Окружающий мир

Махеева Туяна Васильевна

Конспекты занятий по познавательному развитию в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию «Скоро зима!»

(беседа о жизни диких животных в лесу)

Цель: формирование  представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал:  
картины с изображением диких животных зимой;  игрушки: медвежонок, белка, ежик.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение 
художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
                               Ход  НОД.

Воспитатель: Ребята, поздороваемся и улыбнемся друг другу. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…»

По лесочку Мишка шел,

(расставляем пальчики и немного их сгибаем)

Мишка ягодки нашел.

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Стал он ягоды считать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

Надо Мишке все собрать.

(кулачки сжимаем и разжимаем)

Дальше Мишка наш пошел,

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Вдруг, грибочки он нашел!

(делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)

Стал грибочки собирать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Ну, а как придет Зима…

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Мишка ляжет спать, Друзья!(ладошка к ладошке)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

- Какие осенние приметы нам на это указывают? (похолодало, нет насекомых, птицы улетают в теплые края, часто идет холодный дождь, пожелтели листья, травы, начался листопад, люди стали одеваться теплее)

Раздается стук в дверь, и появляется Медвежонок. Воспитатель берет его на руки и прислушивается.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Оказывается - он заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-медведице, а как найти дорогу не знает. Ребята, поможем медвежонку?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете, где может жить мама-медведица (ответы детей). Конечно, медведица живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь медвежонку найти его маму.

Воспитатель: Значит отправляемся в лес. Но прежде чем мы туда попадем, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Дидактическая игра «Если я приду в лесок».

Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе отвечаем «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку унесу я? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Какие молодцы! Ну, что же, отправляемся в путь!

Звучит музыка осеннего леса.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Мишкином лесу.

Ой, кто же это на пенёчке фырчит?

Это же ёжик!  

Медвежонок: Здравствуй, ёжик! Ты не видел мою маму медведицу?

Ежик: Здравствуйте! Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

На спине у меня иголки, они помогают мне защищаться от врагов. Живу я в лесу в норе. Осенью на своих иголках я переношу туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А ещё я питаюсь  мышами и змеями.  

Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать.

Ой, а это кто?

Медвежонок: Здравствуй, белочка! Ты не видела мою маму-медведицу?

Белочка: Здравствуй! Не видела, у меня сейчас очень много дел.  Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, грибов и ягод, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут  и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Медвежонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски мамы медвежонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу? (ответы детей).

В лесу живут волки, лисы, зайцы…

Физминутка

Топай, мишка,            (топаем ногами)
Хлопай, мишка.         (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Ребята, посмотрите, кто это? (медведь)

- Мишутка, это твоя мама? (нет)

- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

-Что такое берлога? (это домик для медведя)

- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит, так же как еж.)

-Ребята, а вы знаете, что запасы на зиму не делают и другие лесные жители, а какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный? (волк)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (лиса)

3. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

4.Шелестя, шурша травой,

 Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

- Посмотрите на наш лес и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме и учат своих детенышей этому.)

Появляется Медведица. Медвежонка усаживают рядом с мамой.

Дидактическая игра «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

(На доске развешены картинки взрослых животных. Дети называют взрослое животное, его детёныша, находят и ставят соответствующую картинку)

Воспитатель: Спасибо, Мишутка, за прогулку. Мне кажется, мы хорошо отдохнули в лесу. Не будем вас с мамой задерживать, готовьтесь к зиме, она уже не за горами, наступит очень быстро.

Медвежонок с Медведицей «уходят» в другую комнату.

Воспитатель: А нам пора отправляться назад в детский сад.

Молодцы. Попрощайтесь с лесными жителями. (До свидания, до новых встреч).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Дети. Да!

Воспитатель: Как вы думаете, животные боятся зимы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают кормушки, заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, сухие веники из веточек с зелеными листьями, орехи и желуди. Нельзя, чтобы погибли животные, ведь без них не смогут жить ни люди, ни растения. Нужно, чтобы все на нашей родной планете Земля жили долго и счастливо!

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить,

Охранять его, любить!

Занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

«Почему растаяла Снегурочка?»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой.

Материал. Кукла в  костюме снегурочки; снег в емкости; лед в формочках; снежинки; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; стаканы с водой; музыка из оперы П. И. Чайковского «Времена года.

ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.

   Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

   Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.

   Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

   Дети: Здравствуй, Снегурочка!

   Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

   Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

   Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом, если мы его возьмем в руки?

Дети: Снег растает.

Воспитатель: Давайте проверим.

Опыт 1.

Воспитатель: Что случилось со снегом?

Дети: Снег начал таять.

Воспитатель: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

      Воспитатель: Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

   Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка:

Опыт 1.

Воспитатель

- Ребята, давайте поиграем в игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком,выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.) 

Собираемся в кружок. (Образуют круг.) 

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.) 

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать! (Потирают ладони.)

 Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.) 

Будем прыгать веселей, (Прыгают.) 

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

- Смотрите, ребята, в корзинке еще что - то есть. Что это?

Дети: Лед.

Опыт 2.

- Ребята, давайте рассмотрим кубики льда. Что случилось с водой на морозе?

Дети: Вода замерзла.

Воспитатель: Вода на морозе замерзла и превратилась в лед.

- Потрогайте лед. Положите на ладошку. Что с ним происходит?

Дети: Лед тает.

Воспитатель: Какой лед?

Дети: Прозрачный, холодный, в ладошке тает.

Воспитатель: Попробуем уронить лед на стол. Что произошло?

Дети: Лед ударился об стол.

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Это значит, что лед твердый.

Опыт 3.

Воспитатель: Как вы думаете, что случится со льдом, если мы его опустим в воду?

Дети: Лед будет плавать.

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим кубики льда в стаканы с водой.

Что происходит со льдом в воде?

Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.

  Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

  Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.

  Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.

   Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!

   Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

   Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

   Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.

   Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

   Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.)

Беседа с детьми.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

-Что происходит со снегом в комнате?

-А со льдом что происходит?

-Что случается с водой на морозе?