Самообразование

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazov_husainova.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

               

Индивидуальная работа, обеспечивающая реализацию образовательной программы

воспитателя МДОАУ «Детский сад № 104»

Хусаиновой Е.В. на 2024-2025 уч.год.

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

План по самообразованию

 на 2024-2025 уч.год. (группа № 2)

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы:

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям с помощью произведений русского фольклора.

 Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ по теме:

Содержание

Период

Содержание работы

Изучение

методической литературы

Сентябрь

-май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2010

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2011.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 2010

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2012.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2012

-Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания .

- Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

 - Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

- Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

 

Работа с детьми

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Отгадывание детьми загадок.

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с родителями

Ноябрь

Январь

Апрель

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Изготовление и обновление картотеки потешек, скороговорок, игр, масок, атрибутов к сюжетно-ролевым играм и театральным постановкам.

Сентябрь

– май

Организация предметно - развивающей среды.

Оформление центра развития речи детей

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски).