Публикации

Гамбург Олеся Николаевна

Предварительный просмотр:

«Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста

 посредством дидактических игр»

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных, а дошкольный возраст - это период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости и самоизоляции.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

В ходе своей педагогической деятельности я выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Поэтому я начала работу по теме: «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» целью, которой, является активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических игр.

Для достижения данной цели ставились  следующие задачи:

  1. создание условий для активного развития словаря у детей (развитие предметно-развивающей среды);
  2. обогащение словаря новыми словами;
  3. закрепление и уточнение словаря;
  4. активизация словаря;
  5. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)

Гипотеза:  развитие словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным, если:

- они используется целенаправленно и систематически;

- применяется комплекс методов и приемов, включающих в себя: беседу, объяснение, рассказ, показ наглядного материала, рассматривание и обследование предметов, вопросы поискового и проблемного характера, наблюдение, рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками и применять их в повседневной жизни.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать  на все компоненты речи. В  игре ребенок получает возможность  обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать  связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать  словесное  творчество, развивать коммуникативные навыки.

В первую очередь была создана предметная среда, которая пополняется и обновляется в соответствии с возрастом детей, сделана картотека дидактических игр по обогащению словаря.

В рамках темы самообразования с детьми проводились дидактические игры во всех видах деятельности:

  1. НОД окружающий мир, ознакомление с природой (тема: «Птицы» - д/и «Покажи правильно»; тема «Профессии» - д/и «Кто чем занимается?», «Кому что нужно»; тема «Посуда» - д/и «Накроем стол к чаю», «Чего не стало?»; тема «Дикие и домашние животные» - д/и «Чего не хватает?», «Угадай, чей хвост»,  «Кто где живет?» и т.д.

НОД развитие речи – д/и «Кто больше слов знает на звук ….?», «Что могут делать…?», «Скажи по-другому»,  «Третий лишний» и т.д.

НОД по ФЭМП – д/и «Наоборот», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Найди отличия» «Сравниваем противоположности» и т.д.

НОД изо деятельность – д/и «Найди по цвету» , «Найди по описанию», «кто больше увидит и назовет»)

  1. Прогулка (д/и «Что нужно машине?», д/и «С какого дерева листок?», д/и «Один-много», д/и «Художник» - описание ребенка)  
  2. Образовательная деятельность в режимных моментах  (д/и «Научим куклу Катю одеваться», д/и «Искупаем куклу»;  д/и «Назови одним словом», д/и «Накроем стол для кукол»)
  3. Беседы   по безопасности («д/и «Горит – не горит», «Опасные предметы» и т.д.); по теме «Времена года. Весна» (д/и «Скажи ласково», д/и «Скажи по другому» и т.д.)
  4. В индивидуальной и подгрупповой работе проводятся настольно-печатные игры, словесные и игры с предметами. Дети научились играть самостоятельно, объяснять правила игры.

В течение работы по самообразованию речевой уголок пополнен настольно-печатными играми, изготовлены дидактические игры: «Один-много»; «Кто что ест?»; дидактические задания по теме «Одежда, обувь, головные уборы»; дид. пособие «Сравниваем противоположности»; лото «Где? Чьё? Помоги гномикам!», «Мой, моя, моё, мои». Систематизирован материал для проведения образовательной деятельности.

Для достижения цели необходимо задействовать все окружение ребенка-дошкольника, а значит привлечь родителей к данной теме. Формы работы с родителями: консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, домашнее задание на дом.

Мною были разработаны конспекты образовательной деятельности.

У воспитанников дошкольного возраста значительно пополнился словарь, а именно дети могут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и свойства предмета, действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, а также подбирать обобщающие слова. Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, работа, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.

Предложенный материал может быть рекомендован для практического применения педагогами ДОУ по коммуникативному  развитию дошкольников.



Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук».

          Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка и уровня развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движения, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга на развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие функции руки и речи должно идти параллельно, т.к.совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

          Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

          Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев; у большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью; многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Вот поэтому я решила уделить развитию мелкой (тонкой) моторики детей дошкольного возраста особое внимание, решая сразу 2 задачи:

  1. Косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка.
  2. Готовить к владению навыков письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем в школе.

          Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении, начав эту работу заблаговременно, с младшего дошкольного возраста, чтобы всем этим вызывать  эмоциональный отклик  у детей.

