"Воспитатель года - 2021"
Праздник "Русский платок"
https://www.youtube.com/watch?v=t_jVuRp_Yh4&feature=emb_logo
Самоанализ
https://www.youtube.com/watch?v=w5KeTDDlRmg&feature=emb_logo
Мастер - класс
тема: Фольклор как средства развития детей дошкольного возраста"
https://www.youtube.com/watch?v=lbDt0TZd4ik&feature=emb_logo
«Посиделки на Покров»
Мероприятие с элементами фольклора для детей старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_na_pokrov.docx | 36.12 КБ |
deti_s_kotorymi_ya_rabotayu.ppt | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Сценарий православного праздника
«Посиделки на Покров»
для старших групп
Выполнила:
Музыкальный руководитель ВКК
Твердохлебова Светлана Викторовна
Богучар
2021
Цель:
Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.
Задачи:
Обучающие:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
-формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,
Развивающие:
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- ввести в круг основных православных праздников,
-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице,
- пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор,
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.
- воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины
Б. Кустодиева “Ярмарка”; рассматривание репродукции картины Ю.Богачева “В древнерусском доме”; рассматривание фото храма Василия Блаженного; знакомство со словами: коробейники, коробушка, ситец, парча, гривна, изба, пряха, светелка, припасиха, прибериха.
разучивание песен, хороводов, стихотворений.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультмедийный проектор, русские костюмы, осенние листочки из бумаги.
Оформление: Зал украшен в виде русской избы: печь, лавочки, веретено, стол с самоваром и т.д.
Ход утренника:
Под русскую народную песню «Ах, вы, Сени» входит Хозяйка.
Хозяйка: Не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Садится. Прядёт.
Хозяйка: Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду. Совсем, как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то веселее.
Стук в дверь.
Ой, стучат! Самое время гостей принимать! Я же говорю, не сидели по одной. Входите гости дорогие!
Под русскую народную музыку входят девочки.
Девочки (вместе): Доброго вам здоровья! Здравствуйте (кланяются)!
Хозяйка: Прошу в избу, Красному гостю – красное место. Нас Покров сегодня собрал.
(девочки садятся и принимаются за работу - шьют, вышивают).
Исполняют песню «Пряха» русская народная песня
Хозяйка: Ах, вы, умницы мои, все с рукоделием пришли. Ведь говорят в народе «От скуки, бери дело в руки»
Девочки (по очереди).
А еще говорят: «Без труда – нет добра»
А еще говорят: «Умелые руки не знают скуки»
«Маленькое дело – лучше всякого безделья»
«Дело мастера боится»
«Была охота, будет ладиться и работа»
«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»
«Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Хозяйка: Правильно говорите, никогда русская женщина не сидела праздно без работы. Ведь надо было и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду себе сшить.
Раздается стук в дверь.
Хозяйка: Опять стучат. Дверь открыта, заходите люди добрые.
Под музыку заходят мальчики.
Мальчик: Здоровьеце желаю, хозяйка! Принимайте молодцов!
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гость на дворе – хозяину радость. Вот и наши помощники пришли. (Принимаются за работу).
Мальчики.
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли, как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки,
Были праздником души!
Хозяйка: И правда, урожай-то убрали, всего наготовили, самое время игры устроить.
Проводится игра «Горелки» русская народная игра.
Хозяйка: Осенью, много праздников. Дети, какой недавно праздник был?
Дети: Покров Пресвятой Богородицы.
Хозяйка: Правильно, поэтому посиделки наши "Покровские".
Дети: Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!
Время сказочных даров - будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром!
Так природа поздравляет всех с Великим Покровом!
Исполняется хоровод «У Калинушки» слова и музыка Ю.Михайленко.
Хозяйка: (садится на лавочку).
А теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.
Пришел к нам октябрь-батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?
Дети: Расскажи, Хозяюшка!
Хозяйка: Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор, этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.
Хозяйка: А у нас есть ложки расписные. И похлебку хлебать, да и песню сыграть! А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!
Ребёнок.
Не сдержать от пляса ножки,
Так пляшите от души!
В танец наш вступают ложки,
Ах, как ложки хороши!
Танец с ложками музыка Ю. Слонова.
Хозяйка.
Сяду рядышком на лавку
С вами вместе посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышлёный погляжу! (садится на лавку, загадывает загадки)
Загадки:
1.Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печь)
2. Стоит бычок, подбоченевши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (самовар)
3. В брюхе баня в носу решето
На голове -пупок
Одна рука и та на спине. (чайник)
Домовёнок: Ой? Наконец-то я нашёл дом себе. Буду теперь у вас жить. Радуйтеся, счастье -то вам привалило.
Подходит к детям.
Домовёнок: Ой, и правда не сплю! А раз мы встретились, то надо первым делом сделать это…которое… Ну, подскажите же!
Хозяйка: Надо поздороваться.
Домовёнок: Здравствуйте! Не узнали вы меня? Почему вас так много сегодня собролося здесь?
Ответы детей.
Домовёнок: Праздники люблю больше всего на свете. А знаете почему?
Потому что песни люблю.
Дети по очереди выходят и поют.
Частушки.
1. У меня на сарафане,
Косолапы петухи -
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи!
2.Гармонист устал,
Запинаться стал.
Принесите молока,
Напоите игрока!
3.Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Маленьки котяточки.
Царапали за пяточки!
4.У кого какая баня -
У меня осинова,
У кого какая девка -
У меня красивая.
5. Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
Нет волос на голове,
Распустила перья!
6. Мы частушки вам пропели,
Дорогая публика.
