3.3. Материалы к урокам литературы
Необходимые материалы для работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_literature.docx | 15.49 КБ |
27_urok_ritm_rifma.pptx | 1.31 МБ |
krestyanskie_deti.pptx | 181.51 КБ |
kr_po_tvorchestvu_krylova_zhukovskogo_pushkina.docx | 235.91 КБ |
kr_po_tvorchestvu_lermontova_gorkogo_nekrasova_turgeneva_tolstogo.docx | 15.64 КБ |
k.kuliev.pptx | 503.88 КБ |
pushkin_poema_mednyy_vsadnik.ppt | 2.44 МБ |
razmery_stihotvoreniya.pptx | 1.88 МБ |
kontrolnaya_rabota_po_19_veku.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
____________________________________________________________________________
Станция «Басни»
Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.
• Ворона • Обезьяна
• Волк • Лисица
• Зеркало • Щука и Рак
• Свинья • Гончий
• Лебедь • Медведь, Коза, Мартышка
• Осел • Дуб
Станция «Пословицы».
1) Здесь перепутаны части пословиц (начало и конец), «Соедините» их.
• Делу время. • А спина виновата.
• Жгуча крапива. • А почешется и вор.
• Пусти козла в огород. • По-волчьи выть.
• Пословица не укор. • Да мир додумывает.
• С волками жить. • Потехе час.
• Дешево волк в пастухи • Да во щах пригодится.
нанимается. • Он всю капусту обдерет.
• Душа согрешила.
2) Найдите продолжение пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму.
- Злой плачет от зависти, • За копейку спляшем.
а добрый от_____________. • Горе.
- В болоте тихо, да жить там • Лихо.
_______________________. • Лешим слыть.
- Морских топит море, а су- • От радости.
хопутных крушит • День терять.
______________________ .
- И вашим и нашим
______________________ .
- В лесу жить —
______________________.
- Когда ни умирать,
______________________.
Станция «Сочини-ка»
1) Сочините стилизацию русской народной сказки по опорным словам, соблюдая ее композиционную структуру.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
____________________________________________________________
И был(а) у них_________________________________________________
Вот однажды ________________________________________________
Идет он(а) по дороге, а навстречу _____________________________________
Говорит ____________________ такие слова: «__________________________».
Идет ________________________ дальше - ___________________________
___________. Тут встречается ему (ей) ______________________________
_________ и спрашивает: «__________________________________________?»
Отвечает _________________________________________________________:
«_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Идет дальше, вдруг видит: __________________________________________
___________________________________________________, испугался (лась) и
говорит: «_________________________________________________________».
Долго ли, коротко ли, но пришел (ла) _________________________________
____________________________________________. А там чего только нет!
__________________________________________________________________
Стали жить-поживать да добра наживать ____________________________
И там был __________________________________________________________
2) Прочитайте сказку Феликса Кривина.
Научный спор
…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят ученые споры.
— Какой мокрый этот мир, — начинает Калоша. — Идешь, идешь — места сухого не встретить.
— Да что вы! — возражает Босоножка. — В мире совершенно сухо.
— Да нет же, мокро!
— Именно сухо!
Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля.
— Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым и сухим: мокрым — когда хозяйка моет пол, сухим — все остальное время.
А теперь попробуйте сочинить сказку, где главные герои — самые обычные вещи. Например, портфель или карандаш, телефон и записная книжка. Пусть вам в этом помогут олицетворение и фантазия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 2) Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо Падает , ложится.
На дво- рах и до- мах (Б-Б-У-Б-Б-У) Снег ле - жит по-лот- ном ( Б-Б-У-Б-Б-У ) И от солн -ца блес- ти т ( Б-Б-У-Б-Б-У ) Раз-но- цвет - ным ог - нем. ( Б-Б-У-Б-Б-У )
О пределить ритмический рисунок стихотворных строк Снег валится на поля, Вся белешенька земля.
Проверяем Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Определить вид рифмы Снег падает , слегка кружится , На землю медленно ложится . Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
Определить вид рифмы Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь...
Определить вид рифмы Еду . Тихо . Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Сочини стихотворение по заданным рифмам
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Крестьянские дети» Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…
Охотник рад возвращению в родную деревню Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми Раздумья о детском труде Встреча поэта с «мужичком» Власом Представление Фингала для деревенских детей Гроза разлучает с крестьянскими детьми
Синквейн Название темы – одно существительное Описание темы – два прилагательных Описание действия – 3 глагола Отношение к теме – четыре слова Суть темы – одно слово
Домашнее задание Письменно дать развернутый ответ на вопрос: Почему автор называет крестьянских детей – «счастливый народ!»?