Исходя из вышесказанного, предполагаю достигнуть следующих результатов:

Развить к школьному возрасту у детей:

  • Сенсорно-моторную координацию
  • Мелкую моторику кистей рук и пальцев
  • Точности и координации движений рук и глаз
  • Гибкость рук
  • Творческие способности
  • Активный словарный запас
  • Речь детей
  • Зрительное и слуховое восприятие
  • Произвольное внимание, память.
  • Умение действовать по словесным инструкциям.

          Начала работать по данной теме 3 года назад, поэтому застала в работе детей старшего дошкольного возраста, второй младшей и средней группы (этот год).

          Для получения хороших результатов, проведена следующая образовательная деятельность с детьми:

          По разделу «познание» - проводятся различные пальчиковые, артикуляционные и другие словесные и настольно-дидактические игры (как групповые¸ так и индивидуальные). В группе для этого создана зона речевого развития, где дети самостоятельно выбирают и играют в желанные игры. Игры на развитие мелкой моторики расположены в «Стране пальчиковых игр». Эти игры  изготовлены мною своими руками: «Волшебные пуговицы», «Умные прищепки» и «Весёлые шнурочки».

          По разделу «изобразительная деятельность» – проводится как групповая, так и индивидуальная образовательная деятельность (лепка, аппликация, рисование); комплексные занятия, коллективные и индивидуальные работы. Мы с детьми изготавливали поздравления для родителей на 8 Марта и  на день Влюблённых с использованием нетрадиционных форм аппликации и рисования.

          В группе создан уголок творчества, где дети по собственному желанию могут выполнять работы своими руками (лепить, вырезать, рисовать красками и цветными карандашами, работать с бумагой).

          По разделу «конструктивная деятельность» – проводится работа как в повседневной жизни детей, так и в образовательной деятельности (по календарному планированию) и по желанию детей. В повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использовала в игре и занимательной деятельности: спички, бисер разного размера, пуговицы, шнуровка, природный материал и т.д.

          Так же в повседневной деятельности мы совместно с детьми создали «театр на крышках» и с удовольствием его обыгрывали:

          Активное участие в работе принимают и родители, совместно с детьми участвуют в различных конкурсах: изготавливают различные поделки на конкурсы проходящие как в детском саду, так и на городском и международном уровне. Есть работы, которые заняли призовые места в 2016 году на международном конкурсе «Лучшая новогодняя поделка»

          Для более полного информирования родителей о том, как развивать мелкую моторику у детей с младшего дошкольного возраста и как правильно подготовить детей к школе, подбирала и вывешивала консультации по данной теме:

  • «Что такое мелкая моторика или из чего состоят «детские ладони?»»;
  • «Эта волшебная лепка»;
  • «Как развить умелые пальчики малышу»..и т.п.

          Благодаря проделанной работе и продолжая работать по данной теме, надеюсь получить хорошие результаты по развитию речи наших детей и подготовить их всесторонне-развитыми к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

В настоящее время в связи с ФГОС особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений.

Поэтому для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов мы используем метод мнемотехники.

Целью самообразования является развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. Для достижения цели мы ставим следующие задачи:

  1. Познакомить детей дошкольного возраста с приемами мнемотехники – мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
  2. Совершенствовать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать  по мнемотаблицам.
  3. Обогащать словарный запас; развивать  связную, грамматически правильную монологическую речь, речевое творчество.
  4. Развивать  восприятие, мышление, память детей.

Работая над темой самообразования, мы в начале каждого учебного года анализировали групповые условия – умение детей рассказывать, наличие предметно-развивающей среды, - и составляли перспективный план образовательной деятельности.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для последовательной и систематической работы с дошкольниками используются модельные схемы, мнемотаблицы по временам года; разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Овощи и фрукты», «Животные». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В работе с детьми проводились речевые игры, использовались настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, наблюдательность.

В 2017-2018 учебном году проведена непосредственная образовательная деятельность по теме «Дары осени», «Природу надо беречь», заучивание стихотворения «Ласточки пропали», «Посуда Федоры», «Зимние виды спорта», восприятие художественной литературы «Верблюжья варежка».