За карманы не держитесь,
Не возьмем ни рублика.
Домовёнок: Да за такие весёлые частушки я вам сейчас самую весёлую сказку расскажу и покажу.
Ищет и не находит. Плачет. Наверное, Баба-Яга утащила мой волшебный сундук со сказками.
Хозяйка: А вот мы сейчас эту Бабу-Ягу позовём, и пусть отдаст сундук. Да, ребята? Не бойтесь?
Дети зовут Бабу-Ягу. Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга: Фу, фу-фу! Русским духом пахнет(оглядывается.) Батюшки! Домовёночек! Так вот ты куда от меня сбежал.
Домовёнок: Дом у меня новый, а гости в нём, добры молодцы да красны девицы из детского сада. Детки сильные да умелые, смышлёные да ласковые. А уж обходительные. Посмотри, как они дружно дороваются.
Баба-Яга: (делает реверанс) Здорово, люд честной, развесёлый. Фамилий, отчеств и прочих ненужных излишеств не имеем, а обзываемся просто:
Баба -Яга. А чавойта вы меня позвать вздумали.
Домовёнок: Печаль- кручина меня гнетёт, беда у нас, несправедливость вершится.
Баба-Яга: А ты толком, всё по порядку объясни, как следует.
Домовёнок: И расскажу, откуда беда к нам пришла. Это ведь ты у меня сундук со сказками взяла?
Баба-Яга: Чаво нет, таво нет! Ты напрасно на меня наговариваешь.
Домовёнок: А у меня свидетель есть.
Баба-Яга: Погодь, домовой. Свидетель говоришь? И кто же?
Домовёнок: Кот у меня есть, он по ночам не спит, всё видел.
Баба-Яга: Ха! Да где же ето видано, чтобы кот в свидетелях числился? Это- лжесвидетель!
Домовёнок: Сознавайся Баба-Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печке зажарим. Али забыла, как Ваня посадил тебя в печку?
Баба-Яга: Вижу я, ребята вы неслабые, значит, со мной потягаться хотите? Только знайте, меня ещё никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.
Хозяйка: А ты не пугай нас. Ребята очень хотят с тобой посостязаться.
Баба-Яга: Коли пройдёте моё испытание. То отдам тебе, Кузенька, твой волшебный сундук.
Игра- состязание «Перетягивание каната».
Домовёнок: Так что, Баба-Яга, прошли мы твоё испытание, отдавай мешочек со сказками!
Баба-Яга: Ну что ты, Домовушечка, раскипятился! Есть у меня ещё, последнее испытание для вас. Кто больше прибауток и небылиц расскажет. Тот и выиграл. Согласны, косатики? Я первая начинаю.
Баба-Яга.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
Ребёнок.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Баба-Яга.
Черт намазал себе нос,
Напомадил руки.
И из погреба принес
Жареные брюки.
Ребёнок.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
« Куры съели петуха»,-
Говорят собаки.
Баба-Яга.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад,
Пел им песню "Чунга-Чанга"
Тридцать три часа подряд!
Ребёнок. На заборе чепуха
Жарила варенье.
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Ребёнок.
Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете,
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Домовёнок: Проиграла ты, Баба-Яга, отдавай мой сундук!
Баба-Яга: Бери, косатик, бери мне не жалко. Вот только грустно мне стало, ни тебя, ни сундука ничего у меня не осталось. (начинает уходить)
Хозяйка: Баба-яга подожди не уходи, ребята хотят порадовать тебя весёлым танцем.
Танец «Ох, Серёжка» под русскую народную песню.
Баба-Яга и Кузя уходят.
Хозяйка: Вот видите, ребята на посиделках чудеса разные случаются и домовой в гости приходит и баба- яга встречается.
Хоровод «Урожай» русская народная песня.
Хозяйка: Урожай-то убрали, закрома полные зерна, мешки полные муки, а я для вас из новой муки испекла вкусные пироги. Угощайтесь!
Ну, вот наши посиделки и заканчиваются: – Пора и честь знать!
Я вас с Покровом, друзья, поздравляю.
Счастья, здоровья, любви вам желаю.
Пусть Богородица всех вас спасает,
Покровом Святым от невзгод защищает!
Пусть в вашем доме всё будет спокойно.
Живите легко вы, красиво, достойно!
Мир вам и вашему дому!
Под музыку дети уходят в группу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Более 20 лет я работаю с детьми. Это были годы кропотливой работы, поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Сегодня, работая в детском учреждении, я продолжаю идти по пути педагогического поиска, осваиваю новые программы и технологии, методы и приемы, способные помочь моим воспитанникам раскрыть себя, показать свои возможности. Поэтому в данный момент работаю над темой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных традиций и сказок.
Фольклорные посиделки « Русский платок» Главная задача музыкального руководителя - открыть детям дверь в прекрасный мир музыки, воспитать интерес, желание проявить себя в различных видах музыкальной деятельности, и затем предоставить дошкольникам возможность попробовать свои силы в пении, движении, музицировании.
Посиделки на Покров
«Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники.
Театральный кружок Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» Победители муниципального театрального конкурса «Театральный сундучок» « Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Цель кружковой работы: воспитание ребенка, развитие волевых, творческий качеств личности, раскрытие индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой творческой личности. П рограмма работы кружка по дополнительному образованию «Волшебный мир сказки» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Сказка « Петушок и краски» Победители конкурса «Сказка в гости к нам пришла» Новизна и актуальность программы: Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе
Сказка « Пчёлки- добрые подружки» I место в муниципальном конкурсе «Волшебные сказки» Театральная игра способствует развитию всех видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического.