Родителям о детях

Райхерт Диана Павловна

Предлагается информация родителям о возрастных особенностях детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что взрослый должен помнить о детях  2-3 лет  

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с проживающей ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.

 С этой целью необходимы различные материалы для игр:

– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:

– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;

– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);

 – книги и дидактические материалы.

В этом возрасте Вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. 

 Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому Вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно Вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Кризис трёх лет

Кризис трёх лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.     Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для кризиса трёх лет характерны следующие особенности в поведении:

1.    Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2.    Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

3.   В переходный период может появиться строптивость. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4.   Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса такое поведение приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5.    У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.

 6.    Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что  обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от Вашего ребенка, но и от зрелости Вашей позиции! 

 

Что делать, если ребёнок упрямится?

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

 

Как преодолеть капризы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.  Ими могут быть:

  • нарушения режима дня;
  • обилие новых впечатлений;
  • плохое самочувствие во время болезни;
  • переутомление (физическое и психическое).  

Преодолеть капризы можно, если:

  • все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;
  • все члены семьи будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя»;
  • родители научат ребенка вырабатывать настойчивость в достижении цели;
  • родители будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.  

                                                               

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет:

  По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам! Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно? И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему… Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять! И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам.

Когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

 В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.  

Как НЕ надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет:

  • постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;  
  • не говорить «да», когда необходимо сказать твердое «нет».
  • не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности;
  • не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. 



Предварительный просмотр:

Особенности четырехлетнего возраста

В четыре года ребенок продолжает расти. Физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому.

Совет от наших специалистов - гулять как можно больше!

 На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать! В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной. Развивающие  секции хороши тем, что направляют энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинируют и воспитывают характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень - одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь!

Ребенок отличается любознательностью

Интеллектуальное развитие происходит за счет развивающих игр и наглядных примеров. Ребенок отличается любознательностью и в большинстве случаев познает окружающий мир «на ощупь» и «на вкус». Родительское же терпение в этот период проходит проверку на прочность и выдержку.

Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы, а из простых форм воссоздавать сложные объекты.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету. Выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.   Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается образное мышление. Дошколята  оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания.

Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут.

Развивается речь

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

 

 

Творческое развитие

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.

 Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

 

Произвольность движений

Двигательная сфера детей этого возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной   моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Они  лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

 

Стремление во всем подражать взрослым

В этом возрасте малыш занимает промежуточное социальное положение: он уже вырос из младшей детсадовской группы, но еще не достиг старшего дошкольного возраста. Он устанавливает ассоциативные и логические связи, исходя из собственных наблюдений и опыта.

Он знает, что когда больно – человек плачет, а когда весело – смеется. Начинает понимать, что не всякая «шуточная» шалость может быть смешной. Малыш прекрасно ориентируется в знакомых ему местах, знает, как его полностью зовут и адрес проживания. С помощью взрослых может правильно одеться по погоде, но с трудом осиливает самостоятельное завязывание шнурков.

Четырехлетки стремятся во всем подражать взрослым и через сюжетно-ролевые игры, развивают общительность и вырабатывают правильную тактику поведения в той или иной ситуации.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого! Для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

О пользе разговоров

Общение – очень важный критерий в развитии самостоятельной речи ребенка, в развитии его познавательных процессов. В четыре года ребенок похож на губку, он впитывает не только манеры поведения взрослых, но и особенности их повседневной речи. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

Родителям стоит помнить, что умение ребенка общаться будет способствовать развитию его социальной активности, коммуникабельности, облегчит адаптацию в чужом коллективе, поэтому на общение с малышом никогда не нужно жалеть времени. 

Разговоры с ребенком должны носить не только поучительный характер, но и охватывать все возможные для детского понимания сферы жизни. Это может быть обсуждение прошедшего дня, разговоры о погоде, новости из детского садика.

Замечено, что в семьях, где общение родителей и детей развито сильно, отмечается более дружелюбная, взаимодоверительная атмосфера. Дети в таких семьях вырастают легкими в общении людьми, что в дальнейшем облегчает им адаптацию в новом коллективе, налаживание социальных связей. И наоборот, чем меньше с ребенком общались в семье, тем более замкнутой и «тяжелой» личностью он вырастает. Такому человеку во взрослой жизни всегда непросто пойти на контакт первым, он очень часто мучается внутренними сомнениями, неуверенностью.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию «образа-Я» ребенка, его детализации.

Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои отношения, которыми они могут не делиться со взрослыми. Тем не менее общение со взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов.

В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

Четыре года - самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики - все нравится и все радует.

Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали, а также его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Поэтому

  • всегда важно помнить, какого ребенка Вы хотите воспитать;
  • применять единый стиль воспитания и  предъявлять одинаковые  требования всеми членами семьи;
  • создавать развивающую среду;
  • хвалить за заслуги и достижения;
  • окружать заботой и любить просто за то, что этот малыш появился в Вашей семье!


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 5-6 лет

 Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Дети от сюжетно-ролевых игр переходят к играм по правилам, которые учат их контролировать своё поведение и поведение других игроков.

Ребенок в 5 лет стремится к самостоятельности. Он уже может и хочет многое делать сам, но сосредотачиваться на том, что ему неинтересно ребёнку всё ещё трудно.

Подражает значимым для него взрослым, играет во «взрослые дела» и другие социальные игры. Их продолжительность может быть довольно значительной.

Анатомо-физиологические особенности

 Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы.

Развитие личности

5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, так как 90% всех черт личности человека закладывается в возрасте 5-6 лет.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни!

Ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Взрослый – это помощник в систематизации и конкретизации полученных знаний! Поэтому очень важно отвечать неодносложно  на детские вопросы– «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать: «А почему сейчас зима? Докажи… А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».

У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь!

  

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.

В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей: выработать у ребенка стремление победить! Ребенок должен знать, что «Я могу!».  

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

В 5 -6 лет дети начинают осознавать половые различия. Они могут задавать родителям «неудобные» вопросы. Также частыми в этом возрасте становятся и вопросы, связанные со смертью, что провоцирует появление страхов, особенно появляющиеся в период засыпания.

Вам важно научиться:

  • Организовывать развивающую среду, мудро подпитывая возрастающую потребность в познании окружающего мира.
  • С уважением относиться к фантазиям и версиям ребенка, не заземляя его «магического» мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
  • Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками.
  • Обеспечивать частое общение с близкими, организовывая отдых всей семьей.
  • Понемногу снижать контроль над ребёнком, обсуждать с ним совместные планы. Предоставлять ему возможность самостоятельно ставить перед собой разнообразные задачи и решать их.
  •  Хвалить ребёнка в случае успеха и поддерживать, в случае неудачи, совместно выясняя её причины.
  • Развивать в ребёнке «взрослую» позицию, прося о помощи, а, не заставляя и обязывая что-либо делать. В подчиненном и обязанном выполнять родительские требования ребёнке, развивается «инфантильно-детская» личность!



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6-7 лет

        

        В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая его в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.

        Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

        Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Социальное развитие:

  • дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
  • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
  • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
  • стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
  • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

  • дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
  • они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
  • ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
  • они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
  • способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

  • дети способны правильно произносить все звуки родного языка;
  • способны к простейшему звуковому анализу слов;
  • обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • грамматически правильно строят предложения;
  • умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;
  • свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
  • способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;      
  • способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие:

  • дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
  • они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
  • с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания:

  • шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;
  • количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
  • не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие памяти:

  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
  • дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
  • способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка).

Развитие мышления:

  • наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление;
  • доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

  • способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
  • способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.),
  • способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
  • способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:

  • способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

  Однако, здесь еще много зависит от индивидуальных особенностей: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого!


Слухо-моторные координации:

  • способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
  • способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.


Развитие движений:

  • дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
  • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
  • способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
  • способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения;
  • способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
  • способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
  • способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:

  • способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;
  • стремятся соответствовать требованиям взрослых;
  • стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
  • не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).


Мотивы поведения:

  • интерес к новым видам деятельности;
  • интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
  • проявляют познавательные интересы;
  • устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Произвольность:

  • способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
  • способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

        Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери!

Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка в освоении какой-либо деятельности. Более того, Вы должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым!

        В Ваших силах внушить будущему школьнику волю к победе!

Не обзывайте его смешным прозвищем, если он что-то плохо делает. Чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет делать то, что плохо получается или смирится со своим прозвищем и не захочет качественно выполнять то или иное задание.

Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

    В период подготовки к школе проблемы возникают практически у всех детей бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья ребенка и решайте все проблемы как можно быстрее!