Образовательная деятельность в режимных моментах: настольно-печатные игры «Истории в картинках», «Что перепутал художник», «Играем в сказку», «Природные зоны. Растения и животные тайги, смешанного и лиственного леса», серия «В мире слов», «Мы играем в магазин», «Развиваем речь», «Ты откуда». Речевые игры «Что происходит в природе?», «Что бывает зимой (весной, летом, осенью)?», «Сравни и подбери», «Где что растет», «В лесу», «Скоро в школу», «Найди различия», «Определения», «Почемучка», «Истории обычных вещей», «Забавные истории».

Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для ознакомления родителей с данной техникой проведены: анкетирование «Развиваем речь детей» (для выявления проблем), консультации для родителей (по ознакомлению с технологией), выставка дидактических материалов по применению мнемотехники, родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников», изготовление памяток, буклетов по использованию мнемотехники. Родители изготовили мнемотаблицы по темам «Отгадывание загадок», «Скороговорки», «Заучивание стихотворений».

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, совместной работой с родителями  детей дает свои результаты:

• Словарный запас детей из пассивного (в основном) перешел в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

 • Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы.

• Дети преодолевают робость, застенчивость. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Обучение детей для меня – это увлекательное и трудоемкое занятие. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки педагога в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. 

Считаю, что мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками и родителями для подготовки детей к школе.



Предварительный просмотр:

 «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга на развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Но как показывает опыт, развитие у детей мелкой моторики происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая.

Это происходит из-за того, что в основе развития мелкой моторики лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям развития мелкой моторики. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь по развитию зрительно-моторной координации, чувства ритма, зрительного восприятия и внимания, зрительно-пространственных представлений.

Целью самообразования является создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:

  • Создать подборку заданий и пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы играми, направленными на развитие мелкой моторики рук.
  • Готовить к владению навыков письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем в школе.

В течении своей работы предполагаю достигнуть следующих результатов:

Развить к школьному возрасту у детей:

  • Сенсорно-моторную координацию
  • Мелкую моторику кистей рук и пальцев
  • Точности и координации движений рук и глаз
  • Гибкость рук
  • Творческие способности

Работая над темой самообразования, я следовала принципу «от простого к сложному». Для этого в начале учебного года мы изучили уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. С учетом полученных данных мы разработали перспективный план на учебный год с усложнением уровня заданий.

В рамках темы самообразования проведена следующая образовательная деятельность с детьми в режимных моментах: различные пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, дидактические игры и упражнения с использованием счетных палочек и цветных спичек. Из бросового материала изготовили дидактические пособия: «Ёлочка», «Числовой ряд», «Паутинка». Игра с нитками (цепочками). Игры с бельевыми прищепками. «Навязывание веревочек», «Застегни пуговицу». «Собери красивые бусы», «Составь узор из  фасоли», «Раскладываем камешки по цвету», «Сортируем крупу».

В непосредственно образовательную деятельность включены следующие приемы: «Рисование по точкам», «Дорисуй картинку», «Выполни штриховку», «Обведи букву по  пунктиру», «Продолжи ряд линий разной величины и формы», «Нарисуй картинку по описанию», «Раскрути – закрути спираль», «Обведи и раскрась только садовые цветы» и другое. Графические диктанты.

В рамках изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование) с детьми использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные: рисование нитками, зубными щетками, ватными палочками; отпечаткаи ладоней с дорисовыванием, пластилинография с использование бисера, круп; симметричная, ленточная, обрывная, модульная аппликация.

В рамках конструктивной деятельности для развития мелкой моторики использовался метод оригами. Так же в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста использовались игры со спичками, бисером разной формы и размера, пуговицами, шнуровкой, природным материалом.

В группе создан уголок творчества под названием «Сделай сам», где дети по собственному желанию могут выполнять работы самостоятельно (лепить, вырезать, рисовать красками и цветными карандашами, работать с бумагой).

Активное участие в работе над темой самообразования принимали родители. Совместно с ними и детьми мы создали разные виды театра. Пальчиковый: из стаканов, крышек, с удовольствием разыгрывали сказки с детьми, а также придумываем собственные сюжеты. Создавали необходимые условия (тетради в крупную клетку, прописи, карандаши и другие «рисующие» предметы); обеспечивали усложнение заданий на развитие мелкой моторики, ставя перед ребенком новые, более трудные задачи; развивали правильные навыки выполнения упражнений (контроль за осанкой ребенка, правильное удерживание карандаша, выполнения  линий   различной формы). Активизировали интерес к  графическим  диктантам.

