Развитие речи
Конспекты занятий по развитию речи в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 16.79 КБ |
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_grupp_zh.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.
Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал,оборудование: картинки зимней одежды, игрушка чебурашка
ХОД.
1.Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми:
Утром встали малыши, (руки поднимают)
В детский садик свой пришли, (шагают на месте)
Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).
Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)
Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и скажите: какое сейчас время года? (ответы детей)
-Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)
-А сейчас я загадаю вам загадку:
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые… (снежинки)
Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1- сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2- задержать дыхание на 3-4 секунды;
3- сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2.Вводная часть.
(Воспитатель вносит игрушку Чебурашка). Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с игрушкой).
Чебурашка: Я очень люблю сказку о веселом язычке, предлагаю вам ее послушать.
Итак, жил-был веселый язычок. Он очень любил разные песенки. Давайте споем вместе с ним песенку самолете: в-в-в! А теперь песенку комарика: з-з-з! песенку текущей из крана воды: с-с-с!
А однажды язычок пошел гулять и увидел красивого черного ужа, который грелся на солнышке. Уж свернулся и зашипел: ш-ш-ш! как зашипел? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Чебурашка: А еще я люблю играть, а вы? (ответы детей).Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко» (с мячом).
1.Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…, (карандаш)
2.Он с бубенчиком в руке,
В красно-синем колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… (Петрушка)
3.Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
3.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой звук повторяется во всех словах: карандаш, шар, Петрушка, шары, пушок? (ответы детей)
-Верно! Когда мы произносим звук [ш] губы у нас сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нему, но не прижат к нему. По средине языка проходит сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью. (дети проделывают это упражнение несколько раз, обращая внимание на правильное положение языка во время произношения звука [ш])
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш, но сначала сделаем артикуляционную гимнастику
1. Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
•Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
Воспитатель: Ребята, Чебурашка любит играть с воздушными шариками. Давайте мы надуем большой шар. Возьмемся за руки.
Физминутка «Надувайся, наш шар».
«Надувайся, наш шар,
Надувайся большой.
Оставайся такой
И не лопайся!»
Воспитатель: Ребята, смотрите, наш гость почему то загрустил…Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: А загрустил он потому, что не хочет уходить от вас. Предлагаю Чебурашке поиграть с нами в игру «Есть ли звук». Я буду показывать картинку и называть то, что на ней изображено, если в слове находится звук Ш . хлопаем в ладоши.
Картинки (слова): шапка, юбка, шарф, капюшон, гольфы, сапоги, калоши, платье, шорты, футболка, рубашка, штаны, сарафан.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием
Проговаривание чистоговрок:
Ша-ша-ша… наша Маша хороша
Шу-шу-шу… дали кашу малышу
Ши-ши-ши… съели кашу малыши
Шо-шо-шо… после каши хорошо.
4.Заключительная часть.
Рефлексия.
-Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
-Что особенно запомнилось?
- А с каким звуком мы сегодня познакомились?
-Кто приходил к нам сегодня в гости?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»
Цель: Познакомить со звуком ж, упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж; в умении определять слова со звуком ж.
Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; умение определять слова со звуком ж.
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.
Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Ход занятия
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: язык
Воспитатель: - А для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)
- А где находится язык? (во рту)
- Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)
- А что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит)
- А больше всего язычок любит играть.
Давайте с ним поиграем. (Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»\»Лопатка»)
2.Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит. («Облизываем губки»)
3.Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
4.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
5.Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр»)
6.На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
7.Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок. («Грибок».)
8.Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устал
И в свой домик побежал,
В своём домике сидит
И в окошечко глядит.
Молодцы ребята, хорошо мы поиграли
Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».
Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?
Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука
Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?
Дети: Да!
Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.
Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за …(животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Понравилась игра
Физминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Развитие фонематического слуха – А теперь мы поиграем. а) - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ж : Т Ж Щ Ш Ж Ж З Ч Ш С Ж б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ж: ТЯ-ЖА-ЗО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ЖИ в) – И последнее, я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ж: масло, жук, собака, жёлудь, бабочка, машина, жираф, забор, шапка, ёжик, журнал, шкаф, зебра и др. - Молодцы, хорошо справились с заданием!
Игра инсценировка.
На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.
Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».
- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шепотом, потом обычным голосом, потом громко).
Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).
- Обиделся. (Удивляется Дружок).
- Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).
Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).
- Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).
- Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»
- Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).
Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?
«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,
Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).
Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.
Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».
- Спасибо, жучок. (Дружок).
Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.
С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.
Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»