Развитие речи

Махеева Туяна Васильевна

Конспекты занятий по развитию речи в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал,оборудование: картинки зимней одежды, игрушка чебурашка

ХОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и скажите: какое сейчас время года? (ответы детей)

-Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

-А сейчас я загадаю вам загадку:

С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые… (снежинки)

Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»

Сильный ветер вдруг подул,

И снежинку нашу сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1- сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2- задержать дыхание на 3-4 секунды;

3- сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2.Вводная часть.

(Воспитатель вносит игрушку Чебурашка). Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с игрушкой).

Чебурашка: Я очень люблю сказку о веселом язычке, предлагаю вам ее послушать.

Итак, жил-был веселый язычок. Он очень любил разные песенки. Давайте споем вместе с ним песенку самолете: в-в-в! А теперь песенку комарика: з-з-з! песенку текущей из крана воды: с-с-с!

А однажды язычок пошел гулять и увидел красивого черного ужа, который грелся на солнышке. Уж свернулся и зашипел: ш-ш-ш! как зашипел? (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Чебурашка: А еще я люблю играть, а вы? (ответы детей).Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко» (с мячом).

1.Кто альбом раскрасит наш?

 Ну конечно…, (карандаш)

2.Он с бубенчиком в руке,

В красно-синем колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

3.Сегодня все ликуют

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные… (шары)

3.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой звук повторяется во всех словах: карандаш, шар, Петрушка, шары, пушок? (ответы детей)

-Верно! Когда мы произносим звук [ш] губы у нас сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нему, но не прижат к нему. По средине языка проходит сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью. (дети проделывают это упражнение несколько раз, обращая внимание на правильное положение языка во время произношения звука [ш])

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш, но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1. Артикуляционная гимнастика

• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!

Чередование: улыбка – трубочка.

• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.

Воспитатель: Ребята, Чебурашка  любит играть с воздушными шариками. Давайте мы надуем большой шар. Возьмемся за руки.

Физминутка «Надувайся, наш шар».

«Надувайся, наш шар,

Надувайся большой.

Оставайся такой

И не лопайся!»

Воспитатель: Ребята, смотрите, наш гость  почему то загрустил…Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: А загрустил он потому, что не хочет уходить от вас. Предлагаю Чебурашке поиграть с нами в игру «Есть ли звук». Я буду показывать картинку и называть то, что на ней изображено, если в слове находится звук Ш . хлопаем в ладоши.

Картинки (слова): шапка, юбка, шарф, капюшон, гольфы, сапоги, калоши, платье, шорты, футболка, рубашка, штаны, сарафан.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием

Проговаривание  чистоговрок:

Ша-ша-ша… наша Маша хороша

Шу-шу-шу… дали кашу малышу

Ши-ши-ши… съели кашу малыши

Шо-шо-шо… после каши хорошо.

4.Заключительная часть.

Рефлексия.

-Ребята, понравилось ли вам наше занятие?

-Что особенно запомнилось?

- А с каким звуком мы сегодня познакомились?

-Кто приходил к нам сегодня в гости?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук  ж»

Цель: Познакомить со звуком ж, упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж;  в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Ход занятия

Стихотворение «Напоминалочка»

 Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

 Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

 Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

 Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего».

Дети: язык

Воспитатель: - А для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)

- А где находится язык? (во рту)

 - Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)

 - А что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит)

 - А больше всего язычок любит играть.

Давайте с ним поиграем. (Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Блинчик»\»Лопатка»)

2.Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит. («Облизываем губки»)

3.Кто же тут, а кто же там?

 Он глядит по сторонам. («Часики».)

4.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Трубочка»)

5.Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом. («Маляр»)

6.На качелях покачался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

7.Догадаться кто бы мог?

 Язычок наш, как грибок. («Грибок».)

8.Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Язычок уже устал

И в свой домик побежал,

В своём домике сидит

И в окошечко глядит.

Молодцы ребята, хорошо мы поиграли

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Дети: Да!

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Понравилась игра

Физминутка

На лужайке, по ромашкам           Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                  Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.           Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                   Приседают

Отдохнул и полетел.                  Бегают и затем садятся на свои места.

Развитие фонематического слуха – А теперь мы поиграем. а) - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ж : Т Ж Щ Ш Ж Ж З Ч Ш С Ж б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ж: ТЯ-ЖА-ЗО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ЖИ в) – И последнее, я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ж: масло, жук, собака, жёлудь, бабочка, машина, жираф, забор, шапка, ёжик, журнал, шкаф, зебра и др. - Молодцы, хорошо справились с заданием!

Игра инсценировка.

На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.

Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».

- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шепотом, потом обычным голосом, потом громко).

Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).

- Обиделся. (Удивляется Дружок).

- Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).

Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).

- Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).

- Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»

- Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).

Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?

«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,

Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).

Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.

Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».

- Спасибо, жучок. (Дружок).

Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.

Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»