Окружающий мир
Конспекты занятий по познавательному развитию в средней группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию «Скоро зима!»
(беседа о жизни диких животных в лесу)
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: картины с изображением диких животных зимой; игрушки: медвежонок, белка, ежик.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся и улыбнемся друг другу. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…»
По лесочку Мишка шел,
(расставляем пальчики и немного их сгибаем)
Мишка ягодки нашел.
(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)
Стал он ягоды считать,
(загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо Мишке все собрать.
(кулачки сжимаем и разжимаем)
Дальше Мишка наш пошел,
(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)
Вдруг, грибочки он нашел!
(делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)
Стал грибочки собирать,
(загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять!
(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)
Ну, а как придет Зима…
(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)
Мишка ляжет спать, Друзья!(ладошка к ладошке)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)
- Какие осенние приметы нам на это указывают? (похолодало, нет насекомых, птицы улетают в теплые края, часто идет холодный дождь, пожелтели листья, травы, начался листопад, люди стали одеваться теплее)
Раздается стук в дверь, и появляется Медвежонок. Воспитатель берет его на руки и прислушивается.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Оказывается - он заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-медведице, а как найти дорогу не знает. Ребята, поможем медвежонку?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, где может жить мама-медведица (ответы детей). Конечно, медведица живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь медвежонку найти его маму.
Воспитатель: Значит отправляемся в лес. Но прежде чем мы туда попадем, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
Дидактическая игра «Если я приду в лесок».
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе отвечаем «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку унесу я? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Какие молодцы! Ну, что же, отправляемся в путь!
Звучит музыка осеннего леса.
Воспитатель: Вот мы и оказались в Мишкином лесу.
Ой, кто же это на пенёчке фырчит?
Это же ёжик!
Медвежонок: Здравствуй, ёжик! Ты не видел мою маму медведицу?
Ежик: Здравствуйте! Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.
На спине у меня иголки, они помогают мне защищаться от врагов. Живу я в лесу в норе. Осенью на своих иголках я переношу туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А ещё я питаюсь мышами и змеями.
Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать.
Ой, а это кто?
Медвежонок: Здравствуй, белочка! Ты не видела мою маму-медведицу?
Белочка: Здравствуй! Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, грибов и ягод, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут и зимой их можно будет кушать.
Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?
Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Медвежонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски мамы медвежонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу? (ответы детей).
В лесу живут волки, лисы, зайцы…
Физминутка
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
Ребята, посмотрите, кто это? (медведь)
- Мишутка, это твоя мама? (нет)
- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)
-Что такое берлога? (это домик для медведя)
- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит, так же как еж.)
-Ребята, а вы знаете, что запасы на зиму не делают и другие лесные жители, а какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. Кто зимой холодной
Ходит по лесу
Злой и голодный? (волк)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (лиса)
3. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
4.Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (змея)
- Посмотрите на наш лес и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме и учат своих детенышей этому.)
Появляется Медведица. Медвежонка усаживают рядом с мамой.
Дидактическая игра «Назови детёныша»
Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны прийти
И деток правильно найти!
(На доске развешены картинки взрослых животных. Дети называют взрослое животное, его детёныша, находят и ставят соответствующую картинку)
Воспитатель: Спасибо, Мишутка, за прогулку. Мне кажется, мы хорошо отдохнули в лесу. Не будем вас с мамой задерживать, готовьтесь к зиме, она уже не за горами, наступит очень быстро.
Медвежонок с Медведицей «уходят» в другую комнату.
Воспитатель: А нам пора отправляться назад в детский сад.
Молодцы. Попрощайтесь с лесными жителями. (До свидания, до новых встреч).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?
Дети. Да!
Воспитатель: Как вы думаете, животные боятся зимы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают кормушки, заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, сухие веники из веточек с зелеными листьями, орехи и желуди. Нельзя, чтобы погибли животные, ведь без них не смогут жить ни люди, ни растения. Нужно, чтобы все на нашей родной планете Земля жили долго и счастливо!
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить,
Охранять его, любить!
Занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
«Почему растаяла Снегурочка?»
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой.
Материал. Кукла в костюме снегурочки; снег в емкости; лед в формочках; снежинки; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; стаканы с водой; музыка из оперы П. И. Чайковского «Времена года.
ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом, если мы его возьмем в руки?
Дети: Снег растает.
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт 1.
Воспитатель: Что случилось со снегом?
Дети: Снег начал таять.
Воспитатель: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.
Воспитатель: Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка:
Опыт 1.
Воспитатель
- Ребята, давайте поиграем в игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком,выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать! (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
- Смотрите, ребята, в корзинке еще что - то есть. Что это?
Дети: Лед.
Опыт 2.
- Ребята, давайте рассмотрим кубики льда. Что случилось с водой на морозе?
Дети: Вода замерзла.
Воспитатель: Вода на морозе замерзла и превратилась в лед.
- Потрогайте лед. Положите на ладошку. Что с ним происходит?
Дети: Лед тает.
Воспитатель: Какой лед?
Дети: Прозрачный, холодный, в ладошке тает.
Воспитатель: Попробуем уронить лед на стол. Что произошло?
Дети: Лед ударился об стол.
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Это значит, что лед твердый.
Опыт 3.
Воспитатель: Как вы думаете, что случится со льдом, если мы его опустим в воду?
Дети: Лед будет плавать.
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим кубики льда в стаканы с водой.
Что происходит со льдом в воде?
Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.)
Беседа с детьми.
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
-Что происходит со снегом в комнате?
-А со льдом что происходит?
-Что случается с водой на морозе?