Для более полного информирования родителей о том, как развивать мелкую моторику рук детей, подбирали консультации по данной теме: «Развитие мелкой моторики у детей», «Игры для развития мелкой моторики у детей дома», «Как подготовить руку к письму».

!!!!Таким образом, проделана обширная работа по теме самообразования с учетом принципов дошкольного образования – индивидуализация; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования.

Я  уверена в том, что игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Умелыми пальцы становятся не сразу. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Развитие экологического сознания дошкольников

посредством формирования представлений о природе Байкала

Экологические проблемы – одни из самых острейших в современном мире. Вмешательство человека в природу вызвало ухудшение состояния экологических систем и гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение отдельных видов растений и животных.Экологический кризис затрагивает не только умы учёных, но и мысли простых людей.Он мыслится не только как нечто внешнее по отношению к человеку, но и как то, что заключено в человеке. Поэтому всё большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис – это мировоззренческий, философско-идеологический кризис. То есть решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего потребительского сознания.

Так как дети являются самыми восприимчивыми представителями человечества, формировать и развивать экологическое сознание человека нужно с малых лет. В дошкольном возрасте у ребёнка преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, дети мыслят не абстрактными понятиями, а конкретными образами, поэтому они должны иметь возможность не только изучать природу, но и взаимодействовать с ней. В связи с этим формировать экологического сознание целесообразно через ознакомление детей с природой именнородного края.

В рамках темы самообразования мы планируем создать образовательную программу, охватывающую весь дошкольный возраст, которая позволит формировать и развивать экологическое сознание детей посредством изучения родной природы, а именно достояния Сибири – уникального озера Байкал. Для достижения данной цели мы ставим следующие задачи:

  1. Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о природе родного края, его растительном и животном мире.
  2. Формировать представления об уникальной природе Байкала, его растительном и животном многообразии, климатических условиях.
  3. Развивать экологическое сознание дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

В связи с тем, что в настоящее время нет четкой системы по изучению природы родного края в дошкольном возрасте, однако имеется огромное количество демонстрационного материала о Байкале, мы сталкиваемся с трудоемким процессом составления образовательной программы по краеведению. Поэтому для достижения цели необходимо задействовать все окружения ребенка-дошкольника, то есть в процессе формирования и развития экологического сознания должны принять участие не только воспитатели и дети, но и родители.

Наиболее действенной современной образовательной технологией в решении данной проблемы является проектная деятельность. Она позволяет «погрузиться» в тему, задействовать все окружение ребенка, идти от простого к сложному, от краткосрочных проектов к долгосрочным, от познавательных проектов к творческим. Проектная деятельность может быть реализована с одним ребенком, с подгруппой или группой детей, позволяет объединять группы и все ДОУ в рамках одного проекта. Проектная деятельность позволяет учитывать принципы ДО – индивидуализация ДО; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей;приобщение детей к социокультурным нормам;формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;возрастная адекватность дошкольного образования.

В рамках темы самообразования с детьми дошкольного возраста реализованы проекты «Байкал – жемчужина Сибири», «Домашний снег», «Живительная сила воды». В рамках темы самообразования спланированы тематические блоки: «Дары осенней

природы», «Растения вокруг нас», «Мой дом, мой край, моя страна», «Зимующие птицы и звери», «Подводный мир», «День птиц», «Весна, её признаки», «Свойства почв и земли», «Зелёная аптека», «Живая и неживая природа» и др.

Проведена следующая образовательная деятельность с детьми:

Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Кто улетит, кто останется?», «Зачем зайчику другая шубка?», «Нужен ли зимой растениям снег?», «Жизнь диких животных весной», «Как звери меняют шубку?», «Из чего птицы строят гнёзда?», «Почему цветы осенью вянут?», «Водоёмы родного края», «Как звери к зиме готовятся?», «Жизнь птиц зимой», «Дышат ли рыбы?», «Путешествие капельки», «Доктора леса» и др.

Изобразительная деятельность. Аппликация «Корзина с грибами», «Весеннее дерево», «В лес за грибами», «Нерпа – символ Байкала», «Золотые берёзы», «Царство диких зверей». Лепка «Съедобные и несъедобные грибы». Рисование «Бабочки на лугу», «Любимые деревья грибов», «Еловые веточки», «Белая берёза под моим окном…», «Лиственные и хвойные деревья зимой», «Я рисую море» и др.

Конструирование из бумаги техникой оригами: «Гриб», «Ель», «Рыбка», «Бабочка», «Синица», «Мотылёк».

Беседы «О подготовке зверей к зиме», «Как живут растения зимой?», «Вода Байкала», «Почему Ангарск так называется?», «О насекомых», «Сибирский кедр» и др.

Родители принимали активное участие в проектной деятельности, в подготовке и оформлении выставок рисунков, фотоколажжей, плакатов, принимали участие в конкурсах поделок, готовили детей к конкурсам чтецов на экологическую тематику, оказывали помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.

Был оформлен демонстрационный материал о природе Байкала: «Байкал зимой», «Деревья Байкала», «Остров Ольхон и Малое Море», «Цветы Байкала», «Птицы Байкала» и др. Создана подборка художественного слова о Байкале – «Экологические сказки с берегов Байкала» Софьи Бунтовской, «Байкала-озера сказки», «Путешествие по Байкалу», аудиорассказы о животных Семена Устинова «Эколог Леший и его соседи», стихи о природе и Байкале. Фонотека группы пополнена голосами птиц и другими звуками природы. Созданы дидактические игры «Знаешь ли ты», «Третий лишний», «Что изменилось?», «Узнай дерево по листочку» и др.

В работе над темой самообразования мы опирались на «Комплексно-тематическое планирование регионального компонента… для детей 3-7 лет» Мишариной Л.А., а также на труды Волчковой В.Н., Степановой Н.В.; Воронкевич О.А.; Горьковой Л.Г., Кочергиной А.В., Обуховой Л.А.; Николаевой С.Н.; Селиховой Л.Г. При планировании образовательной деятельности мы использовали методические рекомендации и разработки Алябьевой Е.А.; Громовой О.Е.; Комаровой Т.С.; Лыковой И.А.; Малышевой А.Н.; Тарабариной Т.И.; Ушаковой О.С.; Шорыгиной Т.А. Разработаны и апробированы конспекты образовательной деятельности.

Проделана огромная работа по разработке развивающей предметно-пространственной среды группы, в работе с детьми используется комплексно-тематическое планирование и проектный метод, ИКТ, в экологическом образовании детей принимает активное участие семья. Таким образом, исходя из выше предложенного, не вызывает сомнения то, что формировать и развивать экологическое сознание дошкольников возможно только при взаимодействии ДОУ и семьи и при планомерной, систематической работе по данной теме.



Предварительный просмотр:

Гамбург Олеся Николаевна

Воспитатель

МБОУ ДО «СОШ№4»

г. Ангарск, Иркутская область.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «самостоятельности», а также особенности развития самостоятельности дошкольников в игровой деятельности.

Ключевые слова: педагогика, «самостоятельность дошкольников», самоконтроль, сюжетно-ролевые игры.

Российская история развития педагогики двадцатого века свидетельствует об изменении сущностного содержания понятия «самостоятельности дошкольников» в процессе переориентации обучения на конкретные жизненные ситуации с применением в процессе исследовательского метода обязательного условия по развитию творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Такие авторы как Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, А. А. Люблинская и С. Л. Рубинштейн понятие «самостоятельности» описывают целостным качеством человека, основанным на единстве рационального, эмоционального и волевого начал [3].

В своих исследованиях С. Л. Рубинштейн обращает внимание на такую способность самостоятельности человека как сознательную постановку личных задач, целей, направлений деятельности [1]. По мнению С. Л. Рубинштейна истинная «самостоятельность воли» демонстрирует сознательную мотивированность и обоснованность [1].

В своих работах А. Ф. Лазурский понятие «самостоятельности» раскрывает в качестве противодействия человека постороннему влиянию, что может быть похоже на упрямство. Одновременно понятие «самостоятельности» отличается по сущности от упрямства большей степенью сознательности принимаемых решений и осознанностью целесообразности противодействия внешнему влиянию. Соответственно делается вывод о прямой связи понятия «самостоятельность» с проявлением сознательности и целесообразности [2].

На основе проведенного исследования теоретических литературных источников можно сделать вывод о том, что сущность понятия «самостоятельности» характеризуется показателями развития качественных характеристик личности в форме стремления к решению поставленных целей и задач, пониманием и умением сформулировать цель своей деятельности, а также безусловной способностью иметь в памяти результат действий, организовывая процесс для его достижения. В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. прописан социальный заказ государства к ДОУ на воспитание инициативных, ответственных граждан, способных к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора.

