Система оценивания образовательных достижений

Абромавичене  Ирина Викторовна

Система оценивания образовательных достижений

   Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

 

Структура системы оценки

 

Методы и формы оценивания

Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем.

Поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов

Виды оценивания:

1. стартовая диагностика

2. входящий контроль

3. текущее оценивание

4. итоговое оценивание

Формы оценивания:

1.диагностические работы

2. задания в тестовой форме

3. самостоятельные работы

4. проектные работы

  

    Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:

- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;

- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;

- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;

- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.

 

Оценивание проектно-исследовательской деятельности на  уроках технологии

Оценка защиты проекта

 

Оценивание выполнения тестов

       (по В. П. Беспалько)

Критерии оценивания

Общее оформление

Актуальность

Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

Сбор информации по теме проекта

Анализ возможных идей

Выбор оптимальных идей

Выбор технологии изготовления изделия

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

Разработка конструкторской документации, качество графики

Описание изготовления изделия

Описание окончательного варианта изделия

Эстетическая оценка выбранного варианта

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

Качество изделия

Соответствие изделия проекту

Практическая значимость

 

Формулировка проблемы и темы проекта

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

Описание технологии изготовления изделия

Четкость и ясность изложения

Глубина знаний и эрудиция

Время изложения

Самооценка

Ответы на вопросы

 

   Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов

где — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

3  ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7),

4 ставится за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку

5  ставится за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9)

 

 

Формирующее оценивание

   Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места. Формирующее оценивание помогает диагностировать процесс обучения на начальной, промежуточной и конечной стадии. Если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

 Преподаватель определяет содержание курса: темы, их последовательность,  формы работы – лекции, групповые занятия, домашние задания,  которые дадут возможность полностью покрыть содержание курса. Преподаватель  решает, какие методы оценивания будет использовать – тесты, письменные задания, практические работы. Учителю  надо выбрать  такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценивание с поставленными целями. Владея мониторингом качества образования по  технологии, изобразительному искусству,  на своих уроках  применяю разнообразные способы оценивания. Это и традиционные способы, как  тестирование, упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, направленные на освоение различных технологий, так и  формирующее оценивание, дающее понимание процессов и законов, способности критически анализировать информацию.

В течение нескольких лет я применяю следующие

способы формирующего оценивания по технологии:

Самооценка работы в группе

                                                                    Лист оценивания

Этапы выполнения работы

Выполнил (да/нет)

Предложил несколько вариантов выполнения задания

 

Делать поясняющие схемы/рисунки

 

Анализировал полученный результат

 

Сформулировал вывод по работе

 

Защищал выполненное в группе задание

 

Количество ответов «да» и «нет»

 

Итого:   10-8 б.- 5;       7- 5 б.- 4;         3-2 б. - 3

 

 

 

Оценивание после изучения темы

                                                                    Лист оценивания

Этапы выполнения работы

Выполнил (да/нет)

1.Достигнута цель деятельности

 

2.Качественно выполнена работа

 

3.Способы эффективны

 

4.Все запланированное сделано

 

5.Регулярно вел записи в тетради

 

6.Умею самостоятельно решать задачи

 

Количество ответов «да» и «нет»

 

Итого:   12-10 б. - 5;       9- 7 б. -4;         6-4 б. - 3

 

 

 

Рефлексия  результата урока и деятельности учащихся

Цель урока достигнута?

Что  нового узнал на уроке?

Какой  вывод сделать?

 Мне понравилось……….

Я знаю……….

Я умею………

Моя отметка………

 

                                     Формирующее оценивание по изобразительному искусству

Главная задача современной школы – раскрытие способностей ученика. Существующая  отметочная система оценивания на уроках изобразительного искусства опирается на конечный результат – рисунок, и не дает возможности оценивать личностные достижения, интеллектуальные творческие проявления, самостоятельный поиск дополнительного материала, не формирует оценочную самостоятельность. Необходимо  оценивать творчество, инициативу, составляющие основу созидательной деятельности. Формирующее оценивание сочетает в себе контроль и диагностику.

1. Обсуждение работ

            По организации обсуждения

                 По форме обсуждения

1.Выставка  работ учащихся

 1.Что нравится в рисунке

2. Индивидуальное представление

 2. У кого получилось лучше то или иное изображение

3.  Групповое представление

 3. Какие коррективы необходимо внести в рисунок

 

2. Лист  самооценки   творческой работы  

                                                                      Лист оценивания

                    Этапы выполнения работы

       Выполнил (да/нет)

1.Запись цели

 

2.Удалось получить  результат

 

3.Справился правильно

 

4.Справился с работой самостоятельно

 

5.Количество ответов «да» и «нет»

 

Итого:   8-6б. - 5;       5-4 б. -4;         3-2б. - 3