Инновационная/ экспериментальная деятельность
Цели и задачи экспериментальной, инновационной деятельности: развитие личностного потенциала учащихся, учителей и родителей в создании единой образовательной среды;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_etnokulturnomu_obucheniyu_eksperementalnaya_ploshchadka.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО решением педагогического совета ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» ___.____.20___ протокол №____ | УТВЕРЖДЕНО приказом ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» ___.____.20___ протокол №____ |
ПРОГРАММА
экспериментальной площадки
филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
«Формирование этнокультурной среды через сетевое взаимодействие участников образовательного процесса ОО»
Срок исполнения работ:
Январь 2021 г.- январь 2024 г.
Составители:
Учитель английского языка: Содбоева Д.Н
Учитель начальных классов: Вампилова Т.Ц-Д
Творческая группа:
Самданова Ц.Ж
Цыденова Г.Б,
Балданова Ж.В
Ванчикова Т.Б
Малый Нарын
2021год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование Организации (полное и краткое) | Филиал Государственного бюджетного оздоровительного общеобразовательного учреждения «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» |
2. | Место нахождения организации (юридический и фактический адреса, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального сайта) | Республика Бурятия, Джидинский район, с. Малый Нарын, ул. Вампилова, 14 Тел +7(3013)49 85 05, https://gboou.buryatschool.ru/sveden/common Республика Бурятия, Джидинский район, с. Малый Нарын, ул. Вампилова, 14 Тел +7(3013)49 85 05, |
3. | Должность, фамилия, отчество руководителя организации | Заведующий филиалом Чойбсонов Юрий Васильевич |
4. | Наименование инновационного проекта | «Формирование этнокультурной среды через сетевое взаимодействие участников образовательного процесса ОО» |
5. | Организационная форма осуществления инновационной деятельности | Муниципальная Инновационная Площадка |
6. | Опыт инновационной деятельности | нет |
7. | Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии) |
ПРОЕКТ
«Формирование этнокультурной среды через сетевое взаимодействие участников образовательного процесса ОО»
1. Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования, на решение которых направлена реализация проекта
Предлагаемый для реализации проект соответствует следующим приоритетным направлениям инновационной деятельности в муниципальной системе образования Джидинского района:
- Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. За счет участия в проекте, имеющем этнокультурную направленность, обучающиеся смогут осуществить ряд профессиональных проб в этом направлении и сделать более осознанный выбор таких специальностей как учитель краеведения, дизайнер современной национальной одежды, организатор этнокультурного туризма и другие.
- Сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В реализации проекта будут участвовать три образовательные организации – МБОУ Гэгэтуйская СОШ и МБОУ Булыкская СОШ и ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат». В дальнейшем планируется расширение сети организаций-участниц, что позволит отработать механизмы сетевого взаимодействия в муниципальной системе образования.
- Профессиональные стандарты и система профессионального роста педагогических работников. Сетевое взаимодействие, использование проектных методов, методическое сопровождение – все эти компетенции обязательно потребуют профессионального совершенствования педагогов, участвующих в реализации проекта, следовательно, это будет способствовать их профессиональному росту.
- Организация профилактической работы в ОО. Широкое вовлечение детей в реализацию творческих проектов позволит организовать их содержательный досуг, будет способствовать их занятости во внеурочное время, вовлечение в социально одобряемую деятельность, что в совокупности будет работать как механизм профилактики девиантных форм поведения у подростков.
- Деятельность ОО по развитию воспитательной системы в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Вся работа в рамках предлагаемого проекта предусматривает создание значительного задела по организации воспитательной работы в ОО, причем собранные материалы могут быть тиражированы и внедрены в воспитательную практику других ОО.
Реализация этих приоритетных направлений возможна путем создания механизма формирования организационно-педагогических условий,
обеспечивающих этническую культуру обучающихся; участия в Молодежном этнокультурном конкурсе «Диалог культур»
(https://www.dkkapotnya.ru/post/этнокультурный-конкурс-диалог-культур); проведения консультаций, семинаров, мастер-классов, разработки методических пособий для педагогов образовательных организаций муниципального образования «Джидинский район» с целью привлечения к участию в Молодежном этнокультурном конкурсе «Диалог культур»; создания муниципального банка детских этнокультурных инициатив; реализации детских инициатив в направлении этнокультурного образования.
