Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений
Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Структура системы оценки
| Методы и формы оценивания |
Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем. Поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов | Виды оценивания: 1. стартовая диагностика 2. входящий контроль 3. текущее оценивание 4. итоговое оценивание Формы оценивания: 1.диагностические работы 2. задания в тестовой форме 3. самостоятельные работы 4. проектные работы |
Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:
- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;
- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;
- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;
- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Оценивание проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии | Оценка защиты проекта
| Оценивание выполнения тестов (по В. П. Беспалько) |
Критерии оценивания Общее оформление Актуальность Обоснование проблемы и формулировка темы проекта Сбор информации по теме проекта Анализ возможных идей Выбор оптимальных идей Выбор технологии изготовления изделия Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления Разработка конструкторской документации, качество графики Описание изготовления изделия Описание окончательного варианта изделия Эстетическая оценка выбранного варианта Экономическая и экологическая оценка готового изделия Качество изделия Соответствие изделия проекту Практическая значимость
| Формулировка проблемы и темы проекта Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи Описание технологии изготовления изделия Четкость и ясность изложения Глубина знаний и эрудиция Время изложения Самооценка Ответы на вопросы
| Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста; К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте. Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным. Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7), 4 ставится за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку 5 ставится за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9)
|
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места. Формирующее оценивание помогает диагностировать процесс обучения на начальной, промежуточной и конечной стадии. Если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.
Преподаватель определяет содержание курса: темы, их последовательность, формы работы – лекции, групповые занятия, домашние задания, которые дадут возможность полностью покрыть содержание курса. Преподаватель решает, какие методы оценивания будет использовать – тесты, письменные задания, практические работы. Учителю надо выбрать такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценивание с поставленными целями. Владея мониторингом качества образования по технологии, изобразительному искусству, на своих уроках применяю разнообразные способы оценивания. Это и традиционные способы, как тестирование, упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, направленные на освоение различных технологий, так и формирующее оценивание, дающее понимание процессов и законов, способности критически анализировать информацию.
В течение нескольких лет я применяю следующие
способы формирующего оценивания по технологии:
Самооценка работы в группе
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
Предложил несколько вариантов выполнения задания |
|
Делать поясняющие схемы/рисунки |
|
Анализировал полученный результат |
|
Сформулировал вывод по работе |
|
Защищал выполненное в группе задание |
|
Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 10-8 б.- 5; 7- 5 б.- 4; 3-2 б. - 3 |
|
Оценивание после изучения темы
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
1.Достигнута цель деятельности |
|
2.Качественно выполнена работа |
|
3.Способы эффективны |
|
4.Все запланированное сделано |
|
5.Регулярно вел записи в тетради |
|
6.Умею самостоятельно решать задачи |
|
Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 12-10 б. - 5; 9- 7 б. -4; 6-4 б. - 3 |
|
Рефлексия результата урока и деятельности учащихся
Цель урока достигнута?
Что нового узнал на уроке?
Какой вывод сделать?
Мне понравилось……….
Я знаю……….
Я умею………
Моя отметка………
Формирующее оценивание по изобразительному искусству
Главная задача современной школы – раскрытие способностей ученика. Существующая отметочная система оценивания на уроках изобразительного искусства опирается на конечный результат – рисунок, и не дает возможности оценивать личностные достижения, интеллектуальные творческие проявления, самостоятельный поиск дополнительного материала, не формирует оценочную самостоятельность. Необходимо оценивать творчество, инициативу, составляющие основу созидательной деятельности. Формирующее оценивание сочетает в себе контроль и диагностику.
1. Обсуждение работ
По организации обсуждения | По форме обсуждения |
1.Выставка работ учащихся | 1.Что нравится в рисунке |
2. Индивидуальное представление | 2. У кого получилось лучше то или иное изображение |
3. Групповое представление | 3. Какие коррективы необходимо внести в рисунок |
2. Лист самооценки творческой работы
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
1.Запись цели |
|
2.Удалось получить результат |
|
3.Справился правильно |
|
4.Справился с работой самостоятельно |
|
5.Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 8-6б. - 5; 5-4 б. -4; 3-2б. - 3 |
|