Проектная работа
Для работы над проектом необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко — группой. В третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proektnaya_rabota_na_urokah_informatiki.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа на уроках информатики.
Учитель Саблина А.В.
Современные информационные технологии обучения включают как компьютерную технику и средства телекоммуникаций, так и инструментальные программные средства, обеспечивающие интерактивное сопровождение современных технологий обучения.
Главной задачей учителя является обеспечение условий стремления обучающегося к самостоятельной познавательной, а, следовательно, и поисковой, исследовательской деятельности.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.
Учебная проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было решение определенной проблемы, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний и для получения нового знания, и чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.
Обучающиеся 11 классов работали над проектами группами по 3 – 4 человека. Темы проектов выбирали самостоятельно. Наиболее удачным, по общему мнению, был проект «Искусство выживания», разработанный учениками 11 «А» класса Захаровым Александром, Хрящевым Александром, Филипповым Иваном и Стирбавичюсом Ромуалдасом.
Учебная проблема: Может ли человек, не имея специальных знаний и оборудования выжить в экстремальной обстановке?
Таким образом, данный проект является практико-ориентированным.
Решение проблемы, заложенной в учебный проект, связано с привлечением интегрированного знания из курса основ безопасности жизнедеятельности. Работа выполняется под руководством двух педагогов, каждый из которых направляет и проводит контроль в плане корректности отображения в работе материала предмета, определения способа его предъявления. Во время работы над проектом отрабатываются метапредметные компетенции обучающихся.
Работа над проектом занимает 1 месяц. Но предварительно проводится подготовка, в процессе которой школьники осваивают технологии сайтостроения, основы языка html.
Презентация проектных работ может проводиться на заключительном уроке изучения данного курса.
Учащиеся в качестве результата выполненного проекта создают собственные web-страницы. Для педагога результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на несколько этапов: проблемная ситуация → проблема, заключенная в ней и осознанная человеком → поиск способов решения проблемы → решение.
Этапы работы над проектом:
№ п/п | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели |
2 | Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач | Устанавливают план действий, формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
3 | Сбор информации, решение промежуточных задач | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит |
4 | Анализ информации, формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
5 | Представление результатов | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника |
6 | Рефлексия | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения |
Чтобы создать проблемную ситуацию, школьникам было предложено ответить на несколько проблемных вопросов (Как бы ты поступил, если бы тебя укусила ядовитая змея (ты в компании, ты один)? Какие существуют способы ориентирования при различных погодных ситуациях, в разное время суток? Почему военные используют именно такие виды экипировки?)
- Проект начинается с беседы с преподавателем ОБЖ. Возможно, что кто-то из ребят решит углубиться в изучение темы. Тогда можно предложить воспользоваться ресурсами сети Internet. На данном этапе все школьники выступают в роли исследователей. Изучив тему, ребята делят между собой, кто над какой подтемой будет работать.
- Выступая в роли аналитиков, обучающиеся сравнивают возможные экстремальные ситуации и делают выводы о различный вариантах выхода из нее.
- Для создания сайта требуется разработка интересного макета. Каждый сценарий обсуждается в группе, так что каждый участник проекта может предложить свой вариант.
- Реализуя работу непосредственно на практике, ребята становятся Web-дизайнерами. Они должны используя знания языка html, создать собственный Web-сайт.
- Презентационный этап является одним из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда.
- После проведения презентации проекта наступает контрольный этап. Учениками проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте. Они могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт. Они способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей.
Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.
Проект «Искусство выживания» получил II место в школьном конкурсе проектов в 2010 – 2011 учебном году.
Работа использовалась преподавателем ОБЖ для обучающихся 7 – 8 классов на уроках по данной теме.
Директор МОУ «СОШ № 50» О.В. Рябцева