2. Обоснование актуальности и инновационности проекта
Формирование этнической культуры одна из актуальнейших задач современного образования и общества в целом, неслучайно 2014 год был объявлен Годом Культуры, 2016 – Годом Российского кино, а 2019 – Годом Театра. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации (далее- Концепция), определяющая стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года гласит, что Этнокультурное образование – это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Инновационность предлагаемого проекта состоит в том, что он будет реализован в сетевой форме, что позволит разработать и апробировать механизмы, нормативно-правовые вопросы такой формы организации учебно-воспитательного процесса, а в дальнейшем за счет расширения количества участников проекта тиражировать положительный опыт для всей муниципальной системы образования.
3. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта
В условиях модернизации российского образования был сформулирован социальный заказ на создание условий для воспитания инициативного, ответственного гражданина, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На наш взгляд, внедрение в практику социально-педагогической системы формирования этнической культуры обучающихся, основанной на поддержке детских инициатив, является одним из путей выполнения государственного заказа.
Цель проекта: Создать организационно-педагогические условия, повышающие этническую культуру участников образовательного процесса ОО средствами сетевого взаимодействия.
Задачи:
• разработать систему методического сопровождения образовательных учреждений по вхождению и дальнейшему участию в Молодежном этнокультурном конкурсе «Диалог культур»;
• повысить количество обучающихся и их родителей, педагогов, заинтересованных в реализации проектов, связанных с этнокультурным образованием;
• повысить компетентность педагогов в направлении этнокультурного воспитания;
• создать и использовать муниципальный банк детских этнокультурных инициатив;
• обратить внимание семьи и общества на проблемы этнокультуры;
• сформировать механизм общественного контроля за качеством этнокультурного воспитания;
• формирование этнокультурных компетенций у обучающихся с целью реализации детских инициатив;
• разработка модели сетевого взаимодействия по формированию этнокультурного образования обучающихся;
• практическая реализация детских инициатив
4. Срок и механизмы реализации инновационного проекта
срок реализации проекта - 3 года.
3 этапа:
1 – организационно-подготовительный;
2 – внутрисетевой реализации проектных идей;
3 – обобщающий.
5. Изменения в муниципальной системе образования (далее - МСО), ожидаемые от реализации проекта
В результате реализации проекта будет сформирована эффективная сетевая система организационно-педагогических условий формирования этнической культуры участников образовательного процесса. Данная модель сетевого взаимодействия является открытой и постоянно расширяемой. Учреждения, входящие в работу по данному проекту получат полное методическое сопровождение по вопросам создания развивающей среды по вопросам этнокультурного образования.
6. Программа реализации проекта: исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу; необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
Основой данного проекта является сетевое взаимодействие образовательных организаций, в результате которого компетенции участников образовательного процесса, реализуемые инициативы, генерация новых идей получат синергическую возможность повышения уровня получаемых результатов. Участники проекта получат возможность научиться сетевым методам коммуникации, групповым методам работы.
I этап. Организационно-подготовительный.
Задачи первого этапа:
- Формирование инициативной группы для обсуждения и темы, цели, задач проекта
- Изучение нормативной базы, методик, программ опыт других регионов, обмен опытом
- Разработка нормативных документов;
- Разработка календарного плана проекта;
- Инициирование и «запуск» сетевого взаимодействия по формированию этнокультурного образования обучающихся.
Основные методы деятельности на данном этапе:
- проведение организационных совещаний, круглых столов, телекоммуникационных совещаний внутри сети и с другими образовательными организациями;
- совместные мероприятия для педагогов, детей;
- запуск акций, конкурсов.
Контроль и обеспечение достоверности результатов:
Отчеты по проведенным мероприятиям на сетевых совещаниях, публикации на сайтах и СМИ, протоколирование результатов.
II Этап. Внутрисетевая активность
• Формирование муниципального банка идей детских этнокультурных инициатив
• Поддержка детских инициатив в области этнокультуры
• Организация совместной деятельности с привлечением учреждений общего, дополнительного, профессионального образования, учреждений культуры, общественных организаций;
• Координация и обеспечение взаимодействия участников сетевого взаимодействия;
• Осуществление внешних связей сети по решаемой проблеме;
Основные методы деятельности на данном этапе:
Реализация детских инициатив в виде проектной деятельности, проведение семинаров, научно-практических конференций, публикация банка идей и реализованных проектов в сети Интернет
Контроль и обеспечение достоверности результатов:
Публикация результатов деятельности в сети Интернет и СМИ, отчеты о проведенных мероприятиях.
