Из опыта работы

Войтаник Екатерина Сергеевна

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  пластилинографии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2020g.docx21.2 КБ
Файл opyt_raboty_2024.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  

«Детский сад №170»

Обобщение опыта работы

воспитателя

 Войтаник Екатерины Сергеевны

по теме:

 «Роль загадки в развитии дошкольников»

Оренбург, 2020г

«Роль загадки в развитии дошкольников»

Актуальность темы

Загадки – неотъемлемая часть детства. На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении  для ума» говорил К. Д. Ушинский.

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной   и игровой деятельности ребенка.

В ходе  работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Цель: активизировать мышление и речь детей с помощью загадки, создать условия для всестороннего и гармоничного развития дошкольников.

Задачи:

- Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.

 - Создать предметно - развивающую среду, направленную на воспитание и развития дошкольников, через загадку.

- Учить детей отгадывать загадки, активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

 - Совершенствовать работу с родителями. 

 - Развивать собственное профессиональное мастерство, добиваясь высоких результатов деятельности.

Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

В своей работе я использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

  1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);
  6. загадки-рифмовки;
  7. загадки-обманки;

Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Как показала практика, большинство школьных проблем выпускников ДОУ связаны, с недостаточным развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Они с трудом выделяют главную мысль, отличительные признаки различных предметов и явлений, это затрудняет освоение программного материала. В дошкольном возрасте необходимо своевременно и в полном объёме обеспечить развитие и воспитание ребёнка, которые позволят ему полноценно продолжать образование в школе. Воспитатель должен обеспечить комплекс условий используя разные методы и приёмы,  направленные на развитие и воспитание каждого воспитанника.

Используя загадки в своей работе как, один из методов в обучении и воспитании детей, помогут им полноценно продолжать образование в школе. Все это заставляет обратить внимание на всестороннее развитие ребенка. Поэтому работа в данном направлении представляется мне интересной и значимой.

Самым главным в заключении хочу отметить повышение своего профессионализма и личная творческая заинтересованность. Изучаю методическую, научно-популярную, периодическую литературу. Стараюсь преподнести детям материал так, чтобы он был интересен, доступен, соответствовал возрасту и уровню развития детей. Являюсь активным членом творческой группы ДОУ и, также, активно учувствую в жизни группы и сада.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  

«Детский сад №170»

Обобщение опыта работы

воспитателя

 Войтаник Екатерины Сергеевны

по теме:

 «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  пластилинографии»

Оренбург, 2024г

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  пластилинографии»

Актуальность темы

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность.     Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

Пластилинография - способствует развитию у детей таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей. - способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. - развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо. - формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д.

Основные идеи и принципы

Свою работу по обучению детей технике рисования пластилином -  пластилинографии, я начала в сентябре 2023 г. Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. 

 Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих.

 Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом.

Свою работу строю по следующим основные принципам:

  1. Принцип доступности - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.
  3. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  5. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  6. Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

А основные направления моей работы это в первую очередь:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников.
  • Совместная деятельность детей и родителей.
  • Интеграция образовательных областей в организованной образовательной деятельности.
  • Развивающие игры, рассматривание альбомов иллюстраций по данной теме.
  • Беседы, наблюдения, экспериментирование.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются: Художественные средства: 

 Пластичный материал (разноцветный пластилин).

 Бросовый и природный материал.

 Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.). Наглядные средства:

 Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин. Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

 Образцы работ, фотографии.

 Интернет-ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Словесные средства: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Технические средства: 

 Музыка.

 Видеофильмы.

 Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности. 

     Мною был разработан перспективный комплексно-тематический план воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (образовательная деятельность Пластилинография). Помимо работы с детьми, ведется также работа с родителями и воспитателями. Для родителей были подготовлены консультации «Лепка в жизни детей», «Как правильно выбрать пластилин», «Пластилинография - это…» и др. С педагогами делюсь опытом и размещаю материал на страницах своего мини-сайта.

Результативность

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пластилинография - как одна из нетрадиционных техник изобразительной деятельности очень актуальна на сегодняшний день. Она охватывает всевозможный спектр разнообразных методов и приемов, позволяющих сформировать творчество ребенка, ведь лепка - один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.