети вместе с родителями собирали и сушили растения дома, а потом мы все вместе собирали их воедино в одну папку. Надо сказать, что дети с большим удовольствием и интересом пересматривают гербарий и рассказывают про каждое растение.

Слайд 14.

Что же касается предметно-развивающей среды, то помимо игр, наглядных пособий и картотек она была пополнена новым игровым центром, который называется «Фитоаптека». В нем разыгрываются такие сюжетно-ролевые игры как «Поход в фитоаптеку», «Фито-бар» и др.

Слайд 15.

Как же мы используем лекарственные растения?

- рассматриваем, нюхаем, сравниваем по внешнему виду и по аромату (в сухом виде);

- завариваем, пьём, отгадываем и сравниваем по аромату (в мокром виде);

- в качестве подарка мамам на «День матери» и сотрудникам на «День дошкольного работника;

Слайд 16.

И перед вами продукт проектной деятельности, а именно:

- наглядно-дидактическое пособие «Красная книга Оренбургской области» (лекарственные растения);

- лэпбук и лото «Лекарственные растения Оренбуржья»;

- гербарий лекарственных растений;

- сборник сказок Татьяны Кирюшатовой «Травяные сказки»;

-  рецепты приготовления фито-чая;

- запасы сухих трав;

- сборные травы в фито пакетиках.

Слайд 17.

Таким образом, цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека, достигнута. Воспитанники имеют достаточные представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора и применения. Знают какие растения занесены в Красную книгу и находятся на грани вымирания.


 Мы сформировали в наших воспитанниках такие социокультурные ценности как:
-формирование положительного отношения к природе;
- достаточное владение экологическими знаниями;
- воспитание в них «защитников природы», экологически грамотных дошкольников;
- научили детей любить и беречь природу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Растения родного края - лекари» Подготовили воспитатели: Войтаник Е. С., Мухаева Е .А . г. Оренбург

Слайд 2

Создание куклы-оберега «Кубышка-травница»

Слайд 3

Акция для родителей «Подари семечко » Посадка лекарственных растений совместно с детьми

Слайд 4

Наблюдение за ростом растений Игры с лэпбуком

Слайд 5

Родительский всеобуч и мастер-класс по приготовлению «Травяного чая»

Слайд 6

Вывод: Таким образом, цель проекта: формирование у воспитанников представлений о лекарственных растениях, их свойствах и о возможностях применения с целью оздоровления человека, достигнута. Воспитанники имеют достаточные представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора и применения. Знают какие растения занесены в Красную книгу и находятся на грани вымирания. Мы сформировали в наших воспитанниках такие социокультурные ценности как: -формирование положительного отношения к природе; - достаточное владение экологическими знаниями; - воспитание в них «защитников природы», экологически грамотных дошкольников; - научили детей любить и беречь природу!