Самообразование
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа, обеспечивающая реализацию образовательной программы
воспитателя МДОАУ «Детский сад № 104»
Хусаиновой Е.В. на 2024-2025 уч.год.
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
План по самообразованию
на 2024-2025 уч.год. (группа № 2)
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям с помощью произведений русского фольклора.
Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ по теме:
Содержание | Период | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Сентябрь -май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2010 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2011. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 2010 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2012. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2012 -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания . - Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет) - Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах) - Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга») - Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)
|
Работа с детьми | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель | Отгадывание детьми загадок. Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок». -Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. -Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица» Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
Работа с родителями | Ноябрь Январь Апрель | Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет». Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
Изготовление и обновление картотеки потешек, скороговорок, игр, масок, атрибутов к сюжетно-ролевым играм и театральным постановкам. | Сентябрь – май | Организация предметно - развивающей среды. Оформление центра развития речи детей Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски). |