III этап. Обобщающий
• Распространение опыта, путем разработки методических пособий, проведение семинаров, вебинаров, оформление тематических веб-страниц
• Создание ресурсного пространства, включая информационные, материальные, методические, кадровые ресурсы;
• Сформировать механизм общественного контроля за качеством этнокультурного воспитания;
Основные методы деятельности на данном этапе:
проведение семинаров, вебинаров, публикация в сети Интернет и СМИ, верстка и издание методических рекомендаций, работа со средствами массовой информации.
Контроль и обеспечение достоверности результатов:
Публикация результатов деятельности в сети Интернет и СМИ, отчеты о проведенных мероприятиях.
7. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня результатов
Сроки | Мероприятия | Результаты |
Этап I Организационно-подготовительный | ||
январь, 2021- январь, 2022 | 1.Сбор инициативной группы для определения темы, цели, задач проекта (январь - февраль 2021) 2.Анализ в ОО, участвующих в реализации проекта имеющихся наработок (ресурсов) 3. Круглый стол руководителей ОО с подписанием договоров о сетевом сотрудничестве 4. Организация и проведение семинаров, конференций, мастер-классов для педагогов и обучающихся. | 1. Анализ условий для осуществления проекта сетевого взаимодействия 2. Подписание договоров о сетевом партнерств 3. Повышение компетенции педагогов и создание методической базы (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) |
Этап II Внутрисетевой активности (практический) | ||
Январь, 2022 – январь, 2023 | 1 . Мастер-классы этно-идей среди участников проекта. 2. Мероприятия по сбору материалов по изучению культуры, этнографических источников Джидинского района. 3. Ярмарка – выставка «Достопримечательности моего Родного края». 4. Сетевая межшкольная этнокультурная конференция . 5. Участие сетевых партнёров в интеллектуальном этнокультурном марафоне «Этношкольник». 6. Конкурс рисунков, сочинений, мини-проектов «Этнокультурные традиции». 7. Создание и формирование муниципального банка идей детских этнокультурных инициатив. | 1. Увеличение числа заинтересованных школьников и их родителей, педагогов, общественности по вопросам этнического воспитания; 2. Освоены методы сетевой коммуникации; |
Этап III Обобщающий | ||
Январь, 2023 – январь 2024 | 1 Учебно-методические семинары: «Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе»; «Социальные проекты как средство формирования этнокультуры обучающихся»; 2. Круглые столы: «Непрерывное этнокультурное пространство образовательных организаций Джидинского района»; «Лучшие проекты этнокультурного обучения» 3. Вебинары: «Система работы по организации сетевого взаимодействия при реализации этнокультурного образования»; «Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса» | 1. Привлечение более 10% от МСО в Молодежный этнокультурный конкурс «Диалог культур» 2. Созданы методические пособия-рекомендации для педагогов; |
8. Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)
Организационные условия:
Наличие организаций и учреждений, заинтересованных в создании модели сетевого взаимодействия по проблеме формирования этнокультурного воспитания обучающихся;
Наличие информационных, материальных, методических, кадровых ресурсов;
разработка нормативных документов с целью регламентации сетевого взаимодействия.
Методические условия:
Разработка образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов с учетом сетевого взаимодействия по формированию этнокультурного образования обучающихся.
Кадровые условия:
Наличие педагогических работников, обладающих креативностью мышления, готовностью к переменам, сотрудничеству;
Привлечение квалифицированных кадров для реализации поставленных задач;
Изменения и дополнения в должностные инструкции;
Повышение квалификации педагогов;
Информационные условия:
Обмен информацией между участниками сетевого взаимодействия;
Размещение информации на сайте учреждения, в СМИ.
Материально-технические:
Использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
Правовые:
Разработка и заключение договоров с социальными партнерами.
9. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов
В результате реализации проекта увеличится количество образовательных организаций, реализующих эффективные программы этнокультурного воспитания обучающихся. Возрастет количество заинтересованных и более компетентных в вопросах этнокультурного обучения педагогов и законных представителей обучающихся.
Появится банк идей и реализованных проектов этнокультурной направленности. Благодаря сетевому взаимодействию качественно изменится уровень этнокультурной компетентности педагогов и обучающихся.
10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО
Сформированная модель системы организационно-педагогических условий формирования этнической культуры участников образовательного процесса является универсальной и легко транслируемой для других образовательных организаций. Сетевое взаимодействие является открытым и постоянно расширяемым. Одной из главных задач проекта является распространение и внедрение результатов в другие образовательные организации.