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
1. Напишите имена поэтов, определив их по портретам
2. Кто такой баснописец? Баснописец – это _______________________________________________
Кто из трех поэтов является баснописцем? __________________________________________
3. Его называют «Солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы:
а) А. С, Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский
4. Как называется басня, мораль которой такова:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Синья под Дубом».
5. Какая сказка Пушкина начинается словами:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна Села ждать его одна...
а) «Сказка о царе Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о рыбаке и рыбке».
6. Кто автор строк:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет...
а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.
7. С сюжетом какой сказки А. С. Пушкина сходен сюжет сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»? ___________________________________________________________________
8. Установите соответствия.
1. Мораль 2. Олицетворение 3. Аллегория | А) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Б) нравоучительный вывод. В) вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленные. |
9. К какому роду литературы принадлежит басня?
А) эпос; б) лирика; в) драма.
10. В сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» употреблено много устаревших слов. Замените данные слова современными:
Ланиты – ________________ Очи – __________________
Чело – __________________ Стан – __________________
11. Как звали няню А.С.Пушкина?
1. Арина Родионовна
2. Ирина Родионовна
3. Арина Владимировна
12. Какая часть сказки представлена в словах?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
1) зачин
2) концовка
3) развитие действия
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого
1. Определите соответствие:
а) М.Ю.Лермонтов 1. «Заколдованное место»
б) Н.А. Некрасов 2. «Бородино»
в) Н.В.Гоголь 3. «Крестьянские дети»
г) Л.Н.Толстой 4. «Муму»
д) И.С.Тургенев 5. «Кавказский пленник»
2. Рассказ – это жанр
а) эпоса
б) лирики
в) драмы
3. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
а) Отечественной войне 1812 года
б) первой мировой войне
в) Великой отечественной войне
4. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ …»
а) лесочка б) Диканьки в) дороги
5. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?
а) Н. А. Некрасов; б) Н. В. Гоголь; в) И. С. Тургенев
6. По характеру Герасим был:
а) общительным б) добродушным в) замкнутым
7. Появление Муму в жизни Герасима:
а) скрасило его одинокую жизнь
б) отдалило его от людей
в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь
8. Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Писатель использовал:
а) эпитеты б) олицетворение в) сравнения
9. Жилин вновь решается на побег, потому что:
а) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить
10. Вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
а) королем; б) министром;
в) конюхом; г) просто курицей.
11. Из какого произведения следующие строки? Назовите и автора.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
_________________________________________________________________
12. Где происходит действия произведения «Муму»?
А) Санкт-Петербург; Б) Москва; В) Орел
13. Какое из пройденных произведений вам понравилось больше всего и почему? Дайте развернутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Где родился К. Кулиев? -Как назывался первый сборник поэта? - Какие темы избрал для творчества?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин» (А.Блок) «Это солнце русской поэзии» (А.Одоевский) «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет.» (Н.В. Гоголь))
Памятник Петру Великому на Сенатской площади Скульптор Э.Фальконе
Пётр Великий
Словарная работа : чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения челн – лодка полнощные страны – северные страны из топи блат – из топи болот пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности) порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная
Исакиевский собор. Архитектор О. Монферран
Государственный Эрмитаж (бывший Зимний дворец). Архитектор Б.Растрелли
Фрагмент Ростральной колонны. Архитектор Тома де Томон
Университетская набережная
Здание бывшего Шереметевского дворца. Середина XVIII века Архитекторы Ф. Аргунов, С.Чевакинский
Летний сад
Банковский мостик на канале Грибоедова. 1825 – 1826 гг. Скульптор П.Соколов, инженер Г.Треттер
Фонтаны
Домашнее задание 1.Выучить отрывок. 2.Дополнительный вопрос: «Какие памятники Петру I вам известны? Какой бы вы предложили памятник Петру I?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План презентации: 1) Схема размеров стихотворения 2) Определение двухсложных: А. Хорей Б. Ямб 3) Определение трёхсложных: А. Дактиль Б. Амфибрахий В. Анапест
Схема Размер стихотворения Двухсложные Трёхсложные Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест
Хорей Хорей (моя формулировка) – это двухсложный размер стихотворения, ударение которого падает на первый слог. Хорей (из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Каждый из размеров стихотворения отличается друг от друга. Особенности и способы определения хорея в стихотворении: 1) Схема, по которой обычно можно узнать хорей. [― ―] 2) Каждый из размеров стихотворения можно определить по набору чисел, при этом числа является ударением. Ряд чисел для хорея: 1-3-5-7-9- и так далее
Ямб Ямб (моя формулировка) – это двухсложный размер стихотворения, ударение которого падает на второй слог. Ямб (из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Особенности и способы определения ямба в стихотворении: 1) Схема, по которой обычно можно узнать ямб. [― ―] 2) Ряд чисел для ямба: 2-4-6-8-10- и так далее
Дактиль Дактиль (моя формулировка) – это трёхсложный размер стихотворения, ударение которого падает на первый слог. Дактиль (из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Особенности и способы определения дактиля в стихотворении: 1) Схема, по которой обычно можно узнать дактиль. [― ― ―] 2) Ряд чисел для дактиля: 1-4-7-10-13- и так далее
Амфибрахий Амфибрахий (моя формулировка) – это трёхсложный размер стихотворения, ударение которого падает на второй слог. Амфибрахий (из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Особенности и способы определения амфибрахия в стихотворении: 1) Схема, по которой обычно можно узнать амфибрахий. [― ― ―] 2) Ряд чисел для амфибрахия: 2-5-8-11-14- и так далее
Анапест (Антидактиль) Анапест (моя формулировка) – это трёхсложный размер стихотворения, ударение которого падает на третий слог. Анапест (из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Особенности и способы определения антидактиля в стихотворении: 1) Схема, по которой обычно можно узнать антидактиль. [― ― ―] 2) Ряд чисел для антидактиля: 3-6-9-12-15- и так далее
Тест: 1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог. А)хорей Б)ямб В)дактиль Г)амфибрахий 2. Укажите, каким размером написано стихотворение: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… А)ямб Б)хорей В)дактиль Г)амфибрахий
3. Укажите, каким размером написано стихотворение: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную… А)анапест Б)ямб В)дактиль Г)амфибрахий 4. Укажите, каким размером написано стихотворение: Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды… А)хорей Б)анапест В)амфибрахий Г)ямб
5. Укажите, каким размером написано стихотворение: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои… А)анапест Б)амфибрахий В)дактиль Г)хорей 6. Укажите, каким размером написано стихотворение: О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А)анапест Б)ямб В)дактиль Г)амфибрахий
7. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на второй слог. А)дактиль Б)хорей В)анапест Г)амфибрахий 8 . Укажите, каким размером написано стихотворение: Ночь холодная мутно глядит Под рогожу кибитки моей, Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик звенит, А ямщик погоняет коней… А)ямб Б)анапест В)хорей Г)дактиль
9. Укажите, каким размером написано стихотворение: Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... А)ямб Б)дактиль В)хорей Г)амфибрахий 10. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог. А)хорей Б)дактиль В)анапест Г)ямб
Тест: правильные ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Б В Г Б А Г Б В Г
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Русская литература 19 века»
1. Установите соответствия между писателями и произведениями, которые они написали:
1. А.С. Пушкин а) «Мцыри»
2. А.П. Чехов б) «Смерть чиновника»
3. Л.Н. Толстой в) «И.И.Пущину»
4. М.Ю.Лермонтов г) «После бала»
2. Определи тему поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) историческое прошлое Грузии
Б) повествование о монастырской жизни
В) стремление человека к свободе
Г) Борьба за свободу своей Родины.
3. Хлестаковщина - это:
А) желание казаться значительным, не имея на то оснований, бахвальство;
Б) стремление модно одеваться;
В) умение ухаживать за дамами;
Г) погоня за чинами.
4. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе «После бала»?
А) сватовством
Б) молодые люди расстались, любовь сошла на нет
В) Иван Васильевич полюбил другую женщину
Г) свадьбой
5. Соотнеси название произведений и имена героев
Гагин а) «Ася»
Гринев б) «Ревизор»
Варенька Б. в) «После бала»
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский г) «Капитанская дочка»
6. ________________ – это изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
7. О каком литературном деятеле идет речь: «Был близко знаком с украинским народным театром «вертепом». Учился в Нежинской гимназии, где выступал в спектаклях. Написал пьесу, высмеивающую чиновничество»?
А) А.С. Пушкин
Б) Л.Н. Толстой
В) М.Ю.Лермонтов
Г) Н.В.Гоголь
8. «Ревизор» относится к жанру:
А) пьеса
Б) комедия
В) повесть
Г) трагедия
9. А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» писал о
А) о восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне
Г) о мировой войне
10. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
А) последовательность излагаемых событий;
Б) цикличность излагаемых событий;
В) антитеза;
Г) ретроспектива.
11. Какое произведение писателей 19 века вам больше всего понравилось? Почему?