Умение детей старшего дошкольного возраста формулировать и осуществлять постановку цели для достижения приводит к формированию их представлений о достигнутых результатах по итогам определенных действий и осуществления последовательных этапов работы.

Способность к организации действий по результатам осмысленной и поставленной цели развивается вместе с совершенствованием речи дошкольника и обусловлено ее регулирующей ролью.

Развитием и формирование воли детей старшего дошкольного возраста способствует достижению поставленной цели вопреки внешним и внутренним препятствиям. Постепенно формируемые цели характеризуются устойчивостью и реальностью оценки своих возможностей и умений [6].

У старших дошкольников происходит изменение процесса самоконтроля и уровня оценки результатов деятельности. Младшие дошкольники в возрасте трех–четырех лет полагают результат своей деятельности исключительно хорошим независимо от методов его достижения (например, с помощью взрослого), то в пять–семь лет ребенок способен критично подойти к оценке результата своей работы.

Отмечается способность детей старшего дошкольного возраста определять расхождения между запланированными результатами, и фактическими. А при соответствующем обучении ребенок становится способен провести коррекцию своих действий по достижению результата.

Умения и навыки различных трудовых операций у детей старшего дошкольного возраста координируются и автоматизируются, формируя систему поведения.

В рассматриваемом возрасте у ребенка формируется сознательное отношение к личному поведению и самоконтролю. Соответственно у дошкольника наблюдается переход от импульсивного поведения к личностному, максимально регулируемому в соответствии с воспринятым образцом. Дети этого возраста имеют достаточный объем умений действовать и навыков по освоению знаний, приобретению опыта, для выполнения различных процессов самостоятельно.

Применение сюжeтнo-ролевых игр позволяет фoрмирoвaть у детей старшего дoшкoльного возраста социально-нрaвствeнных прeдстaвлeний в oтнoшeнии oкружaющей действительности, используемым для деятельности игрушкaм кaк результату трудa и затрат взрoслых, o правилах и нoрмaх пoвeдeния в обществе, o построении oтнoшeнии с окружающими, как детьми, так и взрoслыми, o поощряемых пoлoжитeльных чертах характера и порицaемых кaчeствaх личнoсти человека. В деятельности педагога особая роль отводится воспитанию нрaвствeнных кaчeств личнoсти детей старшего дошкольного возраста с использованием соответствующего наполнения и формируемых прaвил сюжетно-ролевых игр.

Отличие сюжeтнo-ролевой игры oт игрoвых упрaжнeний состоит в том, чтo применение в нeй установленных прaвил кoнтрoлируeтся со стороны взрослого, корректируется и нaпрaвляeтся воспитателем в процессе организации игрoвых дeйствий, ведь именно от творческого подхода воспитателя зaвисит рaзвитиe игрoвых процессов [4].

Применение игрoвых упрaжнeний в педагогическом процессе с целью oбучения детей старшего дошкольного возраста стало обязательным в прaктичeскoй дeятeльнoсти воспитателей ДОУ и описывается в исследованиях учeных. Можно констатировать, что применение игрoвых упрaжнeний в сложившейся отечественной пeдaгoгичeскoй систeмe ДОУ стало незаменимой составляющей всего процесса подготовки дошкольников.

Фрeбeль Ф. стал одним из первых известных автoрoв изначально описанных систем пeдaгогического дoшкoльнoгo вoспитaния. Этот автор был убежден, что организация игры является первейшей задачей деятельности педагога в первоначальном образовании.

Так Фрeбeль Ф. предложил целую систeму сюжeтнo-ролевых игр, ставшую в последствии основой вoспитaтeльнo-oбрaзoвaтeльнoй рaбoты педагогов с дeтьми в дошкольном учреждении.

В разработанном Тихeeвoй E. И. комплекте игр цели и задачи педагогического воздействия на ребенка не ограничены рамками упражнений по сенсорике, проявлению внешних чувств воспитанников, формированием и развитием мыслительных операций, таких как:

  • oбoбщeниe, клaссификaция, срaвнeниe;
  • сoвeршeнствoвaниe рeчи путем проведения описания представленных прeдмeтoв с обязательнгым пополнением словарного запаса ребенка, например, при составлении задания-загадки;
  • рaзвитиe умeния oриeнтирoвaться по врeмeни и рaсстoянию, в представленном прoстрaнствe.

Поставленные исследователем педагогические задачи предполагали в дальнейшем изменение содержания самой игровой деятельности, применения более широкого ассортимента материалов и игрушек, включения всего богатства окружающего мира и социальных связей в содержание сюжетно-ролевых игр [7].

Авторами советской системы сюжетно-ролевых игр стали психологи и педагоги Вeнгeр Л. A., Aвaнeсoвa В. Н., Усoвa A. П.  Из исследования в 60-е годы основывались на разработке теории сенсорного воспитания. В своих работах указанные авторы отмечали, что педагогическое воздействие на играющего ребенка сюжетно-ролевых игр не является непосредственным, а реализуется через постановку игровой задачи, установление правил игры и организацию игровых действий.

Наблюдения специалистов показывают, что сама по себе интересная игра оказывает эмоционально положительное влияние на детей старшего дошкольного возраста, характеризуется хорошим самочувствием ребенка при безусловном напряжении нервной системы. Организация сюжетно-ролевых игр с игрушками, развивающими мелкую моторику рук, способствует развитию умственных способностей ребенка, вызывает его эмоциональный подъем, готовит руку к письму и обучению в школе, положительно воздействует на изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Для развития самостоятельности у детей подготовительной группы МБДОУ в процессе проводимого эксперимента были использованы разработанные сюжетно-ролевые игры «Супермаркет» и «Шоколадный рай». Дети проявили нескрываемый интерес к участию в предложенных игровых ситуациях. Было видно, что во многих случаях участники сюжетно-ролевой игры копирую поведение взрослых в подобной ситуации, но возможность проявить самостоятельность в выборе приобретаемых продуктов явно изменило ситуацию.

Так, две подружки Оля и Света предпочли выбрать не молоко и хлеб в игровом «Супермаркете», а мармелад и шоколадку. Объяснив это тем, что так вкуснее, а молоко и хлеб они купят потом.

В то же время Володя предложил выбрать в «Шоколадном рае» полезные блюда, посчитав себя достаточно взрослым, ответственным и самостоятельным для такого выбора.

В беседе с родителями Вани было замечено, что мальчик стал интересоваться какие продукты и для чего покупает мама в магазине, что полезно и почему нельзя купить побольше сладкого если, по его мнению, это более вкусное. Ваня также предложил самостоятельно ходить в магазин за продуктами, так как теперь знает, что необходимо принести маме домой.

По результатам контрольного этапа проводимого эксперимента по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре отмечается более уверенное поведение детей в ситуации выбора, умение обосновать свои действия по сравнению с предлагаемыми, критичность в оценке своих действий и более обдуманное принятие решений, желание пояснить свои действия, основанные на имеющемся опыте в семье (мама покупает половинку буханки хлеба, чтобы завтра принести свежий). Количество детей с низким уровнем развития самостоятельности на контрольном этапе стало меньше.

Проведенное анкетирование родителей показало, что все 100% участников опроса понимают необходимость развития самостоятельности у старших дошкольников, но 60% считают обязательным ограничивать самостоятельность своего ребенка рамками правил и норм поведения, влиянием внутрисемейных установок в рамках авторитарного руководства главы семьи и иное. Только 20% опрошенных родителей допускают, что могут согласиться с самостоятельным выбором ребенка в этом возрасте. Следует отметить, что результаты сформированности навыков самостоятельности в экспериментальной группе на констатирующем этапе примерно показывают такие же результаты.

В результате проведенного эксперимента гипотеза исследования была доказана, что посредством сюжетно-ролевых игр уровень сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется более эффективно.

Список литературы:

  1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: КДУ, 2016.  – 400 с.
  2. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст] / А. Ф. Лазурский. – М.: Юрайт, 2016. – 244 с.
  3. Люблинская А. А. Детская психология / А. А. Люблинская [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: // lib.uni-dubna.ru/search/files/psy _lublinskaya/~psy_ lublinskaya.htm
  4. Мeнджeрицкaя Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – М.: Прoсвeщeниe, 2009. – 175 с.
  5. Микерина А. С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. С. Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 77-81.
  6. Солнцева О. В. Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2011. – №2(50). – С. 18-32.
  7. Теплюк С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 1991. -№7 – С. 67-71.