РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. КРУГЛЫЙ СТОЛ "Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста"

Мударисова Гульназ Фасимовна

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением

физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью,

стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций,

основном в быту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp._bezop._poved._v_bytu_detey_doshk._vozr.doc129.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста

   На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для

формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам

личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений

отмечается, что таким механизмом должно стать образование (Н.А. Едимская, Ю.Н.Мотин,

 С.А. Проскурин, Н.А. Щеголев и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни

человека и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов,

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.С. Грядкина). Детям легче привить мотивы, побуждающие к

соблюдению норм и правил.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением

физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью,

стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций,

основном в быту.

Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое.

Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в

доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам,

газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько

угодно.

Подтверждением этому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75% (С. Я. Долецкий, С. М. Мартынов,

В. Немсадзе и др.); из них 42% травмированных – дети первых шести лет жизни. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются следующие: ранения и ушибы; ожоги; электротравмы; отравления;

попадание в организм инородных тел.  Поэтому чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила

безопасного поведения в быту.

 В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в

состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как

теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного

поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта

должно стать дошкольное учреждение.

Методика, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения, должна осуществляться ступенчато:

-сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой безопасности;

-затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Выделено 3 этапа работы с детьми: обогащающий, имитационный, практический.

Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных

ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами

домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой

дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием

фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности.

 Особая роль здесь отводится игровому персонажу – Стобеду (герой произведений Д. Орловой),

который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и

«открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки

 и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда педагог показывает, что может случиться,

если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени персонажа отражена эта идея, и уже

при первом знакомстве с маленьким человечком дети, отвечая на вопрос «Как вы думаете, почему

его так зовут?», говорят: «У него беда была», «Беда – это плохо ему было». Использование игрового

персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснять Стобеду необходимость

выполнения правил и тем самым лучше усваивать правила.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о

правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах»,

«Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об

источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности

посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний

о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и  д.р.

Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, в дальнейшем наблюдает, поясняет,

подсказывает.

Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы,

например:

Если появился сильный дым,

Ты не прячься, позвони по 01.

Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных

ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: педагог читает детям рассказы и

стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми

мер предосторожности.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять

источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего

обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений. Необходима организация второго (имитационного) этапа, цель которого

состоит в формировании у детей умений безопасного поведения в быту.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила

поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через

внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою активность

 ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с

учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

- использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой

среды;

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с

потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в

 реальной жизни.

Специально изготавливается макет кухни и комнаты, где разыгрываются ситуации опасного и неопасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезаются из бумаги и дерева мебель, инструменты,

бытовая техника и др.

Для обогащения игрового уголка группы подбираются пластмассовая посуда, столовые приборы,

предметы бытовой техники. Все это необходимо для имитирования действий с потенциально опасными предметами быта и моделирования опасных ситуаций.

На данном этапе широко используются тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая

деятельность в основном осуществляется дома родителями.

В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. С детьми желательно

проводить занятия по методике трудового обучения, разработанной М. В. Крулехт, Э. Г. Гульянц: по изготовлению мебели, приготовлении салата из моркови и т. п. Наряду с этим широко использовать проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне:

 стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные

занятия с участием медицинской сестры.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного

поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в

окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

   

«ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КРУГЛЫЙ СТОЛ

Уважаемые родители!

Сегодня, за  «круглым столом» я хотела бы поговорить с Вами о всегда волнующей, тревожной теме:

« Охрана жизни и здоровья детей».

Несчастные случаи с ребенком в быту происходит довольно часто. Что это: случайность или

закономерность?

«Мой дом - моя крепость»,- гласит известная поговорка. Мы, взрослые, часто любим ее употреблять,

и нередко забываем, что сейчас наш дом совсем другим, что он высоко возведен над землей, что в нем

из кранов льется кипяток, по проводам передается электроэнергия, по трубам течет газ. Все больше

появляется бытовых приборов. Ребенок, который еще не умеет читать и писать, свободно управляться с телевизором, аудио- и видеоаппаратурой.

Разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих

приборов таит для ребенка незримую опасность.

Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку, либо развести огонь,

 костер в комнате или на кухне. Давайте сейчас вместе вспомним, с чьими детьми такое случилось,

какие происходили случаи?

(Родители обмениваются жизненными ситуациями.)

Вот видите, порой просто детское любопытство становится несчастьем в том, что ребенок получает

ожоги или отравления из-за небрежного хранения спичек и лекарств.

« Вакцина против травматизма - это воспитание», - так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но еще в большей степени она адресована к нам,

взрослым. Так ,как вам хорошо известно, что мы являемся примером для наших детей. А примеры как

 хорошие, так и плохие бывают заразительны.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему,

где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию.

Этим мы и занимаемся в детском саду. Из ширм, фотовыставок, консультаций, рассказов детей вы

знаете, что мы побывали на экскурсиях к светофору, в пожарную часть, проводим серии занятий, бесед,

где говорим с детьми о мерах предосторожности, безопасности. Детям нравиться такие мероприятия.

Они  очень активны, каждый старается рассказать какая ситуация произошла с ним, или с родителями.

Еще хотела сказать о такой форме организации детей, как игра.

« Игра не только стихия, сколько, единственная область, где мы предоставляем ему более широкую

инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым»,- говорил я.

Корчак.

« Игра есть путь детей к познанию мира» - подчеркивал М. Горький. Именно во время игр воспитывает характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются

двигательные навыки,

точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так

необходимы для предупреждения травматизма.

Но совсем не дело, когда взрослые превращают в игрушки злополучные спички или электробытовые

приборы, иногда монеты, бусы или другие мелкие предметы.

Обратите внимание на то ,что какие игры по ОБЖ есть в нашей группе.

Наши дети знают, по какому номеру нужно вызвать службу спасения, знакомы с мерами

предосторожности, со средствами пожаротушения. Все эти знания закрепляются во время игр.

Хотелось бы, чтобы с вашей стороны все знания закреплялись дома, прежде всего: выучите свой

домашний адрес с детьми, фамилию, имя, отчество свое и ребенка, ведь не секрет, что многие этого

 не знают и  затрудняются отвечать на

поставленные  вопросы.

А теперь уважаемые родители мы с вами расслабимся и немного поиграем.

ИГРА « ЗАДАНИЕ – СИТУАЦИЯ».

я предлагаю Вам вопрос - Вы даете 'точный ответ. Хочу заметить , что дети старшей группы с этим

заданием хорошо справляются.

Вопрос: Например, возник пожар?

Ответ: Звонить – 01.

Вопрос: На тебе горит одежда?

Ответ: (Остановиться, упасть на землю, катиться.) Вопрос: Почувствовал запах газа?

Ответ: (Перекрыть кран ,проветрить помещение).

Вопрос: Задымился телефон?

Ответ: (Отключить, затем тушить.)

Вопрос: Можно ли играть со спичками и зажигалками?

Ответ: (Конечно же нет.) Вопрос: Брать лекарства без разрешения?

Ответ: (Нет нельзя, нужно спросить у родителей.) Вопрос: Можно ли чужому открывать дверь, если

ты один дома?

Ответ: (Конечно нельзя).

Вопрос: Можно ли есть грязные овощи, фрукты?

Ответ: (Необходимо помыть.)

Вопрос: По какому номеру вызвать скорую помощь?

Ответ: (Позвонить 03.)

Вопрос: По какому номеру вызвать милицию?

В результате я пришла к выводу, что в ходе проведенной мною работы, знания и умения, полученные родителями в беседе за «круглым столом» принесли ощутимую пользу. Родители смогут управлять

поведением детей, осознавать свои поступки, адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, как

семье, так и в повседневной жизни.